Существуют ли различные типы ОКР?
Да. Большинство пациентов (до 85%) на определенном этапе заболевания выполняют «ритуалы очищения». Некоторые пациенты все проверяют, бесконечно убеждаясь, что двери закрыты, а электроприборы выключены. Другие дети постоянно «классифицируют» бей-
382 VII. Диагностика и лечение психических расстройств детского и подросткового возраста
сбольные карточки или снова и снова считают узоры на потолке. Некоторые пациенты стремятся найти особую симметрию, например, выкладывая в линию карандаши, цветные мелки или обувь; другие оценивают все, что они делают или говорят, например, читая только до страницы, номер которой делится пополам. Гораздо реже ребенок не может выйти за дверь, не выполнив определенный ритуал, или выстукивает ритм на заборе, проходя каждый раз одним и тем же маршрутом. Частым проявлением ОКР у многих детей служит повторное задавание одних и тех же вопросов. Многие подростки, стремятся оставить за собой последнее слово в разговоре, так как испытывают навязчивый страх, что вопрос не будет закрыт, если они не сделают этого.
Опишите немедикаментозные способы лечения ОКР?
ОКР представляет особенный интерес среди психических расстройств, потому что исследования показывают в целом низкий эффект как плацебо, так и психотерапии. Успешные и неуспешные результаты отмечались и при поведенческой терапии. Методики систематической десенсетизации (постепенное повышение интенсивности представления пугающего стимула) также применялись первое время, но безуспешно. Другие поведенческие методики позволяли уменьшить тревожность, но не влияли на обсессии. Так, экспозиция in vivo (экспозиция стимулом) некоторое время считалась эффективной. Данная методика требует, чтобы пациент контактировал с обсессивным стимулом, например дверными ручками или сиденьем туалета. Метод предотвращения ответной реакции (прерывание или нарушение ответа пациента после действия обсессивного стимула) удерживает пациента от выполнения привычных очищающих ритуалов. В нескольких исследованиях (как с группами сравнения, так и без) эффективность составляла 70—80%. Улиц, подвергавшихся экспозиции как воображаемым, так и реальным стимулом, улучшение склонно лучше сохраняться с течением времени. Пациенты, подвергавшиеся более длительному воздействию стимула, показывали лучшие результаты, чем пациенты, подвергавшиеся более короткой экспозиции.
При предотвращении ответа не было обнаружено различий между пациентами, подвергавшимися 24-часовому контролю и пациентами с минимальной продолжительностью контроля. Улучшить результаты может ассистент терапевта, включая члена семьи, который работает вместе с врачом.
Один автор обнаружил, что около 60% пациентов могут лечиться амбулаторно, выполняя домашнее задание, направленное на усвоение новых поведенческих стереотипов. Он считает также, что большинство видов терапии необходимо осуществлять непосредственно в окружении пациента, где он обычно выполняет свои ритуалы. Однако до 25% пациентов прерывают курс такой поведенческой терапии и отказываются от продолжения лечения. У 75% пациентов, завершивших курс терапии, успех достигается в 75% случаев (при общей частоте успешности около 50%).
Стойкое уменьшение компульсивных ритуалов со временем наиболее часто отмечалось при поведенческой терапии, но данный метод менее эффективен при обсессиях, поскольку с ними невозможно взаимодействовать in vivo. Таким пациентам показана фармакотерапия, особенно при наличии тяжелых обсессии.
Какие препараты показаны?
При лечении ОКР оказалось эффективно большинство антидепрессантов с серотонинер-гическим механизмом действия. В 1968 г. в одном из исследований, проведенных в Европе, было впервые обнаружено, что кломипрамин, трициклический антидепрессант с выраженным серотонинергическим действием, обладает способностью уменьшать обсессии. Данные результаты были подтверждены в нескольких исследованиях с двойным слепым контролем. В одном из ранних исследований комбинированного применения кломипрамина и поведенческой терапии было продемонстрировано, что этот препарат уменьшает проявления депрессии, тревожности, улучшает социальную адаптацию и способствует как дезактуализации ритуалов, так и повышению чувствительности к поведенческой терапии. В других исследованиях кломипрамин применялся в более низких дозах, при этом уменьшались навязчивые мыс-
Глава 58. Обсессивно-компульсивное расстройство детского и подросткового возраста 383
ли, но отсутствовало влияние на ритуалы. Кломипрамин обладает широким спектром побочных эффектов, типичным для трициклических антидепрессантов (часто встречается сухость во рту, запоры и тремор). Реже отмечается головокружение, сонливость, головная боль и слабость. Иногда наблюдается потливость, увеличение веса и задержка эякуляции. Все указанные побочные эффекты реже отмечаются у детей и подростков.
Кломипрамин остается наиболее часто используемым в исследованиях препаратом. Начало действия развивается через 2—4 нед., максимальный эффект отмечается через 8—10 нед. Кломипрамин назначают в дозе до 200 мг/сут. или из расчета 3 мг/кг для детей и подростков.
Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС) эффективны в лечении ОКР. Среди всех СИОЗС лишь сертралин и флувоксамин (феварин) одобрены для лечения ОКР у детей. Дозы часто вдвое выше тех, которые применяются при лечении депрессии. Зачастую необходимы такие дозы, как 100 мг сертралина или 100—300 мг феварина в сутки. Феварин обычно принимают дробно, в связи с более коротким периодом полураспада и более мощным седативным действием. Какой бы препарат ни применялся, необходимо начинать прием с низких доз, а затем постепенно повышать их до развития максимального эффекта.
Ингибиторы моноаминооксидазы продемонстрировали способность уменьшать навязчивости у пациентов, страдающих также паническими атаками.
В целом, симптомы уменьшаются на 70%. Менее чем у 10% детей лечение антидепрессантами оказывается неэффективным, при этом среди детей и подростков высок процент положительных реакций на использование плацебо; следовательно, на самом деле эффективность фармакотерапии у детей может быть не столь высока, как у взрослых. Пациенты с ОКР и избегающим поведением или сексуальными навязчивостями хуже отвечают на терапию.