Краткая характеристика антигенов системы
HLA классов I и II
Характеристика | Класс I | Класс I |
Генетические локусы | HLA – A, B, C | HLA – DP, DQ, DR |
Распределение в тканях | Все ядросодержащие клетки | В-Lm, моноциты - макрофаги, денд-ритные клетки, активированные Т - Lm, эпителиальные и эндотелиальные клетки |
Участие в презентации пептидов для Т-Lm | Для Т – киллеров (СD8+) | Для Т – хелперов (СD4+) |
Cвязывание с поверх-ностными молекулами Т- Lm | С молекулой СD8+ | С молекулой СD4 |
Рис. 1. Феномен HLА-рестрикции: АГ-РР – антигенраспознающий рецептор.
2. Нарисовать схему межклеточной кооперации при развитии клеточного иммунного ответа.
3. Нарисовать схему межклеточной кооперации при развитии иммунного воспаления.
4. Ознакомиться со схемой механизма реализации цитотоксичности Т-лимфоцитами-киллерами.
Рис. 3. Механизм реализации цитотоксичности Т–лимфоцита-киллера
(«поцелуй смерти»)
Гранзимы– семейство сериновых протеаз, собранных в гранулы.
Каспазы– семейство цистеиновых протеаз.
Гранзимы, в частности, гранзим В. активирует каспазу 10; взаимодействие рецепторов Fas и FasL активирует каспазу 8; взаимодействие ОНФα* и рецептора ОНФ активирует каспазу 2.
Все они и цитохром С активируют каспазу 3, которая активирует ядерные эндонуклеазы, что приводит к апоптозу. Кроме того, гранзим В способен напрямую активировать каспазы 3 и 7.
- ОФНα – опухольнекротизирующий фактор альфа
5. Поставить реакцию кольцепреципитации для выявления термостабильного антигена возбудителя сибирской язвы. Учесть и зарисовать полученные результаты.
а в
Рис. 3. Реакция кольцепреципитации:
а – контроль, отрицательный результат;
в – опыт, положительный результат.
6. Определить токсигенность Corynebacterium diphtheriae с помощью реакции преципитации (иммунодиффузия) в геле (демонстрация).
Полученные результаты зарисовать.
Рис. 4. Определение токсигенности Corynebacterium diphtheriae с помощью реакции преципитации в геле.
Выводы: __________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Подпись преподавателя __________________
Дополнительный материал
Классификация Ag опухолей по локализации :
• сывороточные,секретируемые в межклеточную среду(ракоэмбриональный Ag; сывороточный специфический Ag простаты (PSA), хорионический гонадотропин; модифицированные муцины (MUC1, 2 и др.);
• мембранные -опухолеспецифические трансплантационные Ag или TSTA (Tumor-Specific Transplantation Antigen):вирусные опухоли, ме-ланома, рак почки, рак молочных желез и т.д.
Классификация Ag опухолей по генезу:
• вирусные (продукты онковирусов):папилломавирус, вирус Эпштейн-Барр; вирус саркомы Капоши; Hepadnavirus, Adenoviruses (12,18,31), полиомавирус, Т-лимфотропный вирус человека (HTLV-1) и вирус гепатита С (HCV).
• эмбриональные (ракоэмбриональный Ag );
• нормальные гиперэкспрессируемые (HER-2/neu, BIRC, циклины B1 и D1, Bcr/Abl);
• мутантные опухолеассоциированные Ag (p53, Cdk4, Cas8, β- катенин);
• Дифференцировочные (Melan A/VART-1, тирозиназа, gp100, PSA, ANKRD30A/NY-BR-1, GF-AP, TG);
• трансплантационные или TSTA (Tumor-Specific Transplantation Ag) - (Tumor-SpeHER-2/neu, BIRC, циклины B1 и D1, Bcr/Abl);
• Ракосеменниковые (MAGE (1-12), BAGE, GAGE, NY-ESO-1, SSX2).
Дата _____________
Занятие 5
Тема: Иммунный ответ при бактериальных инфекциях. Реакция связывания комплемента (РСК).
Вопросы для обсуждения:
1. Особенности иммунитета при бактериальных инфекциях.
2. Методы оценки напряженности специфического антибактериального иммунитета.
3. Реакция гемолиза, ее практическое применение.
4. Ингредиенты, необходимые для постановки РСК, их получение.
5. С какой целью применяют индикаторную систему в РСК?
6. Техника постановки РСК
7. Практическое применение РСК.
Практические задания:
1. Изучить ингредиенты, необходимые для постановки реакции связывания комплемента, их получение и предшествующую подготовку.
2. Изучить схему постановки РСК.
3. Поставить по схеме реакцию связывания комплемента и произвести предварительный учет ее результата.
Таблица 1.