Классификация конституциональных типов

При большом разно­образии индивидуальных особенностей организма в целях практи­ческой медицины необходимо выделить несколько характерных конституциональных типов. За основу классификации принимают различные признаки, например, морфологические, биохимические, возбудимость отдельных частей вегетативной нервной системы, тем­перамент, типы высшей нервной деятельности и др.

Первая классификация была предложена Гиппократом. Он обратил внимание на различие между людьми, заключающееся в особенностях темперамента и поведения в обществе. Именно эти наблюдения Гиппократ положил в основу своей классификации. Хо­лерик, сангвиник, флегматик и меланхолик — типы, выделенные Гиппократом и существующие до сих пор. Холерик — порывист, вспыльчив, иногда необуздан, раздражителен. Работоспособность его высокая, но непостоянная. Сангвиник — общительный, живой, подвижный, эмоциональный. Флегматик — спокойный и медли­тельный, но устойчивый. Меланхолик — замкнутый, иногда подав­ленный, нерешительный.

Древние врачи в общих чертах отмечали даже склонности людей того или иного темперамента к определенным заболеваниям и стремились дать каждому человеку рекомендации рационального поведения в жизни. Сангвиник, например, склонен к полнокровию, апоплексии, головной боли и сахарной болезни. Ему больше, чем другим людям, полезно столь популярное в древнее время кровопу­скание.

В объяснении конституциональных различий Гиппократ, естественно, находился на уровне научных воззрений античности. Правильное смешение основных соков организма (крови, слизи, черной, желтой желчи) - кразис - преобладанием одного из них формирует, по его мнению, тот или иной кон­ституциональный тип. Неправильное смешение этих соков (дискразия) — главная причина болезненных состояний. Наивность этих суждений только кажущаяся. Гуморальная патология по Гиппократу созвучна современным биохимическим представлениям о роли гормонов и биологически активных веществ в различных физиологических и патологических процессах.

В основу классификации более позднего времени положен морфологический принцип. Отличительными признаками служили пропорции скелета, соотношение между вертикальными и горизон­тальными размерами тела, преимущественное развитие той или иной физиологической системы.

Однако не эти вопросы являются главными при исследовании конституциональной принадлежности. Форма — это пластическое выражение функции. Существует несомненная связь между внеш­ними и внутренними признаками организма. По некоторым внеш­ним признакам можно составить представление о более существен­ных особенностях организма, о возможных физиологических и па­тологических реакциях, о некоторых чертах характера. По выраже­нию Кречмера, лицо — визитная карточка общего конституциональ­ного типа человека. Учение о конституциональных типах должно дать в руки практического врача возможность при первом же взгля­де на больного сделать предположение о его функциональных осо­бенностях и даже некоторых патологических склонностях. Морфо­логическое направление в конституции доминирует и в настоящее время.

Одна из наиболее популярных морфологических классификаций принадлежит Сиго. По преимущественному развитию той или иной физиологической системы он различал следующие четыре конститу­циональных типа: дыхательный, или респираторный; пищеваритель­ный, или дигестивный; мышечный, мозговой, или церебральный. Сиго принадлежал к числу тех исследователей, которые считали, что конституциональный тип человека формируется в тече­ние жизни, главным образом в детстве, под влиянием тренировки.

Весьма распространена классификация Кречмера. Он различал три конституциональных типа: атлетический, пикнический и астеничес­кий. Кречмер, психиатр по специальности, пытался связать морфологиче­ские особенности человека не только с особенностями характера, психики и темперамента, но и с частотой определенных психических заболеваний. Среди страдающих шизофренией астенический тип встречается чаще других, больные эпилепсией — в основном атлеты по телосложению, а среди страдающих маниакально-депрессивным психозом наиболее часто встречается пикнический тип.

В клинике широкое распространение получила класс-сификация М.В. Черноруцкого. Каждому из конституциональных типов - гипостеническому, гиперстеническому и нормостеническому — он дал характеристику с точки зрения основных функций и обмена веществ. Так, у гипостеника снижены артериальное давление и всасыватель­ная способность кишок, повышен обмен веществ. Для гиперстеника характерны более высокое артериальное давление, замедленные об­менные процессы, сниженная толерантность к углеводам, медленное выведение продуктов обмена, склонность к ожирению Ценность любой морфологической классификации определяет­ся степенью установления коррелятивных связей между морфологи­ческими и функциональными признаками. В связи с этим интересен такой подход к конституции, в основу которого положена харак­теристика систем, объединяющих совокупность органов в единый физиологический тип. С точки зрения А.А. Богомольца — это физио­логическая система соединительной ткани, И.П.Павлова - центральная нервная система.

А.А.Богомолец в структурных и функциональных особенностях организма ведущее значение придавал физиологической системе соединительной ткани и потому в основу своей классификации конституциональных типов положил особенности активной мезен­химы. Астенический тип, по А.А.Богомольцу, характеризуется преобладанием тонкой, нежной соединительной ткани; фиброз­ный - более плотной и волокнистой; липоматозный — обильным развитием жировой ткани, способности элементов мезенхимы к жировой инфильтрации и разного рода декомпозиции липоидного характера; пастозный - преобладанием отечной, рыхлой соеди­нительной ткани.

При разделении людей и животных на типы И.П.Павлов исходил из того, что внутреннее единство всех частей организма, его реактив­ность и уравновешенность с внешней средой обеспечиваются центральной нервной системой. Высшая нервная деятельность, как известно, характеризуется следующими основными свойствами - силой раздражительного и тормозного процессов, их подвижностью и уравновешенностью. С этой точки зрения И.П.Павлов выделил следующие конституциональные типы: сильный неуравновешенный возбудимый, или безудержный (с сильными процессами возбуждения и торможения, но с относительным преобладанием первого); силь­ный уравновешенный подвижный, или быстрый; сильный уравновешен­ный спокойный, или медленный (инертность основных нервных процессов); слабый (слабость обоих процессов с относительным преобладанием торможения).

Для человека И.П.Павлов предложил еще одну классификацию, в основу которой положил преобладание I или II сигнальной систе­мы. В зависимости от этого различал мыслительный и художествен­ный типы.

Полезным для практики оказалось деление людей на конститу­циональные типы в зависимости от различной чувствительности к лекарственным средствам. Это было предложено немецким гомео­патом С.Ганеманом и легло в основу использования лекарств в ма­лых дозах.

При изучении конституциональных типов становится очевид­ным, что к чистым типам относится меньшинство людей, большин­ство представляет собой промежуточные типы. Были предприняты попытки охарактеризовать их, однако задача классификации проме­жуточных конституциональных типов до сих пор не решена.

При изучении конституциональных типов человека необходимо учитывать биологические ритмы, которые, как и конституциональ­ные признаки, влияют на реактивность организма и должны прини­маться во внимание при изучении патогенеза заболеваний.

Значение учения о конституциональных типах понимали еще древние врачи. Они знали некоторые сильные и слабые стороны каж­дого типа, заметили, например, тенденцию «длинного» типа к забо­леваниям органов дыхания, а «короткий» тип характеризовали как status apoplexicus. К настоящему времени подобных связей описано немало, но большинство из них установлено эмпирически. Например, при туберкулезе первичное инфицирование не зависит от телосложения, но течение болезни более тяжелое и частота смертель­ных исходов выше среди лиц астенического типа. Атеросклероз и коронарная болезнь чаще наблюдаются у людей пикнического ти­па; язвенная и гипертоническая болезнь, неврастения - у людей с возбудимым типом нервной системы. Замечено также, что характер симптомов при неврозах связан с телосложением. Например, ис­терия и депрессия более свойственны лицам атлетического и пикни­ческого типов, страх и тревога — лицам астенического типа.

В настоящее время задача науки состоит в изучении природы ус­тановленных связей, которая, вероятно, является генетически обус­ловленной. По-видимому, один локус хромосомы контролирует од­новременно группу признаков - морфологических, функциональ­ных и психических. Требуют подробного изучения механизмы влия­ния внешней среды на формирование конституционального типа.

Изучение слабых, наиболее уязвимых сторон конституциональ­ных типов у людей позволяет предупредить их травмирование, вовремя выявить склонность к заболеванию, предвидеть течение за­болевания, индивидуализировать лечение. Профилактическая ме­дицина, исходя из этого, может рекомендовать наиболее бла­гоприятные условия жизни и деятельности для представителей каж­дого конституционального типа.

1.2.Диатезы

С учением о конституциональной принадлежности тесно связа­но представление о диатезе. Диатез — это своеобразная аномалия кон­ституциональных признаков, характеризующаяся патологической реакцией организма на физиологические и патологические раздражите­ли. Диатез наиболее часто проявляется в детском возрасте, когда еще недостаточно созрели механизмы гомеостаза.

В настоящее время существует несколько классификаций диате­за, одна из которых приводится ниже.

При экссудативно-катаральном диатезе внешний вид больного нормальный или пастозный, легко возникают воспалительные процессы с образованием экссудата, со склонностью к затяжному течению и аллергическим проявлениям. Часты экзематозные явле­ния на коже. У этих лиц отмечается наследственная склонность к выработке антител типа IgE (реагинов) в ответ на разнообразные экзоаллергены. В связи с этим легко развиваются аллергические реакции немедленного типа с освобождением биологически актив­ных веществ — серотонина, гистамина, чувствительность к которым резко повышена. Клинически наблюдаются бронхиальная астма, крапивница, отек Квинке, ложный круп, анафилактический шок.

Лимфатико-гипопластический диатез. Внешний вид больного характеризуется пастозностью и бледностью, мышечная ткань раз­вита слабо, увеличены лимфатические узлы. Симптоматика наруше­ний очень разнообразна. С одной стороны - это явления гиперпла­зии и одновременно недостаточности лимфоидной ткани. Часты ан­гина и фарингит, в крови лимфоцитоз, селезенка увеличена. Предрасположенность к аутоаллергическим заболеваниям. С другой стороны — явления гипопластического характера, соматического и психического инфантилизма. Ранняя гипоплазия органов и исто­щение репаративных и иммунологических свойств мезенхимы, преж-девременное изнашивание организма, ранний атеросклероз. Другое название этого состояния — status thymicolymphaticus. Его объясняют задержкой инволюции вилочковой железы, что, в свою очередь, обусловлено нарушением регуляторных влияний на нее гормонов коры надпочечников желез. Организм очень раним, воз­можна неожиданная смерть от незначительных причин.

Нервно-артритический диатез. Внешний вид больного нормаль­ный или пастозный, возможно ожирение; возбудимость нервной си­стемы повышена. Наиболее характерна склонность к деформирую­щим заболеваниям суставов неинфекционного происхождения; кожным заболеваниям типа экземы; нарушениям психики; подагре, ожирению, диабету, ревматизму.

Астенический диатез характеризуется общей адинамией, лабиль­ностью сосудистых реакций. Часто отмечается опущение внутрен­них органов.

Бывают и смешанные проявления различных диатезов. Важно подчеркнуть, что диатез — это не фатальное предрасполо­жение к патологическому процессу. Условия внешней среды могут способствовать или препятствовать его проявлению. Диатез — это еще не заболевание, а предрасположение к нему. К сожалению, на практике диатез нередко считают заболеванием, хотя на самом деле он предшествует болезненному состоянию и находится в ла­тентном виде. Необходимо стремиться к распознаванию диатеза в этом периоде и по возможности смягчать или тормозить его прояв­ление. В основе многих проявлений диатеза лежат, по-видимому, на­следственные ферментопатии. Необходима дальнейшая разработка методов их диагностики, а также способов диетической и ле­карственной коррекции.

Наши рекомендации