Методическая разработка лекции.

УМК

По дисциплине Анатомия и физиология челоавека

Тема

«Основы гистологтти.Ткани»

для студентов 1 курса

специальности 31.02.01

Лечебное дело

Преподаватель Журавлев О.А.

Рассмотрено На заседании ЦМК общепрофессиональных дисциплин ___________________________ __________ Председатель ЦМК Журавлёв О.А. _______________________________ Протокол № 1 от 17 сентября 2015г.   УТВЕРЖДЕНА на заседании методсовета Протокол №_1_______________ Зав. отделом по учебной работе филиал «Новокуйбышевский медицинский колледж» ГБПОУ «СМК им Н. Ляпиной» ________________О.Н. Забашта «_3_» сентрября______2015 г.

Цели.

Студент должен знать:

1. Классификация тканей, особенности строения, их свойства, месторасположение в организме 2. Эпителиальная ткань - расположение в организме, виды 3. Строение и функции эпителиальной ткани. 4. Классификация эпителиальной ткани 5. Соединительная ткань - расположение в организме, функции 6. Классификация: опорно-трофическая - собственно соединительная соединительная со специальными свойствами 7. Строение соединительной ткани. 8. Функции клеток соединительной ткани. 9. Хрящевая ткань - строение, виды, расположение в организме. 10. Костная ткань, расположение, строение, функции 11. Мышечная ткань - специфическое свойство (сократимость), 12. функции, виды мышечной ткани. 13. Гладкая мышечная ткань - расположение, функции, структурно-функциональная единица. 14. Исчерченная скелетная мышечная ткань. 15. Сердечная мышечная ткань, кардиомиоцит, функциональные особенности. 16. Саркомер, его участки, механизм скольжения миофибрилл, сокращение саркомера, мышечного волокна, мышцы. 17. Нервная ткань - расположение, строение. 18. Строение нейрона. 19. Виды нейронов. 20. Нервное волокно, строение, виды. 21. Нервные окончания: рецепторы, эффекторы.

ОК 1-14

ПК 1.1-1.5

ПК 2.1-2.6

ПК 3.1-3.6

ПК 4.1

ПК 4.4-4.5

ПК 4.8

ПК 5.1-5.5

Межпредметные связи.

Истоки   Биология   Медицинская генетика   Органическая химия   Физика   Латинский язык      
Основы гистологии. Ткани.

  Выход   Фармакология   Основы микробиологии, вирусологии, иммунологии   ЗОЖ   Гигиена и экология человека   Основы патологии   Клинические дисциплины

Ткани 2  
Эпителиальные ткани 3  
Однослойный эпителий 5
Многослойный эпителий 6  
Однорядный 7
Многорядный 8
Графы логической
 
Кожного типа 10
Мерцательный 11
Железистый 12
Кишечный 13
Опорно-трофические 14
Опорно-трофические ткани с механической функцией 15  
Плотные волокнистые ткани 16
Хрящевая 17
Костная 18
Опорно-трофические ткани с трофической функцией 19  
Кровь 20
Лимфа 21
Эндотелий капилляров 23
Рыхлая соединительная ткань 22
Мышечные ткани 24  
Гладкая мышечная ткань 25  
Поперечно-полосатая скелетная мышечная ткань 26
Поперечно-полосатая сердечная мышечная ткань 27  
Нервная ткань 28
Орган 29
Система органов 30

Учебные элементы.

  №   Название учебного элемента Уровни усвоения Уровень новизны
Исходный Конечный
Основы гистологии. Ткани.
Ткани.
Эпителиальные ткани.
По строению.
Однослойный эпителий.
Многослойный эпителий.
Однорядный.
Многорядный.
По функции.
Кожного типа.
Мерцательный.
Железистый.
Кишечный.
Опорно-трофические.
Опорно-трофические ткани с механической функцией.
Плотные волокнистые ткани.
Хрящевая.
Костная.
Опорно-трофические ткани с трофической функцией.
Кровь.
Лимфа.
Рыхлая соединительная ткань.
Эндотелий капилляров.
Мышечные ткани.
Гладкая мышечная ткань.
Поперечно-полосатая скелетная мышечная ткань.
Поперечно-полосатая сердечная мышечная ткань.
Нервная ткань.
Орган.
Система органов.

Методическая разработка лекции.

Тема: Основы гистологии. Ткани.

Цели.

Студент должен:

Иметь представление:

· Об основах классификации клеток на ткани,

· О структурно-функциональных единицах органов.

Знать:

· Определение ткани,

· Классификацию тканей,

· Расположение и функции: эпителиальной, соединительной, мышечной, нервной,

· Определение органа, системы органов.

Уметь:

· Различать разновидности тканей на таблицах, в атласе.

Время лекции: 90 минут.

Оснащение: Таблицы, муляжи, схемы.

План.

Название этапа Описание этапа Цель этапа Время
Организационный момент. Преподаватель отмечает присутствующих, знакомит студентов с актуальностью темы. Мобилизовать внимание студентов. 3 мин.  
Проверка исходного уровня знаний. Фронтальный опрос. Актуализация знаний, необходимых для изучения нового материала. 7 мин.
  3.1 Изучение нового материала: Ткани, группы тканей. Преподаватель знакомит студентов с определением тканей, группами тканей. Дать информацию для понимания определения ткани, групп тканей. 10мин.
3.2 Эпителиальные ткани. Преподаватель знакомит студентов с расположением и функциями эпителиальной ткани. Дать информацию для понимания расположения и функций эпителиальной ткани.     10мин
3.3 Соединительные ткани. Преподаватель дает представление о расположении и функциях соединительной ткани. Дать информацию для понимания расположения и функций соединительной ткани. 15мин.
3.4 Мышечные ткани. Преподаватель знакомит студентов с расположением и функциями мышечной ткани. Дать информацию для понимания расположения и функций мышечной ткани. 10мин.
3.5 Нервная ткань. Преподаватель знакомит студентов с расположением и функциями нервной ткани. Дать информацию для понимания расположения и функций нервной ткани. 5мин.
3.6 Орган. Система органов. Преподаватель знакомит студентов понятием органов, принципами строения, определением системы органов человека. Дать информацию для понимания понятия орган, принципов строения органов, определения система органов человека. 15 мин
Домашнее задание. Дается домашнее задание: 1)Составить словарь терминов по тексту книги, 2)Зарисовать схемы разновидностей тканей, 3)изучение темы по лекции, учебникам: а)Атлас анатомии человека: Справочное издание/Р.П.Самусев.- М.: Эксмо,2007. – 736с.:ил., б)Анатомия и физиология./Воробьева Е.А., Губарь А.В., Сафьянникова Е.Б. – М.: Медицина, 1987. – 432с.; ил.   Создать мотивацию на работу., закрепить материал. 5мин.
             

Цели.

Студент должен:

Иметь представление:

· Об основах классификации клеток на ткани,

· О структурно-функциональных единицах органов.

Знать:

· Определение ткани,

· Классификацию тканей,

· Расположение и функции: эпителиальной, соединительной, мышечной, нервной,

· Определение органа, системы органов.

Уметь:

· Различать разновидности тканей на таблицах, в атласе.

Время лекции: 90 минут.

Оснащение: Таблицы, муляжи, раздаточный материал.

План практического занятия.

Название этапа Описание этапа Цели этапа Время
Организационный момент. Отметка присутствующих. Объявление темы.   Мобилизовать внимание студентов. 5мин.
Вводная часть. Преподаватель обращает внимание студентов на актуальность темы. Заинтересовать студентов, мобилизовать внимание.   5мин.
Контроль исходного уровня знаний. Студенты выполняют индивидуальные задания: соотнести название ткани и местонахождение ткани.     Проверить степень готовности к занятию. 15мин.
Фронтальный опрос. Беседа по вопросам.   Проверка уровня знаний материала. 20мин
Самостоятельная работа студентов в группах. Заполнение таблиц: 1) Органы, функции органов, 2) Системы, структуры, 3) Строение клетки, функция клетки, 4) Название ткани, описание ткани, 5) Функции тканей, название тканей. Сформировать умения применения знаний, развитие мышления, методов анализа и синтеза материала. 15мин.
Групповой разбор самостоятельной работы. Каждая группа отчитывается о своей работе. Внесение дополнений, оценка результатов студентами других групп. Выявление ошибок, коррекция знаний, подведение итогов групповой работы. 10мин.
Контроль конечного уровня знаний. Работа с раздаточным материалом: дополнение фраз, ответы на вопросы.   Проверить конечный уровень знаний. 10мин.
Заключительное слово преподавателя. Подведение итогов занятия, оглашение оценок. Оглашение результатов, повышение мотивации студентов.     5мин.
Домашнее задание. Составление кроссворда по теме (20 слов),   Подготовка сообщений: «Потребность двигаться, ее роль в удовлетворении потребностей человека», «Роль гиподинамии, плюсы активного образа жизни», «Система опоры и движения. Это интересно», « Что такое плоскостопие?», Рост кости в длину и толщину», «Виды костей», «Виды суставов», «Виды соединений», «Виды мышц по форме», «Виды мышц по функциям». Изучение материала по теме: Общие вопросы анатомии и физиологии аппарата движения человека. Создать мотивацию на работу, закрепление знаний. 5мин.

Методическая разработка практического занятия для студентов.

Цели.

Студент должен:

Иметь представление:

· Об основах классификации клеток на ткани,

· О структурно-функциональных единицах органов.

Знать:

· Определение ткани,

· Классификацию тканей,

· Расположение и функции: эпителиальной, соединительной, мышечной, нервной,

· Определение органа, системы органов.

Уметь:

· Различать разновидности тканей на таблицах, в атласе.

Время лекции: 90 минут.

Оснащение: Таблицы, муляжи, раздаточный материал.

План самостоятельной работы

Название этапа Описание этапа Цели этапа Время
Самостоятельная работа студентов в группах. Заполнение таблиц: 6) Органы, функции органов, 7) Системы, структуры, 8) Строение клетки, функция клетки, 9) Название ткани, описание ткани, 10) Функции тканей, название тканей. Сформировать умения применения знаний, развитие мышления, методов анализа и синтеза материала. 15мин.
Групповой разбор самостоятельной работы. Каждая группа отчитывается о своей работе. Внесение дополнений, оценка результатов студентами других групп. Выявление ошибок, коррекция знаний, подведение итогов групповой работы. 10мин.
Контроль конечного уровня знаний. Работа с раздаточным материалом: дополнение фраз, ответы на вопросы.   Проверить конечный уровень знаний. 10мин.

Домашнее задание.

Задание Литература Цели Самоконтроль
Составление кроссворда по теме (20 слов). 1)Атлас анатомии человека: Учебное пособие. Электронный справочник – ИД «Равновесие», 2007, 2)лекции, 3)Анатомия и физиология./Воробьева Е.А., Губарь А.В., Сафьянникова Е.Б. – М.: Медицина, 1987. – 432с.; ил.   Закрепление материала. Проверить соответствие выбранных вопросов изученной теме, оформить кроссворд (формат А4).
Подготовка сообщений: Подготовка сообщений: «Потребность двигаться, ее роль в удовлетворении потребностей человека», «Роль гиподинамии, плюсы активного образа жизни», «Система опоры и движения. Это интересно», « Что такое плоскостопие?», Рост кости в длину и толщину», «Виды костей», «Виды суставов», «Виды соединений», «Виды мышц по форме», «Виды мышц по функциям».   1)Атлас анатомии человека: Учебное пособие. Электронный справочник – ИД «Равновесие», 2007; 2)Анатомия человека: В двух томах. Т. 1/Э.И.Борзяк, Л.И.Волкова, Е.А.Добровольская и др.; Под ред. М.Р.Сапина. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Медицина, 1993. _ 544с.:ил., 3)лекции.   Дополнительное изучение материала, увеличение объема знаний по теме. Составление и оформление сообщения.
Изучение материала по теме: Общие вопросы анатомии и физиологии аппарата движения человека. Вопросы: 1.Процеес движения, виды движений, потребность двигаться, 2.Виды, строение, рост костей, 3. Виды соединения костей, 4 строение, классификация, суставов, 5. Виды движений в суставах, принцип рычага в работе суставов, 6.Строение, расположение, группы, виды, функции мышц, 7.Вспомогательный аппарат мышц.   1)Атлас анатомии человека: Справочное издание/Р.П.Самусев.- М.: Эксмо,2007. – 736с.:ил., 2) Физиология/ Под ред. С.А.Георгиевой._ 2-е изд. – М.: Медицина, 1986. – 400с., ил. 3) Атлас нормальной анатомии человека: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Медицина, 1989.- 320с., ил 4) Анатомия и физиология./Воробьева Е.А., Губарь А.В., Сафьянникова Е.Б. – М.: Медицина, 1987. – 432с.; ил. 5)лекции.   Знать для дальнейшего изучения темы, для применения знаний на практике. Дать ответы на вопросы, записать ответы на сложные вопросы в тетрадь.

Лекция.

Тема:Основы гистологии. Ткани.

Вопросы для проверки исходного уровня знаний:

1. Что такое ткань?

(ткань – это группа клеток, имеющих одинаковое строение, и их межклеточное вещество, выполняющие единые функции;

Ткань – это группа клеток, сходных по строению и происхождению, выполняющих определенную функцию и соединенных между собой межклеточным веществом.)

2. Какие типы тканей вам известны?

(эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная)

3. Что образуют ткани?

(ткани образуют органы)

4. Что представляет собой орган?

(орган – это часть тела, имеющая определенную форму и строение, занимающая в организме определенное место и выполняющая определенную функцию.)

5. Какие системы органов вам известны?

(пищеварительная, кровеносная, система органов дыхания, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, система органов размножения)

Индивидуальные задания.

Задание№1

Соотнести название ткани и местонахождение ткани.

Название ткани Местонахождения ткани
1. многослойный эпителий А – печень
Б – лопатка
В – суставная поверхность
4 плотная волокнистая ткань Г – подкожная клетчатка
Д – стенки сосудов
Е – слизистая носовой полости
Ж – кора головного мозга
З – стенки желудка
9 поперечно-полосатая мышечная И – икроножная мышца
К -кожа
Л – кровеносная система

Индивидуальные задания.

Задание№2

Соотнести название ткани и местонахождение ткани.

Название ткани Местонахождения ткани
А – печень
2 железистый эпителий Б – лопатка
В – суставная поверхность
Г – подкожная клетчатка
5 рыхлая волокнистая ткань Д – стенки сосудов
Е – слизистая носовой полости
Ж – кора головного мозга
8 жидкая соединительная З – стенки желудка
И – икроножная мышца
К -кожа
Л – кровеносная система

Индивидуальные задания.

Задание№3

Соотнести название ткани и местонахождение ткани.

Название ткани Местонахождения ткани
А – печень
Б – лопатка
3 мерцательный эпителий В – суставная поверхность
Г – подкожная клетчатка
Д – стенки сосудов
6 хрящевая Е – слизистая носовой полости
Ж – кора головного мозга
З – стенки желудка
И – икроножная мышца
10 гладкая мышечная К -кожа
Л – кровеносная система

Индивидуальные задания.

Задание№4

Соотнести название ткани и местонахождение ткани.

Название ткани Местонахождения ткани
А – печень
Б – лопатка
В – суставная поверхность
4 плотная волокнистая Г – подкожная клетчатка
Д – стенки сосудов
Е – слизистая носовой полости
7 костная Ж – кора головного мозга
З – стенки желудка
И – икроножная мышца
К -кожа
11 нервная Л – кровеносная система

Индивидуальные задания.

Задание№5

Соотнести название ткани и местонахождение ткани.

Название ткани Местонахождения ткани
А – печень
Б – лопатка
В – суставная поверхность
Г – подкожная клетчатка
5 рыхлая волокнистая Д – стенки сосудов
Е – слизистая носовой полости
Ж – кора головного мозга
З – стенки желудка
9 поперечно-полосатая мышечная И – икроножная мышца
К -кожа
11 нервная Л – кровеносная система

Индивидуальные задания.

Задание№6

Соотнести название ткани и местонахождение ткани.

Название ткани Местонахождения ткани
1 многослойный эпителий А – печень
Б – лопатка
В – суставная поверхность
Г – подкожная клетчатка
Д – стенки сосудов
6 хрящевая Е – слизистая носовой полости
Ж – кора головного мозга
8 жидкая соединительная З – стенки желудка
И – икроножная мышца
К -кожа
Л – кровеносная система

Индивидуальные задания.

Задание№7

Соотнести название ткани и местонахождение ткани.

Название ткани Местонахождения ткани
А – печень
2 железистый эпителий Б – лопатка
В – суставная поверхность
Г – подкожная клетчатка
5 рыхлая волокнистая Д – стенки сосудов
Е – слизистая носовой полости
Ж – кора головного мозга
З – стенки желудка
И – икроножная мышца
10 гладкая мышечная К -кожа
Л – кровеносная система

Индивидуальные задания.

Задание№8

Соотнести название ткани и местонахождение ткани.

Название ткани Местонахождения ткани
А – печень
Б – лопатка
3 мерцательный эпителий В – суставная поверхность
Г – подкожная клетчатка
Д – стенки сосудов
Е – слизистая носовой полости
7 костная Ж – кора головного мозга
З – стенки желудка
9 поперечно-полосатая мышечная И – икроножная мышца
К -кожа
Л – кровеносная система

Индивидуальные задания.

Задание№9

Соотнести название ткани и местонахождение ткани.

Название ткани Местонахождения ткани
А – печень
2 железистый эпителий Б – лопатка
В – суставная поверхность
4 рыхлая волокнистая Г – подкожная клетчатка
Д – стенки сосудов
Е – слизистая носовой полости
7 костная Ж – кора головного мозга
З – стенки желудка
И – икроножная мышца
К -кожа
Л – кровеносная система

Индивидуальные задания.

Задание№10

Соотнести название ткани и местонахождение ткани.

Название ткани Местонахождения ткани
А – печень
Б – лопатка
3 мерцательный эпителий В – суставная поверхность
Г – подкожная клетчатка
5 рыхлая волокнистая Д – стенки сосудов
Е – слизистая носовой полости
Ж – кора головного мозга
З – стенки желудка
И – икроножная мышца
К -кожа
11 нервная Л – кровеносная система

Практика.

Тема:Основы гистологии. Ткани.

Вопросы для проверки уровня знаний:

1. Что такое ткань?

2. Какие выделяют группы тканей?

3. Чем образована эпителиальная ткань? (- образована плотно прилегающими друг к другу клетками, которые расположены в один или несколько рядов, межклеточное вещество развито слабо.)

4. Какие особенности характерны для эпителиальной ткани? (клетки плотно прилегают друг к другу, межклеточное вещество развито слабо, при повреждении клетки быстро защемляются новыми.)

5. Какие виды эпителиальной ткани вы знаете? (однослойный: плоский, кубический, цилиндрический, многорядный мерцательный эпителий; многослойный: эпидермис кожи, роговица глаза.)

6. Покажите на таблицах виды эпителиальной ткани.

7. Назовите виды соединительной ткани. (Костная, хрящевая, жировая, кровь.)

8. Покажите на таблицах виды соединительной ткани.

9. Что такое межклеточное вещество? ( - это вещество, заполняющее промежутки между клетками, объединяющее клетки в единое целое, обеспечивающее клеткам опору, защиту, питание, дыхание и выделительную функцию.)

10. Какие виды мышечной ткани вы знаете?

11. Какие особенности характерны для гладкой мышечной ткани? (Гладкая мышечная ткань образована небольшими по размерам веретенообразными одноядерными мышечными клетками. Сокращение гладких мышц происходит автоматически, то есть помимо нашей воли.)

12. Какие особенности характерны для поперечно-полосатой мышечной ткани?

13. Какие особенности строения отличают поперечно-полосатую мышечную ткань от сердечной? (Поперечно-полосатая мышечная ткань состоит из многоядерных мышечных волокон (видоизмененных мышечных клеток), а сердечная мышечная ткань образована клетками, имеющими 1-2 ядра. Клетки сердечной мышечной ткани сложно переплетены и в отличие от поперечно-полосатой мышечной ткани сокращаются не отдельными пучками, а сразу всей сердечной мышцей, сначала у предсердий, а затем у желудочков.)

14. Покажите на таблицах виды мышечной ткани.

15. Какие характерные черты нервной ткани?

16. Какое строение нервной ткани?

17. Что такое нейрон? (- это основные нервные клетки.)

18. Какие виды нейронов вы знаете? (афферентные – чувствительные; эфферентные – моторные)

19. Как устроен нейрон? (Нейрон имеет тело, отростки и нервные окончания. Отростки бывают двух типов: короткие разветвленные – дендриты; длинный – аксон.)

20. Каковы функции нейроглии? (Нейроглия выполняет опорную, защитную, питательную функции.)

21. Покажите на таблицах нервную ткань.

22. Что такое орган?

23. Какое строение органа?

24. Что называется системой органов? ( - называют группу анатомически связанных между собой органов, имеющих общее происхождение, единый план строения и выполняющих общую функцию.)

25. Какие системы органов вы знаете?

26. Какую функцию выполняют костная и мышечная системы? (Опорную, защитную и функцию движения.)

27. Какие органы составляют мочевыделительную систему? (почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал.)

28. Назовите органы дыхательной системы. (носовая полость, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие.)

29. Какова роль пищеварительной системы в организме? (обеспечивает превращение пищи в доступные для усвоения организмом питательные вещества.)

30. Какая роль нервной системы? ( - координирует работу всех органов)

31. Почему организм существует и функционирует как единое целое? ( - благодаря нервной и эндокринной системам, которые координируют работу всех частей организма.)

32. Что такое адаптация?

33. Что такое функция?

Раздаточный материал для выполнения самостоятельной работы студентов в группах.

Задание №1

Соотнесите органы с их функциями.

Органы Функции органов
1.Трахея 2.Легкие 3.Почки 4.Тонкая кишка 5.Яичник 6.Гипофиз 7.Мозг 8.Желудок А.Расщепление химических соединений Б.Всасывание химических веществ в кровь В.Фильтрация крови Г.Проведение воздуха Д.Образование половых клеток Е.Управление деятельностью организма Ж.Выделение гормонов, регулирующих деятельность организма З.Газообмен

Раздаточный материал для выполнения самостоятельной работы студентов в группах.

Задание №2

Распределите названные органы или структуры по системам органов.

Системы Структуры
1. опорно-двигательная 2. нервная 3. пищеварительная 4. эндокринная 5. дыхательная 6. выделительная 7. кровеносная 8. покровная 9. половая А.головной мозг Б.капилляры В.гипофиз Г.печень Д.гортань Е.волосы Ж.лопатка З.ногти И.почки К.матка Л.поджелудочная железа М.слизистая оболочка желудка Н.бронхи

Раздаточный материал для выполнения самостоятельной работы студентов в группах.

Задание №3

Соотнесите строение клетки с выполняемой ею функцией.

Строение клетки Функция клетки
1. безъядерная клетка крови – эритроцит 2. нейрон – клетка с длинными и короткими отростками 3. клетка мерцательного эпителия – тонкая, с ресничками 4. лейкоцит – клетка, способная к амёбовидному движению 5. клетка железистого эпителия 6. вытянутая мышечная клетка, содержащая белковые нити 7. жировая клетка – округлая, относительно крупная. А.способность к сокращению Б.транспорт кислорода В.секреция жидкостей Г.проведение возбуждения Д.способность захватывать твердые частицы бактерий Е.удаление из организма твердых частиц, согревание воздуха Ж.накопление запасов питательных веществ.

Раздаточный материал для выполнения самостоятельной работы студентов в группах.

Задание №4

Установите соответствие.

Название ткани Описание ткани
1. гладкая мышечная 2. поперечно-полосатая мышечная 3. нервная 4. хрящевая соединительная 5. железистый эпителий 6. многослойный эпителий 7. мерцательный эпителий 8. костная 9. рыхлая соединительная 10. жидкая соединительная А.несколько слоев часто сменяющихся клеток, межклеточное вещество не развито Б.клетки с отростками, межклеточное вещество состоит из минеральных солей и белка В.образована клетками с ресничками Г.клетки секретируют жидкости разного состава Д.межклеточное вещество развито, клетки содержат запас жира Е.содержит клетки крови Ж.хорошо проводит электрические сигналы З.одноядерные удлиненные клетки И.развито межклеточное, упругое вещество с эластическими волокнами К.многоядерные длинные клетки.

Раздаточный материал для выполнения самостоятельной работы студентов в группах.

Задание №5

Слева указаны функции тканей. Напишите названия этих тканей.

Функции тканей Названия тканей
1. Покров, защита, выделение  
2.Образование соков, слюны, пота  
3.Терморегуляция тела, заполнение промежутков между органами  
4.Уменьшение трения между трущимися поверхностями  
5.Обеспечивает мимику, речь  
6.Обеспечивает сокращение внутренних органов  
7.Поддерживает постоянство внутренней среды  

Контроль конечного уровня знаний. Индивидуальные задания.

Вариант№1

1. Выберите правильный ответ.

Чем отличаются гладкие мышечные волокна от поперечно-полосатых?

1)цвету

2) количеству ядер в клетках,

3) количеству межклеточного вещества,

4)наличию отростков.

2. Назовите функции следующей системы:

Нервная –

3.Дайте ответ на вопрос.

Что представляет собой орган?

Контроль конечного уровня знаний. Индивидуальные задания.

Вариант№2

1.Выберите правильный ответ.

Какой тканью образованы сухожилия и хрящи?

1)гладкой мышечной,

2)поперечно-полосатой мышечной

3)эпителиальной

4)соединительной

2.Дайте ответ на вопрос.

Какова роль пищеварительной системы в организме?

3. Дайте ответ на вопрос.

Что такое межклеточное вещество?

Индивидуальные задания №1 - 10.

Ответы.

К, 2-а, 3-е, 4-д, 5-г, 6-в, 7-б, 8-л, 9-и, 10-з, 11-ж

Раздаточный материал для выполнения самостоятельной работы студентов в группах.

Ответы.

Задание №1

1 –г, 2 –з, 3 – в, 4 – б, 5 – д, 6 – ж, 7 – е, 8 – а.

Задание №2

1-ж, 2 –а, 3 –г, л, м, 4 – в, л, 5 – д, н, 6 – и, 7 – б, 8 – е, з, 9 – к.

Задание №3

1 –б, 2 – г, 3 – е, 4 –д, 5 – в, 6 – а, 7 – ж.

Задание №4

1 –з, 2 – ж, к, 3 – ж, 4 – и, 5 – г, 6 – а, 7 – в, 8 – б, 9 – д, 10 - е

Задание №5

1. покровная, эпителий

2. железистый эпителий

3. жировая, соединительная

4. соединительная хрящевая

5. мышечная, поперечно-полосатая

6. мышечная, гладкая

7. жидкая соединительная

Контроль конечного уровня знаний. Индивидуальные задания.

Ответы.

Вариант№1

1. - 2

Вариант№2

1 - 4

УМК

По дисциплине Анатомия и физиология челоавека

Тема

«Основы гистологтти.Ткани»

для студентов 1 курса

специальности 31.02.01

Лечебное дело

Преподаватель Журавлев О.А.

Рассмотрено На заседании ЦМК общепрофессиональных дисциплин ___________________________ __________ Председатель ЦМК Журавлёв О.А. _______________________________ Протокол № 1 от 17 сентября 2015г.   УТВЕРЖДЕНА на заседании методсовета Протокол №_1_______________ Зав. отделом по учебной работе филиал «Новокуйбышевский медицинский колледж» ГБПОУ «СМК им Н. Ляпиной» ________________О.Н. Забашта «_3_» сентрября______2015 г.

Цели.

Студент должен знать:

1. Классификация тканей, особенности строения, их свойства, месторасположение в организме 2. Эпителиальная ткань - расположение в организме, виды 3. Строение и функции эпителиальной ткани. 4. Классификация эпителиальной ткани 5. Соединительная ткань - расположение в организме, функции 6. Классификация: опорно-трофическая - собственно соединительная соединительная со специальными свойствами 7. Строение соединительной ткани. 8. Функции клеток соединительной ткани. 9. Хрящевая ткань - строение, виды, расположение в организме. 10. Костная ткань, расположение, строение, функции 11. Мышечная ткань - специфическое свойство (сократимость), 12. функции, виды мышечной ткани. 13. Гладкая мышечная ткань - расположение, функции, структурно-функциональная единица. 14. Исчерченная скелетная мышечная ткань. 15. Сердечная мышечная ткань, кардиомиоцит, функциональные особенности. 1

Наши рекомендации