Технология выполнения манипуляций и процедур

Технология выполнения манипуляций и процедур

АЛГОРИТМЫ.

ОЦЕНКА ПО ШКАЛЕ АПГАР

(определение функционального состояния новорожденного)

  0 баллов 1 балл 2 балла
Окраска кожного покрова Генерализованная бледность или генерализованный цианоз Розовая окраска тела и синюшная окраска конечностей (акроцианоз) Розовая окраска всего тела и конечностей
Частота сердечных сокращений отсутствует <100 >100
Рефлекторная возбудимость Не реагирует Реакция слабо выражена (гримаса, движение) Реакция в виде движения, кашля, чиханья, громкого крика
Мышечный тонус Отсутствует, конечности свисают Снижен, некоторое сгибание конечностей Выражены активные движения
Дыхание отсутствует Нерегулярное, крик слабый (гиповентиляция) Нормальное, крик громкий

ПЕРВИЧНЫЙ ТУАЛЕТ НОВОРОЖДЕННОГО В РОДДОМЕ.

1. Отсасывание содержимого ротовой полости и носоглотки после появления головки ребенка в родовых путях, для предотвращения аспирации околоплодных вод с помощью стерильной резиновой груши или отсоса.

2. Сразу после рождения ребенка на пуповину накладывают два стерильных зажима Кохера. Расстояние между ними - 2 см. Первый зажим накладывается в 10 см от пупочного кольца. Пуповина между зажимами обрабатывается 5% спиртовым раствором йода или 96% этиловым спиртом и пересекается стерильными ножницами.

3. Ребенка заворачивают в стерильную теплую пеленку и помещают на пеленальный стол с источником лучистого тепла. Пуповину обрабатывают салфеткой, смоченной в спиртовом растворе, а затем, сухой стерильной марлевой салфеткой. На расстоянии 0,2-0,3см от пупочного кольца на пуповину накладывают специальную скобу Роговина. На расстоянии 1,5см от скобы производят пересечение пуповины. Место пересечения обрабатывают 5% раствором калия перманганата, и накладывают стерильную марлевую повязку Чистяковой.

4. Обработка кожи ребенка. Стерильной марлевой салфеткой, предварительно смоченной в стерильном вазелиновом или растительном масле, удаляется избыточная первородная смазка и слизь.

5. Профилактика гонобленнореи. 20% раствором натрия закапывают по одной капле раствора в конъюнктиву нижних век. Повторяют через 2 часа. Можно для этого так же использовать 1% тетрациклиновую глазную мазь. Девочкам в половую щель однократно закапывают 1-2 капли 1-2% раствора нитрата серебра.

6. Антропометрия.

7. По окончании антропометрии на запястье ребенка одевают марлевые завязки с клеёнчатыми браслетками. На них указываются фамилия, имя, отчество матери, дата и время родов, пол ребенка, масса и длина. В течение 1-2-х часов после рождения ребенок и мама переводятся в послеродовую палату.

ИЗМЕРЕНИЕ ОКРУЖНОСТИ ГОЛОВЫ

Показания:

• оценка физического развития;

• подозрение на гидроцефалию.
Оснащение:

• сантиметровая лента бумага, ручка.

• 70% этиловый спирт, марлевая салфетка;

Этапы Обоснование  
 
Подготовка к процедуре  
Объяснить маме (родственникам) цель и ход исследования, получить согласие мамы. Обеспечение права родителей на информацию, осознанное участие  
их в исследовании.  
     
Подготовить необходимое оснащение. Обеспечение четкости выполнения процедуры.    
   
Обработать сантиметровую ленту с двух сторон спиртом с помощью салфетки. Обеспечение инфекционной безопасности.  
Уложить или усадить ребенка. Создание комфортных условий ребенку.  
   
Выполнение процедуры  
Наложить сантиметровую ленту на голову ребенка по ориентирам: • сзади - затылочный бугор; • спереди - надбровные дуги. Примечание:следить, чтобы палеи, исследователя не находился между лентой и кожей головы ребенка Определить показатели окружности головы. Достижение достоверности результатов исследования.  
Завершение процедуры  
Записать результат. Сообщить результат ребенку (маме). Обеспечение преемственности в передаче информации.  
Обеспечение права на информацию.  
   

ПЕЛЕНАНИЕ

Показания:

• создание ребенку максимального комфорта.
Оснащение:

• тонкая и теплая распашонки;

• фланелевая и тонкая пеленки;

• подгузник или памперс;

• полотенце;

• пеленальный столик;

• емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь.
Обязательные условия:

• использовать метод свободного пеленания (оставляется небольшое пространство в пеленках для свободного движения ребенка);

• шапочку надевать только после ванны и на время прогулок;

• правильная фиксация пеленок («замочек» расположен спереди);

• при пеленании малыша с ручками - нижний край пеленки дол­жен располагаться на середине плеч (выше локтевых суставов);

• исключить образование грубых складок, наличие булавок, пуговиц и т. п.

Этапы Обоснование
Подготовка к процедуре
Объяснить маме (родственникам) цель и ход проведения процедуры. Обеспечение правильного ежед­невного ухода за ребенком Предупреждение нарушений раз­вития костно-мышечной системы при использовании свободного пеленания.
Подготовить необходимое оснащение. Обеспечение четкости выполне­ния процедуры.
Вымыть и осушить руки. Обработать пеленальный столик дезин­фицирующим раствором. Обеспечение инфекционной безо­пасности.
Уложить на пеленальном столе пеленки послойно (снизу вверх: фланелевая пе­ленка, тонкая пеленка, подгузник) или выложить памперс. Приготовить распашонки, вывернув швы наружу. Достижение четкости проведения пеленания.
Распеленать ребенка в кроватке (при необходимости подмыть и осушить чис­тым полотенцем), положить на пеле­нальный стол. Обеспечение проведения процеду­ры.
Выполнение процедуры
Надеть на ребенка тонкую распашонку разрезом назад, затем фланелевую раз­резом вперед. Предупреждение охлаждения грудной клетки.
Надеть подгузник. Для этого: § уложить ребенка на пеленки так, чтобы широкое основание подгузника приходилось на область поясницы; § провести нижний угол подгузника между ножками малыша; § обернуть боковые концы подгузни­ка вокруг тела Примечание: подгузник можно заменить памперсом Предупреждение загрязнения зна­чительных участков тела.
Завернуть ребенка в тонкую пеленку «без ручек»: § расположить ребенка на тонкой пе­ленке так, чтобы верхний ее край был на уровне «подмышек»; § один край пеленки провести между ножек; § другим краем - обернуть малыша; § подвернуть нижний край пеленки, оставив пространство для свободного движения ножек и обернуть им туло­вище ребенка; § зафиксировать пеленку, расположив «замочек» пеленки спереди Реализация использования метода свободного пеленания     Профилактика потертостей   Сохранение возможности осуще­ствлять движения ножками. Обеспечение комфортных условий
Запеленать ребенка в теплую пеленку «с ручками» при необходимости: § расположить ребенка на фланелевой пеленке так, чтобы ее верхний край располагался на уровне козелка; § одним краем пеленки зафиксировать плечо соответствующей стороны, пе­реднюю часть туловища и подмышеч­ную область другой стороны; § другим краем пеленки накрыть и за­фиксировать второе плечо; § подвернуть нижний край пеленки так, чтобы оставалось свободное про­странство для движения ножек ребен­ка; § зафиксировать пеленку на уровне се­редины плеч (выше локтевых суста­вов), «замочек» расположить спереди Предупреждение переохлаждений ребенка   Предупреждение образования «де­кольте» при пеленании Фиксация ручек ребенка. Обеспечение комфортных условий
Завершение процедуры
Уложить ребенка в кроватку. Обеспечение безопасности ребен­ка.
Протереть рабочую поверхность пеленального стола дезраствором. Вымыть и осушить руки. Обеспечение инфекционной безо­пасности.

ОБРАБОТКА ПУПОЧНОЙ РАНКИ

Показания:

• «открытая» пупочная ранка.
Оснащение:

• стерильные ватные палочки;

• лоток для обработанного материала;

• 3% раствор перекиси водорода;

• 70% этиловый спирт;

• 5% раствор перманганата калия;

• стерильная пипетка;

• набор для пеленания, приготовленный на пеленальном столике;

• емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь.
Обязательные условия:

• при обработке пупочной ранки обязательно растягивать ее края(даже при образовавшейся корочке).

Этапы Обоснование
Подготовка к процедуре
Объяснить маме (родственникам) цель и ход проведения процедуры. Обеспечение правильного ежед­невного ухода за ребенком.
Подготовить необходимое оснащение. Обеспечение четкости и быстроты выполнения процедуры.
Обработать пеленальный столик дезин­фицирующим раствором и постелить на него пеленку. Вымыть и осушить руки. Обеспечение инфекционной безо­пасности.
Уложить ребенка на пеленальном столе. Наиболее удобное положение ре­бенка.
Выполнение процедуры
Хорошо растянуть края пупочной ранки указательным и большим пальцами ле­вой руки. Обеспечение максимального дос­тупа к пупочной ранке.
Капнуть из пипетки в ранку 1-2 капли 3% раствора перекиси водорода. Удалить образовавшуюся в ранке «пену» стерильной ватной палочкой движением изнутри кнаружи (сбросить палочку в лоток). Достижение механического очи­щения пупочной ранки.
Сохраняя растянутыми края пупочной ранки, обработать ее стерильной ватной палочкой, смоченной 70% этиловым спиртом движением изнутри кнаружи (сбросить палочку в лоток). Обработать кожу вокруг ранки этиловым спиртом с помощью ватной палочки движениями от центра к периферии (сбросить палочку в лоток). Обеспечение дезинфицирующего и подсушивающего эффекта. Обработка движениями изнутри кнаружи или от центра к перифе­рии предупреждает занос инфек­ции в пупочную ранку.
Обработать (по необходимости) пупоч­ную ранку, не затрагивая кожу вокруг ранки, 5% раствором перманганата калия или спиртовым раствором с помощью ватной палочки. Обеспечение дезинфицирующего и подсушивающего эффекта. Крепкий раствор перманганата калия может вызвать ожог кожи.
Завершение процедуры
Запеленать ребенка и положить в кро­ватку. Обеспечение безопасности ребен­ка.
Убрать пеленку с пеленального стола. Обеспечение инфекционной безо­пасности.

ПОДГОТОВКА МАТЕРИ И РЕБЕНКА К КОРМЛЕНИЮ ГРУДЬЮ

Цель:

• обеспечить инфекционную безопасность во время кормления гру­дью;

• создать ребенку комфортное состояние во время кормления.

Оснащение:

• косынка, маска;

• мыло, полотенце;

• пеленка;

• стерильная посуда для сцеживания грудного молока;

• скамеечка под ногу матери;

• набор для пеленания;

• стерильное растительное масло;

• ватные жгутики.
Обязательные условия:

• кормить ребенка в спокойной обстановке, в спокойно-расслаблен­ном состоянии;

• после кормления 2-3 мин подержать ребенка в вертикальном со­стоянии, после чего положить на правый бок (или голову повернуть набок);

• обучить мать правилам подготовки ее и ребенка к кормлению, правилам кормления грудью.

Этапы Обоснование
Подготовка матери к кормлению
Объяснить маме необходимость и смысл ее подготовки к кормлению: § надеть косынку, марлевую маску; § помыть руки с мылом; § обмыть грудь теплой водой и осу­шить; § удобно сесть на кресло или стул, поставить под ногу (со стороны молочной железы, из ко­торой планируется кормить ребенка) скамеечку; § положить на колени чистую пеленку для ребенка; § расположить в пределах досягаемос­ти баночку для сцеживания молока Обеспечение права матери на ин­формацию и осознанное ее обуче­ние. Профилактика инфицирования ребенка во время кормления. Обеспечение максимального ком­форта во время кормления. Предупреждение утомления от­дельных мышечных групп. Обеспечение инфекционной безо­пасности. После кормления грудное молоко должно быть обязательно сцеже­но «до последней капли».
Подготовка ребенка к кормлению
Перепеленать ребенка. При необходимости прочистить носовые ходы Создание комфортных условий для кормления
Правила кормления грудью
Перед началом кормления необходимо сцедить несколько капель молока. Первые капли молока могут быть инфицированы.
При сосании ребенок должен захваты­вать не только сосок, но и ореолу (око­лососковый кружок). Предупреждение аэрофагии (заг­латывание воздуха) Профилактика мацерации сосков и образования трещин.
Молочная железа матери не должна зак­рывать носовые ходы ребенка. Предупреждение нарушения акта сосания.
При каждом кормлении прикладывать ребенка (по возможности) только к од­ной груди. Обеспечение времени для образо­вания молока.
Следить, чтобы во время кормления ре­бенок активно сосал грудь (если ребенок заснул, будить его). За время кормления ребенок дол­жен высосать необходимое ему количество молока и удовлетво­рить сосательный рефлекс.
Удерживать малыша у груди не более 20-30 мин. Большую часть необходимой дозы малыш высасывает за 5-10 мин, в остальное время он в основном удовлетворяет рефлекс сосания.
После кормления сцедить молоко «до последней капли» и обязательно обмыть грудь теплой водой и осушить. Профилактика гипогалактии. Профилактика образования тре­щин, мацерации сосков, развития мастита.

КОНТРОЛЬНОЕ КОРМЛЕНИЕ

Цель:

§ определить среднее количество молока, получаемого ребенком при кормлении грудью.

Оснащение:

§ набор для пеленания с памперсом;

§ набор для подготовки матери к кормлению;

§ чашечные весы;

§ емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь;

§ бумага, ручка.
Обязательные условия:

§ в течение суток необходимо провести минимум 3 контрольных кормления (утром, днем и вечером), т. к. в различное время суток у ма­тери разное количество молока.

Этапы Обоснование
Подготовка к процедуре
Объяснить маме (родственникам) цель и ход проведения процедуры. Обеспечение права матери на ин­формацию.
Подготовить необходимое оснащение. Обеспечение четкости выполне­ния процедуры.
Вымыть и осушить руки. Обеспечение инфекционной бе­зопасности.
Надеть на ребенка памперс и запеленать. При использовании памперса исключаются погрешности в по­лученных данных.
Подготовить мать к кормлению грудью. Исключение инфицирования ре­бенка во время кормления. Создание комфортных условий для проведения кормления.
Обработать весы дезинфицирующим ра­створом и подготовить их к работе.  
Выполнение процедуры
Взвесить ребенка и зафиксировать полу­ченную массу. Регистрация исходного веса.
Передать ребенка матери для кормления грудью в течение 20 мин. Достаточное время для всасыва­ния ребенком необходимой дозы молока и удовлетворения соса­тельного рефлекса.
Повторно взвесить ребенка (не меняя пеленок в случае мочеиспускания и де­фекации) и зафиксировать результат. Определить разницу полученных данных (при взвешивании ребенка до и -после кормления). Определение количества высо­санного молока.
Завершение процедуры
Передать ребенка маме или положить в кроватку. Обеспечение безопасности ре­бенка.
Протереть весы дезраствором. Обеспечение инфекционной бе­зопасности.
Рассчитать необходимое ребенку коли­чество молока на одно кормление (объемным или калорийным методом). Необходимое количество молока зависит от возраста, массы тела ребенка.
Оценить соответствие фактически высо­санного молока ребенком должному ко­личеству. Оценивается степень процесса лактации у матери. Решается вопрос о дальнейшем виде вскармливания малыша.

Технология выполнения манипуляций и процедур

АЛГОРИТМЫ.

ОЦЕНКА ПО ШКАЛЕ АПГАР

(определение функционального состояния новорожденного)

  0 баллов 1 балл 2 балла
Окраска кожного покрова Генерализованная бледность или генерализованный цианоз Розовая окраска тела и синюшная окраска конечностей (акроцианоз) Розовая окраска всего тела и конечностей
Частота сердечных сокращений отсутствует <100 >100
Рефлекторная возбудимость Не реагирует Реакция слабо выражена (гримаса, движение) Реакция в виде движения, кашля, чиханья, громкого крика
Мышечный тонус Отсутствует, конечности свисают Снижен, некоторое сгибание конечностей Выражены активные движения
Дыхание отсутствует Нерегулярное, крик слабый (гиповентиляция) Нормальное, крик громкий

Наши рекомендации