ИЗМЕРЕНИЕ МАССЫ ТЕЛА (возраст старше 2 лет)

Показания:

• оценка адекватности питания ребенка;

• оценка физического развития.

Оснащение:

• медицинские весы;

• бумажная салфетка одноразового применения;

• емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь;

• бумага, ручка.
Обязательное условие:

• взвешивать ребенка натощак, в одно и то же время, после акта дефекации.

Этапы Обоснование
Подготовка к процедуре
Объяснить маме (родственникам) цель исследования Обеспечение права родителей на информацию, осознанное участие их в исследовании
Установить весы на ровной устойчивой поверхности. Достижение достоверности изме­рения.
Подготовить необходимое оснащение. Обеспечение четкости выполне­ния процедуры.
Проверить затвор весов, который дол­жен быть закрыт.  
Вымыть и осушить руки. Обработать площадку весов дезраствором с помощью ветоши. Обеспечение инфекционной безо­пасности.
Постелить на площадку весов салфетку. Установить гири на нулевые деления. Открыть затвор. Уравновесить весы с помощью вращения противовеса (уровень коромысла должен совпадать с контрольным пунктом). Создание комфортных условий ребенку. Достижение достоверности ре­зультатов исследования.
Закрыть затвор. Сохранение правильной регули­ровки весов.
Выполнение процедуры
Предложить и помочь ребенку встать (без обуви) на центр площадки весов. Достижение достоверности ре­зультатов исследования.
Открыть затвор. Передвинуть «килограммовую» гирю, расположенную на нижней части весов, до момента падения штанги вниз, затем сместить гирю на одно деление влево. Плавно передвигать гирю, определяю­щую граммы и расположенную на верх­ней штанге, до положения установления равновесия. Обеспечение правильности взве­шивания и получения реальных результатов.
Закрыть затвор и помочь ребенку сойти с весов. Сохранение правильной регули­ровки весов.
Завершение процедуры
Записать показатели массы тела ребен­ка. (фиксируются цифры слева от края гирь). Сообщить результат ребенку (маме). Обеспечение преемственности в передаче информации. Обеспечение права ребенка (роди­телей) на информацию.
Убрать салфетку с весов. Обеспечение инфекционной безо­пасности. —
Протереть рабочую поверхность весов дезраствором. Вымыть и осушить руки.  

МАССА ТЕЛА (кг) - мальчики

Возраст
новорож 2.4 2.7 3.0 3.7 4.0 4.4  
1 мес 3.1 3.5 3.8 4.5 5.2 5.6  
2 мес 3.9 4.3 4.6 5.5 6.2 6.6  
3 мес 4.5 4.9 5.4 6.4 7.0 7.5  
4 мес 5.2 5.6 6.2 7.2 7.9 8.4  
5 мес 5.8 6.2. 6.8 7.9 8.6 9.1  
6 мес 6.4 6.8 7.4 8.6 9.2 9.7  
7 мес 6.9 7.4 7.9 9.1 9.8 10.3  
8 мес 7.4 7.8 8.4 9.6 10.3 10.8  
9 мес 7.8 8.3 8.9 10.1 10.9 11.3  
10 мес 8.0 8.6 9.2 10.6 11.3 11.8  
11 мес 8.3 8.9 9.5 11.0 11.8 12.3  
12 мес 8.6 9.1 9.8 11.5 12.2 12.7  
15 мес 9.2 9.6 10.5 12.2 12.9 13.5  
18 мес 9.6 10.2 11.0 12.8 13.6 14.2  
21 мес 10.1 10.7 11.5 13.5 14.3 14.9  
24 мес 10.6 11.1 12.0 14.1 14.9 15.4  
27 мес 11.1 11.6 12.4 14.6 15.4 15.9  
30 мес 11.5 12.0 12.8 15.1 16.0 16.3  
33 мес 11.9 12.4 13.2 15.6 16.5 17.0  
36 мес 12.1 12.8 13.6 16.0 16.9 17.5  
3,5 года 12.7 13.4 14.2 17.0 18.0 18.7  
4,0 года 13.3 14.2 15.1 18.0 19.1 20.0  
4,5 года 14.0 14.9 15.9 19.0 20.6 21.7  
5,0 лет 14.8 15.7 16.8 20.1 22.0 23.2  
5,5 лет 15.5 16.6 17.8 21.4 23.4 25.1  
6,0 лет 16.3 17.6 18.9 22.6 24.9 27.0  
6,5 лет 17.2 18.4 20.0 24.0 26.4 29.0  
7,0 лет 18.2 19.6 21.3 25.5 28.0 31.1  
8,0 лет 20.0 21.5 23.4 28.4 31.7 35.1  
9,0 лет 22.0 23.4 25.6 31.4 35.4 39.2  
10,0 лет 24.0 25.6 28.0 35.1 39.5 45.0  
11,0 лет 26.0 28.0 31.0 39.2 44.5 50.5  
12,0 лет 28.3 30.4 34.4 43.8 50.0 57.0  
13,0 лет 31.0 33.4 39.8 49.0 56.2 63.3  
14,0 лет 34.0 35.2 42.2 54.6 62.2 70.6  
15,0 лет 37.8 40.8 46.9 60.2 65.1 76.5  
16,0 лет 41.2 45.4 51.8 65.9 73.0 82.5  
17 лет 46.4 50.5 56.8 70.6 78.0 86.2  


МАССА ТЕЛА (кг) - девочки

Возраст
новорож 2.3 2.6 3.0 3.5 3.8 4.0  
1 мес 3.0 3.3 3.7 4.3 4.6 4.9  
2 мес 3.7 4.0 4.4 5.0 5.3 5.6  
3 мес 4.4 4.6 5.0 5.7 6.1 6.5  
4 мес 5.0 5.3 5.6 6.5 6.9 7.4  
5 мес 5.5 5.8 6.2 7.2 7.7 8.2  
6 мес 6.1 6.3 6.8 7.9 8.5 9.0  
7 мес 6.5 6.8 7.3 8.5 9.1 9.7  
8 мес 7.0 7.3 7.7 9.1 9.7 10.5  
9 мес 7.4 7.7 8.2 9.6 10.4 11.2  
10 мес 7.7 8.1 8.7 10.1 11.0 11.1  
11 мес 8.1 8.5 9.1 10.6 11.5 12.2  
12 мес 8.3 8.8 9.4 11.0 11.9 12.6  
15 мес 8.9 9.4 10.0 11.7 12.7 13.3  
18 мес 9.4 9.9 10.6 12.5 13.4 13.9  
21 мес 9.8 10.4 11.1 13.1 13.9 14.6  
24 мес 10.3 10.9 11.6 13.5 14.5 15.2  
27 мес 10.8 11.3 12.0 14.0 15.0 15.7  
30 мес 11.2 11.7 12.5 14.5 15.5 16.1  
33 мес 11.5 12.1 12.9 14.9 16.0 16.8  
36 мес 11.8 12.5 13.3 15.4 16.5 17.3  
3,5 года 12.4 13.1 14.0 16.3 17.8 18.6  
4,0 года 13.1 13.9 14.8 17.2 19.0 20.0  
4,5 года 13.8 14.9 15.8 18.4 20.4 21.6  
5,0 лет 14.9 15.8 16.9 19.8 21.9 23.7  
5,5 лет 15.6 16.6 17.8 21.2 23.6 25.8  
6,0 лет 16.3 17.4 . 18.8 22.5 25.1 27.9  
6,5 лет 17.1 18.2 19.9 24.0 26.7 29.8  
7,0 лет 18.0 19.3 20.8 25.3 28.4 31.8  
8,0 лет 20.0 21.2 23.0 28.5 32.2 36.4  
9,0 лет 21.9 23.3 25.4 32.0 36.4 41.0  
10,0 лет 23.9 25.6 28.0 36.0 41.1 47.0  
11,0 лет 26.0 28.0 31.1 40.3 46.0 53.5  
12,0 лет 28.4 31.4 35.2 45.4 51.3 58.8  
13,0 лет 32.0 35.3 40.0 51.8 56.8 64.2  
14,0 лет 36.1 39.9 44.0 55.0 60.9 70.0  
15,0 лет 39.4 43.7 47.6 58.0 63.9 73.6  
16,0 лет 42.4 46.8 51.0 61.0 66.2 76.1  
17,0 лет 45.2 48.4 52.4 62.0 68.0 79.1  


оценка физического развития по центильным таблицам

№ п/п Алгоритм действий Примечания
1. Определите массу тела, длину тела и окружность грудной клетки ребенка В настоящее время используются оценочные таблицы центильного типа
2. Центильные таблицы позволяют определить зону («коридор») куда попадают показатели длины тела (роста), массы тела и окружности грудной клетки обследуемого ребенка, в зависимости от его пола. Отыскиваем в Ι графе таблицы календарного возраст ребенка, а в строке, соответствующей его возрасту, находим показатели его роста, массы, окружности грудной клетки. По верхней строке таблицы определяем номер «коридора» (зону) и центильный интервал, куда попали эти показатели. Номер центиля означает границу признака, ниже которой показатели встречаются у 3%, 10%, 25% и т.д. или соответственно выше которой показатели встречаются у 97%, 90%, 75% и т.д. здоровых детей. Признаки, выходящие за пределы 3 и 97 центилей (ниже 3 и выше 97) рассматриваются как патология. Зона №1 (до 3%) – область очень низких величин. Необходимо консультирование и обследование ребенка. Зона №2 (3-10%) – область низких величин. Необходимо консультирование и обследование ребенка. Зона №3 (10-25%) – область ниже средних величин, характерна для 15% здоровых детей. Зона №4 (25-75%) – область средних величин, характерна для 50% здоровых детей. Зона №5 (75-90%) – область выше средних величин, характерна для 15% здоровых детей. Зона №6 (90-97%) – область высоких величин, встречается у 7% здоровых детей. Зона №7 (свыше 97%) – область очень высоких величин, встречается у 3% здоровых детей. Необходимо консультирование и обследование ребенка. После того, как определены номера коридоров (зон) ля роста, массы, окружности грудной клетки, определяем соматотип и гармоничность развития ребенка. Соматотип определяется по сумме номеров коридоров центильной шкалы для роста, массы, окружности груди. Если сумма равна: 3-10 – микросоматический тип (физическое развитие ниже среднего). 11-15 – мезосоматический тип (физическое развитие среднее) 16-21 – макросматический тип (физическое развитие выше среднего). Гармоничность развития определяется по разности между максимальными номерами коридоров центильной шкалы для любых двух показателей из трех. Если разность равна: 0-1 – развитие гармоничное; 2 – развитие дисгармоничное; 3 и более – развитие резко дисгармоничное. Для детей с отклонениями физического развития от возрастных показателей, разрабатываются индивидуальные планы оздоровления и лечения с учетом причин отклонения. Пример Дима Б., 6 лет Длина тела – 112 см Масса тела – 17,800 г Окружность грудной клетки – 54 см. Величина «112» попадает в коридор №4. Масса в коридор №3. Окружность грудной клетки в коридор №2. Сумма – 4 + 3 + 2 = 9 Разность – 4-2 =2 Заключение: микросоматический тип, физическое развитие ниже среднего, дисгармоничное. Необходимое консультирование и обследование ребенка.  

длина ТЕЛА (кг) - мальчики

Возраст
Новорожд. 48.0 48.9 50.0 53.2 54.3 55.1  
1 мес 50.5 51.5 52.8 56.3 57.5 58.7  
2 мес 53.4 54.3 55.8 59.5 61.0 62.1  
3 мес 56.1 57.0 58.6 62.4 64.0 65.5  
4 мес 58.6 59.5 61.3 65.6 67.0 68.7  
5 мес 61.0 61.9 63.4 67.9 69.6 70.9  
6 мес 63.0 64.0 65.6 69.9 71.3 72.5  
7 мес 65.0 65.9 67.5 71.4 73.0 74.1  
8 мес 66.5 67.6 68.9 73.0 74.5 75.1  
9 мес 76.8 68.8 70.1 74.5 75.9 77.1  
10 мес 68.8 69.9 71.3 76.1 77.4 78.8  
11 мес 69.9 71.0 72.6 77.3 78.9 80.4  
12 мес 71.0 72.0 73.8 78.5 80.3 81.7  
15 мес 72.9 74.3 76.0 81.3 84.9 86.5  
18 мес 75.0 76.5 78.4 83.4 86.5 88.2  
21 мес 77.2 78.6 80.8 86.8 88.2 93.8  
24 мес 79.4 81.0 83.0 88.4 92.0 96.3  
27 мес 81.4 83.2 85.5 92.2 94.6 99.0  
30 мес 83.7 85.2 87.5 94.8 97.2 99.0  
33 мес 86.0 87.4 90.0 97.4 99.7 101.4  
36 мес 88.0 89.6 92.1 99.7 102.2 103.9  
3,5 года 90.3 92.1 95.0 102.5 105.0 106.8  
4,0 года 93.2 95.4 98.3 105.5 108.0 110.0  
4,5 года 96.3 98.3 101.2 108.5 111.2 113.5  
5,0 лет 98.4 101.7 104.9 112.0 114.5 117.2  
5,5 лет 102.4 104.7 108.0 115.2 118.0 120.1  
6,0 лет 105.5 108.0 110.8 118.8 121.4 123.3  
6,5 лет 108.6 110.9 113.9 122.0 124.4 126.4  
7,0 лет 110.3 113.8 117.0 125.0 127.9 130.0  
8,0 лет 116.4 118.8 122.0 131.0 134.3 136.4  
9,0 лет 121.5 124.6 127.5 136.5 140.3 142.5  
10,0 лет 126.4 129.2 133.0 142.0 146.2 149.1  
11,0 лет 131.2 134.0 138.0 148.3 152.9 155.2  
12,0 лет 135.8 138.8 142.7 154.9 159.5 162.4  
13,0 лет 140.2 143.6 147.4 160.4 165.8 169.6  
14,0 лет 144.9 148.3 152.4 166.4 172.2 176.0  
15,0 лет 149.3 153.2 158.0 172.0 178.0 181.0  
16,0 лет 154.0 158.0 162.2 177.4 182.0 185.0  
17,0 лет 159.3 163.0 168.1 181.2 185.1 187.9  

ДЛИНА ТЕЛА (кг) – девочки

Возраст  
Новорожд. 47.0 48.0 49.2 52.1 53.3 54.5  
1 мес 49.7 50.7 52.4 55.3 56.9 57.3  
2 мес 52.2 53.3 55.0 58.6 59.9 60.8  
3 мес 55.1 56.1 57.9 61.5 63.0 63.9  
4 мес 57.4 58.6 60.5 64.1 65.6 66.4  
5 мес 59.9 61.0 62.8 66.4 67.8 68.8  
6 мес 62.1 63.0 64.3 68.2 69.8 70.8  
7 мес 66.7 64.2 66.4 70.0 71.6 72.7  
8 мес 65.2 66.1 67.7 71.6 73.1 75.2  
9 мес 66.5 67.5 69.3 72.8 74.5 75.8  
10 мес 67.7 68.8 70.5 74.2 75.9 77.1  
11 мес 69.0 70.3 71.7 75.7 77.1 78.3  
12 мес 70.3 71.4 72.8 76.3 78.3 79.3  
15 мес 72.2 73.6 75.2 78.8 81.2 82.4  
18 мес 74.0 75.8 77.5 82.1 84.4 86.0  
21 мес 76.0 78.2 80.0 84.6 87.4 88.8  
24 мес 78.4 80.4 82.6 87.5 90.2 92.2  
27 мес 80.8 83.0 85.4 90.1 93.0 94.7  
30 мес 83.4 85.6 87.8 92.8 95.6 97.3  
33 мес 85.9 88.2 90.3 95.5 98.2 100.0  
36 мес 88.6 90.8 92.9 98.1 100.8 102.9  
3,5 года 91.0 93.4 95.6 101.0 103.9 105.8  
4,0 года 94.0 96.2 98.4 104.2 106.9 109.1  
4,5 года 96.9 99.3 101.5 107.1 110.6 114.0  
5,0 лет 99.9 102.4 104.9 110.7 114.0 116.5  
5,5 лет 102.5 105.2 108.0 114.5 117.1 120.0  
6,0 лет 105.3 108.0 111.0 118.0 120.8 124.0  
6,5 лет 108.0 110.5 114.0 121.7 124.4 127.4  
7,0 лет 111.0 113.6 117.1 125.0 128.1 131.3  
8,0 лет 116.6 119.4 123.0 131.0 134.4 137.6  
9,0 лет 122.0 124.4 128.5 136.7 140.6 143.8  
10,0 лет 127.0 130.0 133.8 134.5 146.6 150.1  
11,0 лет 131.0 134.2 138.6 148.6 153.9 156.8  
12,0 лет 135.2 138.4 143.0 155.1 159.3 163.5  
13,0 лет 139.5 143.1 148.0 160.3 164.3 168.0  
14,0 лет 144.0 147.4 152.4 164.2 168.0 170.5  
15,0 лет 148.1 151.6 156.3 167.0 170.3 172.6  
16,0 лет 151.7 155.0 158.3 169.0 172.0 174.1  
17,0 лет 154.2 157.3 161.2 170.0 173.1 175.5  

ИЗМЕРЕНИЕ ОКРУЖНОСТИ ГОЛОВЫ

Показания:

• оценка физического развития;

• подозрение на гидроцефалию.
Оснащение:

• сантиметровая лента бумага, ручка.

• 70% этиловый спирт, марлевая салфетка;

Этапы Обоснование  
 
Подготовка к процедуре  
Объяснить маме (родственникам) цель и ход исследования, получить согласие мамы. Обеспечение права родителей на информацию, осознанное участие  
их в исследовании.  
     
Подготовить необходимое оснащение. Обеспечение четкости выполнения процедуры.    
   
Обработать сантиметровую ленту с двух сторон спиртом с помощью салфетки. Обеспечение инфекционной безопасности.  
Уложить или усадить ребенка. Создание комфортных условий ребенку.  
   
Выполнение процедуры  
Наложить сантиметровую ленту на голову ребенка по ориентирам: • сзади - затылочный бугор; • спереди - надбровные дуги. Примечание:следить, чтобы палеи, исследователя не находился между лентой и кожей головы ребенка Определить показатели окружности головы. Достижение достоверности результатов исследования.  
Завершение процедуры  
Записать результат. Сообщить результат ребенку (маме). Обеспечение преемственности в передаче информации.  
Обеспечение права на информацию.  
   

Наши рекомендации