Диагностический опросник Е.А.Климова
Дорогой друг, пройди диагностику, которую составил выдающийся российский ученый, доктор психологических наук, профессор, Евгений Александрович Климов. Данный тест содержит 20 пар предложений, описывающих различные виды деятельности. Чтобы успешно выполнить тест, тебе надо выбрать только одно из двух утверждений в каждой паре. Сделав выбор, тебе надо записать номер выбранного утверждения в третьем столбце таблицы.
Когда ты будешь выбирать, то мысленно отвечай на вопрос: «Если бы тебе пришлось выбирать только одну из двух возможностей, что бы ты предпочел(а)?»
Время работы над тестом не ограничивается.
Тестовые вопросы: | Мой выбор: | |
1а. Ухаживать за животными | 1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать) | |
2а. Помогать больным | 2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин | |
За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок | 3б. Следить за состоянием, развитием растений | |
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) | 4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать | |
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи | 5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты) | |
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) | 6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) | |
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) | 7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др. | |
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) | 8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) | |
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище | 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках | |
10а. Лечить животных | 10б. Выполнять вычисления, расчеты | |
11а. Выводить новые сорта растений | 11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.) | |
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять | 12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок) | |
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности | 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов | |
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты | 14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п. | |
156. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) | 15а. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. | |
16а. Делать лабораторные анализы в больнице | 16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение | |
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий | 17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов | |
18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. | 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах | |
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания | 19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты | |
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада | 20б. Работать на клавишных машинах (набирать текст на клавиатуре и др.) |
Дорогой друг, используй ключ к тесту и определи, к какому типу людей ты относишься. Для этого, тебе надо выделить любым образом в таблице, расположенной ниже, те ответы, которые ты выбрал и записал в предыдущей таблице. После этого, тебе надо посчитать количество выделенных ответов в каждой строке и записать эту цифру в столбец, который называется «Мои результаты»:Ключ к тесту:
Типы профессий | Номера вопросов | Мои результаты (общая сумма ответов в данной строке) | ||||||||
Человек-природа | 1а | 3б | 6а | 10а | 11а | 13б | 16а | 20а | ||
Человек-техника | 1б | 4а | 7б | 9а | 11б | 14а | 17б | 19а | ||
Человек-человек | 2а | 4б | 6б | 8а | 12а | 14б | 16б | 18а | ||
Человек-знаковая система | 2б | 5а | 9б | 10б | 12б | 15а | 19б | 20б | ||
Человек-художественный образ | 3а | 5б | 7а | 8б | 13а | 15б | 17а | 18б |
Интерпретация результатов теста:
Дорогой друг, теперь тебе надо выбрать тот тип профессий, по которому у тебя получилось максимальное количество совпадений. Название типов профессий:
• «человек–природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;
• «человек–техника» –все технические профессии;
• «человек–человек» –все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;
• «человек–знак» - все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;
• «человек–художественный образ» –все творческие специальности.
Запиши, тот тип профессии, который ты выбрал___________________________________________.
Дорогой друг,
изучи краткое описание всех типов профессий и обрати внимание на тот тип, который ты выбрал:
I. «Человек-природа»
Этот тип профессий для тех, кто любит работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, любит предмет биологию.
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек природа» являются:
• животные, условия их роста, жизни;
• растения, условия их произрастания.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
• изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог);
• выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);
• проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).
Психологические требования профессий «человек-природа»:
• развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;
• поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п.
II. «Человек-техника»
Этот тип профессий для тех, кому нравятся лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, кто делает модели, разбирается в бытовой технике, кто мечтает создавать, эксплуатировать или ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки.
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек техника» являются:
• технические объекты (машины, механизмы);
• материалы, виды энергии.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
• создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);
• эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);
• ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).
Психологические требования профессий «человек-техника»:
• хорошая координация движений;
• точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;
• развитое техническое и творческое мышление и воображение;
• умение переключать и концентрировать внимание;
• наблюдательность.
III. «Человек-знаковая система»
Этот тип профессий для тех, кто любит выполнять вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать различные сведения, кто хочет заниматься программированием, экономикой или статистикой и т. п.
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» являются:
• тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик);
• цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЭВМ, экономист, бухгалтер, статистик);
• чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист);
• звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).
Психологические требования профессий «человек-знаковая система»:
• хорошая оперативная и механическая память;
• способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;
• хорошее распределение и переключение внимания;
• точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;
• усидчивость, терпение;
• логическое мышление.
IV. «Человек-художественный образ»
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» является:
• художественный образ, способы его построения.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
• создание, проектирование художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);
• воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);
• размножение художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).
Психологические требования профессий «человек-художественный образ»:
• художественные способности; развитое зрительное восприятие;
• наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение;
• знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.
V. «Человек-человек»
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек -человек» являются:
• люди.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
• воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);
• медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня);
• бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер);
• информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор);
• защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).
Психологические требования профессий «человек-человек»:
• стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;
• устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;
• доброжелательность, отзывчивость;
• выдержка;
• умение сдерживать эмоции;
• способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;
• способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;
• способность владеть речью, мимикой, жестами;
• развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;
• умение убеждать людей;
• аккуратность, пунктуальность, собранность;
• знание психологии людей.