Характеристика арт-терапевтического вмешательства
Исследование эффективности арт-терапии при посттравматичес-ких состояниях и иных пограничных психических расстройствах (ППР) проводилось на основе применения краткосрочной про-граммы групповых занятий, разработанной в соответствии с мо-делью САТ. Основные этапы этой программы и спектр применяе-мых методик и тем для работы были представлены в предыдущей главе. Программа выступала в качестве инновационного ком-понента в комплексе лечебно-реабилитационных мероприятий, применяемого с целью повышения их эффективности. При раз-работке программы были учтены:
• особенности контингента больных, состоящего в основном из пациентов с невротическим регистром расстройств, муж-
чин относительно молодого возраста, принимавших участие
в боевых действиях на территории РФ и за рубежом и подверг-шихся боевому стрессу;
• условия лечения, связанные с проведением САТ в рамках срав-нительно короткого курса стационарного лечения на базе психотерапевтического отделения госпиталя ветеранов войн.
С учетом ограниченности сроков стационарного лечения (до 1,5 месяцев) предусматривалось проведение трех–четырех арт-те-рапевтических занятий в неделю, поэтому программа в целом включала до 12–16 сеансов. В занятиях обычно принимали учас-тие 5–8 человек. Группы на начальном этапе работы имели по-луоткрытый характер, затем состав участников практически не менялся.
Групповые занятия, как правило, продолжались от двух до двух с половиной часов и имели трехчастную структуру. Пси-хотерапевт занимал мягко директивную позицию, поддерживая общую структуру занятий, предлагая те или иные виды деятель-ности и темы для работы, предоставляя информацию и органи-зуя групповые обсуждения. В то же время он проявлял гибкость
и готовность учесть текущие потребности участников.
В ходе работы группе предлагались темы и виды деятельнос-ти, которые были направлены на снятие напряжения, достиже-ние большей свободы творческого самовыражения (снятие «за-жимов»), прояснение и коррекцию отношения пациентов к себе
и другим, болезни, прошлому, настоящему и будущему и иным ключевым элементам системы значимых отношений. Кроме того, используются техники, направленные на стимуляцию группово-го взаимодействия, прояснение и развитие групповых отноше-ний и совершенствование различных навыков (коммуникации, планирования, реализации творческих задач и др.).
Важное место в работе группы занимали арт-терапевтические техники, обеспечивающие развитие навыков саморегуляции. Не-которые из них служили инструментом глубинно-психологичес-кой диагностики, обеспечивая доступ к неосознаваемому психи-ческому материалу, вскрытие и разрешение внутриличностных конфликтов. Выбор тем и техник работы определяется с уче-том состояния группы, этапов и задач лечения, а также мише-ней воздействия (которые представлены в соответствующем разделе).
3.3. Исследование симптоматических и личностных показателей в динамике
Сравнение фоновых данных экспериментально-психологичес-кого исследования в экспериментальной и контрольной группах показало отсутствие статистически значимых различий, что сви-детельствует о сходстве их исходных клинических и психологи-ческих характеристик (таблица 3).
В обеих группах фоновые показатели существенное превы-шали нормальные значения, что указывает на тяжесть клини-ческих проявлений у пациентов обеих групп. Так, исследование симптоматического статуса с помощью методики SCL-90 выяви-ло отклонение исходных показателей в обеих группах от уровня нормативных значений от 153 % до 313 %. Наиболее выраженное превышение нормальных уровней отмечалось по шкалам трево-ги, соматизации, психотизма, враждебности и по дополнитель-ной шкале.
Согласно данным применения ОДС-2, в обеих группах отме-чался повышенный уровень депрессивности. Детальный анализ показателей шкалы «Депрессия–Норма» в экспериментальной группе выявил наличие в момент первичного тестирования 35 человек, чьи оценки соответствовали депрессивному уровню.
Общие показатели ситуативной и личностной тревожности
и показатели большинства шкал Интегративного теста тревож-ности в момент первичного обследования обеих групп указывали на повышенный уровень как ситуативной, так и личностной тре-вожности. Особенно высокими оказались показатели по шкалам эмоционального дискомфорта, астенического компонента трево-ги, а также негативной оценки перспектив по данным ИТТ-СТЛ
и ИТТ-СТС в обеих группах. Субъективная оценка пациентами обеих групп самочувствия, активности и настроения, согласно тесту САН, была невысокой.
Пациенты в обеих группах изначально также характеризо-вались повышенным уровнем алекситимии (согласно данным торонтской алекситимической шкалы), а также преобладанием негативного эмоционального содержания рисунков и негатив-ного образа «я», согласно тестам Сильвер.
Сравнение фоновых данных и данных повторного тестиро-вания, проведенного в обеих группах через месяц, выявило по-ложительную динамику, однако в экспериментальной груп-
Таблица 3
Фоновые показатели в экспериментальной
и контрольной группах
Методики | Эксперименталь- | Контрольная | ||
ная группа М±m | группа М±m | |||
SCL-90: | ||||
Соматизация | 1,11 ± 0,09 | 1,10 ± 0,09 | ||
Обсессивность–Компульсивность | 1,21 | ± 0,19 | 1,18 ± 0,10 | |
Интерперсональная сенситивность | 1,04 | ± 0,10 | 1,02 ± 0,10 | |
Депрессия | 1,05 | ± 0,10 | 1,00 ± 0,09 | |
Тревога | 1,06 | ± 0,10 | 1,07 ± 0,12 | |
Враждебность | 1,09 ± 0,11 | 1,17 ± 0,13 | ||
Фобическая тревога | 0,56 ± 0,09 | 0,56 ± 0,08 | ||
Паранойдное мышление | 0,83 ± 0,10 | 0,94 ± 0,12 | ||
Психотизм | 0,60 ± 0,08 | 0,56± 0,08 | ||
Дополнительные пункты | 1,20 ± 0,11 | 1,23 ± 0,11 | ||
GSI | 0,99 ± 0,08 | 0,99 ± 0,08 | ||
PSI | 49,74 ± 2,86 | 53,91 ± 3,32 | ||
PDSI | 1,71 | ± 0,07 | 1,60 ± 0,06 | |
ОДС-2 (Т-показатели): | ||||
Шкала «Норма–Депрессия» | 79,76 ± 3,07 | 81,32 ± 3,51 | ||
Шкала «Эндогенная–Невротическая депрессия» | 40,73 ± 1,50 | 42,52 ± 1,96 | ||
ИТТ-СТЛ (личностная тревожность): | ||||
ОБЩ | ||||
ЭД | 7,57 ± 0,23 | 7,48 ± 0,24 | ||
АСТ | 7,74 ± 0,19 | 7,56 ± 0,27 | ||
ФОБ | 7,29 ± 0,25 | 7,67 ± 0,34 | ||
ОП | 5,95 | ± 0,29 | 5,30 ± 0,44 | |
СЗ | 7,40 | ± 0,27 | 7,41 ± 0,24 | |
ИТТ-СТС (ситуативная тревожность): | 5,00 | ± 0,40 | 4,96 ± 0,47 | |
ОБЩ | 6,64 ± 0,31 | 6,33 ± 0,44 | ||
ЭД | 5,88 ± 0,35 | 5,67 ± 0,48 | ||
АСТ | 6,76 ± 0,34 | 6,93 ± 0,40 | ||
ФОБ | 5,05 ± 0,39 | 5,30 ± 0,42 | ||
ОП | 7,19 ± 0,32 | 6,48 ± 0,41 | ||
СЗ | 5,29 | ± 0,40 | 5,52 ± 0,43 | |
Торонтская алекситимическая шкала | 66,04 ± 2,33 | 70,47 ± 2,40 | ||
Тест САН | ||||
Самочувствие | 3,75 ± 0,15 | 3,77 ± 0,20 | ||
Активность | 3,82 ± 0,13 | 3,94 ± 0,19 | ||
Настроение | 4,13 | ± 0,15 | 4,14 ± 0,21 | |
Рисуночные тесты Сильвер: | ||||
Шкала эмоционального содержания | 2,89 | ± 0,22 | 2,60 ± 0,76 | |
Шкала оценки образа «Я» | 3,26 ± 0,17 | 3,20 ± 0,65 | ||
Способность выбирать | 3,67 | ± 0,08 | 4,00 ± 0,13 | |
Способность комбинировать | 4,22 ± 0,1 | 4,50 ± 0,14 | ||
Способность представлять | 3,69 ± 0,12 | 4,09 ± 0,16 | ||
Общая оценка по когнитивным шкалам РТС | 11,69 ± 0,23 | 12,55 ± 0,33 |
Примечание: ОБЩ – общий показатель тревожности; ЭД – эмоциональный диском-форт; АСТ – астенический компонент; ФОБ – фобический компонент; ОП – оценка перспективы; СЗ – социальная защитная реакция (социофобия); * – различие до-стоверно при р<0,05.
пе за этот период изменения оказались более выраженными. При повторном применении SCL-90 выявлено, что положитель-ные изменения в экспериментальной группе были более выра-женными, составляя от 41 % до 52 % от уровня исходных значе-ний по всем шкалам, а по шкале параноидного мышления – 62 %.
В контрольной группе снижение показателей от уровня исходных значений было менее значительным (таблица 4).
Сравнение фоновых показателей ОДС-2 с данными, получен-ными через полтора месяца, в экспериментальной группе пока-зало выраженную динамику по обеим шкалам (с вероятностью ошибки р<0,001 и р<0,01). Если средний показатель по шкале «Депрессия–Норма» снизился до уровня нормы, то показатель по шкале «Эндогенная–Невротическая депрессия» возрос. В то же время средний показатель по данной шкале как при первичном, так и повторном тестировании попадал в зону неопределенных значений.
В контрольной группе достоверное отличие от исходных значений (при р<0,05) отмечено только по шкале «Депрессия– Норма», но при этом полученный средний показатель оказался в депрессивном диапазоне. Показатель по шкале «Эндогенная– Невротическая депрессия», как и в экспериментальной группе, попадал в зону неопределенных значений. Однако его повыше-ние от уровня исходных значений было статистически недосто-верным.
При значительном снижении депрессивных проявлений
у большинства участников экспериментальной группы за период арт-терапевтической работы произошло некоторое усугубление симптомов эндогенной депрессии у ряда пациентов. Эти резуль-таты могут указывать на сохранение у них симптомов эндоген-ной депрессии как в экспериментальной, так и в контрольной группе, несмотря на проводимое лечение.
Сравнение результатов двух тестирований с использованием ИТТ в экспериментальной группе показало выраженную положи-тельную динамику всех показателей ситуативной и личностной тревожности (с вероятностью ошибки р<0,001), за исключени-ем показателей шкалы, характеризующей социальные защит-ные реакции (социофобии) (р<0,05 для ситуативной и р>0,05 – для личностной тревожности).
В контрольной группе динамика показателей менее выраже-на. Достоверные различия показателей первичного и повторного
Таблица 4
Изменение показателей SCL-90 в экспериментальной и контрольно
Экспериментальная группа | ||||
Шкалы и индексы SCL-90 | Исходные | Показатели | Ис | |
показатели | спустя месяц | пок | ||
М ± m | М ± m | М | ||
Соматизация | 1,11 ± 0,09 | 0,56 ± 0,07 | 1,10 | |
Обсессивность–Компульсивность | 1,21 ± 0,10 | 0,63 ± 0,08 | 1,18 | |
Интерперсональная сенситивность | 1,04 ± 0,10 | 0,55 ± 0,07 | 1,02 | |
Депрессия | 1,05 ± 0,10 | 0,47 ± 0,07 | 1,00 | |
Тревога | 1,06 ± 0,10 | 0,44 ± 0,07 | 1,07 | |
Враждебность | 1,09 ± 0,11 | 0,45 ± 0,07 | 1,17 | |
Фобическая тревога | 0,56 ± 0,09 | 0,28 ± 0,07* | 0,56 | |
Параноидное мышление | 0,83 ± 0,10 | 0,51 ± 0,07* | 0,94 | |
Психотизм | 0,60 ± 0,08 | 0,26 ± 0,06 | 0,56 | |
Дополнительные пункты | 1,20 ± 0,11 | 0,58 ± 0,10 | 1,23 | |
GSI | 0,99 ± 0,08 | 0,48 ± 0,06 | 0,99 | |
PSI | 49,74 ± 2,86 | 31,26 ± 3,13 | 53,9 | |
PDSI | 1,71 ± 0,07 | 1,29 ± 0,04 | 1,60 | |
Примечание: * – различие достоверно при р<0,05.
Таблица 5
Изменение показателей Интегративного теста тревожности в экспериментальной и контрольной группах в динамике
Общие | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||||
показатели | ||||||
Исходные | Показатели | Исходные | Показатели | |||
и шкалы ИТТ | ||||||
показатели | спустя месяц | показатели | спустя месяц | |||
СТЛ и СТС | ||||||
М ± m | М ± m | М ± m | М ± m | |||
ИТТ СТЛ | ||||||
(личностная | ||||||
тревожность): | ||||||
ОБЩ | 7,72 | ± 0,19 | 4,44 ± 0,38 | 7,69 ± 0,23 | 6,56 ± 0,36* | |
ЭД | 7,90 | ± 0,16 | 4,88 ± 0,32 | 7,63 ± 0,26 | 6,38 ± 0,37 | |
АСТ | 7,38 ± 0,22 | 4,96 ± 0,35 | 7,66 ± 0,29 | 6,59 ± 0,36* | ||
ФОБ | 6,06 | ± 0,27 | 3,54 ± 0,37 | 6,16 ± 0,30 | 5,31 ± 0,37 | |
ОП | 7,64 ± 0,21 | 5,00 ± 0,36 | 7,25 ± 0,25 | 6,34 ± 0,36* | ||
СЗ | 5,00 | ± 0,36 | 4,00 ± 0,42 | 5,81 ± 0,42 | 4,31 ± 0,44 | |
ИТТ СТС | ||||||
(ситуативная | ||||||
тревожность): | ||||||
ОБЩ | 6,60 | ± 0,29 | 3,58 ± 0,35 | 6,69 ± 0,35 | 5,28 ± 0,46* | |
ЭД | 5,54 | ± 0,33 | 3,50 ± 0,30 | 5,84 ± 0,38 | 4,91 ± 0,44 | |
АСТ | 6,80 | ± 0,27 | 4,10 ± 0,37 | 7,13 ± 0,38 | 5,34 ± 0,43 | |
ФОБ | 5,18 ± 0,36 | 3,04 ± 0,34 | 5,41 ± 0,31 | 4,34 ± 0,46* | ||
ОП | 7,12 ± 0,32 | 4,82 ± 0,38 | 6,63 ± 0,34 | 5,88 ± 0,41 | ||
СЗ | 5,42 | ± 0,39 | 4,16 ± 0,36* | 5,78 ± 0,42 | 5,16 ± 0,41 | |
Примечание: * – различие достоверно при р<0,05.
тестирования касаются общего показателя тревожности, а так-же астенического и фобического компонентов тревоги для ситу-ативной тревожности и шкал, характеризующих эмоциональный дискомфорт, астению и оценку перспектив – для личностной тре-вожности. По другим шкалам различия недостоверны (р>0,05) (таблица 5).
Сравнение результатов применения теста САН выявило поло-жительную статистически значимую динамику всех трех показа-телей в экспериментальной и контрольной группах (таблица 6).
Показатели алекситимии при повторном тестировании в экс-периментальной группе снизились относительно исходных значений, в то время как в контрольной группе они остались на прежнем уровне (таблица 7).
Сравнение фоновых показателей теста Сильвер с данными, полученными спустя месяц, выявило выраженную положи-
Таблица 6
Изменение показателей теста САН в динамике
Экспериментальная группа | Контрольная группа | |||
Исходные | Показатели | Исходные | Показатели | |
показатели | спустя месяц | показатели | спустя месяц | |
М ± m | М ± m | М ± m | М ± m | |
Самочувствие | 3,82 ± 0,16 | 5,39 ± 0,11 | 3,68 ± 0,14 | 5,01 ± 0,14 |
Активность | 3,90 ± 0,14 | 5,22 ± 0,12 | 4,02 ± 0,17 | 4,54 ± 0,17* |
Настроение | 4,18 ± 0,14 | 5,48 ± 0,12 | 3,95 ± 0,16 | 4,77 ± 0,18 |
Примечание: * – различие достоверно при р<0,05.
Таблица 7
Изменение показателей торонтской алекситимической шкалы
в экспериментальной и контрольной группах в динамике
Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||||
Исходные | Показатели | Исходные | Показатели | ||
показатели | спустя месяц | показатели | спустя месяц | ||
М ± m | М ± m | М ± m | М ± m | ||
Торонтская | 66,04 ± 2,33 | 63,32 ± 2,35* | 70,47± 2,40 | 70,53 ± 2,53 | |
шкала | |||||
Примечание: * – различие достоверно при р<0,05.
тельную динамику показателей всех шкал в эксперименталь-ной группе и отсутствие статистически значимых изменений –
в контрольной группе. Хотя в контрольной группе был отмечен некоторый рост показателей шкалы эмоционального содержания рисунков и шкалы образа «я», он не достигал статистически зна-чимого уровня (таблица 8). В экспериментальной группе отме-чено статистически значимое повышение показателей по шкале эмоционального содержания рисунков и шкале оценки образа «я», а также трем когнитивным шкалам.
Сопоставление тестовых показателей в экспериментальной и контрольной группах с использованием критерия Манна–Уит-ни, полученных через месяц после начала лечения, указывает на появление статистически значимых различий между группа-ми по многим параметрам (таблица 9). Наиболее выраженные статистически значимые различия касаются показателей тре-вожности (согласно данным ИТТ), депрессии (согласно ОДС-2), субъективной оценки пациентами активности и настроения (со-
Таблица 8
Изменение показателей РТС
в экспериментальной и контрольной группах в динамике
Экспериментальная | Контрольная группа | ||||
группа | |||||
Шкалы РТС | |||||
Исходные | Показатели | Исходные | Показатели | ||
показатели | спустя месяц | показатели | спустя месяц | ||
М ± m | М ± m | М ± m | М ± m | ||
Шкала эмоциональ- | 3,03 ± 0,12 | 3,42 ± 0,13* | 2,64 ± 0,21 | 3,05 ± 0,19 | |
ного содержания | |||||
Шкала оценки | 3,13 ± 0,09 | 3,56 ± 0,09* | 3,09 ± 0,15 | 3,23 ± 0,16 | |
образа «я» | |||||
Способность | 3,67 ± 0,08 | 4,49 ± 0,07 | 4,00 ± 0,13 | 4,05 ± 0,14 | |
выбирать | |||||
Способность | 4,22 ± 0,1 | 4,69 ± 0,08 | 4,50 ± 0,14 | 4,45 ± 0,13 | |
комбинировать | |||||
Способность | 3,69 ± 0,12 | 4,62 ± 0,07 | 4,09 ± 0,16 | 4,14 ± 0,16 | |
представлять | |||||
Общая оценка | 11,69 ± 0,23 | 13,82 ± 0,16 | 12,55 ± 0,33 | 12,68 ± 0,31 | |
Примечание: * – различие достоверно при р<0,05.
гласно тесту САН), показателей алекситимии (согласно торонт-ской шкале), а также когнитивных и эмоциональных показателей РТС. Показатели симптоматических и личностных психодиагнос-тических методик в экспериментальной группе оказались более благоприятны по сравнению с контролем. Симптоматические различия между группами по данным применения теста SCL-90 менее значительны и касаются лишь двух из 14 шкал теста – де-прессии и враждебности.
3.4. Качество жизни как показатель эффективности арт-терапевтического вмешательства
Сравнение фоновых показателей опросника качества жизни по-казало статистически достоверные различия между группами по субсферам физической безопасности и защищенности (F16)
и духовности/религии/личных убеждений (F24). Показатели в экспериментальной группе более высоки, чем в контрольной. Высоким в экспериментальной группе также являлся показатель качества жизни, связанный с духовной сферой (VI). При этом
Таблица 9
Сравнение показателей тестов в экспериментальной
и контрольной группах через месяц после начала лечения
Эксперимен- | Контрольная | |||
Методики | тальная группа | группа | ||
М ± m | М ± m | |||
SCL-90 | ||||
Соматизация | 0,56 ± 0,07 | 0,62 | ± 0,08 | |
Обсессивность/Компульсивность | 0,63 | ± 0,08 | 0,79 | ± 0,10 |
Интерперсональная сенситивность | 0,55 ± 0,07 | 0,70 ± 0,11 | ||
Депрессия | 0,47 | ± 0,07 | 0,67 ± 0,10* | |
Тревожность | 0,44 ± 0,07 | 0,61 | ± 0,10 | |
Враждебность | 0,45 ± 0,07 | 0,73 ± 0,13* | ||
Фобическая тревога | 0,28 ± 0,07 | 0,34 | ± 0,08 | |
Параноидное мышление | 0,51 ± 0,07 | 0,61 ± 0,11 | ||
Психотизм | 0,26 | ± 0,06 | 0,40± 0,08 | |
Дополнительные пункты | 0,58 ± 0,10 | 0,66 | ± 0,09 | |
GSI | 0,48 | ± 0,06 | 0,62 | ± 0,09 |
PSI | 31,26 ± 3,13 | 38,41 ± 4,44 | ||
PDSI | 1,29 ± 0,04 | 1,32 ± 0,05 | ||
ОДС-2 (Т-показатели) | ||||
Шкала «норма-депрессия» | 66,18 ± 2,59 | 73,69 ± 3,05 | ||
Шкала «Эндогенная Невротическая депрессия» | 47,12 ± 1,46 | 45,22 ± 2,03 | ||
ИТТ-СТЛ (личностная тревожность) | ||||
ОБЩ | 4,44 ± 0,38 | 6,56 | ± 0,36 | |
ЭД | 4,88 ± 0,32 | 6,38 ± 0,37 | ||
АСТ | 4,96 ± 0,35 | 6,59 | ± 0,36 | |
ФОБ | 3,54 ± 0,37 | 5,31 | ± 0,37 | |
ОП | 5,00 | ± 0,36 | 6,34 | ± 0,36 |
СЗ | ||||
ИТТ-СТС (ситуативная тревожность) | 4,00 | ± 0,42 | 4,31 ± 0,44* | |
ОБЩ | 3,58 | ± 0,35 | 5,28 | ± 0,46 |
ЭД | 3,50 | ± 0,30 | 4,91 ± 0,44 | |
АСТ | 4,10 ± 0,34 | 5,34 | ± 0,43 | |
ФОБ | 3,04 | ± 0,34 | 4,34 ± 0,46 | |
ОП | 4,82 ± 0,38 | 5,88 ± 0,41 | ||
СЗ | 4,16 ± 0,36 | 5,16 | ± 0,41 | |
Торонтская шкала | 63,32 ± 2,35 | 70,53 ± 2,53* | ||
Тест САН | ||||
Самочувствие | 5,39 ± 0,11 | 5,01 | ± 0,14 | |
Активность | 5,22 | ± 0,12 | 4,54 ± 0,17* | |
Настроение | 5,48 ± 0,12 | 4,77 ± 0,18* | ||
Рисуночный тест Сильвер | ||||
Шкала эмоционального содержания | 3,42 | ± 0,13 | 3,05 ± 0,19* | |
Шкала оценки образа «я» | 3,56 | ± 0,09 | 3,23 ± 0,16* | |
Способность выбирать | 4,49 ± 0,07 | 4,05 ± 0,14* | ||
Способность комбинировать | 4,69 ± 0,08 | 4,45 ± 0,13 | ||
Способность представлять | 4,62 | ± 0,07 | 4,14 ± 0,16* | |
Общая оценка по когнитивным шкалам РТС | 13,82 ± 0,16 | 12,68 ± 0,31* |
Примечание: ОБЩ – общий показатель тревожности; ЭД – эмоциональный дис-комфорт; АСТ – астенический компонент; ФОБ – фобический компонент; ОП – оценка перспективы; СЗ – социальная защитная реакция (социофобия); * – раз-личие достоверно при р<0,05.
Таблица 10
Сравнение фоновых показателей опросника качества жизни
в экспериментальной и контрольной группах
Экспери- | Контроль- | ||
ментальная | |||
Сферы и субсферы | ная группа | ||
группа | |||
М ± m | |||
М ± m | |||
G. Общее качество жизни и состояние здоровья | 12,0 ± 0,59 | 11,57 ± 0,98 | |
I. Физическая сфера | 11,34 ± 0,50 | 10,52 ± 0,78 | |
F1. Физическая боль и дискомфорт | 11,1 ± 0,44 | 10,71 ± 0,96 | |
F2. Жизненная активность, энергия и усталость | 12,03 ± 0,51 | 11,0 ± 0,94 | |
F3. Сон и отдых | 10,09 ± 0,86 | 9,86 ± 0,87 | |
II. Психологическая сфера | 12,69 ± 0,45 | 12,67 ± 0,77 | |
F4. Положительные эмоции | 12,0 ± 0,52 | 11,5 ± 0,90 | |
F5. Мышление, обучаемость, память | |||
и концентрация (познавательные функции) | 12,8 ± 0,51 | 12,71 ± 0,92 | |
F6. Самооценка | 13,23 ± 0,49 | 13,64 ± 0,85 | |
F7. Образ тела и внешность | 14,83 ± 0,63 | 14,5 ± 0,64 | |
F8. Отрицательные эмоции | 10,6 ± 0,69 | 11,0 ± 1,21 | |
III. Уровень независимости | 13,79 ± 0,51 | 12,95± 0,95 | |
F9. Подвижность | 15,13 ± 0,62 | 14,07 ± 1,07 | |
F10. Способность выполнять повседневные дела | 13,27 ± 0,49 | 12,5 ± 1,05 | |
F11. Зависимость от лекарств и лечения | 12,3 ± 0,64 | 12,21± 0,81 | |
F12. Способность к работе | 14,47 ± 0,73 | 13,0 ± 1,33 | |
IV. Социальные отношения | 14,52 ± 0,41 | 14,38 ± 0,72 | |
F13. Личные отношения | 14,63 ± 0,58 | 14,07 ± 0,70 | |
F14. Практическая социальная поддержка | 15,8 ± 0,37 | 14,79 ± 0,96 | |
F15. Сексуальная активность | 13,13 ± 0,71 | 14,29 ± 0,77 | |
V. Окружающая среда | 13,58 ± 0,32 | 12,59 ± 0,70 | |
F16. Физическая безопасность и защищенность | 14,4 ± 0,54 | 12,64 ± 0,88* | |
F17. Окружающая среда дома | 15,2 ± 0,65 | 13,43 ± 1,14 | |
F18. Финансовые ресурсы | 11,43 ± 0,49 | 11,43 ± 0,92 | |
F19. Медицинская и социальная помощь | |||
(доступность и качество) | 13,07 ± 0,52 | 11,93 ± 0,87 | |
F20. Возможности для приобретения новой | |||
информации и навыков | 14,4 ± 0,42 | 13,36 ± 1,01 | |
F21. Возможности для отдыха и развлечений | |||
и их использование | 12,17 ± 0,58 | 11,57 ± 0,85 | |
F22. Окружающая среда вокруг | |||
(загрязненность/шум/климат/привлекательность) | 13,63 ± 0,56 | 12,71 ± 0,76 | |
F23. Транспорт | 14,4 ± 0,62 | 13,64 ± 1,19 | |
VI. Духовная сфера | 14,73 ± 0,49 | 12,65 ± 1,02* | |
F24. Духовность/религия/личные убеждения | 14,73 ± 0,49 | 12,36 ± 1,02* | |
Суммарная оценка, связанная со здоровьем | 80,67 ± 1,96 | 75,47 ± 4,34 | |
и качеством жизни | |||
Примечание: * – различие достоверно при р<0,05.
средние показатели общего качества жизни и состояния здоро-вья (G), а также суммарная оценка, связанная со здоровьем и ка-чеством жизни в обеих группах не различались. Различия в ис-ходных показателях были минимальными.
Ранжирование исходных показателей по разным сферам
и субсферам выявило, что участники экспериментальной груп-пы отличались относительно высокой удовлетворенностью обра-зом тела и внешностью (F7), подвижностью (F9) и способностью к работе (F12), а участники контрольной группы – относитель-но высокой удовлетворенностью образом тела, внешностью (F7)
и подвижностью (F9).
Участники обеих групп относительно высоко оценили качест-во жизни в сфере социальных отношений (IV). Оценки, превы-шающие 14 баллов, в экспериментальной группе были отмечены
в субсферах F13 (личные отношения) и F14 (практическая соци-альная поддержка), а в контрольной группе – в субсферах F13, F14 и F15 (сексуальная активность). Хорошее качество жизни также характеризовало участников экспериментальной группы в ду-ховной сфере (VI) и субсфере F24 (духовность/религия/личные убеждения). И наконец, участники экспериментальной груп-пы были относительно удовлетворены качеством окружающей среды (V), включая такие субсферы, как F16 (физическая без-опасность и защищенность), F17 (окружающая среда дома), F20 (возможности для приобретения новой информации и навыков) и F23 (транспорт).
Наименее благополучной в обеих группах оказалась физи-ческая сфера (I): плохое качество жизни в экспериментальной группе характеризовало субсферы сна и отдыха (F3) и отрица-тельных эмоций (F8), а в контрольной группе – субсферы физи-ческой боли (F1), сна и отдыха (F3). Показатели по другим суб-сферам в обеих группах находились преимущественно в зоне средних значений (таблица 10).
Сравнение показателей ВОЗКЖ-100 в обеих группах в дина-мике выявило статистически значимое повышение качества жиз-ни по целому ряду сфер и субсфер в экспериментальной группе и менее значительное повышение качества жизни в контроль-ной группе. Если в контрольной группе статистически значи-мое повышение показателей было отмечено лишь в субсфере сна и отдыха (F3), то в экспериментальной группе – в большинстве субсфер (F1, F2, F3, F4, F5, F8, F9, F10, F19 и F21) и охватывало
Таблица 11 | ||||
Изменение показателей опросника качества жиз | ||||
в экспериментальной и контрольной группах в дин | ||||
Экспериментальная груп | ||||
Сферы и субсферы | Исходные | Показател | ||
показатели | спустя мес | |||
М ± m | М ± m | |||
G. Общее качество жизни и состояние здоровья | 12,0 ± 0,59 | 14,3 ± 0,5 | ||
I. Физическая сфера | 11,34 ± 0,50 | 14,4 ± 0,5 | ||
F1. Физическая боль и дискомфорт | 11,1 ± 0,44 | 13,8 ± 0,63 | ||
F2. Жизненная активность, энергия и усталость | 12,03 ± 0,51 | 14,43± 0,4 | ||
F3. Сон и отдых | 10,09 ± 0,86 | 14,2 ± 0,7 | ||
II. Психологическая сфера | 12,69 ± 0,45 | 13,81± 0,4 | ||
F4. Положительные эмоции | 12,0 ± 0,52 | 13,4 ± 0,43 | ||
F5. Мышление, обучаемость, память и концентрация | ||||
(познавательные функции) | 12,8 ± 0,51 | 14,77± 0,3 | ||
F6. Самооценка | 13,23 ± 0,49 | 14,4 ± 0,5 | ||
F7. Образ тела и внешность | 14,83 ± 0,63 | 16,17 ± 0,5 | ||
F8. Отрицательные эмоции | 10,6 ± 0,69 | 14,2 ± 0,6 | ||
III. Уровень независимости | 13,79 ± 0,51 | 15,57± 0,4 | ||
F9. Подвижность | 15,13 ± 0,62 | 17,1 ± 0,59 | ||
F10. Способность выполнять повседневные дела | 13,27 ± 0,49 | 15,53± 0,5 | ||
F11. Зависимость от лекарств и лечения | 12,3 ± 0,64 | 13,53 ± 0,7 | ||
F12. Способность к работе | 14,47 ± 0,73 | 16,1 ± 0,5 | ||
IV. Социальные отношения | 14,52 | ± 0,41 | 14,8 ± 0,4 | |
F13. Личные отношен< Наши рекомендации
|