Каким образом из собеседования извлекается информация?

Врач должен разузнать, по возможности, больше о том, каким образом пациент думает и что он чувствует. При проведении клинического собеседования, информация извлекается из того, что пациент рассказывает врачу; чрезвычайно важные сведения получаются также из того, как излагается анамнез. Таким образом, важными средствами для понимания проблем пациента являются как содержание беседы (т.е. что пациент говорит), так и процесс собесе­дования (т.е. как пациент это говорит). Учитывается последовательность изложения инфор­мации, степень комфорта при беседе, эмоции, связанные с обсуждением, реакцию пациента на вопросы и начальные комментарии, связность и время изложения информации. Полная проработка данной информации может потребовать от одной до нескольких сессий, прово­димых на протяжении дней, недель или месяцев, но и при первичном собеседовании можно предположить наличие глубинных или скрытых проблем.

Например, 35-летняя женщины испытывает тревогу по поводу наличия у сына рекур­рентной астмы, связанной с трудностями в школе. Она свободно рассказывает о своих трево­гах и ищет совета, как помочь сыну. При вопросах относительно мнения ее мужа она момен-

Глава 1. Начальное психиатрическое собеседование 21

Каким образом из собеседования извлекается информация? - student2.ru тально успокоилась. Затем она рассказала о том, что он разделяет ее беспокойство и вновь пе­реключила обсуждение на своего сына. Ее сомнение позволило заподозрить другие пробле­мы, не затронутые на начальной сессии. Действительно, следующую сессию она начала с во­проса: «Как я могу говорить о чем-либо, помимо моего сына?» Успокоившись, она рассказа­ла, что ее муж испытывает постоянный гнев на сына за его «слабость». Гнев мужа и ее соб­ственные ответные чувства стали основным направлением последующего лечения.

Каким образом следует начинать собеседование?

Любое собеседование начинается с общих вопросов. Использовать можно любой простой вопрос, типа: «Что привело Вас сегодня ко мне? Можете ли Вы рассказать мне о своих проб­лемах? Почему Вы решили записаться на прием?» Для тревожных пациентов полезно приме­нение следующей схемы: вначале следует спрашивать о возрасте, семейном положении и жизненной ситуации. Это может дать им время, чтобы спокойно приняться за описание своих проблем. При очевидной тревоге, простое упоминание врача о ней может помочь па­циенту рассказать о его опасениях.

Важно ли строго следовать структурированному формату беседы?

Нет. Пациентам следует предоставлять возможность излагать информацию наиболее удобным для них образом. Врач, который преждевременно обрушивает на пациента поток конкретных вопросов, лишает себя информации относительно процесса самостоятельного мышления пациента. Кроме того, он не может узнать, каким образом пациент использует молчание или справляется с печалью и лишает пациента возможности наметить или развить новые темы. Более того, если клиницист задает один конкретный вопрос за другим, он мо­жет затруднять себе возможность выслушать и понять пациента.

Это не означает, что конкретных вопросов следует избегать. Зачастую пациенты дают раз­вернутые ответы на конкретные вопросы, типа: «Когда Вы были женаты?» Их ответы могут открывать новые пути для исследования. Ключевым является избегание скоропалительного подхода и предоставление пациентам возможности развивать свои мысли.

10. Каким образом следует задавать вопросы?

Вопросы следует формулировать так, чтобы побуждать пациента к беседе. Свободные вопро­сы, не подразумевающие ответ, позволяют пациентам больше развивать мысль, чем конкретные или наводящие вопросы. Наводящие вопросы (например, «Вы чувствовали грусть, когда Ваша девушка покинула Вас?»), как правило, приводят к прекращению беседы, так как они могут со­здавать впечатление, что врач ожидает от пациента неких чувств. Ненаводящие вопросы («Как Вы себя чувствовали, когда Ваша девушка покинула Вас?») являются более эффективными.

Наши рекомендации