Период школьного, подросткового и юношеского возраста.

План:

1. Характеристика периодов.

2. Анатомо-физиологические особенности подросткового периода.
3. Профилактика деформаций скелета.

4. Медицинское наблюдение за подростками

5. Психологические проблемы, вредные привычки подростков.

1.Подростковый и юношеский период характеризуется началом созревания половых функций. Подростковый или препубертатный период длится с 7 до 11лет, пубертатный продолжается с 11 до 15 лет. Время наступления полового созревания колеблется в зависимости от пола и индивидуальных особенностей развития ребёнка. У девочек оно обычно наступает в 8 - 9 лет, на два года раньше, чем у мальчиков, и продолжается до 16 - 18 лет.

2. Препубертатный период у девочек характеризуется началом появления вторичных половых признаков. У девочек это начало роста молочных желёз, появлением волос на наружных половых органах и в подмышечных впадинах. Одновременно отмечается рост костей таза и округление бедер. У мальчиков препубертатный период сопровождается увеличением наружных половых органов (11 - 12 лет). Рост в этот период может увеличиваться на 8 и более см. - это период второго физиологического вытягивания. Пубертатный период у девочек характеризуется появлением бурного усиления работы половых желёз. У девочек появляются менструации (11 - 12 лет), служащие первым признаком наступления половой зрелости. У мальчиков пубертатный период характеризуется началом формирования вторичных половых признаков (12-14 лет), меняется тембр голоса, начинает формироваться скелет по мужскому типу. Признаком наступления половой зрелости у мальчиков являются поллюции - непроизвольное извержение семени. Они начинаются обычно около 15 лет.

3.Профилактика деформаций скелета у детей старшего возраста:

  1. Не спать на раскладушке.
  2. Привлекать детей школьного возраста к занятиям физкультурой и спортом, проводить подвижные игры.
  3. Адекватные физические нагрузки. Опасны тонкие высокие каблуки для девочек, прыжки в высоту на твёрдую поверхность (деформация костей таза приведёт к проблемам во время беременности и родов).
  4. Следить за осанкой в школе и дома. За столом сидеть прямо, опираться на спинку стула, не наклоняться низко.
  5. При чтении, письме расстояние от глаз до стола – рука до локтя от кончиков пальцев.
  6. Нельзя сидеть длительное время, подложив под себя ногу, не стоять на одной ноге, не прыгать в «классы» (чередовать с физическими упражнениями, подвижной игрой и прогулками).
  7. Следить за соответствием мебели возрасту и росту ребёнка.
  8. Пересаживать в классе в течение учебного года 2-3 раза.
  9. Носить в школу ранец или рюкзачок (но не портфель).
  10. При переноске груза распределять равномерно его на две руки.
  11. Правильный режим дня (достаточный сон, прогулки, физическая нагрузка по возрасту ношение просторной одежды по возрасту, сезону, температуре воздуха, не стесняющую движений).
  12. Рациональное питание. Продукты, содержащие кальций. Овощи, фрукты, крупы.
  13. По совету врача – разгрузочный режим – горизонтальное положение на жёсткой постели или полу, подложив тонкое одеяло или покрывало.

В младшем возрасте у девочек и мальчиков одинаково часто встречаются искривления позвоночника. В старшем возрасте у девочек чаще, чем у мальчиков. Чаще у дошкольников и младших школьников (ослаблены, малоподвижны).

Родители и педагоги могут заметить:

  1. На одном ли уровне плечи и лопатки.
  2. Прямо ли держит голову.
  3. Раздеть, встать прямо, опустить руки. Треугольники, образованные контурами талии и рук, должны иметь одинаковую форму.

Правильная посадка:

  • Школьник сидит прямо с лёгким наклоном вперёд.
  • Тетрадь или книга находится на расстоянии 25-35 см от глаз
  • Между грудью и столом свободно проходит кисть руки.
  • Спина опирается на спинку стула на уровне поясницы.
  • Ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым или тупым углом и опираются всей ступнёй о подставку или пол.
  • Обе руки свободно лежат на столе, плечи находятся на одной высоте, параллельно краю стола.
  • Органы грудной и брюшной полости не стеснены, дыхание свободное.
  • Нагрузка на костно-мышечный аппарат минимальная, зрение не напряжено.

4.Главной задачей медицинской сестры в этот период является своевременное выявление физиологических отклонений в организме подростка, внимательное наблюдение за происходящими изменениями и в случае необходимости направление на консультации к врачам - специалистам. Наиболее частые хронические заболевания подросткового периода: поражение половой и эндокринной сферы, сахарный диабет, ревматизм, туберкулёз, хронические неспецифические заболевания лёгких, венерические заболевания. Медицинская сестра оценивает физическое развитие подростков по следующим показателям:

v Рост, масса тела, окружность грудной клетки.

v ЖЕЛ, мышечная сила рук (динамометрия)

v Особенности телосложения, состояние опорно-двигательного аппарата, форма грудной клетки, позвоночника ног, стоп, степень жироотложения, развитие вторичных половых признаков.

v Подсчёт пульса, частоты дыхания, АД.

Сравнивая полученные данные с таблицами стандартных динамических величин, медицинская сестра делает вывод о состоянии физического развития подростка. Наиболее часто встречающиеся отклонения в состоянии здоровья подростков:

1. акромегалоидные изменения конечностей.

2. повышенный рост.

3. масса тела выше или ниже нормы.

4. повышенный или сниженный аппетит.

5. неустойчивость вегетативной нервной системы.

6. тенденция к повышению или снижению по сравнению с нормой сахара крови.

7. юношеская артериальная гипертензия.

8. «юношеское сердце» (боли в сердце, тахикардия, физиологические шумы)

9. изменения на коже: угри, себорея, пиодермия, гипергидроз.

10. изменения костно-мышечной системы: сколиозы, плоскостопие, изменения длинных трубчатых костей (О-образные, или Х-образные ноги).

Медицинская сестра должна знать о влиянии акселерации (ускорение роста и физического развития детей и подростков) на здоровье своих пациентов. Максимум акселерации приходится на подростковый период, хотя проявляется она уже на стадии внутриутробного развития.

5.Сложные процессы, происходящие в организме подростков в период полового созревания, вызваны не только в половой и эндокринной сфере. Одновременно перестраивается деятельность нервной системы, перестраивается психика. Подросткам в этом периоде свойственно состояние физической и эмоциональной неловкости, они ещё только учатся контролировать свои новые чувства. Эти явления сочетаются со становлением характера и личности подростка, определения своего места в коллективе и семье. Для школьников этого периода характерно сочетание противоречивых черт: развязности и застенчивости, стремления к самостоятельности и повышенной внушаемости. Грубость, цинизм, дерзость некоторые психологи считают компенсаторной реакцией подростка. Главной заботой его становится доказать всем, что он уже не ребёнок и ему должно быть дозволено всё то, что доступно взрослому. В этот период формируется и девиантное поведение - система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы (это касается психического здоровья, права, культуры, морали).

Подростковый период представляет собой группу повышенного риска. Именно в этом возрасте может проявиться:

- алкоголизация и ранний алкоголизм,

- наркотизация и подростковая наркомания,

- агрессивное сексуальное и социальное поведение,

- суицидальные попытки.

Опасность алкоголизации распространена у нас очень широко, и чем раньше ребёнок приобщается к алкоголю, тем сильнее и устойчивее будет его потребность в нём. Алкоголизации способствует характерное стремление подростка погасить присущее ему сочетание тревожности и одновременно - избавиться от избыточного самоконтроля и застенчивости. Важную роль играет также стремление к экспериментированию и к самоутверждению.

Если говорить о здоровье подростков, начинать нужно с курения. По выборочным данным среди десятиклассников курят 60% юношей и 25% девушек, причём % курящих девушек увеличивается ежегодно. Растёт и употребление наркотиков. Уровень заболевания наркоманией давно перевалил за границу эпидемии. Врачи-наркологи в последнее время бьют тревогу, благодаря бесконтрольной рекламе, среди подростков резко возрос процент, так называемого пивного алкоголизма. Подростковая агрессия — чаще всего следствие общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач и несправедливостей. Как проявление общей агрессивности сюда же входит и сексуальная агрессия, на фоне характерной для подростка гиперсексуальности.

Проблема суицида в подростковом возрасте является проблемой воспитательной и ответственность за это лежит на взрослых, связано это с тем, что родители и педагоги не выработали в ребёнке стойкое отношение к неминуемым трудностям, не вызвали у него ощущения жизненной перспективы. Но нужно не забывать, что основные черты характера, темперамент, реакции нервной системы формируются в возрасте до трёх лет. Если в этом возрасте были упущены возможности, сделаны педагогические ошибки в воспитании, то в подростковом возрасте эти ошибки превратятся в аналоги девиантного поведения.

Несколько слов о компьютерных технологиях. Современные информационные доступы открывают подросткам пути к нетрадиционным источникам информации, открывают возможности для личного творчества. Однако пользователи ПК испытывают на себе действие повреждающих факторов, особенно это касается подростков, в силу их физиологической незрелости.

Электростатическое поле. Способно заряжать микрочастицы пыли, дышать таким воздухом, значит подвергаться риску развития аллергических заболеваний кожи, глаз, верхних дыхательных путей.

Ультрафиолетовое излучение. Является главным фактором ухудшения зрения детей подросткового возраста, кроме этого влияет расстояние от монитора до глаз менее 50 см.

Неудобная поза. Нерациональная рабочая поза (угол наклона туловища более 45 гр.), длительное сидение за компьютером приводят к патологическим изменениям в позвоночнике.

Нервно-психическая зависимость от ПК. Может наступать очень быстро особенно в младшем подростковом возрасте. Отмечается зависимость подростков от компьютерных игр, которые затягивают, давая полное чувство независимости и свободы действий, чувство полной реальности происходящего на экране. Нередко подростки переносят виртуальную реальность в настоящий мир, не видя разницы между происходящим вокруг себя. Особенно жестокие игры с убийством и насилием, которые приводят к травмированию нервной системы подростков, выплескиванию злобы на окружающий мир и своих сверстников. Нередки случаи, когда подростки срывают ненависть на своих родственниках. В результате всего этого отмечается рост преступности в подростковой среде. Совершая преступления, они полностью не осознают вину содеянного, так как находятся в полной зависимости от виртуального мира и считают это очередной игрой.

Контрольные вопросы:

1.Дайте характеристику препубертатного периода. 2. Дайте характеристику пубертатного периода. 3. Функциональные особенности организма в этом возрасте. 4. Психологические проблемы подростков, с чем они связаны? 5. Что такое девиантное поведение? 6. Зависимость в подростковом возрасте. Как её избежать?

Тестовые задания для самоконтроля знаний по разделу «Здоровый ребёнок»

1. Количество молочных зубов у ребенка 1 года

а) 4

б) 6

в) 8

г) 10

2. Ребенку первого года жизни предпочтительно обеспечить вскармливание

а) естественное (грудное)

б) смешанное

в) искусственное

г) парентеральное

3. Контрольное кормление ребенка проводят для определения

а) массы тела

б) количества высосанного молока

в) количества прикорма

г) количества докорма

4. Фруктовые соки и яблочное пюре вводят в рацион грудного ребенка для обеспечения его

а) белками

б) жирами

в) витаминами и микроэлементами

г) гормонами

5. Первым прикормом для ребенка с нормальным весом является

а) фруктовый сок

б) овощное пюре

в) молочная каша

г) кефир

6. При гипогалактии женщине рекомендуют

а) ограничение жидкости

б) ограничение белков

в) прием жидкости за 20 минут до кормления

г) прием пряностей за 20 минут до кормления

7. Доношенным считается ребенок, родившийся при сроке беременности (в нед.)

а) 28–30

б) 32–34

в) 35–37

г) 38–42

8. Критерий перевода недоношенного новорожденного с зондового кормления на кормление из бутылочки

а) появление сосательного рефлекса

б) прибавка массы тела

в) увеличение комочков Биша

г) исчезновение физиологической диспепсии

9. Продолжительность периода внутриутробного развития составляет (в неделях беременности)

а) 18

б) 24

в) 32

г) 40

10. Ребенок начинает ходить с возраста

а) 8-9 мес

б) 11-12 мес

в) 13-14 мес

г) 15-16 мес

11. Пониженная секреторная способность молочных желез называется

а) гиполактация

б) галакторея

в) агалактия

г) мастит

12. При искусственном вскармливании в качестве заменителей женского молока используют

а) фруктовые соки

б) овощное пюре

в) фруктовое пюре

г) молочные смеси

13. Признаком недокорма грудного ребенка является

а) малая прибавка массы тела

б) частое мочеиспускание

в) обильный стул

г) лихорадка

14. Средняя масса тела доношенного новорожденного составляет (в г)

а) 2000–2500

б) 2500–3000

в) 3000–3500

г) 3500–4000

15. Нормой для новорождённого считается:

а) 2-3 балла по шкале Апгар.

б) 4-5 балла по шкале Апгар

в) 6-7 балла по шкале Апгар

г) 8-10 балла по шкале Апгар

16. Недоношенным является ребенок при сроке гестации (нед.)

а) 40

б) 39

в) 38

г) 37

17. Словарный запас годовалого ребенка составляет

а) 16-18

б) 12-14

в) 8-10

г) 6-8

18. Первое прикладывание к груди здорового доношенного новорожденного проводят

а) через 2-3 часа

б) сразу после рождения

в) через 6-8 часов

г) через 10-12 часов

19. Введение новой пищи, постепенно заменяющей кормление грудью — это

а) докорм

б) прикорм

в) искусственное вскармливание

г) смешанное вскармливание

20. Цель введения прикорма

а) удовлетворение возросших потребностей в пищевых веществах

б) обеспечение потребности в жирах

в) обеспечение потребности в углеводах

г) обеспечение потребности в поваренной соли

21. Третьим прикормом для ребенка грудного возраста является

а) фруктовый сок

б) овощное пюре

в) молочная каша

г) кефир

22. Показание для перевода ребенка на искусственное вскармливание

а) самопроизвольное истечение молока

б) отсутствие молока

в) затруднение выделения молока

г) быстрое поступление молока

23. Средняя длина тела доношенного новорожденного составляет (в см)

а) 42–45

б) 46–49

в) 50–54

г) 55–59

24. Суточный объем молока для детей первых 10 мес. жизни не превышает (л)

а) 0,5

б) 1,0

в) 1,2

г) 2,0

25. Яичный желток вводится в сроки (мес.)

а) 2

б) 4

в) 6

г) 8

26. Смена молочных зубов на постоянные начинается у ребенка в возрасте (лет)

а) 2–5

б) 5–7

в) 7–10

г) 10–13

27. Прикорм начинают давать ребенку

а) перед кормлением грудью

б) после кормления грудью

в) полностью заменяя одно кормление грудью

г) между кормлениями грудью

28. Половой криз у новорожденного проявляется

а) повышением температуры тела

б) увеличением массы тела

в) увеличением грудных желез

г) снижением температуры тела

29. Проявления полового криза у новорожденного исчезают через:

а) 2–3 дня

б) 2-3 недели

в) 5–6 дней

г) 5–6 недель

30. Виды докорма грудного ребенка:

а) адаптированная смесь

б) каша

в) овощное пюре

г) творог

Наши рекомендации