Значение патофизиологии для теории и практики медицины. Моделирование как основной метод патофизиологии: его виды, возможности и ограничения.

ВВЕДЕНИЕ

В ПАТОФИЗИОЛОГИЮ

Общая нозология

Учебное пособие

Уфа 2015

УДК 616.8-092 (075.8)

ББК 53.4я73

В 20

Рецензенты:

Миннебаев, М.М.- д-р мед. наук, проф. каф. Общей патологии

ГБОУ ВПО Казанского государственного медицинского университета;

Овсянников Виктор Григорьевич – д-р. мед. наук, профессор, зав. кафедрой Патофизиологии ГБОУ ВПО Ростовского государственного медицинского университета.

Введение в патофизиологию. Общая нозология:учебное пособие для самостоятельной работы студентов:/сост.Д.А.Еникеев, Э.Н.Хиса-мов, Е.А. Нургалеева, Д.В. Срубилин, Г.А.Байбурина, В.И. Лехмус, Г.Г. Халитова, Е.Р.Фаршатова, Л.В.Нагаева, В.П.Головин –Уфа: изд.-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России,- 2015.- 130 с.

Учебное пособие подготовлено для самостоятельной внеаудиторной работы студентов в соответствии с компетенциями УМК и с рабочей программой учебной дисциплины патофизиологии, в основу которых положены требования ФГОС ВО по направлению подготовки (специальности) 31.05.01 - Лечебное дело.

Учебное пособие составлено в форме ответов на контрольные вопросы, включает теоретическую информацию по разделам «общее учение о болезни», «действие болезнетворных факторов внешней среды», «наследственность и патология», «патология клетки». Оснащено тестовыми заданиями с эталоном ответов.

Учебное пособие предназначено для обучающихся по специальности 31.05.01 - Лечебное дело.

Рекомендовано Координационным научно-методическим советом и утверждено решением Редакционно-издательского совета ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России.

УДК 616.8-092 (075.8)

ББК 53.4я73

© ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России,- 2015.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………..5

I. Общее учение о болезни……………………………………………..7

1.1. Предмет и содержание патофизиологии. Место патофизиологии среди других медико-биологических наук. Понятие о клинической патофизиологии……………………………………………………………..7

1.2.Терминальные состояния, их характеристика.

Биологическая смерть. ……………………………………………...… .24

1.3. Этиология: термин, определение понятие, классификация.

Роль причины и условий в возникновении, развитии и преодолении болезней. Теоретическое и практическое значение

изучения этиологии. ……………………………………………………...28

1.4. Общий патогенез: термин, определение понятия, классификация. Повреждение как начальное звено патогенеза. Уровни повреждения и их проявление. ……………………………….…………………………....34

1.5. Реактивность организма: определение понятия, проявления, сопоставление с конституцией и резистентностью. Виды реактивности………………………………………………………………………….47

II.Болезнетворное влияние факторов внешней среды…………….58

2.1. Повреждающее действие физических факторов (виды, последствия, патогенез) ………………………………………………………………...58

2.2. Действие высоких температур (ожоги, ожоговая болезнь, гипертермия, тепловой и солнечный удар), проявления, патогенез…………… 66

2.3. Действие низких температур (гипотермия и отморожения), проявления патогенез. Роль охлаждения в возникновении простудных

заболеваний……………………………………………………….……….70

2.4. Этиология и общий патогенез лучевых поражений: острая и хроническая лучевая болезнь……………………………………………………72

2.5. Болезнетворное действие химических факторов: экзо - и

эндогенные интоксикации. Основные закономерности действия ядов на организм…………………..…………………………………………… …79

2.6.Повреждающее действие электрической энергии………………….83

2.7.Повреждающее действие барометрического давления…………….84

III.Наследственные болезни человека ……………………………....90

3.1.Хромосомные болезни. ……………………………………………...90

3.2. Генные болезни человека -. ……………………………………….101

3.3.Мультифакториальные заболевания, митохондриальные

болезни…………………………………………………………………..108

3.4. Методы изучения наследственных болезней…..…………..……110

IV. Общая патология клетки……………………………….………..112

4.1.Общая патофизиология клетки…………………………………….112

4.2.Механизмы клеточных дистрофий……………………..…………115

Рекомендуемая литература………………………………….………..118

ПРИЛОЖЕНИЕ. Тестовые задания с эталонами ответов……….119

1.Патогенное действие электрического тока……………………...…..119

2.Патология и наследственность………………………………………120

3.Общая патология клетки………………………………………….….123

4.Патогенное действие УФЛ и ионизирующего излучения……..…...125

ВВЕДЕНИЕ

Патофизиология(от греч. pathos—болезнь, страдание и logos — учение, наука)— основная интегративная фундаментальная медико- биологическая наука, изучающая наиболее общие закономерности возникновения, развития и исхода заболеваний. Патофизиологию часто называют наукой о жизнедеятельности больного человека и животного или физиологией и биохимией больного организма. И это вполне оправдано, потому что основным предметом изуче­ния патофизиологии являются:причины и механизмы функциональных и биохимических нарушений, лежащих в основе болезни;механизмы приспособления и восстановления нарушенных при болезни функций (механизмы выздоровления).Будучи теоретическим фундаментом медицины, патофизиология связывает базисные теоретические дисциплины (биология, био­химия, биофизика, физиология, генетика и др.) с дисциплинами клинического профиля. Патофизиология тесно связана с блоком морфологических дисциплин (анатомия, гистология, патанатомия, патоморфология), так как не может быть нарушения функции без нарушения структуры, и «даже ничтожнейшие функциональные изменения не могут возникнуть и исчезнуть, не отразившись в соответствующих структурных изменениях на молекулярном или ультраструктурном уровне».

Основная задача патофизиологиикак фундаментальной медико-биологической науки - получение новых знаний о патогенетиче­ской сущности болезни и механизмах выздоровления (саногенеза), т.е. установление общих закономерностей и базисных механизмов реализации биологических процессов, «независимо от структурно- функционального уровня осуществления изучаемых явлений, будь то глубинные молекулярные, биохимические и биофизические про­цессы или внешние формы системных отношений и поведения» (Саркисов Д.С. и др., 1997).

Предлагаемое учебное пособие по основам патофизиологии составлено в форме ответов на контрольные вопросы, в целом включает учебную информацию по разделам «общее учение о болезни», «действие болезнетворных факторов внешней среды», «наследственность и патология» и «патология клетки» и предназначено для самостоятельной внеаудиторной работы студентов, обучающихся по специальности 31.05.01 - Лечебное дело.

Мотивацией составления данного пособия послужила необходимость иметь на кафедре единую базу уровня требований преподавателей, лекторов и экзаменаторов, а также конкретно регламентированные масштабы по содержанию преподаваемой учебной информации.

Представленные в пособии материалы (понятия этиологии, патогенеза, принципы классификации болезней, моделирование патологических процессов, конституция и наследственность в патологии, повреждения клетки, а также болезнетворное влияние факторов внешней среды) соответствуют следующим компетенциям ФГОС ВО по дисциплине «Патофизиология», «Клиническая патофизиология»:

-способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);

-готовностью к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала (ОК-5);

-готовностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);

-способностью к оценке морфофункциональных, физиологи-ческих состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач (ОПК-9);

-способностью и готовностью к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (ПК-1);

-готовностью к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания (ПК-5);

-способностью к определению у пациентов основных патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ) (ПК-6);

-готовностью к участию во внедрении новых методов и методик, направленных на охрану здоровья граждан (ПК-21).

I.ОБЩЕЕ УЧЕНИЕ О БОЛЕЗНИ

1.1. Предмет и содержание патофизиологии. Место патофизиологии среди других медико-биологических наук. Понятие о клинической патофизиологии.

Патофизиология и ее место среди медико–биологических и клинических наук

Термин "патофизиология" происходит от двух слов: "па­тология" и "физиология". В свою очередь термин "патология" в переводе с греческого означает pathos – болезнь, страдание + logos – учение, наука, а "физиология" – с греческого physis –природа + logos. Таким образом, "патофизиология" – это наука о жизнедеятельности больного организма.

Термин "патологическая физиология" впервые использовал L.Gailliot (Галлиот), выпустивший в 1819 г. учебник под названием "Общая патология и патологическая физиология" ("Pathologie general et physiologic pathologique"); этим термином пользовался Р.Вирхов (1947), а утвердил его В.В.Пашутин, издав "Лекции по общей патологии (патологической физиологии)".

Словосочетание "патологическая физиология" не совсем удачно. Почему? Термин "патология", "патологический" используется для обозначения нарушений жизнедеятельности организма, обозначения самих этих нарушений, а термин "физиология" обычно относят к нормальным процессам жизнедеятельности. С учетом этих нюансов словосочетание "патологическая физиология", предложенное в 1924 году академиком А.А.Богомольцем и профессором С.С.Халатовым, в некоторых отношениях некорректно, поэтому предпочтительнее пользоваться термином "патофизиология".

Наряду с термином "патофизиология" за рубежом в ряде стран используется термин "экспериментальная патология", введенный в свое время Франсуа Мажанди (1783–1855), Клодом Бернаром (1813 – 1873) и В.В.Пашутиным (1845–1901)–основоположниками эксперимен-тального метода в медицине.

Итак, что же такое патофизиология? Это наука, изучающая нарушенные функции больного организма и ставящая своей задачей выяснение наиболее общих закономерностей возникно­вения, течения и исхода заболевания. Она относится к медико-биологическим наукам, соединяя биологические науки (биологию, биохимию, анатомию, гистологию, физиологию и др.) с клиническими дисциплинами (терапией, педиатрией, хирургией, неврологией и т.д.). Патофизиология – это раздел, часть медицины – науки, имеющей своей главной задачей, с одной стороны, сохранение и укрепление здоровья человека, а с другой–предупреждение болезней и лечение заболевших. Сама же медицина возникла на стыке естественных и социальных наук (дисциплин) и состоит из науки о здоровье и науки о болезни (патологии).

Предмет и содержание патофизиологии

Патофизиология как и любая другая имеет свой предмет и свой метод изучения. Объектом исследования па­тофизиологии является больной организм, а предметом изучения служит:

во-первых, выяснение общих и частных (конкретных) механиз-мов, лежащих в основе резистентности организма, возникновения, развития и завершения патологических процессов и болезней;

во-вторых, изучение типовых патологических процессов, различная комбинация которых определяет клиническую картину различных заболеваний;

в-третьих, выявление специфичных для отдельных органов и систем типовых форм нарушений функций и их восста­новления.

Таким образом, предмет патофизиологии составляет сово-купность знаний, накопленных при изучении сущности болезней, причин и условий их возникновения, механизмов развития и преодоления, а также совокупность знаний об основных компонентах болезни (воспаление, лихорадка, гипоксия, нарушение обмена веществ и др.) и важнейших закономерностях повреждения отдельных органов и систем.

Как учебная дисциплина патофизиология состоит из 3 разделов:

1. Общая патофизиология. Она включает общую нозо­логию (учение о сущности болезни), формирующую основные понятия и категории патологии, создающую классификации и номенклатуру болезней и изучающую социальные аспекты патологии; общую этиологию – учение о причинах и усло­виях возникновения болезни и принципах этиотропной профилактики и терапии; общий патогенез – учение о механизмах устойчивости, общих механизмах развития болезни, механизмах выздоровления и умирания и о принципах патогенетической профилактики и терапии; а также учение о наследственности, конституции и реактив­ности.

2. Типовые патологические процессы (воспаление, лихорадка, гипоксия, аллергия, отек, нарушения обмена веществ и др.) – т.е. те процессы, которые часто выступают в качестве компонента многих заболеваний.

3. Частная патофизиология. Этот раздел включает типовые формы нарушений органов и систем: дыхания, кровообращения, крови, пищеварения, эндокринной и нервной систем, печени, почек и т.д. Этот раздел наиболее тесно сближен с клиникой, но есть и принципиальные отличия:

а) клиницисты изучают болезни на основании клиничес­кой симптоматики, диагностики, лечения и т.д. применительно к конкретному заболеванию и фиксируют внимание на специфических чертах, отличающих одно заболевание от другого, или одно и то же заболевание, но по-разному про­текающее у различных людей;

б) патофизиологи же изучают то общее, что наблюдается у больных при заболеваниях сердца, почек, печени, легких. Например, суть сердечной недостаточности при различных заболеваниях сердца; легочную недостаточность при различных заболеваниях легких.

В последние годы эксперименты на животных существенно дополняются исследованиями больного человека с помощью безвредных для него методов (биохимических, ультразвуковых, иммунологических, компьютерной томографии и др.). Речь идет о клинической патофизиологии, как разделе патофизиологии.

Основной целью курса клинической патофизиологии является обучение умению использовать полученные знания о патологических процессах, происходящих в организме, о ха­рактере компенсаторно-приспособительных механизмов, обеспечивающих сохранение функции пораженного органа, системы, о методах функциональной диагностики для выбора рационального дифференцированного метода терапевтического лечения, оптимальных вариантов хирургического вмеша­тельства. Курс клинической патофизиологии предусматривает:

– изучение и анализ характера и тяжести нарушений функций жизненно важных органов человека на каждом этапе заболевания;

– выявление взаимосвязи патогенеза заболевания и его клинических проявлений;

– определение степени влияния патологического процесса на пораженный орган, а также на другие жизненно важные органы и системы организма больного;

– умение использовать методы функциональной диагностики для оценки степени нарушения функции органа или системы и выбора патогенетически обоснованного лечения с целью предупреждения осложнений и восстановления естественной ауторегуляции жизненных процессов больного;

– разработку новых рекомендаций по диагностике и профилактике заболеваний и лечению больного;

Углубленное изучение курса клинической патофизиологии позволит:

а) обоснованно выбирать оптимальные методы пато­генетической терапии;

б) квалифицированно интерпретировать результаты мето­дов функциональной диагностики, грамотно объяснять происхождение и механизм симптомов заболевания;

в) оценивать специфическую и неспецифическую реактив­ность больного, учитывая ее особенность при выборе наиболее оптимальных методов лечения конкретного пациента.

Основные понятия общей нозологии: норма, здоровье, предболезнь, болезнь, патологическая реакция, патологический процесс, патологическое состояние.

Нозология (с греч. nosos – болезнь) – это учение о болезни. Термин "патология" – это тоже учение о болезни, однако этот термин является более широким понятием, чем "нозология", по­скольку изучает болезнь со всех сторон, в любых аспектах: ана­томическом, патофизиологическом, биохимическом и т.д.

Общая нозология – это часть патологии, она рассматривает следующие вопросы:

а) сущность болезни на разных этапах развития медицины;

б) номенклатуру и классификацию болезней;

в) формы возникновения, развития и течения болезней.

Номенклатура и классификация болезней – это упорядочение множества известных болезней на основе рациональных, теоре­тически обоснованных и отвечающих запросам практической медицины принципов и критериев. Номенклатура – обширный перечень или каталог наименований нозологических форм. Клас­сификация болезней – определенная система распределения бо­лезней и патологических состояний на классы, группы и другие рубрики в соответствии с установленными критериями.

Наиболее принята в настоящее время Международная клас­сификация и номенклатура болезней, предложенная ВОЗ. Эта классификация периодически подвергается пересмотру и уточ­нению.

В последние годы выделяют частную нозологию, которая изучает все те же самые вопросы, что и общая, но только при конкретных заболеваниях.

Основными критериями здоровья являются:

– уравновешенность организма с внешней средой,

– соответствие структуры и функции,

– способность организма поддерживать гомеостаз,

– полноценное участие в трудовой деятельности.

При "диагностике здоровья", равно как и при выявлении болезни, проводится ряд исследований и измерений, сопоставление полученных результатов с нормой. Таким образом, без понятия "нормы" невозможно представление о здоровье, т.е. здоровье – это нормальное состояние организма. Однако, на сегодня отсутствует система объективной оценки степени соответствия организма норме, чем и объясняется использование в обиходе таких терминов, как крепкое, слабое, пошатнувшееся здоровье. В официальной медицине используется также не вполне определенный термин "практически здоров".

При действии ряда патогенных факторов выделяют период в жизнедеятельности организма, который характеризуется резким снижением его адаптационных возможностей при сохранении постоянства внутренней среды (гомеостаза) – речь идет о предболезни, как состоянии организма на грани здоровья и болезни, могущем перейти в выраженную форму какой–либо болезни, либо через некоторое время закончиться нормализацией функций организма.

Термин "предболезнь" как бы постулирует, что возник­новению болезни всегда предшествует состояние здоровья. Таким образом,предболезнь – это жизнь организма, имеющего дефект, при котором либо заметно не снижается биологическая или социальная адаптация благодаря мобилизации приспособительных механизмов, либо снижение адаптации проявляется лишь при взаимодействии с отдельными факторами внешней среды, которых можно избежать.

Р.М.Баевский и В.Л.Карпман выделяют две фазы предболезни:

I фаза характеризуется преобладанием неспецифических жалоб при практически сохранной работоспособности. В эту фазу предболезни нарушение гомеостаза происходит на уровне информационных и энергетических процессов, что снижает адаптационные возможности организма.

II фаза предболезни характеризуется специфическими изменениями с четким адресом будущего заболевания. Здесь хорошо определяются анатомо-морфологические структуры, в которых наряду с метаболическими имеются уже структурные изменения. Это и есть предболезнь в ее клиническом смысле, область состояний в интервале между здоровьем и болезнью, где происходит переход количественных изменений в качественные, переход этиологических факторов в патогенетические.

Предболезнь можно рассматривать как реализованную организмом вероятность заболевания, которая обусловлена влиянием внешних факторов и снижением адаптационных возможностей организма. Снижение функциональных возмож­ностей организма делает адаптацию несовершенной.

Зная, что такое норма, здоровье, предболезнь, легче опреде­лить содержание такого ключевого, главного понятия нозологии, как болезнь. Этот термин используется в узком смысле для обоз­начения отдельных конкретных заболеваний, в более широком смысле – для обозначения определенного биологического явления, особой формы жизнедеятельности организма.Следовательно:

а) причинами болезней являются патогенные факторы внеш­ней или внутренней среды, причем ведущая роль в возникновении болезни принадлежит факторам внешней среды, даже если это и касается наследственных заболеваний;

б) для болезни характерна недостаточность приспособительных реакций организма. Они могут быть даже значительно усилены, но недостаточны для поддержания равновесия орга­низма с окружающей средой;

в) болезнь характеризуется снижением трудоспособности и социальной полезности человека. Кратковременное снижение трудоспособности вследствие переутомления, а также в после­дние месяцы беременности не следует считать уменьшением со­циальной полезности человека. Следует иметь в виду, что пони­жение трудоспособности, как признак заболевания, не характе­рен для болезней детей и стариков.

Итак,болезнь – это своеобразный жизненный процесс, воз­никающий под влиянием действующих на организм вредоносных факторов и выражающийся в комплексе структурно–функциона­льных и метаболических изменений, а также нарушении функций и приспособляемости, ограничении работоспособности и со­циально–полезной деятельности.

Болезнь отличается от патологической реакции, патоло­гического процесса и патологического состояния.

Патологическая реакция (от греч. слов: pathos – болезнь, страдание; re – против; actio – действие) – неадекватный и биологически нецелесообразный ответ организма или его систем на воздействие обычных или чрезвычайных раздражителей. Например, кратковременное повышение АД после нервного напряжения или понижение уровня сахара в крови в связи с введением больших доз инсулина.

Патологические реакции по своим характеристикам выхо­дят за границы фило– и онтогенетически обусловленной нормы реагирования, свойственной данному организму. Они являются либо следствием, либо проявлением нарушенной реактивности организма. В одних случаях они могут носить качественный характер в виде извращенных, парадоксальных ответов на опре­деленное воздействие или неадекватных по интенсивности и продолжительности реакций. Например: аллергические реакции и неадекватные психоэмоциональные и поведенческие реакции.

Патологические рефлексы (патологические рефлекторные реакции) возникают на почве структурно–функциональных нарушений деятельности различных отделов нервной системы. Речь идет о необычных двигательных рефлекторных реакциях – рефлексах Бабинского, Россолимо, сосательном рефлексе у взрослых, появляющихся при поражениях пирамидного пути.

Патологические рефлексы могут быть условными и безус­ловными. Безусловные возникают, например, при умерен­ном болевом раздражении рефлексогенных зон – резкий и длительный спазм артериол почечных клубочков; парадок­сальные формы секреции желудочного сока; извращенные сосудистые реакции на температурные воздействия.

Условные патологические рефлексы возни­кают на основе временных связей между патогенным и индиф­ферентным раздражителем, причем последний нередко носит ситуационный характер (условнорефлекторный коронароспазм, бронхоспазм, тахикардия, зубная боль и др.).

Патологические реакции имеют различные патогенетичес­кие механизмы. Наиболее полно раскрыта природа аллергических реакций, патологических соматических рефлексов при органических поражениях ЦНС.

Менее изучены патогенетические механизмы вегетативных, соматических и поведенческих реакций при неврозах, психозах. В большинстве случаев их механизмы описываются на уровне таких общих категорий, как парабиоз, патологическая до­минанта, застойный очаг возбуждения.

Парабиоз – это состояние возбудимой ткани, возникающее под влиянием сильных раздражителей и характеризующееся нарушением возбудимости и проводимости. Этот термин был введен в 1901 году выдающимся русским физиологом Н.Е.Вве­денским. Он развивается при действии на возбудимые ткани различных раздражителей: ядов, лекарств в больших дозах, электрических, механических стимулов.

Доминанта (лат. dominans – господствующий) – очаг возбуждения в ЦНС, направляющий целостную деятельность организма в данный момент при данных условиях. Это особое состояние нервных центров, характеризующееся повышенной возбудимостью, стойкостью и инерцией возникающего процесса возбуждения, способностью удерживать и продолжать раз начавшееся возбуждение.

Появление "застойного" очага возбуждения в результате повторяющихся отрицательных эмоциональных воздействий может являться причиной возникновения таких заболеваний, как гипертоническая и язвенная болезнь, стенокардия и др.

Биологическое значение патологических реакций для ор­ганизма различно:

а) в одних случаях патологические реакции представляют собой индифферентный для организма симптом заболевания (рефлекс Бабинского, рефлекс Россолимо);

б) в других случаях они являются существенным компонентом возникшей патологии (например, сыпь, зуд, отек при аллергичес­ких реакциях; неадекватные поведенческие реакции при неврозах и психозах);

в) иногда они могут выступать в качестве решающего па­тогенетического фактора (например, коронароспазм на почве гастрокардиального рефлекса).

Следует помнить и о том, что одна и та же реакция в одних случаях представляет собой приспособительный, биологически целесообразный акт, а в других – патологическую реакцию:

– рвота при попадании в желудок недоброкачественной пищи,

– это защитная реакция,

– рвота, возникшая по механизму условного рефлекса при ви­де, запахе или попытке съесть пищу в связи с ранее имевшем место переедании, должна расцениваться как патологическая реакция.

Вредными могут оказаться защитно-приспособительные по своей природе реакции в связи с их чрезмерной выраженностью (гиперсекреция катехоламинов и глюкокортикоидов при стрессе).

Патологический процесс – закономерно возникающая в организме последовательность реакций на повреждающее дей­ствие патогенного фактора. Один и тот же патологический про­цесс может быть вызван различными этиологическими факторами и являться компонентом различных заболеваний, сохраняя при этом свои существенные отличительные черты. Например, вос­паление может быть вызвано действием механических, физи­ческих, химических, биологических факторов. С учетом природы этиологического фактора, условий и реактивности организма воспаление отличается большим разнообразием, однако, несмот­ря на это, во всех случаях воспаление остается целостной, стан­дартной сосудисто-мезенхимальной реакцией на повреждение тканевых структур и включает альтерацию, нарушение микро­циркуляции, экссудацию с эмиграцией, повышение сосудистой проницаемости, фагоцитоз и пролиферацию.

Примерами патологических процессов являются воспаление легочной ткани при пневмонии, гипоксия при облитерирующем эндартериите, воспаление сердечной мышцы при инфаркте миокарда, лихорадка при брюшном тифе т.д.

Совокупность патологических процессов определяет па­тогенез заболеваний. Но болезнь не является простой суммой патологических процессов. Крупозная пневмония – это не сумма таких патологических процессов, как воспаление, лихорадка, гипоксия, ацидоз. Лишь во взаимосвязи всех этих компонентов и внутреннем их единстве заключается конкретное содержание и их нозологическая определенность. Характерные особенности патологических процессов:

1. Патологические процессы могут выступать в качестве раннего этапа развития болезни (отложение холестерина как проявление нарушенного липидного обмена, тромбоз коронар­ных артерий как проявление нарушенной микроциркуляции – инфаркт миокарда).

2. Патологические процессы на определенной стадии развития могут приобретать новые качества – качества болезни как нозологической формы: отложение холестерина в коро­нарных сосудах – ИБС, хотя это условно и трудно порой разгра­ничить патологический процесс и болезнь.

3. Некоторые болезни по существу представляют собой пато­логический процесс – горная и высотная болезнь, декомпрессионная болезнь.

4. Патологические процессы имеют различную природу и разное биологическое значение:

а) одни из них являются прямым следствием действия этиоло­гического фактора и проявлением вызванного ими повреждения (гипоксия),

б) другие типовые патологические процессы выработались в процессе эволюции как биологически полезные реакции орга­низма на вызванное патогенным фактором повреждения (воспа­ление, лихорадка, тромбоз), но при определенных обстоятель­ствах они могут оказать и губительное влияние.

Патологическое состояние – это стойкое отклонение струк­туры и функции органа (ткани) от нормы, имеющее биологически отрицательное значение для организма; нарушения, мало ме­няющиеся во времени. Патологические состояния могут быть ге­нетически детерминированы (полидактилия, дефект верхней гу­бы и твердого неба и др.) и могут быть следствием ранее перене­сенного заболевания или патологического процесса: последствия травм – рубцы, утрата конечности, анкилозы, хромота, ложные суставы; туберкулез позвоночника – горб; рахит – деформация скелета.

Примерами патологических состояний являются также культя (после ампутации конечности), рубцовые изменения тканей после термического ожога, атрофия альвеолярных отростков челюсти в связи с удалением или выпадением зубов, приобретенный дефект клапанного аппарата сердца.

Обычно патологические состояния не содержат непос­редственных предпосылок к заметной динамике и подвергаются в основном возрастным изменениям: снижение остроты зрения, слуха, атрофия мышц, выпадение зубов. Вместе с тем, патологическое состояние может привести к возникновению вторичных более или менее развивающихся патологических процессов или болезней. Например, удаление или выпадение зубов вызывает атрофию альвеолярных отростков челюсти и приводит к нарушению пищеварения; стойкое рубцовое сужение пищевода вызывает значительные нарушения пищеварения.

Иногда под влиянием различных дополнительных воз­действий патологическое состояние может перейти в быстро развивающийся патологический процесс: родимое пятно после многократного облучения УФ–лучами превращается в меланосаркому (злокачественную опухоль).

Заболеваний

Стресс - универсальная неспецифическая нейро-гормональная реакция организма на повреждение или сигнал угрозы жизни или благополучия организма, проявляющееся в повышении резистентности организма.

Классификация стрессоров - агентов, вызывающих стресс:

1) все виды агентов, вызывающих такие экстремальные повреждения, как гипоксия, гипотермия, травма, лучевая энергия, отравление - т.е. все экстремальные агенты.

2) сигналы угрозы благополучию жизни организма, вызывающие отрицательные эмоциональные состояния - страх, душевный дискомфорт и другие - т.е. все отрицательно эмоциональные агенты.

Классификация видов стресса:

1. в зависимости от причины (стрессора):

а) биологический (физический) стресс, вызываемый экстремальными агентами,

б) эмоциональный стресс, вызываемый отрицательными эмоциями.

2. в зависимости от скорости включения и механизма:

а) срочный (немедленный) стресс - возникает моментально (секунды) - направлен на быстрый выход из опасной ситуации; механизм - возбуждение симпато-адреналовой системы,

б) долговременный стресс - включается позднее (часы), направлен на длительное сопротивление стрессору; в основе механизма - включение в реакцию гормонов гипофиза и коры надпочечников.

Характеристика и патогенез срочного стресса. Срочный стресс - немедленная реакция организма, возникающая в ответ на экстремальные агенты, направленная на кратковременное повышение резистентности, механизм которой связан с активацией симпато-адреналовой системы.

Характеристика: описал Кеннон для вариантов жизни - убежать от опасности или устранить опасность физически (напасть) - это реакция битва-бегство; его суть - быстро предельно усилить мышечную и мозговую деятельность, путем активации систем кровообращения, дыхания.

Адреналин - формирует хаотичный стресс. Норадреналин - формирует срочный стресс через активацию мозговых структур. Однако, срочный стресс не в состоянии обеспечить долговременную адаптацию к стрессору - не хватает симпато-адреналовых ресурсов.

Патогенез срочного стресса:

а) запуск срочного стресса осуществляется через центры гипоталамуса с последующей активацией симпато-адреналовой системы и выбросом катехоламинов: адреналина (мозговая часть надпочечников) и норадреналина (мозговая часть надпочечников и медиатор симпатического возбуждения). Запуская стресс, эти гормоны действуют через усиление кровообращения и метаболизма,

б) механизм гемодинамического обеспечения стресса: тахикардия, увеличение минутного объема сердца, повышение артериального давления, ускорение кровотока, перераспределение крови к мозгу, мышцам, сердцу; усиление свертывания крови; усиление газообмена,

в) механизм метаболического обеспечения стресса:

● образование глюкозы и гликогена под влиянием гормона глюкагона - гипергликемия в мозге, мышцах;

● усиление расщепления жирных кислот с освобождением энергии;

● усиление газообмена, расширение бронхов.

Характеристика и патогенез долговременного стресса - общего адаптационного синдрома (ОАС).

ОАС - это общая неспецифическая нейро-гормональная реакция организма в ответ на действие экстремальных агентов, направлена на долговременное повышение резистентности к ним, механизм которой связан с действием адаптивных гормонов гипофиза и коры надпочечников. Открыл и изучил Ганс Селье.

Стадии ОАС и их характеристика:

● Первая стадия - тревоги (мобилизации), она подразделяется на две фазы: фаза шока и фаза противошока. В фазу шока возникает угроза всем жизненноважным функциям организма, при этом развиваются гипоксия, снижение артериального давления, гипотермия, гипогликемия; а организм оказывается подверженным повреждению и может погибнуть, если не включиться механизм действия адаптивных

Наши рекомендации