Вербальная составляющая ИТДТ

В принципе, именно наличие и особая роль вербальной компоненты отличают танцевальную терапию от просто танцевальных занятий. Поэтому для танцевального терапевта важны все навыки, которые важны для любого психолога, работающего в вербальных техниках. Но механизмы интеграции в ИТДТ, естественно, шире, она может происходить и при отсутствии осознания первичной травмы.

В вопросе о вербальной интерпретации опыта движения нам близка позиция британской DMT — в ИТДТ терапевт не интерпретирует опыт клиента, не приводит его опыт к заранее заданной карте психики. Здесь мы исходим из принципа многомерности истины. Для нас важно помочь клиенту сформировать навыки саморефлексии, помочь ему в осознавании связей между ощущением-действием-чувством-смыслом.

Вместе с тем, для практиков ИТДТ важны и специфические навыки — совмещение движения и ведения голосом, трансляция качества и состояния через интонацию, тембр и стилистику речи; умение соотносить силу голоса с громкостью музыки и т. д. Голос тренера ИТДТ также «танцует».

Использование музыки

Хотя на тренингах мы часто используем упражнения и процессы без музыки (например, Аутентичное Движение), для практиков ИТДТ критически важно хорошее знание различных музыкальных направлений, тонкое чувствование ритма, атмосферы, композиции музыкальных произведений и профессиональные навыки обращения с музыкальной аппаратурой.

Хотя мы не используем на тренингах очень громкую музыку, качество записи и аппаратуры очень значимо. Оптимальным, на сегодняшний день, следует считать наличие hi-fi аппаратуры и работа со специально подобранными CD (например, набор, который распространяется на профессиональной программе А. Гиршона). Музыкальные центры и кассеты принципиально не могут дать необходимого качества и снижают эффективность процесса. Также важно, чтобы ведущий умел сменить диск, поставить новую композицию, изменить громкость, продолжая давать инструкции, не отвлекаясь от наблюдения за процессом, не теряя контакта с группой. Нужно знать продолжительность каждой используемой композиции и динамику ее развития.

Выбор музыкальных композиций для проведения занятий должен быть максимально осознанным и определяться целями как конкретного упражнения, так и тренинга в целом. Музыка — составная часть терапевтического процесса в ИТДТ и может служить связующей нитью («якорем» в терминологии НЛП) между различными состояниями. Поэтому не следует на каждое упражнение ставить разные музыкальные композиции, но, если вы повторяете композицию, вы отчетливо понимаете, почему вы ее повторили, связь каких тем и состояний вы подчеркнули этим повтором.

В то же время набор музыкальных композиций для тренинга может быть достаточно разнообразным, чтобы помочь в активизации и интеграции различных чувств и состояний.

Мы не рекомендуем использовать популярные распространенные музыкальные композиции, особенно российскую «попсу», кроме тех случаев, когда мы работаем с утрированием социальных клише и стереотипов. В данном случее использование такой «музыки» действует как прививка, потому что в больших количествах популярная музыка является ядом для психики. Не следует использовать музыку с понятными большей части группы словами, кроме тех случаев, когда это продиктовано конкретным контекстом процесса. Музыка с ярко выраженной стилистикой (например, классическая или хип-хоп) будет задавать стиль танца; если вы не планируете специально работать внутри этого стиля, не используйте такую музыку.

Для проведения тренинга ИТДТ можно использовать следующие группы музыкальных произведений:

Энергизирующая, активная музыка, с использованием барабанов, возможно, этническая. Прекрасным образцом такой музыки является творчество «городской шаманки» Gabrielle Roth и ее группы The Mirrors.

Эмоциональная, выражающая различные состояния — от яркой радости до драмы и скорби, особенно важна воодушевляющая, призывающая к движению, но при этом не очень энергичная музыка.

Нейтральная, активизирующая музыка без явно выраженного эмоционального состояния позволяет больше состредоточиться на самом движении.

Релаксационная, медитативная, «прозрачная»; большая часть музыки «нью-эйдж» слишком искусственна и «сладка». Но среди нее можно найти по-настоящему достойные образцы.

«Странная» музыка; для формирования новых движений, стимулирования спонтанности, раскрытия ресурсов рекомендуется использовать незнакомую музыку, с рваным ритмом, не привычную для танцевания с точки зрения стереотипа восприятия танцевальной музыки.

И, наконец, самое главное — вы используете только ту музыку, которая по-настоящему нравится вам, как ведущему, увлекает вас самих; только «пропуская ее через себя», вы дадите людям возможность действительно «отдаться потоку» музыки, танцевать всем своим существом.

Способы интеграции опыта

Во время групповой работы с клиентами после общих упражнений, как правило, проводится проговор (sharing).

Проговор

Проговор имеет разные формы в зависимости от контекста упражнений.

Когда в нем участвует вся группа, ее члены садятся в круг таким образом, чтобы каждому было удобно и каждый мог видеть и слышать говорящего. Во время группового обмена опытом начинается интеграция опыта танцевальной сессии в обычную жизнь. Это внутреннее переживание, которое подчас кажется неосязаемым, невыразимым, начинает как-то оформляться. Оно возникает в форме нарисованной мандалы, затем собирается в форму, символ или концепцию и начинает артикулироваться в словах.

Богатство обмена между внутренней и внешней реальностями каждого индивида оказывается еще более очевидным в группе. Из отчетов других людей человек может понять какие-то аспекты себя самого и свои переживания. Организовывается процесс, благодаря которому происходит этот ценный обмен и появляется ясность, сакральное внимание.

Сакральное внимание описывает мощную силу групповой концентрации на одном человеке, как будто этот человек рождает внутреннюю истину или опыт во внешний мир.

Ту же самую концентрацию использует наблюдатель в Аутентичном Движении, создавая любовь и безоценочное присутствие. Это состояние ожидания без ожиданий. Другими словами, ожидание того, что процесс будет продолжаться от момента к моменту. Это равновесие между пониманием того, что происходит, с полным осознаванием и отсутствием привязанности к какому-либо конкретному содержанию или форме, в которой это приходит.

Сакральное внимание всегда гибко и спонтанно реагирует в моменте: смехом, слезами и моментами тишины. Помогая установить сакральное внимание в группе, включайте ролевое моделирование — готовность быть в процессе и реагировать по мере разворачивания процесса от момента к моменту. Во время обмена опытом люди чередуются, рассказывая то, что они хотят рассказать о своем переживании.

Не нужно рассказывать то, что человек считает слишком личным. Не обязательно рассказывать вообще все. Однако, если есть сомнение, рассказывать ли что-то, лучше было бы рискнуть и попытаться артикулировать этот опыт. Доверие другим глубоко личного и важного опыта иногда дает чувство полной завершенности. Когда один человек закончил, другой, кто ощущает желание говорить, может начать говорить. Те, кто слушает, полностью концентрируют свое внимание на том, что говорится. Самая ценная вещь, которую можно предложить говорящему, — это полное внимание группы. Иногда кажется, что необходимо что-то спросить для полной ясности. Как правило, лучше просто слушать. Вы вольны рассказывать о своем опыте только то, что считаете нужным. Делая это, не занимайтесь анализом, а пребывайте в энергиях самого процесса. Воздерживайтесь от анализа и оценок чьего-либо переживания. Иногда кажется вполне уместным предложить какую-то помощь или мысль, но на самом деле почти всегда бывает некстати отвлекать внимание от того, кто делится своим опытом, предлагая вместо этого свой собственный опыт или анализируя переживание, о котором говорится. Анализ и интерпретация предполагают, что имеется уже полная информация для интерпретации. Когда возникает интерпретация, возникает тенденция к прекращению или замораживанию дальнейшего движения.

Эта карта (символ или переживание) не является территорией. Каждое переживание ограничено. Рациональное понимание не является конечным или абсолютным. И даже в науке теории постоянно изменяются. Если как-то вмешиваться в отчет участника, лучше это делать в духе усиления. Усиление выносит на поверхность то, что уже известно относительно того или иного символа и помогает продвижению.

Перед обсуждением скажите группе, сколько у вас времени для того, чтобы поделиться опытом, и попросите помощи у группы для того, чтобы времени хватило всем.

Следите за тем, чтобы каждому была дана возможность договорить, чтобы человек закончил говорить перед тем, как начнет следующий. Если у человека было некоторое чувство незавершенности, спросите у него, как он чувствует себя сейчас, как чувствует себя его тело.

Подтвердите, что вы готовы работать с ним и дальше после обсуждения, если это будет необходимо. Поблагодарите каждого после того, как он закончил рассказывать о своем опыте. Удерживайте сакральное внимание группы, не давая при этом людям почувствовать, что они нарушили правила.

В конце проговора иногда уместно сказать несколько слов о том, как вынести свое переживание в обычную жизнь. Объясните, что необходимо выбирать, когда и с кем можно делиться своими переживаниями.

Делитесь своим переживанием тогда, когда вам это необходимо сделать, от всего сердца, и тогда вам удастся не просто рассказать историю, а создать и интимность, и большее взаимопонимание.

Посоветуйте участникам тренинга, чтобы они потратили некоторое время для созерцания собственного опыта до того, как он поблекнет.

В конце проговора полезно провести какой-то маленький ритуал для завершения. Это может быть или просто молчание с закрытыми глазами, когда участники, взявшись за руки, сидят в кругу и созерцают тишину, или медитация на свечку, или что-то другое.

Предложите участникам хорошо «восстановить» свое тело, как после любого интенсивного опыта: принять горячую ванну, выспаться, хорошо питаться и пить много воды.

Самоотчеты

Как показывает опыт проведения тренингов, чрезвычайно важно развить в участниках навык саморефлексии, тонкого самонаблюдения и самоанализа.

В этих целях на тренингах мы заводим так называемые дневники самоотчетов. В них участники тренинга записывают свой опыт по всем модальностям: ощущения, эмоции, чувства, образы, мысли и идеи. В дневнике тренинга записываются не только опыт процессов, но и переживания во время медитаций, настроек или спонтанных психодуховных состояний, опытов путешествий, наблюдений. Мы рекомендуем своим участникам тренингов, чтобы они имели блокнот для записей рядом, чтобы после процесса, прежде чем они начнут делать что-нибудь еще, можно было сделать краткие заметки по поводу своих переживаний в процессе. Позже, после проговора, в течение дня, они записывают содержание процесса полностью.

Содержание этих записей является объектом анализа для участников тренинга. Они должны попробовать понять, какова символическая структура процесса, что означают различные аспекты его содержания. Обратить внимание на те фрагменты, которые кажутся частью каких-то переживаний, которые происходили в жизни. Есть ли в процессе какие-нибудь эмоции, мысли, телесные ощущения, которые бы отражали желания, отношения с другими людьми в настоящий момент или они касаются прошлого, какие ассоциации они вызывают и на какие желания, страхи, влечения указывают.

Если участник имеет достаточно большой опыт прохождения тренингов, то он должен попробовать обнаружить сквозные темы, возвращающиеся темы или паттерны в своих процессах.

Таким образом, формируется навык самоосознания по всем модальностям опыта и понимания своих переживаний, психических состояний.

Завершающие ритуалы дня

Структура тренинга предполагает также и ритуальное завершение дня. В этих целях за десять лет работы мы сформировали огромное психотехническое поле. Вне сомнения, их структура зависит от многих переменных — контекста тренинга, количества участников, условий в зале, формы (полевой, стационарный, выездной). В главе 3 мы приведем только несколько упражнений, которые апробировали на многих групповых тренингах.

Наши рекомендации