Психопатические личности типа «неустойчивых»
Клиническая картина психопатий типа «неустойчивых» в своей выраженной форме подробно описана в различных ру-ководствах по общей психиатрии.
Крепелин рассматривает психопатию типа «неустойчивых» как проявление психической незрелости. Основные признаки этой незрелости — недоразвитие высших форм волевой дея-тельности. У этих лиц, так же как у маленьких детей, отсут-ствует та сложная мотивизация волевых поступков, которая создается постепенно у развивающейся личности под влия- нием окружающей среды и воспитания. При нарушении раз- вития воли не вырабатывается способность сдерживаться, тор-мозить свои влечения, отказываться от выполнения внезапно возникающих минутных желаний. Отсюда непостоянство, быстрая смена интересов — неустойчивость во всех намере- ниях, действиях и поступках. Основным мотивом поступков этих лиц является эмоция удовольствия. При отсутствии этого мотива они неспособны к планомерной систематической дея-тельности. При нормальном, а иногда даже и высоком интел-лекте этих лиц их интеллектуальные интересы слабо выраже- ны, деятельность малопродуктивна, они не могут довести до конца начатое, если предоставлены самим себе. Их знания поверхностны, так как они легко схватывают, но мало об-думывают и быстро забывают. В школе на них обычно воз-
лагаются большие надежды, которые не оправдываются в связи с поверхностностью и неустойчивостью этих детей. Пе-дагоги о них говорят, «что они могли бы многое успеть, если бы хотели, но они не хотят».
Эмоции у этих лиц также отстают в своем развитии и имеют много черт, не свойственных данному возрасту, отме-чается большая возбудимость и яркость эмоций при недоста-точной их глубине и устойчивости. Симпатии к людям у них воз-никают очень быстро. Они общительны, легко устанавливают дружеские связи. Но привязанности обычно нестойкие. Об-щественные интересы ограниченные, понимание своих общест-венных обязанностей у них однобокое, нет чувства ответствен-ности и долга. При недостатке самообладания и повышенной возбудимости наблюдается резкая раздражительность, вспыльчивость. Настроение большей частью веселое, безза-ботное и очень лабильное. Они беспечны, как дети, мало ду-мают о своем будущем. По ничтожному поводу возникают тоскливость, страхи.
Наряду с неустойчивостью у некоторых из патологических личностей этой группы наблюдается и повышенная эмоциональная возбудимость, резкая раздра-жительность, наклонность к аффективным вспышкам. В тех случаях, когда эта неспособность сдерживать свои эмоции достигает резкой степени, клиническая картина психопатии становится сходной с той, которая описана Крепелином под названием «возбудимые». Крепелин подчеркивал, что повыше-ние эмоциональной возбудимости с наклонностью к аффектив-ным взрывам, так же как и неустойчивость, является призна- ком недоразвития или позднего развития тех высоких психи-ческих качеств, с которыми он связывает способность сдержи-вать себя.
Следует указать, что группа психопатий, описанная Крепелином под названием «возбудимые», неодинакова по своим клиническим и патогенетическим особенностям. Только одна часть патологических лич- ностей может быть отнесена к психопатии с чертами дисгармонического инфантилизма, другая — ближе к органической психопатии. Об органи- ческой природе психопатии говорят приведенные Крепелином факты о дефектах развития и физического состояния этих лиц (запоздалая речь и ходьба, судороги в детстве, микроцефалия).
Черты детскости обнаруживаются и в своеобразии по-знавательной деятельности. При достаточном умении быстро ориентироваться, даже при достаточной наблюдательности и большой находчивости, понимание сложной ситуации остает- ся каким-то односторонним. Логическое мышление поверхно- стно, суждение примитивно. Как и у ребенка, относительно высока живость воображения. У некоторых отмечается склон-ность к выдумкам и преувеличению, хвастовству.
П. Б. Ганнушкин, описывая эту же группу психопатий, под-черкивает, что это люди «без глубоких привязанностей, не-
дурные товарищи, часто очень милые собеседники, люди „ко-мпанейские”, скучающие в одиночестве и обыкновенно берущие пример со своих более ярких приятелей». Он обращает внима- ние на то, что «только в условиях постоянной опеки органи-зованной среды, находясь под давлением сурового, жизнен- ного уклада или в руках человека сильной воли, не спускаю-щего его с глаз, подобного рода психопат может существо- вать благополучно и стать полезным членом общества».
По данным Крепелина, прогноз этой формы психо- патий у взрослых сомнителен. Бесплановая жизнь, неспособ-ность сдерживать влечения, алкоголизм делают их не при-способленными к общественной жизни. Некоторые из этих больных при тяжелой жизненной ситуации предпринимают попытки к самоубийству, иногда демонстративного характера; другие (чаще женщины) склонны к истерическим реакциям (наблюдаются припадки, обмороки, приступы головокру- жения).
Необходимо учесть, что данные, приведенные Крепели- ном, касаются больных с более тяжелыми формами психопа- тий, направляемых к психиатру.
Однако в большей части случаев прогноз относительно благоприятный. Дефекты поведения с годами выравниваются. Большое значение для дальнейшего течения этой формы пси-хопатий имеют условия среды и воспитания. Гомбургер также указывает, что дальнейшее течение психопатий этой группы неодинаково.
Наряду с теми лицами, которые кончают как антисоциаль- ные субъекты или наркоманы, наблюдаются и другие, кото- рые после 40 лет становятся значительно более спокойными, социально приспособленными.
Если учесть повышенную податливость психопатических личностей с чертами неустойчивости, то станет понятным, как важно рано распознать те патологические формы поведения ребенка, которые могут быть расценены как начальные про-явления психопатий этого типа, и своевременно применить необходимые лечебно-воспитательные мероприятия.
Распознавание начальных проявлений психопатий может представить трудности, так как ряд признаков, от-мечаемых у психопатических личностей этого типа (неустой-чивость эмоций, неспособность к задержкам и к систематиче-скому труду), у детей младшего возраста относится еще к фи-зиологическим явлениям.
Формирование личности происходит очень постепенно. Па-раллельно с функциональным совершенствованием высших отделов нервной системы в условиях правильного воспитания развивается волевая деятельность. Ребенок постепенно на-учается различать, что должно делать и что приятно; совершенствуется способность понимания последствий своих
поступков, он привыкает руководствоваться в своей деятель-ности не только эмоцией удовольствия или страха, но и дру- гими мотивами — чувством долга, обязанности.
К концу дошкольного или к началу школьного периода ребенок уже способен сдерживать себя, тормозить свои жела-ния, подчиняться в своем поведении требованиям дисциплины и окружающего его коллектива. В этом возрасте совершенст-вуется деятельность второй сигнальной системы, и постепенно она начинает приобретать руководящую роль в поведении под-растающего человека. Поэтому когда признаки резкой не-устойчивости эмоций и полной неспособности к задержке об-наруживаются у детей старшего школьного возраста, когда эти проявления достигают достаточно выраженной степени, то возникает подозрение о задержке развития на более ранней ступени. Это подозрение становится более обоснованным тог- да, когда резко нарушена приспособляемость ребенка к окружающей среде, когда дефекты поведения мешают ему в выполнении жизненных задач и когда дети плохо уступают обычным воспитательным воздействиям.
В этих случаях патологические черты характера и поведе- ния могут быть расценены как «предвестники», «зачатки» психопатии типа «неустойчивых». Но диагноз «психопатия» еще не ставится до окончания периода полового созревания. Такие патологические формы поведения у детей квалифици-руются как подозрительные в смысле возможности дальней- шего развития психопатии (как проявление частичного психи-ческого инфантилизма с чертами неустойчивости).
Понятно, что в каждом возрасте проявления недоразвития волевой деятельности и неустойчивости различны. В млад-шем возрасте (дошкольном) у этих детей на первый план вы-ступает повышенное двигательное беспокойство, непоседли-вость, суетливость, болтливость. В воспитательном отношении они представляют большие трудности в связи с легкой возбу-димостью раздражительностью, капризностью и выраженным эгоцентризмом. Среди этих детей нередко наблюдаются до-статочно инициативные, любители командовать. Но их дея-тельность недостаточно устойчива, они легко вовлекаются в озорство и грубые шалости.
В качестве иллюстрации начальных признаков психопатии с чертами неустойчивости приведем следующее наблюдение (из работы А. Ф. Мельниковой).
Мальчик 6 лет 4 месяцев, из культурной семьи. В санатории нахо- дился дважды. В первый раз поступил, когда ему было 5 лет 7 меся- цев. Через 3 месяца после выписки поступил вновь.
Отцу 28 лет. Небольшого роста, несколько инфантилен. Матери 32 года, ниже среднего роста. В отношении близких тревожна, мни- тельна. Одна тетка инфантильного сложения. Мальчик от первой’ бере- менности. Роды преждевременные — 7 месяцев. Вес ребенка 2 кг Раннее физическое развитие нормальное. С 2 месяцев воспитывался в яслях
(отмечалась повышенная возбудимость), с 3 лет — в детском саду; были жалобы, что мальчик чрезмерно суетлив, раздражителен, часто плачет. Из детского сада его возвращали матери через 2—3 недели как трудного в воспитательном отношении. В домашних условиях ни одна няня не могла справиться с мальчиком. Был направлен в сана- торий.
Физическое состояние: по росто-весовым показателям соответствует своему возрасту; внутренние органы без отклонений от нормы. Нервная система без патологии.
Психическое состояние: крайне непоседлив, движения выразительны, эмоционально насыщены. Мимика подвижная, часто гримасничает, начиная впадать в детский тон речи, складывает губы, поднимает брови, как капризный 3-летний ребенок. Настроение неустойчиво. Пе- риодами в течение дня, а иногда и в течение нескольких дней бывает спокоен, организован, ласков, но чаще резко возбужден, кричит, гри- масничает, вносит много шума, неорганизованности. Вступает в кон- фликты с детьми, требователен, капризен. Среди детей держится не- зависимо, но перед сильными заискивает. Со взрослыми непринужден, развязен и подчеркнуто инфантилен. Болтлив, речь с достаточным за- пасом слов. Нередко рассказывает о себе небылицы, преувеличивая свои возможности, знания, умения. Детям хвастается, что дома у него есть живой лев, медведь и т. д. Инициатор интересных творческих игр, но активность его быстро преходяща, не умеет задуманного довести до конца, перескакивает с одного на другое, чем вызывает только раз- дражение детей. При вопросе, кем он хочет быть, выбирает много профессий, но все, что полегче. В конце концов говорит: «Хочу быть лентяем». В занятиях тоже не организован, всегда «выскакивает», отвечает раньше всех, но при углубленных расспросах обнаруживает свою несостоятельность. Изворотлив, находчив, ассоциации богаты, легко усваивает навыки чтения и письма, рисунки красочны и оригинальны.
За время пребывания в санатории мальчик стал значительно спо- койнее и организованнее в играх и занятиях.
После выписки уехал с родителями в другой город. Катамнестических данных нет.
Из представленной краткой выдержки из истории болезни явствует, что у мальчика очень рано обнаружились трудности в воспитательном отношении. Уже в ясельном возрасте на-блюдалась повышенная возбудимость, двигательное беспокой-ство. В дошкольном возрасте в поведении мальчика отмечает- ся ряд патологических черт (резкая неустойчивость, неорга-низованность в играх и занятиях, чрезмерное фантазирование, колебания настроения и др.). В неправильном поведении ре-бенка имеется ряд черт, характерных для детей более млад- шего возраста. Такая несоответствующая возрасту «детскость» проявляется не только в психическом статусе ребенка, но и в особенностях его развития на предыдущих этапах.
Для этих детей характерен относительно медленный темп созревания, они надолго застревают на более ранней стадии развития.
В данном случае причину нарушения развития следует ви-деть в патологии внутриутробного периода, недоношенности. В клинической картине имеются некоторые особенности, дающие основания подозревать начальные проявления психопатий с чертами дисгармонического психического инфан-
тилизма: неспособность к организованной игровой деятельно- сти, выраженная неохота к труду, чрезмерное фантазирова= ние, наклонность к хвастовству, к выдумкам и лжи с целью приукрашивания себя. Однако все эти патологические особен-ности поведения ребенка являются лишь «зачатками» психо-патии. Дальнейшее их развитие зависит от условий, в которых будет воспитываться ребенок. В подобных случаях основное значение приобретает правильное воспитание. Если этого не-возможно достигнуть в семье, то необходимо своевременно поместить ребенка в хорошо организованное лечебно-педаго-гическое учреждение. При правильно налаженном режиме и соответствующих данному возрасту играх постепенно удается воспитать у ребенка навык к труду и развить у него способ- ность сдерживаться, подчинять свое поведение требованиям режима и детского коллектива. Для лечения этих детей, кро- ме медикаментозной терапии (бром, препараты кальция) и гидротерапии (теплые ванны), большое значение имеет лечеб-ная ритмика и физическая культура.
При отсутствии своевременно принятых педагогических мероприятий неправильное поведение ребенка может зафик-сироваться и усложниться. На последующем возрастном эта- пе, в школьном периоде, могут возникнуть новые прояв- ления неустойчивости и слабости волевых задержек. При по-ступлении в школу жизненная ситуация значительно услож-няется для ребенка. Перед ним встает новая и нелегкая для него задача приспособиться к требованиям дисциплины и школьного режима. Как и у детей дошкольного возраста, все привлекает внимание этих детей, но ни на чем оно долго не задерживается. Быстро переключаясь с одного вида деятель-ности на другой, они сразу отвергают все, что требует длитель-ного усилия. В своем поведении, как и дошкольники, руковод-ствуются главным образом желанием данного момента — эмоцией удовольствия.
Для этих детей приемлемы лишь те виды деятельности в школе, которые вызывают у них приятные эмоции и в какой- то мере носят игровой характер. В противном случае они легко бросают работу, становятся суетливыми, двигательно-беспокойными, иногда раздражительными, драчливыми. Отме-чается повышенная внушаемость, они легко заражаются при-мером, поддаются влиянию других детей.
К самостоятельной целенаправленной деятельности они еще неспособны. При всякой деятельности они нуждаются в постоянном напоминании, подбадривании, так как интерес к работе быстро теряется, и они ее бросают. В связи с неусид-чивостью и быстрой отвлекаемостью внимания их работоспо-собность в школе снижена. Даже при хорошей сообразитель-ности, быстроте понимания они не способны к систематической работе, легко пресыщаются, не доводят до конца начатое. По-
этому их знания отрывочны, поверхностны. В школе они не-редко числятся в группе неуспевающих учеников.
Будучи неспособными преодолевать затруднения, эти школьники идут по пути наименьшего сопротивления, отказы-ваются посещать школу, пропускают занятия, «прогуливают», попадают в компанию безнадзорных. В подобных случаях пра-вильными педагогическими мероприятиями можно достигнуть значительных успехов. В противном случае картина патологи-ческого поведения ребенка осложняется рядом вторичных об-разований.
Для этих детей решающее значение имеют условия воспитания. При отсутствии домашнего надзора могут воз-никнуть и антисоциальные проявления.
В качестве примера приведем следующее наблюдение.
Мальчик 13 лет. В семейном анамнезе ничего патологического. Из бо- лезней перенес тяжелый рахит в раннем возрасте и корь в возрасте 5 лет. С раннего детства обращал на себя внимание чрезвычайной подвижностью, шаловливостью, непослушанием. В школе начал учиться с 7 лет. Были жалобы на чрезмерную подвижность, неустойчивость, драчливость. На 3-м году обучения оставил занятия в школе, много времени проводил вне дома. Надзор за ним со стороны семьи был недостаточным. В последующем маль- чик был помещен в школу-санаторий.
Физическое состояние: рост не соответствует возрасту; плоская груд- ная клетка, следы рахита на конечностях и грудной клетке. Голова боль- шая, череп круглый с большими теменными буграми. Кожа тонкая с про- свечивающимися венами. Мускулатура слабо очерчена, подкожножировой слой удовлетворителен. Поверхностные лимфатические узлы увеличены. Со стороны внутренних органов систолический шум на верхушке сердца и на легочной артерии. Границы сердца в норме. Со стороны мочеполовой системы односторонний крипторхизм. Со стороны нервной системы орга- нических симптомов нет. Моторная сфера развита хорошо, движения пластичны и ловки, хорошо делает упражнения по лечебной ритмике. Мимика живая, подвижная, всегда адекватна переживаниям. Моча имеет высокий удельный вес (1030), в осадке кристаллы мочевой кислоты. Реакция Вассермана в крови отрицательная.
Психическое состояние: при исследовании много болтает, беспрестанно двигается. Внимание легко привлекается (но не распределено) и легко отвлекается. Установка в работе быстрая, сразу понимает задание, но быстро теряет интерес к работе и в конечном счете ответ часто неправи- лен. Мышление конкретного типа. Ассоциации быстры, но поверхностны. Характерным является особое «неудержимое любопытство» — всем инте- ресуется, увлекается всем новым, но быстро остывает, за все берется, но не доводит до конца. На занятиях активен, но его чрезмерная подвиж- ность, легкая отвлекаемость, мешающая ему подолгу сосредоточивать внимание, тормозят его продуктивность. Работы его всегда отрывочные, недостаточно систематичны. Настроение неустойчивое: обычно резвый, веселый, он иногда делается раздражительным, вступает в драки с детьми. Временами бывает грубым и циничным по отношению к педагогам, плохо подчиняется режиму. Внушаем, легко поддается влиянию, всегда зара- жается настроением окружающей его обстановки. Отмечается лабиль- ность эмоций, часто плачет по пустякам, но быстро успокаивается. Со всеми детьми одинаково хорошо сходится, нет избранных товарищей. По своим родным не скучает, в праздники остается в санатории, отказы- вается идти домой. В школьных занятиях всем одинаково интересуется, но отказывается от любой работы, требующей усилия. Педагоги характе-
ризуют его как ленивого, неаккуратного, небрежного. Охотно работает только в столярной мастерской, но темп работы неровный, требуется подбадривание педагога.
В данном случае речь идет о мальчике с патологическими чертами характера, проявляющимися в недоразвитии высших форм волевой деятельности (частичный психический инфанти-лизм с остановкой развития на более ранней стадии). Несмот- ря на хороший интеллект, мальчик не успевает в школе и не может приспособиться к детскому коллективу. Можно предпо-ложить, что причиной остановки развития является тяжелый рахит. Большую роль в задержке развития волевой деятель-ности мальчика сыграли безнадзорность, отсутствие правиль-ного воспитания.
В результате правильного режима, хорошо налаженной педагогической работы мальчик исправился. Он постепенно научился любить труд, стал организованно работать, дово- дить до конца начатое.
После двухлетнего пребывания в школе-санатории мальчик стал значительно более работоспособным, с большой охотой и усердием работал в столярной мастерской. Его отношения с детьми стали более ровными и дружелюбными. Антисоци- альные поступки больше не повторялись. После выписки из школы-санатория окончил семилетнюю школу, поступил в техникум. По окончании техникума был направлен на работу. Дальнейшие катамнестические сведения отсутствуют.
На основании данного наблюдения можно сделать вывод, что черты неустойчивости, лабильности настроения, внушае-мости нельзя расценивать как нечто фатально приводящее в дальнейшем к развитию психопатической личности. Как видно из приведенного примера, эти патологические особенности могут постепенно сгладиться, если ребенок будет воспитывать- ся в благоприятной для него среде, в условиях организованно- го режима труда и достаточного надзора. При неблагоприят- ных же условиях воспитания может развиться психопатиче- ская личность с чертами неустойчивости.
Для стимуляции развития таких детей и коррекции недочетов в их поведении и работоспособности должен быть предпринят ряд лечебно-воспитательных мер. Учитывая, что основным недочетом является недоразвитие высших форм волевой деятельности, проявляющееся в отрицательном отно-шении к труду, в неустойчивости стремлений и поступков, в двигательном беспокойстве, основное внимание должно быть уделено воспитанию навыков к систематическому труду. Для снижения двигательного беспокойства используются медика-ментозные средства (бром, кальций), гидротерапия (теплые ванны и души), лечебная физкультура и ритмика.
Большое лечебное значение имеет правильный режим, по-строенный на регулярном чередовании труда и отдыха, и ра-
циональная постановка педагогической работы, прививающая не только интерес к интеллектуальной работе, но и умение самостоятельно ее выполнять.
Для воспитания правильных социальных навыков ребенка, для борьбы с его эгоцентрическими установками, с его неуме-нием подчинить свое поведение требованиям коллектива боль-шое значение имеет его включение в коллективные формы деятельности.
Динамика клинических проявлений этой формы психо-патий зависит также от возрастной фазы. Ухудшение работо-способности и поведения нередко связано с началом пуб- ертатного периода. При отсутствии организованной сре- ды и правильного воспитания в отдельных случаях наблюдает- ся ухудшение состояния в пубертатном периоде. С началом полового созревания, с повышением сексуальных влечений подростки становятся более грубыми, циничными, раздражи-тельными. У девочек усиливаются колебания настроения. В связи с повышенной жаждой удовольствий и приключений они легко соскальзывают на антисоциальный путь. Но и в пу-бертатном периоде динамика патологических сдвигов в харак-тере подростка находится в большой зависимости от жизнен- ных условий. При включении в трудовую деятельность, соот-ветствующую интересам подростка, они делаются более спо-койными и целеустремленными. Большое положительное зна-чение приобретает организованная воспитательная работа с подростками, так как в этом возрасте особенно большое зна-чение приобретает влияние коллектива. Под влиянием при- мера хороших товарищей подростки охотнее включаются в общественно полезную деятельность, в то же время способ- ность сдерживаться у подростка лучше всего вырабатывается в труде. Благодаря положительному влиянию пионерской и комсомольской организации у подростка развивается обще-ственное сознание. Наоборот, в плохой компании они легко становятся сексуально-распущенными, начинают приучаться к алкоголю. В связи с последним постепенно нарастает огру-бение эмоций, еще более ослабляется способность сдерживать-ся, возникает выраженная картина психопатий типа «неустой-чивых».
Патологические реакции на неблагоприятную ситуацию у детей и подростков с чертами неустойчивости воз-никают сравнительно часто и проявляются обычно в ухудше- нии поведения. Дети и подростки становятся более грубыми, озлобленными, раздражительными; наблюдаются резкие аф-фективные вспышки, иногда с агрессией в отношении к окру-жающим. Значительно реже возникают астенические и депрес-сивные состояния с суицидальными мыслями. Последние чаще наблюдаются у девочек. Одной из форм патологических реак-ций, особенно характерной для неустойчивых личностей,
является уход из трудной для ребенка жизненной ситуации — побег из дому или школы. При неудаче в школе (плохая успеваемость), при наказаниях дома за плохие отмет- ки ребенок убегает из дому, проводит все дни на улице, ночует на чердаках, через несколько дней возвращается самостоя-тельно или приводится милицией. В дальнейшем эти побеги повторяются иногда и без достаточного повода. Иногда стиму-лом к побегам служит повышенный интерес к новым впечатле-ниям, жажда приключений. В дальнейшем наклонность к побе-гам закрепляется по механизму патологически упрочившейся условной связи. Побеги приобретают характер неодолимого влечения к бродяжничеству.
Реакции у неустойчивых детей могут проявляться и в фор- ме патологического фантазирования, лживости. Под влиянием устрашающих рассказов у этих детей легко возникают страхи (чаще ночные). Такие дети часто невыносливы к фи-зической боли и во время лечебных процедур (внутривенные вливания, другие инъекции) впадают в обморочное со-стояние. Под влиянием трудной жизненной ситуации в отдельных случаях наблюдались сумеречные состояния (чаще у девочек).
У детей младшего возраста патологические реакции про-являются в элективном мутизме, заикании, энурезе, привычной рвоте.
Длительное наблюдение за детьми, обнаруживающими предвестники психопатии с чертами неустойчивости, показы-вает, что в громадном большинстве случаев эти патологиче- ские черты могут быть корригируемы при наличии хорошо на-лаженной педагогической и воспитательной работы. По нашим клиническим наблюдениям, собранным в специальной школе-санатории, у большей части детей, обнаруживающих черты неустойчивости, в дальнейшем отмечается улучшение.
Омрачает прогноз лишь возможность рецидивов. Поэтому для таких детей требуется длительное лечебно-воспитательное воздействие. В тех случаях, когда не удается добиться по-ложительных результатов в условиях семьи, необходимо по-местить ребенка в специальную школу-интернат. Эффект лечебно-педагогического воздействия зависит и от своевремен-ности лечения. Чем раньше обращено внимание на проявления неустойчивости и неспособности к организованной деятельно-сти, тем выше положительные результаты лечебно-воспита-тельной работы. Привитие навыков трудовой активности уже в первые годы жизни является одним из основных путей рационального воспитания личности и у здоровых детей. При наличии признаков неустойчивости и недоразвития высших форм волевой деятельности такой метод воспитания приобре-тает особенно большое значение, а в отдельных случаях он является решающим.
Для того чтобы выбрать наиболее рациональный для дан- ного больного метод лечебно-педагогического воздействия, очень важно выяснить причины патологического поведения ребенка и помочь семье в организации правильного режима для ребенка. Врач, курирующий ребенка, должен разъяснить педагогическому и медицинскому персоналу лечебно-педаго-гического учреждения, что лежит в основе патологического по-ведения ребенка в каждом конкретном случае.
Вопросы дифференциального диагноза и терапии этих де- тей будут освещены в последующих лекциях после того, как будут представлены клинические особенности других вариан- тов психопатий этой группы.
Л е к ц и я 16