Какие меры воздействия психосоциального характера эффективны?

Психотерапия имеет решающее значение для предупреждения психологического напря­жения и страха. Большинство пациентов ранее не испытывали психических нарушений и мо­гут с трудом воспринимать необходимость психиатрического лечения. Часто полезно в бесе­де с больной ставить акцент на биологических аспектах послеродового заболевания, которое следует рассматривать как осложнение беременности — медицинское заболевание с психиче­скими симптомами, связанными с физиологическими изменениями после родов. Возможно­сти для устранения чувства вины и горя по поводу своей болезни становятся очевидны. Час­тично эффективна у женщин после родов групповая психотерапия. Важно напоминать паци­ентам, что послеродовые нарушения имеют прекрасный прогноз.

Нередко безгласной жертвой послеродового заболевания женщины становится ее муж, который также нуждается в соответствующей поддержке и обучении. Исследования показы­вают, что поддержка со стороны отца ребенка оказывает очень позитивный эффект на состо­яние женщины. Другие члены семьи также должны быть привлечены для оказания поддерж­ки и помощи женщине.

Каким образом можно повредить ребенку?

Агрессивное лечение депрессии матери может предупредить осложнения у новорожден­ного. Исследования показывают, что депрессивные матери демонстрируют меньшую привя­занность к ребенку. Они не столь нежны и неправильно понимают нужды ребенка. Новорож­денные депрессивных матерей имеют риск как недостаточного психического и моторного развития, так и риск различных эмоциональных нарушений в детском возрасте.

На чем сейчас концентрируются исследования?

Сниженный уровень триптофана и более медленное, чем в норме, изменение его содер­жания в плазме после родов связывают с возникновением меланхолии. Попытки купирова­ния симптомов меланхолии путем повышенной нагрузки триптофаном не удались, что при­вело к предположению о существовании некоего дефекта метаболизма, который имеет боль­шее значение на развитие материнской меланхолии, чем простой дефицит триптофана.

Пиридоксин — кофактор, необходимый для нейрональной утилизации триптофана. При пероральном назначении в течение 28 дней после родов группе женщин с высоким рис­ком рецидива послеродовых психических расстройств отмечено снижение уровня заболева­емости материнской меланхолией в несколько раз, по сравнению с контролем, в котором по­лучали плацебо. Изучение комбинированного назначения триптофана и пиридоксина долж­но дать важную информацию.

Другая экспериментальная стратегия по предупреждению более тяжелых психических на­рушений послеродового периода подразумевает назначение длительно действующих эстроге­нов женщинам, имеющим высокий риск. По теории, искусственное восполнение уровня эс­трогенов смягчает гормональную дестабилизацию после рождения плаценты. В выборке 50 женщин с высоким риском рецидивов психических расстройств после родов не отмечено. Поскольку все же существует риск тромбоэмболических нарушений, этот метод нельзя реко­мендовать как рутинную процедуру предупреждения рецидивов у женщин с отягощенным анамнезом тяжелых послеродовых расстройств.

ЛИТЕРАТУРА

9.

Ш

11.

13.1 It

1L!

1. Barnett В, Morgan M: Postpartum psychiatric disorder: Who should be admitted and to which hospital? (Review) Aust N Z J Psychiatry 30(6):709-714, 1996.

Глава 64. Послеродовые психические расстройства




Какие меры воздействия психосоциального характера эффективны? - student2.ru ЮТ

JJ-

ое с-с-с-

D-

2. Button JH, Reivich RS: Obsessions of infanticide. Arch Gen Psychiatry 27:235-240, 1972.

3. Cox JL, Murray D, Chapman G: A controlled study of the onset, duration, and prevalence of postnatal depression. Br

J Psychol 163:27-31, 1993.

4. Fossey L, Papiernik E, Bydlowski M: Postpartum blues: A clinical syndrome and predictor of postnatal depression? J

Psychosom Obstet Gynecol 18(1):17-21, 1997.

5. Hamilton JA, Harberger PN (eds): Postpartum Psychiatric Illness: A Picture Puzzle. Philadelphia, University of

Pennsylvania Press, 1992.

6. Hamilton JA: Postpartum psychiatric syndromes. Psychiatr Clin North Am 12:89—102, 1989.

7. Leathers SJ, Kelley MA, Richman JA: Postpartum depressive symptomatology in new mothers and fathers: Parenting,

work and support. J Nerv Ment Dis 185(3):129-137, 1997.

8. Martell LK: Postpartum depression as a family problem. Am J Matern Child nurs 15(2):90—93, 1990.

9. McGory P, Connell S: The nosology and prognosis of puerperal psychosis: A review. Compr Psychiatry 31(6):519-534, 1990.

10. Meager I, Milgrom J: Group treatment for postpartum depression: A pilot study. Aust N Z J Psychiatry 30(6):852-860,1996.

11. O'Hara MW, Schlechte JA, Lewis DA, Wright EJ: Prospective study of postpartum blues. Arch Gen Psychiatry

48:801-806, 1991.

12.Parry BL (ed): Women's disorders. Psychiatr Clin North Am 12:207-220, 1989.

13.Rosenblatt JE, Rosenblatt NC (ed): Currents in Affective Illness, vol. 11. Bethesda, MD, Currents Publications, Ltd..,

1992, pp 5-11.

14. Rosenblatt JE, Rosenblatt NC (eds): Currents in Affective Illness, vol. 12. Bethesda, MD, Currents Publications,

Ltd.., 1993, pp 1-2.

15. Sholomskas DE, Wickamarathe PJ, Dogolo L, et al: Postpartum onset of panic disorder. A coincidental event? J Clin

Psychiatry 54(12):476-80, 1993.

16. Stamp GE, Williams AS, Crowther CA: Predicting postnatal depression among pregnant women. Birth

23(4):218-223, 1996.

17.Steiner M: Postpartum psychiatric disorders. Can J Psychiatry 35:89-95, 1990.

18.Stewart DE, Addison AM:Thyroid function in psychosis following childbirth. Am J Psychiatry 145:1579-1581, 1988.

t-

IX. Геронтопсихиатрия

Какие меры воздействия психосоциального характера эффективны? - student2.ru Глава 65. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ

Roberta M. Richardson, M.D.

Веро



Какие меры воздействия психосоциального характера эффективны? - student2.ru Какие меры воздействия психосоциального характера эффективны? - student2.ru 1. Каковы основные тенденции развития личности в последние годы жизни?

Согласно Nemiroff и Colarusso (9), центральная тема личностного развития в пожилом

возрасте — «кризис, вызванный растущим осознанием конечности отпущенного нам време­ни и неизбежности личной смерти». Этот кризис ведет к размышлениям и вопросам о смыс­ле жизни, о достигнутом, о том, какой след мы оставили после себя в окружающем нас мире, и может вести к депрессивной настроенности, сопутствующей уходу из активной жизни, ухудшению в собственном здоровье.

Эриксон определяет задачу развития личности в пожилом возрасте, как целостность про­тив отчаяния. Он обращает нас к задаче пересмотра событий своей жизни и интеграции их в личную систему ценностей, которая должна наполнить нас ощущением завершенности и удовлетворения. Если эта задача не выполнена, то эмоции, которые связывают нас с этим периодом жизни, ближе всего к отчаянию, когда то, что мы считаем важным и необходимым, не завершено и уже нет времени сделать это.

Юнг отмечает, что во вторую половину жизни мужчины в большей мере осознают свою «женскую» половину, а женщины — «мужскую».

Другая важная часть личностного развития — непрекращающееся снижение самооценки по мере того, как человек обнаруживает падение своих перспектив на работе, ухудшения в физиче­ском облике, сексуальной привлекательности и должен принять все увеличивающуюся степень зависимости от окружающих. Реальность старения размывает психологическую защиту многих людей, ведя к интенсивному чувству зависти, соперничества, ярости и, как следствие, к одино­честву. Психотерапия может быть особенно эффективной у этих пациентов, помогая им принять изменения, сопутствующие старости, и направляя их внимание на позитивные стороны жизни.

2. Как изменения во взаимоотношениях с окружающими могут стимулировать мировоззренчес­
кий кризису пожилых людей?

Старение и смерть одного из родителей — одно из важнейших событий в жизни. Если родите­ли становятся немощными, роли часто меняются. Это изменение в некоторой степени болезнен­но для большинства взрослых детей. Психологически дети уже не могут поддерживать свое убеж­дение в том, что родители могут дать им поддержку. Это может быть особенно трудно, если психо­логическое отделение от родителей состоялось не полностью, и детские воспоминания о своих ро­дителях остаются амбивалентными. Мысли о смерти сильно обостряются со смертью родителей, и оставшиеся без них дети приходят к заключению, что их поколение уйдет следующим.

Изменения во взаимоотношениях с выросшими детьми также могут привести к возраст­ному кризису у родителей. Классический синдром «пустого гнезда» встречается чаще, если воспитание детей слишком продолжительно и дети дольше остаются с родителями. Некото­рые родители отказываются терять свою родительскую роль, видя свою старость и другие со­путствующие ей изменения. Они могут чувствовать зависть к собственным детям, так как ви­дят, что «у них вся жизнь впереди».

Наши рекомендации