Опишите затруднения, возникающие в процессе диагностики РДВГ.

Зачастую поставить диагноз бывает трудно по следующим причинам:

• Нет специфического диагностического теста.

• Симптомы неспецифичны и их часто можно обнаружить при многих соматических
и психических состояниях.

• Ключевой симптом в виде невнимательности невидим. (Только пациент знает о том,
что его внимание нарушено. Заученные формы социального поведения маскируют сни­
жение способности к концентрации внимания.)

• Часто поступает противоречивая информация от разных людей (от пациента, учителя,
родителей и жены/мужа).

• Многие пациенты не делают ясного различия между наличием объяснения и нали­
чием оправдания для своего неправильного поведения и несостоятельности. Краеу-

370 VII. Диагностика и лечение психических расстройств детского и подросткового возраста

Опишите затруднения, возникающие в процессе диагностики РДВГ. - student2.ru гольным камнем американской системы ценностей является то, что любую пробле­му можно преодолеть, если вы прилагаете достаточно усилий, много работаете и дисциплинированы. На самом деле, некоторые люди, родившиеся со склоннос­тью к невнимательности, импульсивности и суетливости, опровергают такие пред­ставления.

• Лучшим лечением РДВГ являются препараты класса стимуляторов. Эти препараты, от­
носящиеся к списку С-2 (второй класс опасности в плане развития зависимости. — При­
меч. пер.), создают проблему для многих врачей и родителей, например, их неудобно
выписывать, что может стать причиной нежелания ставить такой диагноз.

• Диагностирование, планирование лечения и соответствующее обучение пациента и его
родителей могут отнимать много времени у врачей, родителей и учителей.

12. Какое влияние оказывает РДВГ на жизнь больного и к чему может привести отсутствие лече­
ния?

Практически все без исключения исследования по влиянию РДВГ на пациентов, страда­ющих данным состоянием, отмечают крайне негативное влияние РДВГ на жизнь больного. 25% индивидов, страдающих данным расстройством, остаются в школе на второй год, несмо­тря на удовлетворительные способности к обучению. Несмотря на равный уровень IQ и об­разованности, у больных при отсутствии лечения РДВГ отмечаются меньшие профессио­нальные достижения и удовлетворенность работой. В трех исследованиях обнаружено, что у подростков, страдающих РДВГ и не принимающих лечения, в 4 раза выше риск несчастных случаев, чем среди подростков с РДВГ, получавших специальное лечение. Существует вра­чебная шутка о том, что ADHD (или ADD, укороченная аббревиатура от РДВГ. — Примеч. пер.) приближенно по-русски означает «Смерть в результате несчастного случая» («Accidental Death and Dismemberment»); она иллюстрирует тесную связь между РДВГ и частотой несча­стных случаев.

У подростков, страдающих РДВГ, намного выше риск самоповреждений, чем у подрост­ков без РДВГ (1,3% против 0,1%).

К возрасту 27 лет частота злоупотребления психоактивными веществами у пациентов с РДВГ, не принимающих лечения, в 3 раза выше, чем в общей популяции (47% против 15%). Пациенты, продолжающие принимать стимуляторы для лечения РДВГ, имеют такой же риск развития злоупотребления психоактивных веществ, что и лица из общей популяции. Препа­раты класса стимуляторов оказывают протективное действие в отношении развития данных расстройств у подростков и молодежи с РДВГ.

С течением времени становится ясно, что в большей степени опасно не лечить РДВГ, чем использовать психостимуляторы.

Каковы составляющие оптимальной терапии РДВГ?

В настоящее время золотым стандартом лечения РДВГ являются препараты группы пси­хостимуляторов. Имеется свыше 170 исследований, проведенных с использованием групп сравнения, показавших, что эти препараты эффективны и безопасны. Кроме того, они сохра­няют свою эффективность при длительном использовании. Этот факт приводит к заключе­нию, разделяемому многими исследователями, о том, что механизм действия психостимуля­торов не зависит от стимулирующих свойств. На сегодняшний день мы должны сказать, что механизм действия этих препаратов у пациентов с РДВГ неизвестен.

Наши рекомендации