Занятия с ребенком 2 -3 лет.
Уход за зубами. Профилактика кариеса.
Чистота полости рта – наиболее эффективное средство профилактики кариеса зубов.
С 1,5-2 лет необходимо приучать ребёнка полоскать рот после каждого приёма пищи, чистить зубы утром после завтрака и вечером перед сном. Вначале малыш будет чистить зубы мокрой зубной щёткой (из искусственной щетины и мягкая). Затем с детской зубной пастой с 3-х летнего возраста. Движения зубной щётки должны быть сверху вниз, снизу вверх, очищать внутреннюю и жевательную поверхности зубов. Осмотр врачом стоматологом должен проводиться 2 раза в год, даже если они не болят. Обязательное пломбирование молочных зубов при их разрушении, так как они могут быть источником заболеваний постоянных зубов. Кариозные зубы могут обусловить и ряд заболеваний: ревматизм, воспаление почек и др.
Для укрепления дёсен рекомендуется есть яблоки, морковь. Нельзя давать сладости (конфеты, печенье и др.) между кормлениями, ограничить приём сахара. Вредные привычки, влияющие на формирование зубов. Долгое сосание пустышки, сосание пальца приводит к смещению зубов – передние выступают вперёд, а нижние растут немного назад, формируя неправильный прикус.
С 2 лет ребенка приучают понимать устную речь без наглядных образов, приучают слушать небольшие рассказы. Учат передавать словами свои элементарные впечатления.
С этого же возраста начинают развивать координацию общих движений, при ходьбе, беге, учат группироваться при падении. Ребенка нужно научить по сигналу останавливать движения, научить чувству ритма. Необходимо развивать сюжетные игры, основанные на подражании взрослым. Нужно учить ребёнка пересказу, отвечать на заданные вопросы. Обязательно приучают ребёнка к опрятности и порядку, продолжают формировать культурно - гигиенические навыки.
Игрушки: велосипед, альбомы для рисования, конструкторы, пластилин, мозаика, краски, карандаши, мячи, обручи.
3 . Питание детей преддошкольного и дошкольного возраста должно быть правильным, рациональным, сбалансированным, такое питание должно стать частью семейной жизни. При организации питания следует придерживаться следующих принципов:
· Пища должна быть вкусной.
· Следует ограничить излишек соли и сахара.
· Не перекармливать ребёнка.
· В рацион должны входить 4 основные группы продуктов: белковые - мясо, молочные продукты, фрукты, овощи, каши, злаковые.
Основное правило - не превращать еду в нудную процедуру, разрешать есть тогда, когда захочет. Если отказывается от какого-либо блюда, то его не нужно предлагать. Не нужно ограничивать жиры, но по возможности исключать жареные блюда, колбасы, копчёности, сдобу из рациона. Исключается крепкий чай, кофе, какао. Детей нужно как можно раньше обучать правилам поведения за столом, не говорить с полным ртом, не размахивать руками, пользоваться салфеткой. Привычки, которые сформировались в детстве, как правило, остаются на всю жизнь.
Питание должно быть 4-х разовым после 1,5 лет. Завтрак должен составлять 25% калорийности от суточного рациона, обед - 40%, полдник - 10%, ужин - 25%. Соотношение белков; жиров; углеводов должно быть 1 / 1/4.
Дети, поступающие в детское дошкольное учреждение (ДДУ) тяжело переносят резкое изменение привычного для них способа вскармливания, температуры помещения, режима дня, приёмов сна и бодрствования, поэтому возможна дизадаптация, выраженная в различной степени.
Дизадаптация лёгкой степени. Появляется временное отрицательное эмоциональное состояние ребёнка: плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Этот период длится около 1 месяца.
Дизадаптация средней тяжести. Эмоциональное состояние нормализуется более медленно. Ребёнок подвержен заболеваниям ОРВИ.
Дизадаптация тяжёлой степени. Характеризуется длительным течением, иногда несколько месяцев. В этот период ребёнок переносит повторные заболевания, часто с осложнениями, появляются стойкие нарушения поведения.
Подготовка ребёнка к поступлению в ДДУ.
1.Оформлять ребёнка следует начинать за месяц до поступления в ДДУ.
2.Дать матери рекомендации по предупреждению стрессовых реакций ребёнка в период адаптации: приблизить домашний режим к режиму ДДУ, активно приучать к общению с детьми соответствующего возраста и с взрослыми, по возможности прекратить укачивание перед сном, сосание соски.
3. 3а 2 - 3 месяца до поступления в ДДУ детям проводят деспанцеризацию у врача-психиатра и у врачей других специальностей, проводят лабораторные обследования, прививают детей по возрасту.
4.Для профилактики ОРВИ за 1 -2 месяца применяют средства, направленные на повышение не специфически защищенных механизмов иммунитета, в том числе применяют общие и местные закаливающие мероприятия с введением элементов дыхательной гимнастики, обучают ребёнка дыханию через нос, назначают витаминные препараты группы В и С, препараты железа.
5.В случае острого заболевания поступление в ДДУ откладывается не менее чем на 2 недели.
6.Запрещается проведение профилактических прививок в течение месяца перед поступлением в ДДУ.
4. Период развития ребёнка от 4до 6-7 лет определяется как дошкольный возраст. В эти годы происходит дальнейшее физическое развитие и совершенствование интеллекта, повышение возможностей. Длина тела увеличивается интенсивно в 6-7 лет по сравнению с массой тела и этот период называют первым физиологическим вытягиванием. К 5-6 годам позвоночник соответствует форме позвоночника взрослого, но в нём ещё много хрящевой ткани. Дети в этот период особенно подвижны, много бегают, прыгают. Бурно развивается мышечная система. Увеличивающиеся физические нагрузки при относительной слабости скелета могут привести к нарушению осанки. Необходим постоянный контроль за позой ребёнка, его движениями и играми, постель не должна быть слишком мягкой. Организация профилактики травматизма и нарушений осанки у детей этого возраста важна как в детских садах, так и в домашних условиях. С 5 -6 лет у детей начинают выпадать молочные зубы и прорезываются постоянные. К 7 годам заканчивается созревание и дифференцировка дыхательной системы, дети начинают меньше болеть ОРЗ. Пищеварительные соки, вырабатываемые ЖКТ, становятся способными переваривать разнообразную пищу растительного и животного происхождения, поэтому питание детей старше 5-6 лет мало чем отличается от питания взрослых. В этом возрасте окончательно формируется половая ориентация. Уже в 3 года большинство детей могут называть не только свой возраст, но и пол. В 4 -5 лет появляется определённый интерес к половым различиям, во время игр, при расспросе взрослых и сверстников дети получают информацию о строении наружных половых органов, определённые сведения о деторождении. В качестве модели для подражания дети, как правило, выбирают ближайших родственников. В это время очень важно обратить внимание родителей на необходимость поддержания устойчивых и доброжелательных взаимоотношений с ребёнком и между собой, на правильные акценты в половой ориентации ребёнка.
5. Основные принципы питания детей дошкольного возраста:
• Детям не следует давать крепкий чай, кофе, соусы.
• Приправой может служить лук, чеснок, петрушка и другая зелень.
• Крепкие бульоны, шоколад, шоколадные конфеты, торты, пирожное,
апельсины, мандарины рекомендуют значительно ограничить.
• Блюда из мяса и рыбы предпочтительнее давать на завтрак и обед; на ужин —
молочные и овощные продукты, блюда из круп и творога.
• Детей необходимо постоянно приучать к правилам этикета и поведения за
столом.
Правильный уход за ребёнком может выработать не только гигиенические навыки, но имеет и воспитательное значение. Желательно, чтобы у ребёнка была своя комната или хотя бы свой уголок с игрушками, температура в помещении, где находится ребёнок, должна быть не менее + 20 гр.С., комната должна быть светлой, проветриваемой (не менее 3 —4 раз в день). Родителям необходимо следить за осанкой, правильной позой, мебель должна соответствовать возрасту. При рисовании следить, чтобы расстояние глаз до стола было 30 - 35 см.
Профилактика плоскостопия.
Обувь для детей подбирают по размеру, она не должна быть очень широкой или узкой, так как это деформирует стопу.
Тесная обувь нарушает кровоснабжение ног, способствует деформации стопы, искривлению пальцев, врастанию ногтей. При сдавливании кровеносных сосудов в холодное время года происходит переохлаждение конечностей.
Излишне свободная обувь затрудняет движения ребёнка, может привести к травматизму.
С 8-9 месяцев, когда ребёнок начинает вставать и переступать у барьера, ему следует надевать кожаные ботиночки с жёстким задником с фиксацией голеностопного сустава и небольшим каблучком (0,5-1см). А не мягкие пинетки или одни носочки, так как это способствует развитию плоскостопия. Более старшим детям, хорошо овладевшим ходьбой, подходят кожаные туфли или сандалии, которые должны иметь жёсткий задник и каблучок до 1см.
Требования, предъявляемые к конструкции детской обуви. Она должна способствовать правильному формированию свода стопы, препятствовать утомлению при ходьбе, обеспечивать свободу движений. Ширина обуви в пальцах должна составлять 40% длины стопы, носок должен быть слегка приподнят, обязателен прочный вертикальный задник, каблук высотой 5-14мм в зависимости от длины стопы. Стелька моделируется по форме стопы. Она должна иметь углубление для пятки, прямой внутренний край, наиболее широкую часть в области фаланг пальцев.
Изготавливают обувь из кожи и текстильных тканей. Разрешены заменители кожи, синтетические материалы, резина, которые не выделяют вредных химических веществ. В резиновых сапожках должны быть стельки из натурального материала. Верх обуви шьют из мягких и гибких материалов. Низ обуви должен быть достаточно жёстким, но эластичным. В летней обуви желательна перфорация верха. Обувь с открытым верхом не рекомендуется.
Постоянное ношение спортивной (кроссовки, чешки), лакированной и резиновой обувинедопустимо. Такая обувь препятствует газообмену и испарению пота.
В тёплое время используется парусиновая и вельветовая обувь, в зимнее – утеплённые ботинки, сапожки. Материалы для зимней обуви должны обладать низкой теплопроводностью, водоотталкивающей способностью.
Не рекомендуется детям длительное время, особенно в помещении, ходить в валенках, тёплых тапочках, резиновой обуви (чтобы ноги ребёнка не перегревались), а также постоянно носить чешки, матерчатые тапочки.
Резиновую обувь (сапожки) можно использовать только для прогулок в сырую погоду. При этом обязательно надо надевать шерстяные носочки. Обувь дети должны легко надевать и застёгивать.
После использования обувь надо очистить, просушить. В дальнейшем ребёнка обучают обуваться и ухаживать за обувью самостоятельно.
Летом, в тёплую погоду, детям очень полезно ходить босиком (на хорошо очищенном грунте, песке или траве). Это является хорошим закаливающим средством и одним из методов профилактики плоскостопия.
В помещении ребёнок может ходить босиком по резиновому коврику с различной величины шипами или дорожке из плотной пальтовой ткани с нашитыми на неё пуговицами разного размера и формы (но не по полу).
Купание ребёнка с 3 лет - не реже 2 раз в неделю, с использованием мыла, температура - 37 -38 градусов, продолжительностью 15-20 минут. Нужно не забывать про утренний и вечерний туалет. В режиме обязательно должен быть дневной сон. Дети, как правило, не хотят спать, но это обязательно для охранительного режима и для профилактики перевозбуждения нервной системы. Перед сном рекомендуются спокойные игры, умывание ребёнка, проветривание комнаты. В этом возрасте нужно не забывать, а продолжать закаливание. Закаливающий комплекс должен состоять из достаточного пребывания на свежем воздухе (не менее 4 часов в день), нахождения под рассеянными лучами солнца, обливание контрастным душем, проведение гигиенической ванны.
Перед школой ребёнку проводится лабораторная диагностика (анализ крови, мочи, кала, ЭКГ), проводится профилактический осмотр у узких специалистов, которые выявляют имеющуюся патологию и рекомендуют соответствующее лечение. Для оформления в школу обязательна консультация психолога, который определяет готовность ребёнка к поступлению в школу. Для поступления в школу необходимо, чтобы ребёнку была проведена вакцинация по возрасту.
Контрольные вопросы:
- Дайте характеристику преддошкольного периода. Какие особенности характерны для этого периода? 2. Дайте рекомендации по воспитанию и уходу за ребёнком от года до трёх лет. Какие принципы питания нужно соблюдать? 3. Как подготовить ребёнка к поступлению в ДДУ? Что такое дизадаптация? 4.Дайте характеристику дошкольного периода. Какие особенности характерны для этого возраста? 5. Какие принципы питания и воспитания следует соблюдать в этом возрасте? 6. Как готовят ребёнка к поступлению в школу?