Истероидные личности и псевдологи

Второй клинический вариант — психопатические личности, «жаждущие признания» или «истероидные» психопатии — за-нимают центральное место в группе психопатий с чертами дисгармонического инфантилизма. В клинических проявле- ниях этой формы психопатий еще более отчетливо, чем в пре-дыдущей, видна дисгармоничность развития отдельных сто- рон личности при наличии выраженных признаков несоответ-ствующей возрасту детскости.

Причины происхождения второго клинического ва- рианта психопатий, также как и первого, разнообразны (недо-ношенность, нарушения питания, ранние инфекции и др.), но здесь гораздо чаще в семейном анамнезе отмечается патоло-гическая наследственность в форме различных проявлений истерии. Характерным для этого клинического варианта в отличие от предыдущего является значительное преоблада- ние женского пола.

Патогенетической основой данного варианта психопатий, так же как и первого, является аномалия раз- вития нервной системы в форме частичного инфантилизма. Как и у неустойчивых психопатических личностей, при этой форме имеется патологическое формирование типовых осо-бенностей нервной системы. Речь идет о слабом типе с недостаточной силой корковых процессов. В патофизиоло-гической основе этой клинической разновидности психо- патий значительно более отчетливо, чем у неустойчивых лич-ностей, выступает доминирование подкорковой деятельности и резкое преобладание первой сигнальной системы над вто- рой. У этих лиц нередко наблюдается наклонность к возник-новению гипноидных фазовых состояний.

Эти патогенетические особенности находят свое клиниче- ское выражение в недостаточности высших форм волевой дея-

тельности. Неспособность к длительному напряжению, отри-цательное отношение к систематическому труду являются ха-рактерными признаками и для этой формы психопатий. Не-устойчивость эмоций и лабильность настроения, повышенная внушаемость, наклонность к фантастическим вымыслам и лжи выражены здесь еще более резко, чем у неустойчивых психо-патических личностей. Однако основной симптом в клиниче- ской картине этих форм — резкий эгоцентризм, стремление выдвинуться, занять первое место. Наиболее характерные черты этих психопатических личностей проявляются в нена-сытной жажде признания. Отсюда и название, предложенное для этой клинической формы: психопаты, «жаждущие признания» (Шнейдер).

При столкновении с жизненными трудностями — при рез- ком противоречии между их желаниями и возможностями — у психопатических личностей этого типа легко возникают истерические реакции. Поэтому многие авторы справедливо называют данную форму психопатий «истерической» или «истероидной» (как уже указано было в лекции 6, у лиц, обна-руживающих истерические реакции, нередко можно отметить своеобразные патологические черты характера — резкий эго-центризм, жажду признания, наклонность к позе, театраль- ности и др.). Эти лица капризны и неустойчивы, их чувства поверхностны, привязанности непрочны, интересы неглубоки. Они ищут всегда легкой, привольной жизни, не способны к длительному напряжению.

Если они проявляют упорство, то только для того, чтобы обратить на себя внимание. Основным стимулом их деятель- ности является желание выдвинуться, достигнуть в чем-ни- будь превосходства перед другими, поставить свою особу в центре внимания. Им недоступно то удовлетворение, которое испытывает зрелый человек от сознания своей полезности другим людям, чувство ответственности перед обществом. Эта своеобразная незрелость личности в форме чрезмерного эго-центризма и относительной слабости общественных эмоций у взрослых, которую можно охарактеризовать термином «со-циальная незрелость», делает психику этих лиц похожей на детскую. Но в отличие от здоровой детской психики все эти черты у них утрированы и носят патологический характер.

По мнению П. Б. Ганнушкина, в поведении этих лиц всегда преобладает неестественность и фальшивость. «Каждый по-ступок, каждый жест, каждое движение рассчитаны на зри- теля и на эффект. Они обязательно хотят быть оригиналь- ными и не отказываются ни от какого средства, чтобы при- влечь к себе внимание». Характерная для психопатических личностей дисгармоничность психики проявляется прежде всего в противоречивости их поведения. «Истерик, крайне тонко и остро воспринимая одно, остается нечувствительным




к другому, — писал П. Б. Ганнушкин. — Добрые, мягкие в одном случае, они обнаруживают полнейшее равнодушие, эгоизм — в другом».

При вполне сохранном интеллекте в их восприятиях окру-жающей обстановки и суждениях есть много своеобразного, обусловленного недостаточным чувством реального. П. Б. Ган-нушкин подчеркивает, что «внешний мир для человека с исте-рической психикой приобретает своеобразные причудливые очертания; объективный критерий для него утрачен, и это часто дает повод окружающим обвинять истеричного в луч- шем случае во лжи и притворстве». Эмоции играют чрезмер- ную роль и в самом акте восприятия. Все, что окрашено сильной эмоцией, воспринимается очень отчетливо и надолго фиксируется, другие восприятия не оставляют длительного следа.

В детском возрасте распознавание истероидной психопатии представляет известные затруднения. Однако при более тщательном изучении анамнеза истероидной психопатии у взрослого можно нередко найти указания, что уже в млад- шем возрасте они обнаруживали трудности в воспитательном отношении. Они были очень капризны, непослушны, любили играть командную роль и проявляли агрессию, если им это не удавалось. Отмечалась большая неустойчивость настроения.

При поступлении в школу эти дети плохо уживаются в коллективе, так как не умеют сочетать свои интересы с инте-ресами других и всегда стремятся занять первое место, не терпят, чтобы в их присутствии хвалили кого-нибудь. Болез- ненно повышенные эмоции у этих лиц получают чрезмерно большое значение в регуляции их поведения. При хорошем интеллекте они неплохо успевают в школе, но знания их по-верхностны, интересы непостоянны. Некоторые из этих детей обнаруживают интерес к участию в драматических кружках, занятиям по ритмике. Движения их легки, пластичны, у них есть чувство ритма. На вопрос: «кем ты хочешь быть, когда вырастешь», многие из них отвечают: «артисткой», но у них нет настойчивости, чтобы достигнуть желаемого.

Очень отчетливо выступает в поведении этих детей харак-терное для истероидной психопатической личности отсутствие резкой грани между воображаемым и действительным. У них часто отмечается наклонность к выдумкам и лжи. Н. И. Крас-ногорский и его ученики доказали экспериментальным путем недостаточность чувства реального у этих детей. Но при трак-товке этих проявлений как патологических требуется большая осторожность, так как нечеткость грани между действитель- ным и воображаемым у ребенка младшего возраста опреде- ляется еще физиологически.

Более выраженными признаки психопатии истероидного типа бывают в пубертатном периоде. Поэтому диагноз

психопатии истероидного типа с большей или меньшей досто-верностью можно поставить только в период полового созре-вания или по окончании его. У детей в допубертатном периоде при наличии отдельных патологических черт, характерных для истероидной личности, следует формулировать диагноз: «психический инфантилизм, истероидные черты характера». Отмечающиеся у этих детей черты истероидной психики, как капризность, резкий эгоцентризм, повышенная лабильность настроения, правильнее расценить как «предвестники» исте-роидной психопатии.

В тех случаях, когда эти «предвестники» более резко выражены, необходимо продолжить наблюдение за ребенком и подростком и предпринять соответствующие меры лечебно-педагогического воздействия.

Собранные нами катамнестические данные позволяют утверждать, что лишь у небольшой части детей, у которых обнаруживаются явления психического инфантилизма, может развиться истероидная психопатия. Прогностически неблаго-приятным признаком в смысле возможности развития истеро-идной психопатии является раннее возникновение черт дис-гармоничности психики, повышенных влечений, резко выра-женного эгоцентризма, грубости, а иногда и озлобленности в отношении окружающих. Дети плохо уживаются с детским коллективом в связи со своей повышенной эффективностью, завистливостью, наклонностью к сплетням и интригам. Они очень ревнивы и проявляют агрессию в отношении тех, кого ревнуют. Наряду с повышенной внушаемостью они обнаружи-вают и большое упорство при выполнении задуманной цели. Нередко отмечается наклонность к выдумкам и лжи с целью показать себя в лучшем свете. Повышенная раздражитель- ность, сварливость, наклонность ко лжи и обманам делают этих подростков более трудными в воспитательном отноше- нии. Однако, когда удается найти для них занятие, соответ-ствующее их интересам, состояние их значительно улучшает- ся. При разумном воспитании, когда удается переключить их узкие эгоцентрические интересы на общественно полезное дело, многие из них значительно выравниваются и лучше ужи-ваются в коллективе. Лечебно-воспитательные мероприятия должны проводиться длительно, иначе достигнутые резуль- таты бывают нестойкими.

Девочка 11 лет. В семье отца энергичные, настойчивые по характеру люди. Прадед по отцу психически больной, у матери и у бабушки девочки истерические черты характера. По боковой линии у дяди маниакально-депрессивный психоз. У матери было три беременности. Данная больная вторая по счету. Родилась в срок. Физическое развитие правильное. Мате- риально-бытовые условия удовлетворительные. Девочка с самого раннего возраста очень впечатлительна, возбудима, вздрагивала при малейшем шуме. Раздражительна, капризна, настойчива. С 2 лет забавляла окру- жающих своими фантазиями и вымыслами. В детском саду были жалобы

на плохое поведение девочки, сварливость, упрямство; в 4 года после ссоры с подругой отказалась посещать детский сад. С 6 лет замечается стремление ребенка обратить на себя внимание. Не терпела противоречий, в ответ на них наблюдались аффективные вспышки: била младшего брата и бабушку. В школу поступила 8 лет, не подчинялась дисциплине, не ужи- валась с товарищами и педагогами. Педагоги отмечали у девочки наклон- ность к преувеличению и искажению фактов: называла педагогов «извер- гами» и выдумывала, что ее «педагоги избивают».

Помещена в школу-санаторий. Здесь однажды у больной наблюдался приступ сильного эмоционального возбуждения после того, как дети слу- чайно убили ее птичку. Больная начала неистово кричать, метаться из угла в угол, громко хохотать, кататься по кровати с криком: «Здесь все убийцы и воры! Мамочка, не будь злой и возьми меня!» Вздрагивала всем телом, успокоилась только через полчаса, после чего спокойно заснула.

Резких аффективных вспышек больше не отмечалось.

Физическое состояние: небольшая отсталость в росте, внутренние органы в норме. Признаки органического поражения нервной системы отсутствуют. Во время школьных занятий вначале производила впечатле- ние много знающей, но после наблюдения оказалось, что знания ее не систематизированы, поверхностны; переоценка ее знаний объяснялась большим запасом слов. Девочка отличается резко выраженным эгоцен- тризмом, всегда хочет быть первой, держится особняком, стараясь в то же время привлечь к себе внимание детей и взрослых. Обладает богатством фантазии, часто преувеличивает и искажает факты. Реакции ее неадекватны раздражению: ее выразительные движения очень бурные, она или приходит в восторг от малейшей похвалы, причем краснеет, глаза блестят, хлопает в ладоши, прыгает, или горько плачет от незначительной неприятности, начинает метаться, нервно сосет палец. Интеллект хороший. Внимание неустойчивое. Движения быстры и ловки, пластичны, мимика живая. Обла- дает сценическим дарованием, любит уроки театрального искусства.

В школе-санатории девочка пробыла год. Научилась более система- тически работать; достигнуты некоторые успехи и в школьных занятиях. Однако основные черты характера (резкий эгоцентризм, желание быть всюду первой, жажда похвалы и признания) остались.

В данном наблюдении отмечается ряд клинических особен-ностей, характерных для истероидной психопатии: резкий эго-центризм, ненасытная жажда внимания, наклонность к вы-думкам и преувеличениям. В поведении наблюдается харак-терная для этих субъектов противоречивость: большая на-стойчивость в достижении поставленной цели, связанной с желанием привлечь к себе внимание, наряду с неспособностью к напряжению, когда речь идет об обычной систематической работе. При большой яркости аффективной жизни — обилии выразительных движений — эмоции поверхностны и неустой-чивы. Кроме себя, девочка никого не любит. Несмотря на хо-роший интеллект, богатую речь, успеваемость в школе невы-сока, суждения поверхностны, умозаключения часто непра-вильны. Все эти клинические факты дают основание предпо-ложить психопатию истероидного типа. Однако, учитывая воз-раст больной — препубертатный период, мы считали более правильным выписать ее с диагнозом психический инфанти-лизм, истероидные черты характера («угрожаемые» в смысле развития истероидной психопатии).

Как показывают наши наблюдения, такого рода резкие изменения в поведении подростков наступают обычно в пубертатном периоде. Нередко по окончании этого периода подросток становится более спокойным и уравновешенным, более устойчивым в своих стремлениях и поступках. Расши-ряется его общественное самосознание, его легче включить в трудовую, коллективную деятельность. Однако бывает и ухудшение состояния, усиливаются расстройства настроения, повышается раздражительность, подростки становятся более грубыми, распущенными, у некоторых отмечается повышен- ная сексуальность.

Клиническим примером, иллюстрирующим ухудшение со-стояния в пубертатном периоде, может служить следующая история болезни.

Девочка 14 лет. Отец был служащим, умер, когда девочке было 2 го- да; мать учительница. До 13 лет развивалась нормально, но отмечалась легкая возбудимость, лабильность настроения. Сверстницами была нелю- бима за эгоцентризм, стремление властвовать, всегда играть первую роль. Предпочитала общество мальчиков. С 13 лет — бурный рост, начало мен- струаций. С этим периодом совпадает переезд семьи в другой город, изме- нивший жизненные условия девочки к худшему. В характере девочки наступают резкие изменения. Она становится повышенно сексуальной, ищет знакомства с мальчиками, все ее интересы — в сфере любовных при- ключений. Проявляется необычная лживость. Будучи недовольна своим положением, придумывает небылицы о своей семье и рассказывает, что ее мать актриса, что она сама училась в балетной школе и т. д. Инте- ресы высшего порядка исчезают, уступая место любопытству, интриге, сплетням. Выдумывает всякие небывалые истории, порочащие людей, которые работают вместе с матерью, ссорит их между собой. Неохотно посещает школу, предпочитает проводить время в празд- ности, в хождении по знакомым, подругам, вечерами бывает в кино, возвращается поздно. С матерью груба, непослушна, мать бессильна что- либо изменить в желаниях и решениях дочери. Интересы девочки напра- влены на самоукрашение, веселое времяпрепровождение. Она хочет легкой жизни, мечтает выйти замуж за «богатого» и неуклонно идет по пути завоевания «легкой и богатой» жизни доступными ей средствами.

Необходимо подчеркнуть, что в этом случае ухудшение поведения подростка объясняется не только бурно протекаю- щим периодом полового созревания, но также изменившимися условиями жизни.

Характерной особенностью этой клинической разновид- ности психопатий является относительная частота патоло-гических реакций, особенно в переходные воз-растные периоды.

Повышенная лабильность, постоянное желание выдви- нуться, быть больше, чем есть на самом деле, несоответствие между желанием и действительностью — все это источник конфликтных переживаний. На всякую жизненную неудачу такие дети часто дают количественно и качественно неаде-кватные реакции, в картине которых отмечаются характерные признаки истерии.

Мальчик 14 лет. С самого раннего возраста капризен, двигательно беспокоен. В дальнейшем обнаружил повышенную возбудимость эмоций, резкий эгоцентризм, неустойчивость настроения, внушаемость. В 12-летнем возрасте после тяжелого переживания (разлука с отцом, которого он очень любил) отмечалась патологическая реакция в форме длитель- ного истерического сумеречного состояния со стремлением бежать куда-то далеко к отцу, со слуховыми галлюцинациями («отец зовет»). В школе-санатории в течение первых 2 недель почти ежедневно повторя- лись такие же сумеречные состояния. Мальчик стремился нанести себе повреждения. В дальнейшем эти приступы прекратились. В психическом состоянии его отмечалась не соответствующая возрасту детскость в пове- дении при хорошем интеллекте, острой наблюдательности, быстрой сообра-зительности. Настроение было очень неустойчивым, часто плакал. В даль- нейшем стал значительно ровнее, спокойнее; стал общителен, доступен, дружелюбен, охотно занимался в классе. Особенно любит уроки драмати- ческого искусства и ритмики, обнаруживает сценические данные, хорошее чувство ритма. Был выписан в хорошем состоянии. По данным катамнеза через 25 лет, здоров, уравновешен, отмечается лишь неустойчивость настроения. Художественно одаренный человек, работает в качестве режиссера.

В более тяжело протекающих случаях с часто повторяю-щимися патологическими реакциями клиническая картина психопатии все более усложняется, и постепенно формируется психопатическая личность с характерной для истерии дисгармоничностью и противоречивостью поведения.

Предсказание о дальнейшем пути развития истеро- идной личности всегда зависит от того, насколько успешно пойдет перевоспитание, переключение интересов и целена-правленности от узкоэгоцентрического восприятия всего окру-жающего к более широкому мировоззрению, позволяющему осознать себя как члена коллектива. Такое перевоспитание требует обычно не только большой творческой совместной ра-боты врача и педагога, но и длительного времени. Успех, до-стигнутый путем упорной лечебно-педагогической работы с подростком, может быть нестойким, если лечащий врач одно-временно не проводит постоянной работы с родителями и пе-дагогами. Важнейшим условием эффективности перевоспита- ния является выработка привычек к систематическому тру- ду с учетом интересов и возможностей (способностей) под-ростка.

В тех случаях, когда черты неустойчивого поведения вы-ражены очень резко, неспособность к задержке и к системати-ческой работе достигают выраженной степени, а воспитатель-ные меры, проведенные в семье и школе, не дают результатов, ребенка или подростка необходимо поместить в специальное лечебно-педагогическое учреждение — в школу-санаторий с интернатом.

Как показывают собранные нами катамнестические дан- ные о детях с начальными признаками психопатии, явлениями неустойчивости поведения и истероидными чертами характе- ра, пребывание в школе-санатории в большинстве случаев

дало хороший эффект. Стойкость эффекта зависит, конечно, от тех условий, в которых в дальнейшем протекает жизнь этих людей.

Наши рекомендации