Какие методы можно использовать для оценки связанного со здоровьем качества жизни?

Методики измерения качества жизни могут быть использованы для сравнения индивиду­альных профилей больных с профилями больных подобной группы или для сравнения качест­ва жизни между различными группами больных. Такие методы часто называют «общими», они включают SF-36 (Профиль воздействия болезни) и Профиль здоровья Ноттингем. Другие ви­ды измерения качества жизни специфичны для определенных заболеваний. Этот тип методов оценки связан с определенными аспектами болезни и дает большую чувствительность в выяв­лении незначительных изменений качества жизни, чем общие методы. Выбор соответствую­щего общего или специфичного метода зависит от целей исследователя или врача. Помните, однако, что SF-36 и Профиль здоровья Ноттингем лучше подходят для тяжелых больных.

Заполняемые пациентом опросники — это наилучший метод оценки субъективных аспек­тов качества жизни, таких как психологическое и социальное функционирование, не только потому, что такой вид тестирования недорог и легок в проведении, но и потому, что он дает наиболее важную информацию: точку зрения самого больного. Некоторые потенциальные области применения опросников качества жизни:

• Скрининг и мониторинг психосоциальных проблем в индивидуальной работе с больным.

• Популяционные исследования восприятия проблем здоровья для улучшения организа­
ции помощи больным.

• Оценка исходов заболевания для использования службами здравоохранения и в иссле­
довательских целях.

• Оценка результата лечения в клинической практике.

• Анализ стоимости/эффективности лечения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Bowling A: Measuring health: A Review of Quality of Life Measurement Scales. Philadelphia, Open University Press, 1991.

2. Costa PT, McCrae RR: Revised NEO Personality Inventory and the NEO Five-Factor Model. Odessa, FL,

Psychological Assessment Resources, 1992.

Глава 8. Стандартизированное психиатрическое интервью 61

Какие методы можно использовать для оценки связанного со здоровьем качества жизни? - student2.ru 3. Deyo R, Kiehr P, Patrick DL: Reproducibility and responsiveness of health status measures: Statistics and strategies

for evaluation. Controlled Clinical Trials 12:142s—158s, 1991.

4. Garner DM: Eating Disorder Inventory-2 Professional Manual. Odessa, FL, Psychological Assessment Resources,

1991.

5. Patrick D, Deyo R: Generic and disease-specific,measures in assessing health status and quality of life. Med Care

27:S217-S232, 1989.

6. Proceedings of the International Conference on the Measurement of Quality of Life as an Outcome in Clinical Trials.

Controlled Clinical Trials 12:243s-256s, 1991.

7. Stoloff M, Couch J: Computer Use in Psychology: A Directory of Software, 3rd ed. Washington, DC, American

Psychological Association, 1992.

8. Streiner D, Norman GR: Health Measurement Scales: A Practical Guide to Their Development and Use. Oxford,

Oxford University Press, 1989.

9. Thelen M, Farmer J, Wbnderlich S, Smith M: A revision of the bulimia test—the BULIT—R. Psychological

Assessment 3:119-124, 1987.

10.Thompson C: The Instruments of Psychiatric Research. Chichester, 1989.

11.Wfelch GW, Thompson L, Hall A: The BULIT-R: Its reliability and clinical validity as a screening tool for DSM-I1I R

bulimia nervosa in a female tertiary education population. Int J Eating Dis 14:95—105, 1993.

12. McCrae RR, Costa PT, Pedroso de Lima M: Age differences in personality across the adult life span: Parallels in five

cultures. Develop Psychol 35(2):466-477, 1999.

Какие методы можно использовать для оценки связанного со здоровьем качества жизни? - student2.ru Глава 8. СТАНДАРТИЗИРОВАННОЕ ПСИХИАТРИЧЕСКОЕ

ИНТЕРВЬЮ

Jacqueline A. Samson, Ph.D.

Какие методы можно использовать для оценки связанного со здоровьем качества жизни? - student2.ru 1. Когда мне следует использовать стандартизированное интервью?

Стандартизированное интервью следует использовать для сбора данных о своем пациен­те и последующем его сравнении с группами больных, описанных в литературе. Такое интер­вью также полезно для систематической оценки пациента в манере, практически исключаю­щей субъективность восприятия или неполноценность собранных данных.

В клинической практике легко потратить массу времени, обсуждая с больным интересу­ющие его проблемы, но так и не спросить о других проблемах, которые не столь очевидны, но не менее важны. Пациенты особенно скрытны, если полагают, что их симптомы постыд­ны или социально неприемлемы. Алкоголь или наркотики, компульсивное поведение, свя­занное с сексом, или симптомы, связанные с травмой, часто пропускаются, так как врач о них не спрашивает. Проведение стандартизированных интервью улучшает понимание спе­цифических синдромов и позволяют задавать наиболее точные вопросы для выявления ин­формации о психическом состоянии пациента. В этом плане стандартизированное интер­вью — ценный обучающий метод.

2. Вчем отличие стандартизированного интервью от клинического?

В стандартизированном интервью существуют специфические направления ведения опроса и получения определенной информации от больного. Интервьюер должен выяснить всю ин­формацию в ее специфических деталях, соответствующих определенной области, согласно направлениям интервью. Формат проведения интервью также определен таким образом, чтобы получение информации проходило в манере, позволяющей сопоставлять данные, ко­торые собраны разными специалистами в разных учреждениях.

Наши рекомендации