Структура поведенческого акта .

доведением называется комплекс внешних взаимосвязанных реакций, которые осуществляются организмом для приспособления к изменяющимся условиям среды. Наиболее просто структура поведения была описана через ФУ. П.К. Анохиным. По Анохину во всех ФУС, обеспечивающих постоянство внутренней среды организма/имеются внутренние системы саморегуляции и внешнее звено саморегуляции или поведенческая регуляция. Это звено способствует поддержанию постоянства внутренней среды за счёт целенаправленного поведения. По теории ФУС поведенческий акт включает следующие стадии:

1 .Афферентный синтез. Он состоит в синтезе сигналов от периферических рецепторов, сигналов извлечённых из памяти и сигналов из очага мотивационного возбуждения. Готовность к любому поведению обеспечивает мотивационное возбуждение, возникающее в Ц.Н.С. при появлении биологической, социальной или идеальной потребности. Пример. При этом мотивационное возбуждение становится доминирующим. Для запуска поведения необходимы пусковая и обстановочная афферентация. К пусковой афферентации относятся те внешние безусловные и условные раздражители, которые являются толчком для формирования поведения, т.е. запускают его (пример, убегание слабых животных при появлении хищника). Условия, которые способствуют запуску поведения, называют обстановочной афферентацией. Пример. В это же время, из памяти извлекается врождённая и приобретённая информация, которая полезна для будущего поведения. Пример. После завершения афферентного синтеза включается 2-я стадия поведения.

2.Принятие решения. Во время этой стадии планируется будущее поведение, т.е. каким оно будет.

3. Стадия формирования акцептора (т.е. приёмника) результатов действия. На этой стадии оцениваются результаты будущего поведения при выполнении принятого решения.

4.Стадия эфферентного синтеза. Во время неё определяется конкретная последовательность действий, но пока внешних проявлений поведения ещё нет.

5.Стадия выполнения программы поведения. Программа выполняется. Сигналы о результатах поведения, с помощью обратной афферентации поступают в акцептор результатов действия, и оценивается в нём. Если результаты выполнения программы совпадают с прогнозом, заложенным в акцепторе результатов действия, поведение завершается. Если нет, то происходит полная перестройка поведения. Схема ФУС поведенческого акта / Мотивации. Классификация. Механизмы возникновения.

Потребность которую испытывает организма, которую стремится удовлетворить посредством целенаправленного поведения. Все потребности человека можно разделить на следующие группы:

1.Биологические (пищевые, половые и др.). В чистом виде у человека не встречаются (исключение - дебилы, имбецилы).

2. Социальные. Желание принадлежать к определенной социальной группе, исполнять нравственные, эстетические, юридические нормы.

3.Идеальные. Потребность познания и т.д.

Мотивацией называется эмоционально окрашенное состояние, возникающее в результате определённой потребности,

которое формирует поведение, направленное на удовлетворение этой потребности. (К.В. Судаков).

В зависимости от потребности, которая вызвала возникновение мотиваций, все они разделяются на биологические,

социальные, идеальные. Биологические мотивации делятся на пищевую, питьевую, половую, оборонительную и т.д.

Мотивационное возбуждение обладает свойствами доминанты:

1 .Оно инертно, т.е. длительно сохраняется, пока не будет удовлетворена вызвавшая его потребность.

2.Все посторонние раздражители благодаря суммации только усиливают мотивационное возбуждение.

З. Очаг мотивационного возбуждения подавляет все другие очаги и подчиняет себе все отделы Ц.Н.С.

4.При мотивационном возбуждении возрастает возбудимость тех отделов мозга, которые ответственны за

возникновение мотивации.

5.Благодаря принципу доминанты А.А. Ухтомского в каждый конкретный момент времени поведение организма

определяется той мотивацией, которая обеспечивает наилучшую адаптацию организма к условиям среды. После

завершения одного мотивированного поведения, в организме возникает следующая по биологической и социальной

значимости мотивация. Примеры. Биологическая (пищевая) - социальная - идеальная.

Все мотивации, независимо от вызывавшей их потребности, вызывают одинаковые изменения функций организма:

1. Усиливается двигательная активность. Пример: страх, голод, жажда, любопытство, половое влечение. Исключение - пассивный страх (замирание)

2. Возрастает тонус симпатической нервной системы. В результате этого учащаются сердцебиения, повышается АД, усиливается дыхание и т.д.

3. Повышается чувствительность анализаторов, т.е. снижаются пороги раздражения рецепторов, улучшается проведение сигналов по нервным путям, анализ и синтез в коре. Это объясняется активацией Р.Ф. и симпатической нервной системы.

4.Происходит избирательная активация памяти, что необходимо для успешного выполнения соответствующего поведения. Например, при голоде активизируются одни следы памяти, при страхе - другие. 5.Возникают эмоциональные переживания. Например, отрицательных при страхе, голоде, жажде. Положительных при удовлетворении потребности.

В экспериментах на животных установлено, что пищевая, питьевая, оборонительная мотивации осуществляются задней областью гипоталамуса, где находятся центры голода и насыщения, жажды и т.д. В центрах голода и насыщения имеются нейроны, которые возбуждаются при недостатке или избытке глюкозы и жирных кислот в крови. Кроме гипоталамуса, где находятся низшие центры мотиваций, в их формировании важная роль принадлежит структурам лимбической системы. В частности миндалевидное ядро координирует активность центров голода и насы­щения и формирует поведение на вкусную и невкусную пищу. Предполагают, что это же ядро обеспечивает выделение доминирующей мотивации.

Важная роль в формировании мотиваций принадлежит некоторым гормонам. Они, выделяются в кровь, поступают в спинномозговую жидкость и регулируют чувствительность нейронов мотивационных центров к наромедиагорам. Особое значение имеют такие гормоны, как гастрин, холецистокинин, вещество Р. Гастрин стимулирует нейроны центра голода, а ХЦ - ПК тормозит их. В результате нарушения межнейронных связей или нейрохимических процессов возникают патологические изменения мотиваций. В частности известны нарушения пищевой мотивации (абулия и булимия), половой мотивации (сексуальные переверзии) и т.д. В связи с тесными взаимосвязями мотивационных и эмотивных механизмов нарушение мотиваций сопровождается эмоциональными перестройками. Таким образом, эмоции и мотивации являются базисными нервно - психическими процессами человека, которые определяют его целенаправленное поведение. При этом их нарушения ведут не только к изменениям поведения, но и к расстройствам сомато - висцеральных функций. Память и её значение в формировании приспособительных реакций "Огромное значение для индивидуального поведения имеют обучение и память. Выделяют генотипическую или врождённую память и фенотипическую, т.е. приобретённую память. Генотипическая память является основой безусловных рефлексов и инстинктов. Фенотипическая память хранит информацию, поступающую в процессе индивидуальной жизни. Приобретённая память имеет 2 формы: чувственно - образную и логически - смысловую. Первая формируется в результате действия на анализаторы натуральных раздражителей (запах, вкус, цвет и т.д.), вторая - на основе абстрактных понятий (слова, формулы и т.д.) Чувственно - образную память делят по характеру раздражителей на зрительную, слуховую, вкусовую и т.д. Обе формы памяти постоянно взаимодействуют, образуя сложные ассоциации (например , название цветка ассоциируется с его внешним видом, запахом). Процесс запоминания происходит в четыре этапа:

1.Сенсорная память. В ней происходит кратковременное удержание сенсорной, т.е., поступившей в органы чувств информации. На этом этапе информация хранится доли секунды. В это время происходит анализ сигналов и большая часть информации переходит в кратковременную память, меньшая - сразу в промежуточную или долговременную.

2. Кратковременная память. Здесь, информация находится до несколько минут. Не нужная информация отсюда удаляется, а имеющая значение, переходит в промежуточную память.

3. Промежуточная память. В ней информация может храниться от нескольких десятков минут до нескольких лет. Неречевая информация из сенсорной памяти может сразу переходить в промежуточную память (инпринтинг - запечатлевание). Речевая же обязательно поступает через кратковременную память в промежуточную. Причём словесная информация закрепляется в ней лишь после нескольких повторений.

4.Долговременная память. В нее информация переходит из промежуточной. Причём этот переход происходит во время быстрого сна. Первый этап запоминания, т.е. сенсорная память является результатом возникновения нервных импульсов в периферических рецепторах, их распространения по проводящим путям в корковый отдел анализатора и процессов высшего синтеза в коре. Кратковременная память обусловлена поступлением нервных импульсов в гиппокамп, где выделяется главная и отбрасывается ненужная информация. После этого информация поступает в замкнутые нейронные сети, где происходит циркуляция или реверберация нервных импульсов. Переход информации в промежуточную и долговременную память происходит в коре полушарий на основе более тонких механизмов. Следы памяти в нейронных цепях коры формируются в результате 2-х процессов:

1.за счёт усиления или потенциации нервных импульсов в межнейронных синапсах. Потенциация происходит в

результате увеличения количества выделяемого нейромедиатора и числа постсинаптических рецепторов.

2.Благодаря

структурным изменениям мембран и органел нейронов. Эти изменения синаптической передачи и мембран являются

следствием предшествующей реверберации.

Данными процессами обеспечивается промежуточная и долговременная память. Кроме того, предложены другие

теории долговременной памяти.

1 .Химическая теория. В её основе лежат опыты с "транспортом памяти" (обучение животных - введение экстракта их

мозга необученным животным, опыты со скотофобином). Согласно этой теории информация хранится в специальных

белках синтезируемых нейронами.

2.Теория хранения энграммы в ДНК. Предполагают, что ДНК программирует необходимые изменения структуры и

свойств синапсов и таким образом обеспечивает перестройку нейронных цепей в процессе запоминания. Нарушения

памяти;

1. Ретроградная амнезия - утрата способности мозга к извлечению информации, поступившей в мозг до момента экстремального воздействия на него, (потеря информации, накопленной до травмы головного мозга или сильного опьянения. Под гипнозом эту информацию можно извлечь.

2.Антеретроградная амнезия - неспособность к запоминанию новой информации. В клинике синдром Корсакова. Память на отдалённые события сохранена, а недавние быстро забываются. Хр. Алкоголизм. Поражение гиппокампа. Физиология эмоций.

Эмоции - это психические реакции, отражающие субъективное отношение индивида к объективным явлениям. Эмоции возникают в составе мотиваций и играют важную роль в формировании поведения. Выделяют 3 вида эмоциональных состояний (А.Н. Леонтьев):

1.Аффекты - сильные, кратковременные эмоции, возникающие на уже имеющуюся ситуацию. Страх, ужас при непосредственной угрозе жизни.

-2. Собственно эмоции - длительные состояния, отражающие отношение индивида к имевшейся или ожидаемой ситуации. Печаль, тревога, радость.

3. Предметные чувства - постоянные эмоции, связанные с каким - либо объектом (чувство любви к конкретному человеку, к Родине и т.д.). Функции эмоций:

1.Оценочная. Они позволяют быстро оценить возникшую потребность и возможность её удовлетворения. Например , при чувстве голода человек не подсчитывает калорийность имеющейся пищи, содержание в ней белков, жиров, углеводов, а просто ест в соответствии с интенсивностью чувства голода, т.е. интенсивностью соответствующей эмоции.

2-Побуждающая функция. Эмоции стимулируют целенаправленное поведение. Например , отрицательные эмоции при голоде стимулирую пищедобывающее поведение 10:1

3. Подкрепляющая функция. Эмоции стимулируют запоминание и обучение. Например, положительные эмоции при материальном подкреплении обучения.

4. Коммуникативная функция. Состоит в передаче своих переживаний другим индивидам. С помощью мимики передаются эмоции, а не мысли.

Эмоции выражаются определёнными двигательными и вегетативными реакциями. Например, при определённых эмоциях возникает соответствующая мимика, жестикуляция. Возрастает тонус скелетных мышц. Изменяется голос. Учащается сердцебиение, повышается А. Д. Это объясняется возбуждением двигательных центров, центров симпатической нервной системы и выбросом адреналина из надпочечников (полиграфия). Основное значение в формировании эмоций принадлежит гипоталамусу и лимбической системе. Особенно миндалевидному ядру. При его удалении у животных механизмы эмоций нарушаются. При раздражении миндалевидного ядра у человека возникают страх, ярость, гнев. У человека важное значение в формировании эмоций принадлежит лобной и височной областям коры. Например, при повреждении лобных областей возникает эмоциональная тупость. Неодинаково и значение полушарий. При временном выключении левого полушария возникают отрицательные эмоции - настроение становится пессимистичным. При выключении правого возникает противоположное настроение. Установлено, что первоначальное чувство благодушия, беспечности, лёгкости при употреблении алкоголя объясняется его воздействием на правое полушарие. Последующее ухудшение настроения, агрессивность, раздражительность обусловлено действием алкоголя на левое полушарие. Поэтому у людей с недостаточно развитым левым полушарием

алкоголь практически сразу вызывает агрессивное поведение. У здоровых людей эмоциональное преобладание правого полушария проявляется мнительностью, повышенной тревожностью. При доминантности левого этих явлений нет (тест эмоциональной асимметрии мозга - юмор).

Важное значение в возникновении эмоций принадлежит балансу нейромедиаторов. Например, если в мозге возрастает содержание серотонина, настроение улучшается, при его недостатке наблюдается депрессия. Такая же картина наблюдается при недостатке или избытке норадреналина. Обнаружено, что у самоубийц значительно снижено содержание этих нейромедиаторов в мозге. Функциональные состояния организма. Стресс, его физиологическое значение.

Функциональным состоянием называется тот уровень активности организма, при котором выполняется та или иная его деятельность. Низшими уровнями Ф.С. -кома, затем сон. Высшим агрессивно-оборонительное поведение. Одной из разновидностей функциональных состояний является стресс. Учение о стрессе создал канадский физиолог Ганс Селье. Стресс - это функциональное состояние, с помощью которого организм реагирует на экстремальные воздействия, угрожающие его существованию, его физическому или психическому здоровью. Поэтому основной биологической функцией стресса является адаптация организма к действию стрессового фактора или стрессора. Различают следующие виды стрессоров:

1 .Физиологические. Они оказывают непосредственное воздействие на организм. Это болевые, тепловые, холодовые и др. раздражители, 2.Психологические. Словесные стимулы, сигнализирующие об имеющихся или будущих вредных воздействиях. В соответствии с видом стрессоров выделяют следующие разновидности стресса:

1. Физиологический. Например, гипертермия.

2.Психологический. Выделяют 2 его формы:

а. информационный стресс, возникает при информационных перегрузках, когда человек не успевает принимать правильные решения, б. эмоциональный стресс. Возникает в ситуациях обиды, угрозы, неудовлетворённости. Селье называл стресс общим адаптационным синдромом, так как считал, что любой стрессор запускает неспецифические адаптационные механизмы организма. Эти адаптационные процессы проявляются триадой стресса

1. Повышается активность коркового слоя надпочечников

2. Уменьшается вилочковая железа

3. Появляются язвы на слизистой оболочке желудка и кишечника. Выделяют 3 стадии стресса:

1. Стадия тревоги. Она заключается в мобилизации адаптационных возможностей организма, но затем сопротивляемость стрессора падает и возникает триада стресса. Если адаптационные возможности организма истощаются, наступает смерть.

2.Стадия сопротивления. Эта стадия начинается, если сила стрессора соответствует адаптационным возможностям организма. Уровень его сопротивляемости растёт и становится значительно больше нормы.

3. Стадия истощения. Развивается при длительном действии стрессора, когда возможности адаптации истощаются.

Человек погибает.

-Возникновение стресса обусловлено возбуждением К.Б.П.. Она в свою очередь стимулирует активность центров

гипоталамуса, а через него симпатическую нервную систему, гипофиз и надпочечники. Первоначально усиливается

выработкака техоламинов надпочечниками, а затем кортикостероидов, стимулирующих защитные функции

организма. Когда функции коркового слоя угнетаются, развивается 3 стадия стресса.

Эмоциональный стресс ухудшает целенаправленную деятельность человека, так как отрицательно влияет на процессы

памяти, мышления. Способствует возникновению навязчивых мыслей. Он провоцирует развитие психосоматических

заболеваний. В частности соматизированной депрессии, которая проявляется астенией, кардиофобией, канцерофобией

и т.д. Со стрессом во многом связаны такие соматические заболевания, как гипертоническая болезнь, ишемическая

болезнь сердца, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки. Поэтому профилактика стрессовых

состояний является и профилактикой этих болезней. Однако существование организмы без умеренного стресса также

невозможно (примеры).

Физиологические механизмы сна. Значение сна. Теории сна.

Сон - это долговременное функциональное состояние, характеризующееся значительным снижением нервно -

психической и двигательной активности, которое необходимо для восстановления способности мозга к апалишко-синтетической деятельности.

Виды сна:

1. Физиологический суточный сон.

2. Сезонный сон у животных (земляная белка 9 мес.)

3. Гипнотический сон.

4. Наркотический сон.

5. Патологический сон.

Продолжительность суточного сна у новорождённых около 20 часов, у годовалых детей 13-15 часов, у взрослых 6-9 часов. (Взгляды Наполеона на сон, вредная привычка, продолжительность жизни коротко спящих, средне спящих, длительно спящих людей).

В течение физиологического сна периодически друг друга сменяют 2 его формы: быстрый или парадоксальный сон, медленный сон. Быстрый сон возникает 4-5 раз за ночь и длится 1/4 всего времени сна. Во время быстрого сна мозг находится в длительном состоянии: об этом свидетельствует а-ритм ЭЭГ, быстрые движения глазных яблок, подёргивание век, конечностей, учащаются пульс и дыхание и т.д. Если человека разбудить во время быстрого сна, он расскажет о сновидениях. При медленном сне этих явлений нет, а на ЭЭГ регистрируется дельта- ритм, свиде­тельствующий о тормозных процессах в мозге. Долгое время считалось, что во время медленного сна сновидений нет, сейчас установлено, что сновидения в этот период сна менее яркие, длительные и реальные. Возникновение ночных кошмаров также связано с медленным сном. Более того, обнаружено, что сомнамбулизм или снохождение возникает именно во время медленного сна.

Значение сна:

1.Очищение Ц.И.С. от метаболитов, накопившихся в процессе бодрствования.

2.Удаление накопившейся задень ненужной информации и подготовка к приёму новой.

3.Переход информации кратковременной памяти в долговременную. Он происходит во время медленного сна. Поэтому заучивание материала перед сном способствует запоминанию и лучшему воспроизведению запомненного. Особенно под улучшается запоминание логически несвязанного материала. 4.Эмоциональная перестройка. Во время быстрого сна происходит снижение возбудимости очагов мотивационного возбуждения, которые возникли в результате неудовлетворённой потребности. Во время сна неудовлетворённые потребности находят своё отражение в сновидениях (3. Фрейд. О сновидении). У больных с депрессивными состояниями наблюдаются необычайно яркие сновидения. Таким образом во сне происходит психологическая стабилизация и личность в определенной мере защищается от нерешённых конфликтов. Обнаружено, что люди мало спящие, у которых продолжительность быстрого сна относительно больше, лучше приспособлены к жизни и спокойно переживают психологические проблемы. Долго спящие обременены психологическими и социальными конфликтами. Теории механизмов сна.

1.Химическая теория сна. Выдвинута в прошлом веке. Считалось, что в процессе бодрствования образуются гипнотоксины, которые вызывают засыпание. В последующем была отвергнута. Однако сейчас вновь выдвигается биохимическая теория. В данное время установлено, что нейромедиатор серотонин способствует развитию медленного сна, норадреналин - быстрого. Кроме этого, из мозга выделены нейропептиды, которые вызывают засыпание при действии на гипоталамические центры мозга, например , это пептид дельта - сна.

2.Теория центра сна. Создатель теории - австрийский лауреат Нобелевской премии физиолог Гесс. В 30-е годы он обнаружил, что при электрическом раздражении ядер Г.Т. в области третьего желудочка, происходит засыпание животного.

3.Теория разлитого торможения коры. Предложена И.П. Павловым. По его теории сон - это разлитое торможение К.Б.П., возникающее в результате его иррадиации из локальных участков, где вследствие утомления первоначально произошло торможение. Эта теория также не в полной мере объясняет возникновение сна. В частности установлено, что в период быстрого сна кора находится в деятельном состоянии.

4.Теория П.К. Анохина. Согласно ей, в результате утомления развивается торможение локальных участков коры. Кора перестаёт возбуждать центры сна в Р.Ф. и в нейронах развивается торможение. Р.Ф. перестаёт оказывать активирующее влияние на К.Б.П. и в ней развивается разлитое торможение.

5. В настоящее время установлено, что сон и бодрствование - это два взаимно дополняющих функциональных состояниях. Их регуляция осуществляется центрами, находящимися в реципрокных отношениях. Обнаружены центры бодрствования в ретикулярной формации среднего и промежуточного мозга, в этих же отделах мозга находятся центра сна. При этом нейромедиатором в центрах сна является серотонин и пептиды сна. Центры сна активируются в результате уменьшения количества нервных импульсов, поступающих в Р.Ф. от периферических рецепторов по коллатералям (теория деафферентации, рефл. теория), а также по нисходящим путям от К.Б.П. При возбуждении центров сна тормозятся центры бодрствования и активирующее влияние Р.Ф. на кору уменьшается, развивается сон. Нарушения сна:

1.Бессоница. Страдают около 15% взрослых. Снотворные.

2-Нарколепсия - приступы непреодолимой сонливости днём. Нарушение взаимодействия центров сна и

бодрствования.

3.Сомнабулизм. В лёгких случаях человек садится в кровати и произносит несколько слов. В тяжёлых - довольно длительно может ходить и выполнять какие -либо действия. Чаще страдают дети и подростки. Причина заболевания неизвестна.

4.Ночные страхи, чаще у детей. Кошмары у взрослых.

5.Сонный ступор. Возникает во время засыпания. Человек не может произвести никакого движения. Могут наблюдаться устрашающие галлюцинации.

6. Энурез - ночное недержание мочи. Встречается у 10% детей. Причины не известны.

Типы ВНД.

На основании изучения условных рефлексов и оценки внешнего поведения, животных И.П. Павлов выделил 4 типа В.Н.Д. В основу своей классификации он положил 3 показателя процессов возбуждения и торможения: силу, уравновешенность и подвижность. Сила процессов возбуждения определялась по скорости выработки условных рефлексов, а торможения по скорости формирования дифференцировочного торможения. Подвижность оценивалась по быстроте изменения безусловнорефлекторной реакции на раздражитель. Уравновешенность по соотношению силы возбуждения и торможения.

Сильный неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения. Павлов назвал его безудержным. У представителей этого типа быстро вырабатываются возбуждающие условные рефлексы и медленно тормозные. При этом тормозные рефлексы нестойкие. Люди с этим типом В.Н.Д. легко возбудимы, неуравновешенны, часто агрессивны, довольно трудно поддаются воспитанию. По классификации темпераментов Гиппократа - холерик.

^Сильный уравновешенный подвижный тип, иначе живой. У этого типа легко вырабатываются и возбуждающие и тормозные условные рефлексы, те и другие устойчивы. Возбуждение быстро сменяется торможением и наоборот. Такие люди активны, имеют самообладание, хорошо ориентируются в любой обстановке. Этот тип соответствует сангвинику Гиппократа.

3. Сильный уравновешенный с низкой подвижностью нервных процессов. Инертный. У представителей этого типа достаточно легко вырабатываются возбуждающие и тормозные рефлексы, но возбуждение медленно сменяется торможением и наоборот. Эти люди легко сдерживают любые эмоции, порывы, но медлительны в принятии решений. По Гиппократу соответствует флегматику.

4. Слабый тип. Меланхолик. Возбуждающие рефлексы вырабатываются с трудом, нестойкие. Тормозные - легко и являются стойкими. Такие люди нерешительны, слабовольны, подозрительны, у них преобладает угнетённое настроение.

Поведение человека во многом обусловлено врождёнными свойствами высшей нервной деятельности. Этим четырем типам темперамента соответствует четыре типа поведения. При этом темперамент определяется генотипом. Однако он обес­печивает лишь активность поведения. На его направленность преимущественное влияние оказывает окружающая климатическая и социальная среда. Т.е. поведение в значительной мере зависит от воспитания, обучения, окружающих условий и т.д. (Примеры).

В настоящее время установлено, в чистом виде эти 4 типа ВНД практически не встречаются. Более того, их значительно больше. Поэтому выделяют различные свойства темперамента. Это тревожность, эмоциональная возбудимость, пластичность и др.. Однако большинство ученых признает две базисные характеристики поведения:

общую активность и эмоциональность. Активность это выраженность поведения. Она определяет силу и скорость деятельности нервной системы. Активность может быть измерена с помощью электроэнцефалографии. Эмоциональ­ность оценивается специальными тестами-опросниками (Спилбергера, Айзенка и т.д.), а также по показателям вегетативных реакций и электроэнцефалограмме.

Темперамент влияет на течение заболеваний. Особенно нервно-психических. Установлено, что более тяжело они протекают у лиц со слабым типом ВИД.

Сигнальные системы. Функции речи. Речевые функции полушарий. По И.П. Павлову взаимодействие организма с внешней средой осуществляется посредством раздражителей или сигналов. В зависимости от характера, действующих на организм сигналов, он выделил две сигнальные системы действительности. Первой сигнальной системой он назвал систему анализа и синтеза натуральных, т.е. природных раздражителей. Этими сигналами являются тепло и холод, запахи, вкус; цвет предметов и т.д. На основе сигналов первой сигнальной системы формируются её условные рефлексы. Пример условного рефлекса первой сигнальной системы - слюноотделение на вид и запах пищи. Первая сигнальная система информирует организм о воздействии конкретного полезного или вредного стимула. У человека условные рефлексы первой сигнальной системы составляют физиологическую основу элементарного поведения и предметного мышления (огонь - горячий). Она функционирует у него изолированно лишь в течение первых 6 месяцев жизни. Первая сигнальная система человека более совершенна, чем животных.

Вторая сигнальная система - это система условных рефлексов на абстрактный раздражитель, которым является слово слышимое, видимое и произносимое мысленно. Она формировалась в процессе эволюции человека на основе труда и воспитания. Слово является для человека таким же раздражителем, как и конкретные явления, и предметы окружающего мира. Т.е. оно является сигналом сигналов, так как обозначает натуральные раздражители. На основе преобладания той или иной сигнальной системы И.П. Павлов выделил два типа мышления:

1 .Художественный тип. Имеет место у людей с преобладанием 1-й сигнальной системы. Артисты, художники, писатели и т.д. Т.е. люди художественных творческих профессий.

2.Мыслительный тип. У людей с преобладанием 2-й сигнальной системы. Люди интеллектуального труда (учёные, изобретатели и т.д.) Сейчас также выделяют:

3. Смешанный тип. Не преобладает ни 1-я, ни 2-я сигнальная системы.

4.Гениальный тип. Люди с преобладанием и 1-й и 2-й сигнальной системы. Леонардо да Винчи, М. Ломоносов.

Все языки делятся на первичные и вторичные. К первичным относится определенное поведение и сопровождающие

его реакции. Это мимика, поза, жестикуляция. Это простейшие сигналы. Первичные языки лежат отражают

действительность в виде ощущений, восприятий представлений. В развитии вторичных языков выделяют две стадии:

Стадия А. Она функционирует и у животных и у человека. Возникающие на этой стадии сложные формы обобщения

являются довербальными. Стадия В. На ней формируются обобщения в словесной форме.

Таким образом, первичные языки и стадия-А вторичных является функцией первой сигнальной системы. Стадия В -

функцией второй.

Язык это определенная система знаков и правил их образования. Освоение языка возможно лишь только в процессе

обучения. Критическим периодом освоения первого языка является 10 лет (дети Маугли).

Функции речи:

1. Коммуникативная функция. Заключается в общении людей посредством языка. Она подразделяется на функцию сообщения и функцию побуждения к действию. Язык значительно увеличивает возможности человека для приспособления к условиям окружающей среды, так как информация в словесной форме передаётся от индивидуума к индивидууму и от поколения к поколению. Поэтому речь ускоряет эволюцию человека. Пример.

2. Регулирующая функция. Состоит в регуляции поведения других людей и собственного поведения посредством внутренней речи.

3. Программирующая функция. Заключается в предварительном построении схемы будущего высказывания и переходе этой схемы к воспроизведению высказывания.

Речь обладает двумя независимыми переменными параметрами - высотой и фонемным составом. Механизмы, регулирующие высоту речи называются фонацией. Фонация обеспечивается гортанью. В первую очередь напряжением голосовых связок. Фонемы это единицы языка, с помощью которых различаются слова. Например в словах бук и сук имеются 2' фонемы, придающие разный смысл словам -Б и С. В русском языке 44 фонемы. Механизмы, формирующие фонемную структуру речи называются артикуляцией. Артикуляция обеспечивается соответствующим положением губ, языка, неба. Основной психоакустической характеристикой речи является ее разборчивость. Максимальной степенью разборчивости является фразовая, минимальной - слоговая.

У большинства правшей и левшей речевые функции выполняет левое полушарие. Передним отделом речевой зоны коры является центр Брока т.е. двигательный центр речи. Он расположен в третьей лобной извилине левого полушария. При его поражениях нарушается способность к осмысленному высказыванию. Это состояние называется моторной афазией. Наблюдается несколько ее форм. Если человек не может произнести развернутую речь, но может читать вслух или повторять за кем-либо предложения, это называется динамической афазией. Когда нарушается фонация и артикуляция, то такое состояние носит название парадигматической афазии. Следовательно, передний отдел речевой зоны обеспечивает программирующую функцию речи. Больные понимают дефекты своей речи, поэтому говорят мало и с трудом. Задним отделом речевой зоны является центр Вернике, находя­щийся в верхней височной извилине левого полушария. При поражениях этого центра нарушается понимание речи, т.е. возникает сенсорная афазия. Речь таких людей беглая, но бессмысленная. Кроме того, в этом случае могут наблюдаться оптико-мнестическая и акустико-мнестическая афазии. Это ухудшение зрительной и слуховой речевой памяти.

Мышление и сознание

Мышление это процесс познавательно деятельности человека, проявляющийся обобщенным отражением явлений внешнего мира и своих внутренних переживаний. Сущность мышления состоит в способности мысленно моделировать события в любом временном направлении. Мышление имеет 2 аспекта: распознавание, т.е. принятие решения и устойчивая стратегия выполнения поставленной задачи. Формирование мышления начинается между первым и вторым годами. Этот процесс состоит в построении сенсомоторных схем, т.е. образовании связей сенсорной информации и двигательными действиями. Раньше всего создаются сенсомоторные схемы ходьбы и речи. В период с 2 до 7 лет идет первая фаза формирования человеческого мышления. Она проявляется способностью мысленно осуществлять какие-либо действия и ребенок приобретает способность прогнозировать результаты определенных действий. В то же время действие пока еще остается основным элементом мышления (птица то, что летает). С 7 до 10 лет протекает вторая фаза. Возникает способность к логическому рассуждению и построению достаточно сложных умозаключений. В возрасте 11-15 лет идет 3 фаза. Мозг приобретает способность к сложным абстракциям, оценке гипотез.

- Выделяют 3 формы мышления: наглядно-действенное, образное и абстрактно-логическое или вербальное. Наглядно-действенное проявляется в реализации действий. Слово имеет лишь вспомогательное значение (пример). Образное мышление это оперирование образами. Наибольшее значение оно имеет у детей 6-8 лет (пример). Абстрактно-логическое мышление использует понятиями, суждениями, умозаключениями построенными с помощью абстрактных символов - слов, формул и т.д.. Оно возможно лишь при наличии речи. Этот вид мышления наиболее эффективен при достаточном объеме накопленной памятью информации.

Первая фаза мышления, т.е. стратегия решения задач осуществляется нейронами теменно-затылочных, височных и лобных областей коры, а также лимбическими структурами. Этот процесс в основном происходит в ассоциативных нейронах коры. В них обрабатывается сенсорная информация и информация из памяти. В решении задач главная роль принадлежит ассоциативным нейронам лобных областей.

Полушария выполняют разные мыслительные функции. Каждое полушарие обладает собственными ощущениями, восприятием, мыслями, воспоминаниями, эмоциональной оценкой событий. В определенном смысле каждое полушарие имеет собственное мышление. Правое обеспечивает наглядно-действенное и образное мышление. Левое абстрактно-логическое. Однако в целом процессы мышления осуществляются согласованно. При психической патологии наблюдаются нарушения мышления. Это навязчивые, сверхценные и бредовые идеи (пример). В соматической клинике достаточно часто встречается ипохондрический синдром, когда пациент уверен в наличии у него тяжелого заболевания (кацерофобия, кардиофобия, сифилофобия и т.д.). Сознание это высший уровень психического отражения действительности, присущий человеку как общественно-историческому существу. Иметь сознание, это иметь возможность осознавать себя как личность, анализировать свою психическую деятельность, а также перед

Наши рекомендации