Изучить схему развития клеток иммунной системы.

Изучить схему развития клеток иммунной системы. - student2.ru
2. Ознакомиться с характеристикой свойств некоторых изучаемых субпопуляций Т-лимфоцитов (Th9, Th17, Тfh, Тreg) и их особенностями в реализации иммунных механизмов (таблица).

Изучить схему развития клеток иммунной системы. - student2.ru

Свойст-ва Th1 Th2 Th9 Th17 Tfh (follicular helper) Treg (regulatory)
Главные продуцируе-мые цито-кины IFNg, IL-2, TNFa, TNFβ IL-4, IL-5, IL-10, IL-13 IL-9 IL-17A, 7F, IL-21, 22, IL-25, 26, TNFa IL-21, IFNg, IL-4 TGF-β, (Transforming growth factor), IL-10
Подавляе-мые патоге-ны Вирусы, в/клет. бактерии, простейшие, грибы Внеклеточ-ные патоге-ны, гельминты и др. Гельминты Внеклеточн. бак-терии, грибы. Внеклеточные патогены, доступные IgM, IgG, IgA Негативная регуля-ция клиренса патоге-нов
Иммунопа-тология Аутоиммун. болезни, Трансплантат-против-хозяина   Аллергия тип I ? Аутоиммун. болезни, Аллергия ? Поддержание иммун. толерантности.

2. Изучить с помощью таблицы особенности функционирования В-клеточного рецептора (BCR) и Т-клеточного рецептора Т-лимфоцитов (ТСR).

Изучить схему развития клеток иммунной системы. - student2.ru

Молекулы кооперации основных лимфоидных клеток, их функциональное назначение и распределение на клетках

Молекулы Функциональное значение Экспрессия
CD2 Рецептор к эритроцитам барана; лиганд для LFA-3 - антигена, ассоциируемого с функцией Lm. Т - лимфоциты
CD3 Сигнальный комплекс Т-клеточного антигенраспознающего рецептора (TCR). Т – Lm альфа, бета; Т– Lm гамма, дельта
TCR α, β Т-клеточный Ag-распознающий рецептор (альфа, бета) Т – Lm (большинство)
TCR γ, δ Т-клеточный Ag-распознающий рецептор (гамма, дельта) Т – Lm (слизистые, эпидер-мис)

4. Изучить схему строения молекул МНС-I и МНС-II; указать расположение пептидосвязывающей бороздки (щель Бьоркмана) и отметить их функциональные отличия.

Изучить схему развития клеток иммунной системы. - student2.ru Изучить схему развития клеток иммунной системы. - student2.ru

5. Изучить и дополнить механизмы процессинга и презентации экзогенных и эндогенных пептидных антигенов.

 
  Изучить схему развития клеток иммунной системы. - student2.ru

Подпись преподавателя _________________

Дата _____________

Занятие 3

Тема: Кооперация клеток иммунной системы и формирование приобретенного гуморального иммунитета. Идиотиповые и антиидиотиповые антитела. Моноклональные антитела. Реакции антиген-антитело (Аг-Ат), их практическое применение. Реакция агглютинации.

Вопросы для обсуждения:

  1. Рецепторная и медиаторная кооперация антигенпредставляющих клеток (АПК), Т- и В- лимфоцитов при развитии гуморального иммунного ответа. Генетическая регуляция синтеза антител.
  2. Первичный и вторичный иммунный ответ. Иммунологическая память.
  3. Т-зависимый иммунный ответ
  4. Т-независимый иммунный ответ
  5. Идиотиповые и антиидиотиповые антитела.
  6. Моноклональные антитела, их получение.
  7. Техника постановки РА на стекле и ее учет.
  8. Техника постановки развернутой РА и ее учет.
  9. Варианты РА: реакция непрямой агглютинации (РНГА), реакция обратной непрямой агглютинации (РОНГА), реакция коаглютинации.


Практические задания:

1. Нарисовать схему межклеточной кооперации при развитии гуморального иммунного ответа.

2. Нарисовать схему иммунного ответа на Т-независимые антигены.

3. Нарисовать схему идиотиповых и антиидиотиповых антител.

4. Дополнить схему получения моноклональных антител.

Изучить схему развития клеток иммунной системы. - student2.ru

5. Поставить реакцию агглютинации (РА) на стекле исследуемой чистой культуры с диагностическими сальмонеллезными монорецепторными сыворотками, учесть и зарисовать полученные результаты. Определить вид исследуемой культуры с помощью табл.

Антитела к антигенам сальмонелл О - 9 О - 12 Vi Hd Hgm 0,85% NaCl (контроль)
  Изучить схему развития клеток иммунной системы. - student2.ru   Изучить схему развития клеток иммунной системы. - student2.ru Изучить схему развития клеток иммунной системы. - student2.ru Изучить схему развития клеток иммунной системы. - student2.ru Изучить схему развития клеток иммунной системы. - student2.ru Изучить схему развития клеток иммунной системы. - student2.ru

Рис. 2. Результаты постановки РА на стекле

Таблица 1.

Классификация сальмонелл по антигенной структуре

(сокращенный вариант)

Серогруппа, вид или серовар   О-антиген Н-антиген
фаза -1 фаза-2
Серогруппа А S. paratyphi A   1,2,12   a   (1,5)
Серогруппа B S. schottmuеlleri S. typhimurium   1,4,(5),12 1,4,(5),12   b i   1,2 1,2
Серогруппа C S. cholerаesuis   6,7   c   1,5
Серогруппа D S. typhi S. enteritidis S. dublin S. moscow   9,12,Vi 1,9,12 1,9,12 9,12   d g,m g,p b,g   - (1,7) - -

Выводы: на основании полученных результатов постановки РА на стекле чистой культуры диагностическими сальмонеллезными монорецепторными сыворотками установлено, что исследуемая культура бактерий относится к ______________________________________________________________________

(дописать видовое название)

3. Произвести учет результатов развернутой реакции агглютинации для определения титра антител в сыворотке крови больного с подозрением на брюшной тиф. Используя схему постановки реакции, зарисовать полученные результаты.

Таблица 2.

Схема постановки реакции агглютинации для выявления антител в сыворотке крови больного и определения их титра

Ингредиенты Номер пробирки
Контроль сыворотки Контроль диагностикума
0,85% р-р NaСl, мл 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 - 1,0
Сыворотка крови больного в разведении 1:50, мл 1,0 → 1,0 → 1,0 → 1,0 → ‎ 1,0 →   → 1,0 → → -
Полученное разведение сыворотки крови больного 1:100 1:200 1:400 1:800 1:1600    
Диагностикум, в каплях 1:100

Инкубация при 37º С в течение 2 часов, затем при комнатной температуре 18-20 часов.

Изучить схему развития клеток иммунной системы. - student2.ru Изучить схему развития клеток иммунной системы. - student2.ru Изучить схему развития клеток иммунной системы. - student2.ru Изучить схему развития клеток иммунной системы. - student2.ru Изучить схему развития клеток иммунной системы. - student2.ru Изучить схему развития клеток иммунной системы. - student2.ru Изучить схему развития клеток иммунной системы. - student2.ru Изучить схему развития клеток иммунной системы. - student2.ru Изучить схему развития клеток иммунной системы. - student2.ru Изучить схему развития клеток иммунной системы. - student2.ru

Изучить схему развития клеток иммунной системы. - student2.ru Изучить схему развития клеток иммунной системы. - student2.ru Изучить схему развития клеток иммунной системы. - student2.ru Изучить схему развития клеток иммунной системы. - student2.ru Изучить схему развития клеток иммунной системы. - student2.ru Изучить схему развития клеток иммунной системы. - student2.ru Изучить схему развития клеток иммунной системы. - student2.ru Изучить схему развития клеток иммунной системы. - student2.ru Изучить схему развития клеток иммунной системы. - student2.ru Изучить схему развития клеток иммунной системы. - student2.ru

Выводы: титр антител к О-антигену Salmonella typhi в сыворотке крови больного составляет 1: ____________.

Полученный результат позволяет/не позволяет подтвердить диагноз болезни (нужное подчеркнуть). Объяснить почему: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись преподавателя __________________

Дата _____________

Занятие 4

Тема: Формирование приобретенного клеточного иммунитета. Эффекторные функции Т- цитотоксических лимфоцитов и Т- эффекторов воспаления (ГЗТ). Противоопухолевый и трансплантационный иммунные ответы. Реакция преципитации.

Вопросы для обсуждения:

1. Рецепторная и медиаторная кооперация антигенпредставляющих клеток и популяций Т- лимфоцитов в развитии клеточной формы иммунного ответа.

2. Генетический механизм формирования специфического антиген-распознающего Т- клеточного рецептора (TCR).

3. Эффекторная функция цитотоксического Т-лимфоцита (Т-киллер): распознавание мембранных антигенов клетки- мишени и механизм реализации цитотоксичности.

4. Эффекторная функция Тгзт-Lm в иммунном воспалении. Медиаторы иммунного воспаления.

5. Классификация онкогенных антигенов по локализации и генезу.

6. Механизм развития антиопухолевого иммунного ответа.

7. Роль макрофагов в антиопухолевом иммунном ответе.

8. Функции гамма-интерферона

9. Классификация трансплантантов.

10. Трансплантанционный иммунный ответ.

11.Реакция преципитации Ингредиенты, применяемые для постановки реакции преципитации.

12. Техника постановки реакции кольцепреципитации и реакции преципитации в геле.

13. Практическое применение реакции преципитации.

Практические задания:

1. Изучить молекулы, участвующие в кооперации основных лимфоидных клеток, свойства молекул (антигенов) I и II классов главного комплекса гистосовместимости и феномен HLA – рестрикции.

Таблица 1.

Молекулы кооперации основных лимфоидных клеток, их функциональное назначение и распределение на клетках

Молекулы Функциональное значение Экспрессия
CD2 Рецептор к эритроцитам барана; лиганд для LFA-3 - антигена, ассоциируемого с функцией Lm. Т - лимфоциты
CD3 Сигнальный комплекс Т-клеточного антигенраспознающего рецептора (TCR). Т – Lm альфа, бета; Т– Lm гамма, дельта
TCR α, β Т-клеточный Ag-распознающий рецептор (альфа, бета) Т – Lm (большинство)
TCR γ, δ Т-клеточный Ag-распознающий рецептор (гамма, дельта) Т – Lm (слизистые, эпидер-мис)

Наши рекомендации