Осложнения при проведении ЭхоГСС

Имеется ряд осложнений, развитие которых возможно при проведении ЭхоГСС, которые включают:

1. Обострение или генерализация воспалительных заболеваний органов малого таза после проведения процедуры.

2. Осложнения, связанные с несоблюдением противопоказаний к ЭхоГСС.

3. Ретроградный заброс неопластичного эпителия в перитонеальную полость.

4. Перфорация матки.

5. Острая проходящая боль.

6. Перитонеальная реакция.

Для предупреждения обострения воспалительных процессов органов малого таза необходимо, провести качественное лабораторное обследование перед предполагаемой процедурой, а в ходе исследования строго соблюдать правила асептики и антисептики. Как правило, отсутствие клинико-лабораторных признаков воспалительного процесса репродуктивного тракта позволяет не проводить превентивную антибактериальную терапию. Профилактической мерой является отказ от ЭхоГСС во время обострения хронических заболеваний, а также острых респираторных расстройств, включая период реконвалесценции, при которых снижается иммунитет.

Противопоказанием для проведения ЭхоГСС является объемная патология придатков. Дополнительный объем контрастного вещества, попадающего в имеющийся сактосальпинкс, может привести к перфорации трубы и генерализации воспалительного процесса. Наличие ретенционных кист яичников диаметром более 40 мм имеют риск на апоплексию и кровотечение, что может спровоцировать ЭхоГСС. При подозрении на истинную опухоль яичника или маточной трубы приоритет имеет эндоскопия, так как новообразование без определения гистологической структуры влияет на тактику ведения при планировании беременности.

Маточные кровотечения и кровомазание у женщин репродуктивного возраста имеют различный генез, в том числе являются признаком осложнения течения беременности в I триместре. В связи с этим при подозрении на беременность рекомендуется проведение лабораторного теста на хорионический гонадотропин и тщательное ультразвуковое исследование. Не следует вводить жидкость в полость матки на фоне кровянистых выделений также с целью профилактики наружного эндометриоза. Возможность трубного рефлюкса имеется во время гистероскопии, хромпертубации, выскабливания полости матки, спонтанного кровотечения у любой женщины с проходимыми трубами.

В постменопаузе кровомазание часто сопровождает рак эндометрия, диагностика которого при ЭхоГСС без возможности проведения биопсии для гистологического исследования сомнительна и риск манипуляционного распространения опухолевой болезни по брюшине не оправдан.

Применяемые для ЭхоГСС катетеры достаточно эластичны, чтобы перфорировать нормальную матку, однако внутриматочная инфузия может выявить дефект миометрия, произведенный другими инструментами. При выявлении такого осложнения процедуру необходимо прекратить во избежание дальнейшей травмы. Все манипуляции с шейкой матки надо проводить предельно осторожно, особенно если нет возможности использовать пластиковые катетеры и приходится прибегать к металлическим. В случае цервикального стеноза удобно использовать зонд для мочевого пузыря или слезных протоков при хорошем освещении и обезболивании шейки. Первое действие – использовать бранши зеркала или надавливание на дно матки через переднюю брюшную стенку для выпрямления шеечно-маточного угла. В более сложных случаях иногда требуется расширитель цервикального канала. Баллонный катетер обеспечивает расширение цервикального канала путем постепенного наполнения баллона по мере продвижения вглубь шейки. С целью предотвращения перфорации необходимо одновременно проводить трансабдоминальное сканирование для определения направления проводника.

С целью предупреждения выраженных болевых реакций целесообразно применять премедикацию анальгетиками и спазмолитиками у эмоционально лабильных женщин, а также у пациенток с первичным бесплодием и половым инфантилизмом.

Как правило, боли отмечаются у пациенток с окклюзией маточных труб; при этом, чем болезненнее процедура, тем больше вероятность двухсторонней интерстициальной непроходимости. Со слов пациенток, частота болезненных ощущений в ходе ЭхоГСС отмечалась реже, чем при рентгеновской гистеросальпингографии (ГСГ). По-видимому, это связано с тем, что используется контрастное вещество, вязкость которого ниже вводимого при ГСГ. Использование пулевых щипцов для фиксации шейки матки и расширителей Гегара может вызвать болевую реакцию, и, как следствие, спазм устьев маточных труб.

Во избежание спазма устьев необходимо вводить катетер в матку, а также начинать инфузию медленно и осторожно. Движения катетера в дне полости вызывают болезненность у пациентки. Если попросить пациентку кашлять во время заполнения цервикального баллона, это может предотвратить спазм.

Атрофия влагалища и шейки матки у женщин в постменопаузе может вызвать боли и затруднить введение зеркала, не говоря о цервикальном катетере. Предварительное введение во влагалище течение двух недель эстроген-содержащего крема или свечей в терапевтической дозе сделает возможным и более комфортным проведение процедуры без значительных гормональных последствий для молочных желез или эндометрия.

Перитонеальные реакции возникают вследствие раздражения брюшины поступающей через проходимые маточные трубы жидкостью и обычно сопровождаются жалобами на чувство жара, тошноты или обмороками. В таком случае процедуру следует немедленно прекратить, выждать 20-30 минут и продолжать только в том случае, если общее состояние нормализовалось и не ухудшается при повторном пробном введении контраста.

Таким образом, накопленный опыт позволяет считать ЭхоГСС достаточно надежным методом определения проходимости маточных труб, диагностики внутриматочной патологии и спаечного процесса малого таза. Данная методика может использоваться как в стационаре, так и амбулаторно. В случаях соблюдения всех правил проведения, осложнения сводятся к минимуму. ЭхоГСС позволяет отбирать пациенток для последующих инвазивных процедур, таких как лапароскопия и гистероскопия, что делает более обоснованным направление на оперативное лечение, а также тех методов диагностики, где имеется ионизирующее излучение.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРОТОКОЛ

Наши рекомендации