Полифункциональные психотехнологии

3.3.1. Body Jazz — ведение за центры (версия Александра Гиршона)

Это упражнение относится к разминочным, но, в силу его продолжительности и множественности тем, к которым обращаются участники, мы посчитали, что его можно отнести к полифункциональным психотехнологиям.

Цели: разогрев, развитие навыка осознавания тела в движении, установление контакта с другими участниками в танце, исследование баланса контроля/отпускания, развитие репертуара движения.

Продолжительность: 40–45 минут.

Музыка: различная для каждого центра.

Исполнение: парное

Процедура

Вначале проходит объяснение и демонстрация упражнения.

1. Настройка. Партнеры делятся на пары. Оба партнера закрывают глаза и обращают внимание на ощущения собственного тела, на то, насколько мягко и уверенно они стоят на ногах, на ритм, глубину и текучесть дыхания. Один из партнеров (А) открывает глаза и внимательным и принимающим взглядом смотрит на своего партнера (Б), принимая факт присутствия и особенности тела партнера. Затем он(а), сохраняя фокус на партнере, обращает внимание на ощущения в собственных руках (кистях) и медленно подносит свои руки к голове партнера, мягко и уверенно прикасается к голове партнера.

2. Ведение. Партнер А ведет партнера Б за голову, его задача при этом — исследовать возможности движения, доступные из этого центра, при этом сохраняя баланс безопасности и творчества, а также баланс визуального и кинестетического (через прикосновение) ощущения движения. Задача партнера Б — позволять этим движениям происходить, не добавлять ничего лишнего в эти движения, не стараться угадать или помочь партнеру А. Это задача — «ничего не делать» — не так проста, но реальна. Этот процесс может многому научить обоих партнеров. Хорошая метафора адекватного взаимодействия в этом процессе — баланс между «любопытным ребенком» (как устроено это движение?) и «взрослым проводником» (я обеспечиваю безопасность в очень интересном путешествии).

Затем партнеры меняются ролями, и партнер Б ведет партнера А за тот же центр — голову.

Затем партнеры вновь меняются ролями и партнер А ведет партнера Б за плечи.

Обычно в этом процессе мы обращаемся к 5 центрам:

1) голова;

2) плечи;

3) руки;

4) таз;

5) ноги.

После работы с каждым центром партнеры меняются ролями.

Несколько замечаний по особенностям каждого из центров:

а) голова — следует быть очень осторожным с шеей, но при этом сохранить уверенность в ведении. Поэтому лучше начать с небольшой амплитуды, постепенно развивая движение в пространстве;

б) плечи — в плечах современного городского жителя обычно достаточно много напряжения, поэтому в работе с ними важна сила, ясность и определенность сигнала;

в) руки — у рук очень много степеней свободы и достаточно развитый репертуар движений, поэтому целесообразно найти новые, малознакомые движения (например, скручивающие);

г) таз — центр тяжести тела, поэтому все импульсы, приходящие в эту область, проходят через все тело. Также как и с плечами критическое значение имеют сила, ясность и определенность сигнала. Ведомому партнеру можно напомнить о важности сохранения «мягкости» ног (расслабленной готовности к движению в бедрах, коленях и ступнях);

д) ноги —для работы с ногами ведомый партнер ложится на пол, на спину, ведущий партнер аккуратно поднимает ногу партнера, используя в качестве опоры собственные ноги и руки, и исследует подвижность и степени свободу в каждом из трех суставов и их взаимодействие при различных траекториях движения. Важно помнить о бережности и аккуратности при работе с бедренными суставами.

Стратегии работы с неадекватным контролем:

Достаточно часто, особенно на первых занятиях, встречаются участники, которые не могут сразу «отпустить» контроль над движением. В рамках этой техники есть несколько приемов, облегчающий работу со снятием гиперконтроля.

· Остановка — когда участник движется сам, не слушая сигналов партнера, целесообразно сделать остановку в движении, чтобы он(а) мог(ла) почувствовать неосознаваемый собственный импульс;

· Неожиданное изменение — неожиданное (но не резкое!) изменение скорости или направления движения позволяет «обмануть контроль», часто так срабатывает замедление движения.

3. Завершение — выход в танец. Во время завершения работы с ногами дается инструкция для ведомого партнера: начать собственное движение, вначале другими частями тела — не ногами — головой, руками, корпусом. Ведущий парнер по-прежнему продолжает вести партнера за ноги. Постепенно ведомый партнер больше движется сам, оставаясь с закрытыми глазами, а второй партнер просто сопровождает его в движении, лишь иногда добавляя импульсы в различные части тела, которые, как он(а) видит, недостаточно подвижны, а также внося элементы непредсказуемости в танец.

После смены партеров в какой-то момент оба партнера открывают глаза и продолжают совместный завершающий танец.

После процесса проводится обсуждение в парах или общем кругу.

Аутентичное Движение

Аутентичное движение родилось из процесса, разработанного Мэри Старкс Уайтхаус, который она часто называла «движением в глубине»(movement-in-depth). М. Уайтхаус обучалась танцевальной технике у Мэри Вигман и Марты Грэм, которые призывали и воплощали в танце энергии и образы бессознательного. Работа Уайтхаус оказала большое влияние на многих студентов и ее коллег, включая танцоров, терапевтов и преподавателей, и была различным образом использована практиками в США и в Европе.

В 1950-х гг. Уайтхаус сменила свою танцевальную ориентацию с художественной стороны на направление личностного роста и развития в танце и начала главное дело своей жизни, проживая и описывая процесс «движения и проживания движения» (moving and being moved).«Я двигаюсь»(I move) — это чистое знание того, что я лично совершаю движения. Противоположностью этому является внезапный и ошеломительный момент, когда «меня движет»(I am moved). Это момент, когда эго теряет контроль, перестает выбирать, прекращает напрягаться и требовать, позволяя Самости дать телу двигаться так как ему хочется. Это момент непреднамеренной капитуляции (surrender) , которая не может быть объяснена, в точности повторена, найдена или выполнена (1979, c. 57).

Сущность двигательного опыта — это ощущение «я двигаюсь» и «мной движет». В идеале, оба присутствуют единовременно. Это момент тотального осознавания, того, что я делаю, и что со мной происходит (1958).

«Аутентичный», в контексте ИТДТ, в первую очередь означает — неподдельный, подлинный, настоящий. Слово «аутентичный» происходит от греческого authentikos, относящийся к кому-то или чему-то «обладающему неоспоримым, неоспариваемым авторитетом». «Неоспоримым», потому что этот авторитет основывается на наблюдаемых действиях, фактах и реальности. Это слово также обозначает «убийцу» (потому что здесь есть осязаемое доказательство), «хозяина» (потому что здесь есть интенциональный уровень власти), «деятеля» (потому что здесь есть осязаемое действие). Эти ассоциации шокируют на первый взгляд и кажутся антитезисом всему, что мы знаем об аутентичном движении. Но эти представления раскрывают множество смыслов, лежащих в основе слова «аутентичный».

«Когда движение просто и неоспоримо, не может быть другим, и не имеет значения насколько оно ограниченно или частично, именно тогда появляется то, что я называю аутентичным; оно узнается как уникальное, принадлежащее именно этой личности. Аутентичность является единственным термином, который, как я думаю, можно отнести к истине — истине, которой невозможно научиться… Это момент, когда эго отдает свой контроль… позволяя Самости взять верх и начать движение физического тела так как она желает» (Мэри Старкс Уайтхаус).

Разрабатывая свой подход к движению, Мэри Старкс Уайтхаус учила студентов осознавать специфические двигательные импульсы, которые имели качество телесных чувственных ощущений: «Следование внутреннему ощущению, позволение импульсу принять форму физического действия — это и есть активное воображение в движении, точно такое же, как следование визуальному образу в активном воображении в фантазировании. Это наиболее драматические психофизические связи, доступные сознанию» (1963, с. 3).

Она также интересовалась визуальными образами, которые возникают во время двигательного опыта, как и образами из воспоминаний, сновидений и фантазий. Образы могли быть божественными, человеческими, животными, растительными или минеральными, и в любом случае она поощряла студентов оставаться в своем собственном теле и взаимодействовать с внутренними ландшафтами и существами, которые там появлялись. Были моменты, когда образы, казалось, сами хотели воплотиться в теле, как будто образ можно было узнать лучше, если он входил в тело движущегося. Тогда студенты переживали не только «танец с», но позволяли на время внутреннему образу вести их в танце.

При использовании Аутентичного Движения, мы развиваем диалог между сознанием и подсознанием. Джоан Чодороу были предложены и проиллюстрированы четыре источника импульсов в Аутентичном Движении: движение, происходящее из личного бессознательного, культурного бессознательного, первичного (primordial) бессознательного и оси Эго-Самость. Хотя каждый комплекс имеет элементы личного, культурного и первичного бессознательного, некоторые темы, которые проявляются через тело, настолько ясны, что кажется возможным и полезным понять из какого источника или уровни они появились.

Не ограничивая спектр возможностей движения, мы можем заметить некоторые модальности движения, которые появляются из этих источников: импульсы, что идут чисто из ощущений (такие как потягивания или защита от травм), импульсы, основанные на переориентации нашего сознания (такие как вращения, ходьба назад, повороты), импульсы движения как путешествия (такие как раскрытие истории движения), или же те, что основываются на эмоционально заряженных или духовно трансформирующих состояниях, доступных через тело (таких, как слушание или выражение внутренних голосов, ритуальные жесты или архетипические характерные образы). Эти источники и модальности являются способами описания различных аспектов движения и все они проявляются в Аутентичном Движении.

Зачастую люди, впервые обращаясь к этой технике, недоумевают, — что значит «слушать импульсы своего тела»? «А если мне не захочется двигаться?»

Мне нравится отвечать, что у человека нет импульсов только в одном единственном случае — если он умер. В любом другом случае эти импульсы присутствуют, но чтобы услышать их, нужно настроить свое внимание, свою чувствительность. Эти импульсы обладают разной природой:

· Физические (телесные) импульсы, порожденные микронапряжениями в различных частях тела. Это небольшие потягивания, сжатия, сокращения, непроизвольный перенос веса и т. д.;

· Эмоциональные импульсы. В любой момент времени мы испытываем чувства, эмоции. Они могут быть сильными или слабыми, но они есть. Покой — скука — тревога — разочарование — злость — высвобождение — радость… и т. д., и т. д.;

· Образные импульсы. Это могут быть образы, порожденные памятью или воображением, образы, находящие отклик в теле. Для процесса Аутентичного Движения особенно важно, что эти образы не задаются извне, не придумываются заранее, а рождаются в самом процессе движения и естественно связаны с движениями и чувствами.

Встреча с другим человеком во время групповой работы позволяет развить доверие на глубинном уровне. Базовое «правило» при групповой работе с закрытыми глазами — вы следуете своим собственным импульсам. В момент контакта выбор совместного движения с другим человеком зависит от того, сумеете ли вы остаться честным по отношению к своим собственным импульсам, контактируя с другим человеком, или нет. Так как каждый следует своим собственным импульсам, то никто не «ответственен» заботится о других. Мы должны увидеть себя во всей тотальности, а не такими, какими мы представляем себя, или какими другие хотят нас видеть. Групповая практика Аутентичного Движения является следованием правде, собственной правде в присутствии других.

Форматы Аутентичного Движения (АД)

Основные форматы

3.3.2.1. Работа в диаде (Движущийся — Свидетель)

Основной формой работы в АД, разработанной ученицей М. С. Уайтхаус Джанет Адлер, является работа в диаде: Движущийся — Свидетель. Джанет Адлер вывела подход Уайтхаус на другой уровень. Она по-иному определила роль свидетеля, передала ее движущимся, а не терапевтам.

Для Адлер, в АД важно стремление свидетеля видеть ясно, тогда как у движущегося есть желание быть увиденным. Свидетель учится культивировать свою способность уделять внимание внутреннему опыту, замечая, как то, что он видит и чувствует создает импульсы в теле. Появление этих импульсов подтверждает «имманентный хэппенинг внутри тела». Адлер говорит о себе в роли свидетеля: «мое намерение состоит в том, чтобы двигаться навстречу собственной пустоте, что, парадоксальным образом, приводит меня к внутренней наполненности, чувствам, мыслям, ощущениям». Наблюдение похоже на медитацию, целью которой является развитие осознания. Но критическая разница состоит в том, что внутренний свидетель развивается при принятии осознанной ответственности перед другим (человеком). И эта ответственность направлена в обе стороны. Адлер утверждает, что мы нуждаемся друг в друге, «чтобы ощутить препятствие на пути к воплощению целостности…: Наша способность к состраданию полностью зависит от нашего опыта взаимодействия с другими людьми, наших отношений с целым».

Аутентичное Движение заостряет внимание на процессе взаимопонимания между движущимся и свидетелем. Когда мы чувствуем, что нас слышат, мы начинаем слушать других. Когда мы развиваем в себе тонкого и поддерживающего свидетеля, мы можем позволить другим следовать их собственному опыту движения и переживания движения. Процесс слушания историй движения нашего тела делает нас смелее в познании самих себя.

Цели: катарсис, самоисследование через движение, развитие осознанности, прояснение парного взаимодействия.

Продолжительность: 20-90 минут в каждую сторону.

Музыка: без музыки.

Исполнение: в парах

Основной формой работы в АД, разработанной ученицей М. С. Уайтхаус Джанет Адлер, является работа в диаде: Движущийся — Свидетель. Джанет Адлер вывела подход Уайтхаус на другой уровень. Она по-иному определила роль свидетеля, передала ее движущимся, а не терапевтам.

Для Адлер, в АД важно стремление свидетеля видеть ясно, тогда как у движущегося есть желание быть увиденным. Свидетель учится культивировать свою способность уделять внимание внутреннему опыту, замечая, как то, что он видит и чувствует создает импульсы в теле. Появление этих импульсов подтверждает «имманентный хэппенинг внутри тела». Адлер говорит о себе в роли свидетеля: «мое намерение состоит в том, чтобы двигаться навстречу собственной пустоте, что, парадоксальным образом, приводит меня к внутренней наполненности, чувствам, мыслям, ощущениям». Наблюдение похоже на медитацию, целью которой является развитие осознания. Но критическая разница состоит в том, что внутренний свидетель развивается при принятии осознанной ответственности перед другим (человеком). И эта ответственность направлена в обе стороны. Адлер утверждает, что мы нуждаемся друг в друге, «чтобы ощутить препятствие на пути к воплощению целостности…: Наша способность к состраданию полностью зависит от нашего опыта взаимодействия с другими людьми, наших отношений с целым».

Аутентичное Движение заостряет внимание на процессе взаимопонимания между движущимся и свидетелем. Когда мы чувствуем, что нас слышат, мы начинаем слушать других. Когда мы развиваем в себе тонкого и поддерживающего свидетеля, мы можем позволить другим следовать их собственному опыту движения и переживания движения. Процесс слушания историй движения нашего тела делает нас смелее в познании самих себя.

Процедура: Форма Аутентичного Движения проста: есть движущийся и есть свидетель. Движущийся закрывает глаза и ждет импульсов движения — это процесс проживания движения. Тело является гидом, и движущийся следует импульсам движения, когда они появляются. Свидетель наблюдает, сохраняя полное осознавание своего опыта и опыта движущегося. Очень важно, чтобы свидетель не отвлекался, ни на мгновение не терял своего движущегося, какими бы интересными ни были процессы других движущихся или сложными — переживания его парнера. Через заранее определенный период времени свидетель может приблизиться к движущемуся и «войти в мир его/ее движений». Физический контакт внутри диады является знаком того, что сессия движения окончена, и следует вербальный диалог о том, что происходило. Движущийся говорит, а свидетель дает обратную связь о своем опыте во время сессии, без каких либо оценок и осуждения. Конечной целью является обретение внутри себя децентрированного и неосуждающего свидетеля во время движения, так, чтобы мы могли наблюдать за собой, не вмешиваясь в естественный поток движения.

Затем партнеры меняются ролями. Процесс может проходить в обе стороны в рамках одного занятия или дня тренинга или в течение 2-х дней.

Наши рекомендации