Трансдиафрагмальный прорыв абсцесса печени
О трансдиафрагмальном прорыве амебного абсцесса печени обычно свидетельствуют резкие боли в верхнем правом квадранте, которые могут сопровождаться ощущением разрыва [1]. С развитием данных симптомов у больного появляется затрудненное дыхание, быстро прогрессирующее, и сепсис, иногда заканчивающийся шоком [1]. Плевральный выпот обычно массивный, на рентгенограмме определяются затемнение всего гемиторакса и смещение средостения в противоположную сторону [1]. Более чем в 90% случаев прорыв абсцесса печени происходит в правую плевральную полость. В отдельных случаях отмечается подострое или хроническое течение процесса [3]. Диагноз трансдиафрагмального прорыва амебного абсцесса подозревают в случае обнаружения при диагностическом торакоцентезе плевральной жидкости, похожей на «шоколадный сироп» или «селедочное масло». При анализе плевральной жидкости амебы выявляются менее чем в 10% случаев. Приблизительно в 30% случаев заболевание сопровождается прорывом абсцесса в дыхательные пути [1], что выражается в появлении мокроты, похожей на «шоколадный соус» и может быть принято за кровохарканье.
Диагноз устанавливают на основании характерного вида плевральной жидкости, и он может быть подтвержден данными серологического анализа на амебиаз. Ультразвуковая диагностика и компьютерная томография органов брюшной полости помогают определить степень поражения печени и наличие или отсутствие поддиафрагмального абсцесса. Больные с трансдиафрагмальным прорывом абсцесса должны получать такое же лечение, как и больные с перифокальным плевральным выпотом, вызванным амебным абсцессом печени. Кроме того, при трансдиафрагмальном прорыве абсцесса рекомендуется дренирование посредством торакостомии [1—3]. Поскольку плевральная жидкость может быть густой, следует пользоваться дренажными трубками большого диаметра [1]. Сочетанное применение лекарственных препаратов и дренирования в большинстве случаев обеспечивает излечение больных [1, 2].
Приблизительно у Уз больных с трансдиафрагмальным прорывом абсцесса наблюдается инфекция плевральной полости [2, 3]. Т^кие больные должны получать адекватную антибиотикотерацию. Кроме того, часто возникает необходимость в открытом дренировании или даже декортикации. Показания к выполнению этих видов хирургического вмешательства изложены в главе 9. Декортикация показывает, что висцеральная плевра часто покрыта толстой оболочкой [3], которая может быть довольно легко удалена [3]. Даже при отсутствии бактериальной суперинфекции в некоторых случаях показана декортикация,. в частности, если через 10 дней не произошло полного расправления легкого [3]. Обычно прогноз для больных с трансдиафрагмальным прорывом абсцесса хороший, за исключением случаев, когда больной слишком ослаблен или диагноз поставлен слишком поздно [1—3].
ЭХИНОКОККОЗ
Эхинококкоз вызывается Echinococcus granulosus. Хозяином этого небольшого гельминта является собака или волк. Если фекалии собаки, содержащие яйца паразита, попадают с пищей к человеку, то личинки проникают в двенадцатиперстную кишку, затем попадают в кровь и заносятся в печень или легкие. В этих тканях паразит постепенно растет и до появления симптомов заболевания могут пройти годы. Собака заражается при поедании мяса, содержащего личинки. Эхинококкоз встречается во всех районах мира, где занимаются животноводством и разведением овец, в том числе в Австралии, Новой Зеландии, Аргентине, Уругвае, Чили, в некоторых районах Африки, Восточной Европы и Ближнего Востока. Особенно распространено это заболевание в Ливане и Греции.
Патогенез
Вовлечение плевры при эхинококкозе может наблюдаться в одном из трех случаев [6, 7]: 1) при прорыве печеночной гидатидной кисты, в редких случаях кисты селезенки, через диафрагму в плевральную полость; 2) при прорыве гидатидной кисты легких в плевральную полость; 3) в редких случаях при первичном вовлечении плевры, в которой может медленно развиваться киста [6]. Частота случаев прорыва в плевральную полость легочных и печеночных кист примерно одинакова [6]. Из общего числа случаев печеночных или легочных гидатидных кист осложнение в виде прорыва в плевральную полость наблюдается менее чем в 5% случаев [6, 8, 9].