Значение патофизиологии для теории и практики медицины. Моделирование как основной метод патофизиологии: его виды, возможности и ограничения.
ВВЕДЕНИЕ
В ПАТОФИЗИОЛОГИЮ
Общая нозология
Учебное пособие
Уфа 2015
УДК 616.8-092 (075.8)
ББК 53.4я73
В 20
Рецензенты:
Миннебаев, М.М.- д-р мед. наук, проф. каф. Общей патологии
ГБОУ ВПО Казанского государственного медицинского университета;
Овсянников Виктор Григорьевич – д-р. мед. наук, профессор, зав. кафедрой Патофизиологии ГБОУ ВПО Ростовского государственного медицинского университета.
Введение в патофизиологию. Общая нозология:учебное пособие для самостоятельной работы студентов:/сост.Д.А.Еникеев, Э.Н.Хиса-мов, Е.А. Нургалеева, Д.В. Срубилин, Г.А.Байбурина, В.И. Лехмус, Г.Г. Халитова, Е.Р.Фаршатова, Л.В.Нагаева, В.П.Головин –Уфа: изд.-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России,- 2015.- 130 с.
Учебное пособие подготовлено для самостоятельной внеаудиторной работы студентов в соответствии с компетенциями УМК и с рабочей программой учебной дисциплины патофизиологии, в основу которых положены требования ФГОС ВО по направлению подготовки (специальности) 31.05.01 - Лечебное дело.
Учебное пособие составлено в форме ответов на контрольные вопросы, включает теоретическую информацию по разделам «общее учение о болезни», «действие болезнетворных факторов внешней среды», «наследственность и патология», «патология клетки». Оснащено тестовыми заданиями с эталоном ответов.
Учебное пособие предназначено для обучающихся по специальности 31.05.01 - Лечебное дело.
Рекомендовано Координационным научно-методическим советом и утверждено решением Редакционно-издательского совета ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России.
УДК 616.8-092 (075.8)
ББК 53.4я73
© ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России,- 2015.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………..5
I. Общее учение о болезни……………………………………………..7
1.1. Предмет и содержание патофизиологии. Место патофизиологии среди других медико-биологических наук. Понятие о клинической патофизиологии……………………………………………………………..7
1.2.Терминальные состояния, их характеристика.
Биологическая смерть. ……………………………………………...… .24
1.3. Этиология: термин, определение понятие, классификация.
Роль причины и условий в возникновении, развитии и преодолении болезней. Теоретическое и практическое значение
изучения этиологии. ……………………………………………………...28
1.4. Общий патогенез: термин, определение понятия, классификация. Повреждение как начальное звено патогенеза. Уровни повреждения и их проявление. ……………………………….…………………………....34
1.5. Реактивность организма: определение понятия, проявления, сопоставление с конституцией и резистентностью. Виды реактивности………………………………………………………………………….47
II.Болезнетворное влияние факторов внешней среды…………….58
2.1. Повреждающее действие физических факторов (виды, последствия, патогенез) ………………………………………………………………...58
2.2. Действие высоких температур (ожоги, ожоговая болезнь, гипертермия, тепловой и солнечный удар), проявления, патогенез…………… 66
2.3. Действие низких температур (гипотермия и отморожения), проявления патогенез. Роль охлаждения в возникновении простудных
заболеваний……………………………………………………….……….70
2.4. Этиология и общий патогенез лучевых поражений: острая и хроническая лучевая болезнь……………………………………………………72
2.5. Болезнетворное действие химических факторов: экзо - и
эндогенные интоксикации. Основные закономерности действия ядов на организм…………………..…………………………………………… …79
2.6.Повреждающее действие электрической энергии………………….83
2.7.Повреждающее действие барометрического давления…………….84
III.Наследственные болезни человека ……………………………....90
3.1.Хромосомные болезни. ……………………………………………...90
3.2. Генные болезни человека -. ……………………………………….101
3.3.Мультифакториальные заболевания, митохондриальные
болезни…………………………………………………………………..108
3.4. Методы изучения наследственных болезней…..…………..……110
IV. Общая патология клетки……………………………….………..112
4.1.Общая патофизиология клетки…………………………………….112
4.2.Механизмы клеточных дистрофий……………………..…………115
Рекомендуемая литература………………………………….………..118
ПРИЛОЖЕНИЕ. Тестовые задания с эталонами ответов……….119
1.Патогенное действие электрического тока……………………...…..119
2.Патология и наследственность………………………………………120
3.Общая патология клетки………………………………………….….123
4.Патогенное действие УФЛ и ионизирующего излучения……..…...125
ВВЕДЕНИЕ
Патофизиология(от греч. pathos—болезнь, страдание и logos — учение, наука)— основная интегративная фундаментальная медико- биологическая наука, изучающая наиболее общие закономерности возникновения, развития и исхода заболеваний. Патофизиологию часто называют наукой о жизнедеятельности больного человека и животного или физиологией и биохимией больного организма. И это вполне оправдано, потому что основным предметом изучения патофизиологии являются:причины и механизмы функциональных и биохимических нарушений, лежащих в основе болезни;механизмы приспособления и восстановления нарушенных при болезни функций (механизмы выздоровления).Будучи теоретическим фундаментом медицины, патофизиология связывает базисные теоретические дисциплины (биология, биохимия, биофизика, физиология, генетика и др.) с дисциплинами клинического профиля. Патофизиология тесно связана с блоком морфологических дисциплин (анатомия, гистология, патанатомия, патоморфология), так как не может быть нарушения функции без нарушения структуры, и «даже ничтожнейшие функциональные изменения не могут возникнуть и исчезнуть, не отразившись в соответствующих структурных изменениях на молекулярном или ультраструктурном уровне».
Основная задача патофизиологиикак фундаментальной медико-биологической науки - получение новых знаний о патогенетической сущности болезни и механизмах выздоровления (саногенеза), т.е. установление общих закономерностей и базисных механизмов реализации биологических процессов, «независимо от структурно- функционального уровня осуществления изучаемых явлений, будь то глубинные молекулярные, биохимические и биофизические процессы или внешние формы системных отношений и поведения» (Саркисов Д.С. и др., 1997).
Предлагаемое учебное пособие по основам патофизиологии составлено в форме ответов на контрольные вопросы, в целом включает учебную информацию по разделам «общее учение о болезни», «действие болезнетворных факторов внешней среды», «наследственность и патология» и «патология клетки» и предназначено для самостоятельной внеаудиторной работы студентов, обучающихся по специальности 31.05.01 - Лечебное дело.
Мотивацией составления данного пособия послужила необходимость иметь на кафедре единую базу уровня требований преподавателей, лекторов и экзаменаторов, а также конкретно регламентированные масштабы по содержанию преподаваемой учебной информации.
Представленные в пособии материалы (понятия этиологии, патогенеза, принципы классификации болезней, моделирование патологических процессов, конституция и наследственность в патологии, повреждения клетки, а также болезнетворное влияние факторов внешней среды) соответствуют следующим компетенциям ФГОС ВО по дисциплине «Патофизиология», «Клиническая патофизиология»:
-способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);
-готовностью к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала (ОК-5);
-готовностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);
-способностью к оценке морфофункциональных, физиологи-ческих состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач (ОПК-9);
-способностью и готовностью к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (ПК-1);
-готовностью к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания (ПК-5);
-способностью к определению у пациентов основных патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ) (ПК-6);
-готовностью к участию во внедрении новых методов и методик, направленных на охрану здоровья граждан (ПК-21).
I.ОБЩЕЕ УЧЕНИЕ О БОЛЕЗНИ
1.1. Предмет и содержание патофизиологии. Место патофизиологии среди других медико-биологических наук. Понятие о клинической патофизиологии.
Патофизиология и ее место среди медико–биологических и клинических наук
Термин "патофизиология" происходит от двух слов: "патология" и "физиология". В свою очередь термин "патология" в переводе с греческого означает pathos – болезнь, страдание + logos – учение, наука, а "физиология" – с греческого physis –природа + logos. Таким образом, "патофизиология" – это наука о жизнедеятельности больного организма.
Термин "патологическая физиология" впервые использовал L.Gailliot (Галлиот), выпустивший в 1819 г. учебник под названием "Общая патология и патологическая физиология" ("Pathologie general et physiologic pathologique"); этим термином пользовался Р.Вирхов (1947), а утвердил его В.В.Пашутин, издав "Лекции по общей патологии (патологической физиологии)".
Словосочетание "патологическая физиология" не совсем удачно. Почему? Термин "патология", "патологический" используется для обозначения нарушений жизнедеятельности организма, обозначения самих этих нарушений, а термин "физиология" обычно относят к нормальным процессам жизнедеятельности. С учетом этих нюансов словосочетание "патологическая физиология", предложенное в 1924 году академиком А.А.Богомольцем и профессором С.С.Халатовым, в некоторых отношениях некорректно, поэтому предпочтительнее пользоваться термином "патофизиология".
Наряду с термином "патофизиология" за рубежом в ряде стран используется термин "экспериментальная патология", введенный в свое время Франсуа Мажанди (1783–1855), Клодом Бернаром (1813 – 1873) и В.В.Пашутиным (1845–1901)–основоположниками эксперимен-тального метода в медицине.
Итак, что же такое патофизиология? Это наука, изучающая нарушенные функции больного организма и ставящая своей задачей выяснение наиболее общих закономерностей возникновения, течения и исхода заболевания. Она относится к медико-биологическим наукам, соединяя биологические науки (биологию, биохимию, анатомию, гистологию, физиологию и др.) с клиническими дисциплинами (терапией, педиатрией, хирургией, неврологией и т.д.). Патофизиология – это раздел, часть медицины – науки, имеющей своей главной задачей, с одной стороны, сохранение и укрепление здоровья человека, а с другой–предупреждение болезней и лечение заболевших. Сама же медицина возникла на стыке естественных и социальных наук (дисциплин) и состоит из науки о здоровье и науки о болезни (патологии).
Предмет и содержание патофизиологии
Патофизиология как и любая другая имеет свой предмет и свой метод изучения. Объектом исследования патофизиологии является больной организм, а предметом изучения служит:
во-первых, выяснение общих и частных (конкретных) механиз-мов, лежащих в основе резистентности организма, возникновения, развития и завершения патологических процессов и болезней;
во-вторых, изучение типовых патологических процессов, различная комбинация которых определяет клиническую картину различных заболеваний;
в-третьих, выявление специфичных для отдельных органов и систем типовых форм нарушений функций и их восстановления.
Таким образом, предмет патофизиологии составляет сово-купность знаний, накопленных при изучении сущности болезней, причин и условий их возникновения, механизмов развития и преодоления, а также совокупность знаний об основных компонентах болезни (воспаление, лихорадка, гипоксия, нарушение обмена веществ и др.) и важнейших закономерностях повреждения отдельных органов и систем.
Как учебная дисциплина патофизиология состоит из 3 разделов:
1. Общая патофизиология. Она включает общую нозологию (учение о сущности болезни), формирующую основные понятия и категории патологии, создающую классификации и номенклатуру болезней и изучающую социальные аспекты патологии; общую этиологию – учение о причинах и условиях возникновения болезни и принципах этиотропной профилактики и терапии; общий патогенез – учение о механизмах устойчивости, общих механизмах развития болезни, механизмах выздоровления и умирания и о принципах патогенетической профилактики и терапии; а также учение о наследственности, конституции и реактивности.
2. Типовые патологические процессы (воспаление, лихорадка, гипоксия, аллергия, отек, нарушения обмена веществ и др.) – т.е. те процессы, которые часто выступают в качестве компонента многих заболеваний.
3. Частная патофизиология. Этот раздел включает типовые формы нарушений органов и систем: дыхания, кровообращения, крови, пищеварения, эндокринной и нервной систем, печени, почек и т.д. Этот раздел наиболее тесно сближен с клиникой, но есть и принципиальные отличия:
а) клиницисты изучают болезни на основании клинической симптоматики, диагностики, лечения и т.д. применительно к конкретному заболеванию и фиксируют внимание на специфических чертах, отличающих одно заболевание от другого, или одно и то же заболевание, но по-разному протекающее у различных людей;
б) патофизиологи же изучают то общее, что наблюдается у больных при заболеваниях сердца, почек, печени, легких. Например, суть сердечной недостаточности при различных заболеваниях сердца; легочную недостаточность при различных заболеваниях легких.
В последние годы эксперименты на животных существенно дополняются исследованиями больного человека с помощью безвредных для него методов (биохимических, ультразвуковых, иммунологических, компьютерной томографии и др.). Речь идет о клинической патофизиологии, как разделе патофизиологии.
Основной целью курса клинической патофизиологии является обучение умению использовать полученные знания о патологических процессах, происходящих в организме, о характере компенсаторно-приспособительных механизмов, обеспечивающих сохранение функции пораженного органа, системы, о методах функциональной диагностики для выбора рационального дифференцированного метода терапевтического лечения, оптимальных вариантов хирургического вмешательства. Курс клинической патофизиологии предусматривает:
– изучение и анализ характера и тяжести нарушений функций жизненно важных органов человека на каждом этапе заболевания;
– выявление взаимосвязи патогенеза заболевания и его клинических проявлений;
– определение степени влияния патологического процесса на пораженный орган, а также на другие жизненно важные органы и системы организма больного;
– умение использовать методы функциональной диагностики для оценки степени нарушения функции органа или системы и выбора патогенетически обоснованного лечения с целью предупреждения осложнений и восстановления естественной ауторегуляции жизненных процессов больного;
– разработку новых рекомендаций по диагностике и профилактике заболеваний и лечению больного;
Углубленное изучение курса клинической патофизиологии позволит:
а) обоснованно выбирать оптимальные методы патогенетической терапии;
б) квалифицированно интерпретировать результаты методов функциональной диагностики, грамотно объяснять происхождение и механизм симптомов заболевания;
в) оценивать специфическую и неспецифическую реактивность больного, учитывая ее особенность при выборе наиболее оптимальных методов лечения конкретного пациента.
Основные понятия общей нозологии: норма, здоровье, предболезнь, болезнь, патологическая реакция, патологический процесс, патологическое состояние.
Нозология (с греч. nosos – болезнь) – это учение о болезни. Термин "патология" – это тоже учение о болезни, однако этот термин является более широким понятием, чем "нозология", поскольку изучает болезнь со всех сторон, в любых аспектах: анатомическом, патофизиологическом, биохимическом и т.д.
Общая нозология – это часть патологии, она рассматривает следующие вопросы:
а) сущность болезни на разных этапах развития медицины;
б) номенклатуру и классификацию болезней;
в) формы возникновения, развития и течения болезней.
Номенклатура и классификация болезней – это упорядочение множества известных болезней на основе рациональных, теоретически обоснованных и отвечающих запросам практической медицины принципов и критериев. Номенклатура – обширный перечень или каталог наименований нозологических форм. Классификация болезней – определенная система распределения болезней и патологических состояний на классы, группы и другие рубрики в соответствии с установленными критериями.
Наиболее принята в настоящее время Международная классификация и номенклатура болезней, предложенная ВОЗ. Эта классификация периодически подвергается пересмотру и уточнению.
В последние годы выделяют частную нозологию, которая изучает все те же самые вопросы, что и общая, но только при конкретных заболеваниях.
Основными критериями здоровья являются:
– уравновешенность организма с внешней средой,
– соответствие структуры и функции,
– способность организма поддерживать гомеостаз,
– полноценное участие в трудовой деятельности.
При "диагностике здоровья", равно как и при выявлении болезни, проводится ряд исследований и измерений, сопоставление полученных результатов с нормой. Таким образом, без понятия "нормы" невозможно представление о здоровье, т.е. здоровье – это нормальное состояние организма. Однако, на сегодня отсутствует система объективной оценки степени соответствия организма норме, чем и объясняется использование в обиходе таких терминов, как крепкое, слабое, пошатнувшееся здоровье. В официальной медицине используется также не вполне определенный термин "практически здоров".
При действии ряда патогенных факторов выделяют период в жизнедеятельности организма, который характеризуется резким снижением его адаптационных возможностей при сохранении постоянства внутренней среды (гомеостаза) – речь идет о предболезни, как состоянии организма на грани здоровья и болезни, могущем перейти в выраженную форму какой–либо болезни, либо через некоторое время закончиться нормализацией функций организма.
Термин "предболезнь" как бы постулирует, что возникновению болезни всегда предшествует состояние здоровья. Таким образом,предболезнь – это жизнь организма, имеющего дефект, при котором либо заметно не снижается биологическая или социальная адаптация благодаря мобилизации приспособительных механизмов, либо снижение адаптации проявляется лишь при взаимодействии с отдельными факторами внешней среды, которых можно избежать.
Р.М.Баевский и В.Л.Карпман выделяют две фазы предболезни:
I фаза характеризуется преобладанием неспецифических жалоб при практически сохранной работоспособности. В эту фазу предболезни нарушение гомеостаза происходит на уровне информационных и энергетических процессов, что снижает адаптационные возможности организма.
II фаза предболезни характеризуется специфическими изменениями с четким адресом будущего заболевания. Здесь хорошо определяются анатомо-морфологические структуры, в которых наряду с метаболическими имеются уже структурные изменения. Это и есть предболезнь в ее клиническом смысле, область состояний в интервале между здоровьем и болезнью, где происходит переход количественных изменений в качественные, переход этиологических факторов в патогенетические.
Предболезнь можно рассматривать как реализованную организмом вероятность заболевания, которая обусловлена влиянием внешних факторов и снижением адаптационных возможностей организма. Снижение функциональных возможностей организма делает адаптацию несовершенной.
Зная, что такое норма, здоровье, предболезнь, легче определить содержание такого ключевого, главного понятия нозологии, как болезнь. Этот термин используется в узком смысле для обозначения отдельных конкретных заболеваний, в более широком смысле – для обозначения определенного биологического явления, особой формы жизнедеятельности организма.Следовательно:
а) причинами болезней являются патогенные факторы внешней или внутренней среды, причем ведущая роль в возникновении болезни принадлежит факторам внешней среды, даже если это и касается наследственных заболеваний;
б) для болезни характерна недостаточность приспособительных реакций организма. Они могут быть даже значительно усилены, но недостаточны для поддержания равновесия организма с окружающей средой;
в) болезнь характеризуется снижением трудоспособности и социальной полезности человека. Кратковременное снижение трудоспособности вследствие переутомления, а также в последние месяцы беременности не следует считать уменьшением социальной полезности человека. Следует иметь в виду, что понижение трудоспособности, как признак заболевания, не характерен для болезней детей и стариков.
Итак,болезнь – это своеобразный жизненный процесс, возникающий под влиянием действующих на организм вредоносных факторов и выражающийся в комплексе структурно–функциональных и метаболических изменений, а также нарушении функций и приспособляемости, ограничении работоспособности и социально–полезной деятельности.
Болезнь отличается от патологической реакции, патологического процесса и патологического состояния.
Патологическая реакция (от греч. слов: pathos – болезнь, страдание; re – против; actio – действие) – неадекватный и биологически нецелесообразный ответ организма или его систем на воздействие обычных или чрезвычайных раздражителей. Например, кратковременное повышение АД после нервного напряжения или понижение уровня сахара в крови в связи с введением больших доз инсулина.
Патологические реакции по своим характеристикам выходят за границы фило– и онтогенетически обусловленной нормы реагирования, свойственной данному организму. Они являются либо следствием, либо проявлением нарушенной реактивности организма. В одних случаях они могут носить качественный характер в виде извращенных, парадоксальных ответов на определенное воздействие или неадекватных по интенсивности и продолжительности реакций. Например: аллергические реакции и неадекватные психоэмоциональные и поведенческие реакции.
Патологические рефлексы (патологические рефлекторные реакции) возникают на почве структурно–функциональных нарушений деятельности различных отделов нервной системы. Речь идет о необычных двигательных рефлекторных реакциях – рефлексах Бабинского, Россолимо, сосательном рефлексе у взрослых, появляющихся при поражениях пирамидного пути.
Патологические рефлексы могут быть условными и безусловными. Безусловные возникают, например, при умеренном болевом раздражении рефлексогенных зон – резкий и длительный спазм артериол почечных клубочков; парадоксальные формы секреции желудочного сока; извращенные сосудистые реакции на температурные воздействия.
Условные патологические рефлексы возникают на основе временных связей между патогенным и индифферентным раздражителем, причем последний нередко носит ситуационный характер (условнорефлекторный коронароспазм, бронхоспазм, тахикардия, зубная боль и др.).
Патологические реакции имеют различные патогенетические механизмы. Наиболее полно раскрыта природа аллергических реакций, патологических соматических рефлексов при органических поражениях ЦНС.
Менее изучены патогенетические механизмы вегетативных, соматических и поведенческих реакций при неврозах, психозах. В большинстве случаев их механизмы описываются на уровне таких общих категорий, как парабиоз, патологическая доминанта, застойный очаг возбуждения.
Парабиоз – это состояние возбудимой ткани, возникающее под влиянием сильных раздражителей и характеризующееся нарушением возбудимости и проводимости. Этот термин был введен в 1901 году выдающимся русским физиологом Н.Е.Введенским. Он развивается при действии на возбудимые ткани различных раздражителей: ядов, лекарств в больших дозах, электрических, механических стимулов.
Доминанта (лат. dominans – господствующий) – очаг возбуждения в ЦНС, направляющий целостную деятельность организма в данный момент при данных условиях. Это особое состояние нервных центров, характеризующееся повышенной возбудимостью, стойкостью и инерцией возникающего процесса возбуждения, способностью удерживать и продолжать раз начавшееся возбуждение.
Появление "застойного" очага возбуждения в результате повторяющихся отрицательных эмоциональных воздействий может являться причиной возникновения таких заболеваний, как гипертоническая и язвенная болезнь, стенокардия и др.
Биологическое значение патологических реакций для организма различно:
а) в одних случаях патологические реакции представляют собой индифферентный для организма симптом заболевания (рефлекс Бабинского, рефлекс Россолимо);
б) в других случаях они являются существенным компонентом возникшей патологии (например, сыпь, зуд, отек при аллергических реакциях; неадекватные поведенческие реакции при неврозах и психозах);
в) иногда они могут выступать в качестве решающего патогенетического фактора (например, коронароспазм на почве гастрокардиального рефлекса).
Следует помнить и о том, что одна и та же реакция в одних случаях представляет собой приспособительный, биологически целесообразный акт, а в других – патологическую реакцию:
– рвота при попадании в желудок недоброкачественной пищи,
– это защитная реакция,
– рвота, возникшая по механизму условного рефлекса при виде, запахе или попытке съесть пищу в связи с ранее имевшем место переедании, должна расцениваться как патологическая реакция.
Вредными могут оказаться защитно-приспособительные по своей природе реакции в связи с их чрезмерной выраженностью (гиперсекреция катехоламинов и глюкокортикоидов при стрессе).
Патологический процесс – закономерно возникающая в организме последовательность реакций на повреждающее действие патогенного фактора. Один и тот же патологический процесс может быть вызван различными этиологическими факторами и являться компонентом различных заболеваний, сохраняя при этом свои существенные отличительные черты. Например, воспаление может быть вызвано действием механических, физических, химических, биологических факторов. С учетом природы этиологического фактора, условий и реактивности организма воспаление отличается большим разнообразием, однако, несмотря на это, во всех случаях воспаление остается целостной, стандартной сосудисто-мезенхимальной реакцией на повреждение тканевых структур и включает альтерацию, нарушение микроциркуляции, экссудацию с эмиграцией, повышение сосудистой проницаемости, фагоцитоз и пролиферацию.
Примерами патологических процессов являются воспаление легочной ткани при пневмонии, гипоксия при облитерирующем эндартериите, воспаление сердечной мышцы при инфаркте миокарда, лихорадка при брюшном тифе т.д.
Совокупность патологических процессов определяет патогенез заболеваний. Но болезнь не является простой суммой патологических процессов. Крупозная пневмония – это не сумма таких патологических процессов, как воспаление, лихорадка, гипоксия, ацидоз. Лишь во взаимосвязи всех этих компонентов и внутреннем их единстве заключается конкретное содержание и их нозологическая определенность. Характерные особенности патологических процессов:
1. Патологические процессы могут выступать в качестве раннего этапа развития болезни (отложение холестерина как проявление нарушенного липидного обмена, тромбоз коронарных артерий как проявление нарушенной микроциркуляции – инфаркт миокарда).
2. Патологические процессы на определенной стадии развития могут приобретать новые качества – качества болезни как нозологической формы: отложение холестерина в коронарных сосудах – ИБС, хотя это условно и трудно порой разграничить патологический процесс и болезнь.
3. Некоторые болезни по существу представляют собой патологический процесс – горная и высотная болезнь, декомпрессионная болезнь.
4. Патологические процессы имеют различную природу и разное биологическое значение:
а) одни из них являются прямым следствием действия этиологического фактора и проявлением вызванного ими повреждения (гипоксия),
б) другие типовые патологические процессы выработались в процессе эволюции как биологически полезные реакции организма на вызванное патогенным фактором повреждения (воспаление, лихорадка, тромбоз), но при определенных обстоятельствах они могут оказать и губительное влияние.
Патологическое состояние – это стойкое отклонение структуры и функции органа (ткани) от нормы, имеющее биологически отрицательное значение для организма; нарушения, мало меняющиеся во времени. Патологические состояния могут быть генетически детерминированы (полидактилия, дефект верхней губы и твердого неба и др.) и могут быть следствием ранее перенесенного заболевания или патологического процесса: последствия травм – рубцы, утрата конечности, анкилозы, хромота, ложные суставы; туберкулез позвоночника – горб; рахит – деформация скелета.
Примерами патологических состояний являются также культя (после ампутации конечности), рубцовые изменения тканей после термического ожога, атрофия альвеолярных отростков челюсти в связи с удалением или выпадением зубов, приобретенный дефект клапанного аппарата сердца.
Обычно патологические состояния не содержат непосредственных предпосылок к заметной динамике и подвергаются в основном возрастным изменениям: снижение остроты зрения, слуха, атрофия мышц, выпадение зубов. Вместе с тем, патологическое состояние может привести к возникновению вторичных более или менее развивающихся патологических процессов или болезней. Например, удаление или выпадение зубов вызывает атрофию альвеолярных отростков челюсти и приводит к нарушению пищеварения; стойкое рубцовое сужение пищевода вызывает значительные нарушения пищеварения.
Иногда под влиянием различных дополнительных воздействий патологическое состояние может перейти в быстро развивающийся патологический процесс: родимое пятно после многократного облучения УФ–лучами превращается в меланосаркому (злокачественную опухоль).
Заболеваний
Стресс - универсальная неспецифическая нейро-гормональная реакция организма на повреждение или сигнал угрозы жизни или благополучия организма, проявляющееся в повышении резистентности организма.
Классификация стрессоров - агентов, вызывающих стресс:
1) все виды агентов, вызывающих такие экстремальные повреждения, как гипоксия, гипотермия, травма, лучевая энергия, отравление - т.е. все экстремальные агенты.
2) сигналы угрозы благополучию жизни организма, вызывающие отрицательные эмоциональные состояния - страх, душевный дискомфорт и другие - т.е. все отрицательно эмоциональные агенты.
Классификация видов стресса:
1. в зависимости от причины (стрессора):
а) биологический (физический) стресс, вызываемый экстремальными агентами,
б) эмоциональный стресс, вызываемый отрицательными эмоциями.
2. в зависимости от скорости включения и механизма:
а) срочный (немедленный) стресс - возникает моментально (секунды) - направлен на быстрый выход из опасной ситуации; механизм - возбуждение симпато-адреналовой системы,
б) долговременный стресс - включается позднее (часы), направлен на длительное сопротивление стрессору; в основе механизма - включение в реакцию гормонов гипофиза и коры надпочечников.
Характеристика и патогенез срочного стресса. Срочный стресс - немедленная реакция организма, возникающая в ответ на экстремальные агенты, направленная на кратковременное повышение резистентности, механизм которой связан с активацией симпато-адреналовой системы.
Характеристика: описал Кеннон для вариантов жизни - убежать от опасности или устранить опасность физически (напасть) - это реакция битва-бегство; его суть - быстро предельно усилить мышечную и мозговую деятельность, путем активации систем кровообращения, дыхания.
Адреналин - формирует хаотичный стресс. Норадреналин - формирует срочный стресс через активацию мозговых структур. Однако, срочный стресс не в состоянии обеспечить долговременную адаптацию к стрессору - не хватает симпато-адреналовых ресурсов.
Патогенез срочного стресса:
а) запуск срочного стресса осуществляется через центры гипоталамуса с последующей активацией симпато-адреналовой системы и выбросом катехоламинов: адреналина (мозговая часть надпочечников) и норадреналина (мозговая часть надпочечников и медиатор симпатического возбуждения). Запуская стресс, эти гормоны действуют через усиление кровообращения и метаболизма,
б) механизм гемодинамического обеспечения стресса: тахикардия, увеличение минутного объема сердца, повышение артериального давления, ускорение кровотока, перераспределение крови к мозгу, мышцам, сердцу; усиление свертывания крови; усиление газообмена,
в) механизм метаболического обеспечения стресса:
● образование глюкозы и гликогена под влиянием гормона глюкагона - гипергликемия в мозге, мышцах;
● усиление расщепления жирных кислот с освобождением энергии;
● усиление газообмена, расширение бронхов.
Характеристика и патогенез долговременного стресса - общего адаптационного синдрома (ОАС).
ОАС - это общая неспецифическая нейро-гормональная реакция организма в ответ на действие экстремальных агентов, направлена на долговременное повышение резистентности к ним, механизм которой связан с действием адаптивных гормонов гипофиза и коры надпочечников. Открыл и изучил Ганс Селье.
Стадии ОАС и их характеристика:
● Первая стадия - тревоги (мобилизации), она подразделяется на две фазы: фаза шока и фаза противошока. В фазу шока возникает угроза всем жизненноважным функциям организма, при этом развиваются гипоксия, снижение артериального давления, гипотермия, гипогликемия; а организм оказывается подверженным повреждению и может погибнуть, если не включиться механизм действия адаптивных