Определение объекта, предмета и гипотезы исследования
Объект исследования - процесс или явление, определяющее тему, цели исследования, место исследования. Объектом исследования не может быть человек; это лечебный процесс, явление, факт. Объект исследования отвечает на вопрос: что рассматривается в исследовании? Например, сестринский процесс, деятельность медицинской сестры и др.
Предмет исследования - более конкретен, чем объект. Именно на предмет исследования ориентируется исследовательская работа, вследствие чего он непосредственно отражается в теме работы, это связи, действия, процедуры, происходящие с объектом, это то, что находится в границах объекта: определенные свойства объекта, их соотношения, часть, зависимость объекта и его свойств от каких-либо условий.
Предметисследования отвечает на вопрос: как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты и функции раскрывает данное исследование? Предметом исследования могут быть содержание, формы и методы медицинского воздействия, этапы сестринского процесса, виды деятельности сестринского персонала, отношения между пациентом и медицинской сестрой и т.д. Именно на предмет исследования ориентируется ВКР, что непосредственно отражается в теме работы.
Предмет исследования тесно связан с целью исследования, например,
если цель - выявить условия…, то предмет – условия…;
цель – описать методику…, то предмет – методика…;
цель – описать технологию…, предмет – технология… и т.д.
Гипотеза - предполагаемое решение проблемы. Они определяют направление научного поиска, являются основным методологическим инструментом, который организует весь процесс исследования. Гипотеза вытекает из цели и предмета исследования. Положения гипотезы должны содержать предположение, должны быть проверяемы при помощи доступных методик.
При формулировке гипотезы могут использоваться фразы:
«если…,то…»;
«при условии, что…»;
«мы полагаем, что…»;
«изучение опыта позволяет предположить, что...»,
«на основе проведенного анализа можно предположить...»
Пример гипотезы: «Рациональная организация работы медицинской сестры, основанная на утвержденных стандартах и порядках оказания медицинской помощи, способствует повышению качества медицинской помощи на дому».
Примеры формулировок в разрезе специальностей:
ТЕМА | ЦЕЛЬ | ЗАДАЧИ | ОБЪЕКТ | ПРЕДМЕТ | ГИПОТЕЗА |
специальность «Сестринское дело» | |||||
Деятельность медицинской сестры в повышении качества медицинской помощи на дому | Выявить зависимость качества оказания медицинской помощи на дому от организации сестринской деятельности | 1.Изучить формы и особенности оказания медицинской помощи на дому 2.Систематизировать опыт организации сестринской деятельности при оказании медицинской помощи на дому 3.Установить показатели деятельности медицинской сестры, способствующие повышению качества медицинской помощи на дому | Медицинская помощь на дому | Зависимость качества медицинской помощи на дому от организации сестринской деятельности | Рациональная организация работы медицинской сестры, основанная на утвержденных стандартах и порядках оказания медицинской помощи способствует повышению качества медицинской помощи на дому |
Специальность «Акушерское дело» | |||||
специальность «Фармация» | |||||
Реализация лекарственных препаратов, применяемых при ишемической болезни сердца в аптечной сети | Установить особенности реализации лекарственных препаратов, применяемых при ишемической болезни сердца в аптечной сети | 1.Изучить потребность населения в лекарственных препаратах, применяемых при ИБС. 2. Дать общую характеристику реализации и ассортимента лекарственных препаратов, применяемых при ИБС, в аптечной сети 3.Установить перечень наиболее востребованных лекарственных препаратов, применяемых при ИБС в ассортименте лекарственных препаратов в аптечной сети в зависимости от возрастных и социальных особенностей пациентов | Реализация лекарственных препаратов | Особенности реализации лекарственных препаратов, применяемых при ишемической болезни сердца | На реализацию лекарственных препаратов применяемых при ишемической болезни сердца оказывают влияние возрастные и социальные особенностей пациентов |
специальность «Стоматология ортопедическая» | |||||
Применение современных полимерных материалов в ортодонтии | Установить распространенность и преимущества современных полимерных материалов в ортодонтии | .Представить современное развитие ортодонтии 2. Дать характеристику материалов в ортодонтии 3.Установить преимущественные признаки современных полимерных материалов в ортодонтии | Изготовление ортодонтических аппаратов | Современные полимерные материалы в ортодонтии | Наибольшим распространением и преимуществом в ортодонтии пользуются полимерные материалы ……….. |
специальность «Стоматология профилактическая» | |||||
Гигиена полости рта как метод профилактики заболеваний пародонта | Установить значение гигиены полости рта в профилактике заболеваний пародонта | 1.Представить современное состояние заболеваемости пародонта и этиологических факторов 2. Дать характеристику методов профилактики заболеваний пародонта 3.Определить роль гигиены полости рта в первичной профилактике заболеваний пародонта | Профилактика заболеваний пародонта | Гигиена полости рта как метод профилактики заболеваний пародонта | Гигиена полости рта имеет первостепенное значение в первичной профилактике заболеваний пародонта |
Приложение 15
Порядок определения степени самостоятельности написания студентом выпускной квалификационной работы
1. Руководитель работы обязан проверять и оценивать степень самостоятельности выполнения студентом дипломной работы.
2. Самостоятельность выполнения работы оценивается по доле текста, расцениваемого как плагиат.
3. Плагиат в настоящем Положении определяется как использование в дипломной работе, под видом самостоятельной работы, чужого опубликованного текста из материалов, опубликованных любым способом, в том числе ранее выполненных и защищенных работ:
3.1 без полной ссылки на источник;
3.2 со ссылками, но когда объем и характер заимствований ставят под сомнение самостоятельность выполненной работы. Плагиат может осуществляться в двух видах: – дословное воспроизведение чужого текста, – парафраза – изложение чужого текста с заменой слов и выражений без изменения содержания заимствованного текста.
4. В представленных студентами текстах дипломной работы допускается наличие воспроизведения чужого текста в объеме не более 10% текста, парафразы допускаются в объеме не более 20% всего текста работы (независимо от раздела).
5. Оценку степени самостоятельности выполнения студентом дипломной работы руководитель проводит путем анализа представленных студентом текстов; оценка заимствований из сетевых источников (Интернет) проводится с использованием инструментов портала «Антиплагиат.ру» (www.antiplagiat.ru).
6. Руководитель дипломной работы обязан предупредить студента о проверке работы на наличие плагиата, допустимых пределах заимствований и о необходимости самостоятельной проверки текста работы до ее сдачи в учебную часть, о чем студент должен сделать запись на последней странице дипломной работы (см. образец/шаблон последней страницы ВКР) и подписаться.
7. При обнаружении прямых заимствований или парафраз в объеме более оговоренного в п. 4, руководитель обязан указать студенту на допущенные нарушения и вернуть текст на доработку.
Приложение 16