Основные правила ухода за моторными судами

Самым важным условием содержания моторных судов в хорошем техническом состоянии является заботливый и постоянный уход за ними. Поэтому начинающим судоводителям-любителям следует с первого дня приобретения судна приучить себя к строгому соблюдению правил ухода за судном, что во время плавания обеспечит надежную гарантию от многих досадных «случайностей».

1. Нельзя допускать накопление воды в корпусе судна. Постоянная влажность вызывает коррозию металла и создает условия для быстрой порчи оборудования. К тому же скопление воды в корпусе при плавании увеличивает массу судна и ухудшает его остойчивость.

2. Возвратившись из плавания, желательно каждый раз смывать с корпуса и надстроек грязь, пока она не въелась в краску. Кроме того, рекомендуется не реже одного раза в месяц промывать корпус и надстройки теплой водой с моющим средством. Если на окрашенной поверхности имеются пятна, которые не удаляются при мытье , то нужно протереть их очистителем битумных пятен или уайт - спиритом . Нельзя мыть окрашенные поверхности растворами стирального порошка, так как возможно разъедание краски.

После мытья все поверхности надо обильно окатить водой, а внутреннюю часть корпуса протереть сухой ветошью или тряпкой.

3. Если моторное судно хранится на воде, место его стоянки должно быть укрыто от ветра и находиться по возможности дальше от судового хода, чтобы волны от проходящих судов не оказывали вредного действия на корпус, не вызывали ударов его о грунт при незначительной глубине в месте стоянки.

4. При вытаскивании судна на берег под корпус нужно подкладывать деревянные катки. Это облегчит вытаскивание, сохранит краску и предупредит возможные повреждения обшивки. Крупные мотолодки и катера следует поднимать на берег, предварительно подведя под корпус специальные стапель-сани с кильблоками.

5. Подняв моторное судно на берег, надо внимательно осмотреть его подводную часть, удалить с корпуса грязь и песок.

6. На зимний период моторное судно необходимо вытаскивать на берег и устанавливать в месте, защищенном от снега и дождя. Надежнее всего хранить судно зимой в закрытом помещении.

Перед постановкой судна на зимовку его нужно тщательно очистить от грязи, хорошо промыть и насухо вытереть. Если этого не сделать, за зимний период грязь настолько сильно въестся в краску, что весной ее удалить станет невозможно, а оставшаяся в корпусе вода, замерзнув, может повредить корпус.

Для того чтобы днище корпуса не примерзло к земле, судно следует установить на кильблоки. Если мотолодка хранится вверх килем, под нее нужно подложить деревянные бруски, а еще лучше приподнять ее на специально оборудованное стапельное место высотой около 1 м над землей.

7. Двигатель моторного судна на зимний период следует законсервировать в соответствии с заводской инструкцией. В противном случае при длительном бездействии в зимний период на некоторых деталях двигателя возможно появление коррозии или разрыв полостей при «размораживании».

Если по каким-либо причинам нет возможности провести консервацию двигателя и приходится оставлять его зимовать на судне, то рекомендуется выполнить следующее:

корпус судна установить на кильблоках на ровном месте с некоторым дифферентом на корму, чтобы в нее стекли остатки воды, спустить воду из систем двигателя, холодильника и других судовых систем, чтобы предупредить размораживание;

выпустить или откачать из корпуса всю воду, после чего насухо протереть стенки и потолок моторного отсека;

при открытом помещении моторного отсека запустить двигатель и дать ему поработать на средних оборотах, пока из зарубашечных пространств не пойдет пар (обычно на это требуется 2—3 мин), после чего перекрыть горючее, чтобы двигатель выработал его остатки из карбюратора и остановился сам;

когда двигатель остынет до состояния «теплый», протереть его сухой ветошью, укрыть чехлом и еще раз насухо протереть стенки и потолок моторного отсека от конденсата, чтобы предупредить образование в морозное время инея, способствующего возникновению коррозии;

закрыть приемный кингстон системы охлаждения, поставить заглушку в выхлопную трубу и в отвод водяной системы, чтобы в сырую погоду предупредить доступ влаги в двигатель;

плотно закрыть помещение моторного отсека, а входной люк или палубу накрыть чехлом.

8. Надо обязательно проследить, чтобы на зиму на судне не осталось сырых или промасленных тряпок. Сырые тряпки способствуют появлению коррозии, промасленные могут самовозгораться.

9. Весной после таяния снега ветер и солнце быстро уносят влагу с поверхности укрытого корпуса, внутри возможно образования конденсата. Поэтому лодку нужно раскрывать для просушки ветром только с торцов. Все укрытия можно снять с корпуса через одну-две недели.

Обслуживание судов. В целях поддержания судна, как и любого транспортного средства, в строю, своевременного выявления и устранения неисправностей и дефектов в механизмах, устройствах и системах, проводится его техническое обслуживание, которое по характеру и объему выполняемых работ подразделяется на осмотры и ремонты. В период интенсивной эксплуатации судна рекомендуется проводить его осмотр и проверку работы устройств и систем перед выходом (ежедневно) и один раз в месяц.

Перед выходом (ежедневно) необходимо произвести:

  • наружный осмотр корпуса, оборудования, обшивки, горловин на предмет отсутствия водотечности, трещин, грязи, потеков масла и топлива;
  • проверку присоединения, крепления и нулевых показаний контрольно-измерительных приборов;
  • наружныйосмотр двигателя, систем и устройств, опробование двигателя в течение 3-5 мин;
  • проверку дистанционного управления рулем перекладкой с борта на борт (35");
  • проверку леерных ограждений (фальшборта);
  • устранение неисправностей, выявленных при осмотре;
  • дозаправку ГСМ.

Один раз в месяц, кроме указанного ранее объема работ, рекомендуется:

  • проверить состояние нижних листов переборок в труднодоступных местах, очистить от ржавчины, гнили, провести работы по защите от коррозии;
  • смазать все трущиеся поверхности деталей;
  • проверить штуртросы на отсутствие порванных каболок;
  • проверить сопротивление изоляции (на судах, оборудованных схемой электрооборудования);
  • проверить состояние АБ (уровень электролита и его плотность);
  • проверить состояние сальников трубопроводов, кабелей, проходящих через водонепроницаемые переборки;
  • провести работы по устранению выявленных неисправностей.

Ремонт судов. Ремонты подразделяются на капитальный, средний, текущий производятся силами , доковый (выполнение работ по очистке, осмотру, освидетельствованию, ремонту и окраске подводной части корпуса судна, рулей, линии вала и гребного винта в условиях дока или слипа), навигационный (объем определяется судовладельцем по результатам дефектации, проводится в межнавигационный период) и аварийный (устранение аварийных повреждений). В период капитального и среднего ремонтов могут проводиться и различного рода модернизационные работы.

Основные этапы ремонта: дефектация (определение технического состояния судна, его устройств и систем, состава и объема операций по восстановлению), составление ремонтных ведомостей по ее результатам, демонтаж деталей, работы по их восстановлению, сборка, приемка судовладельцем произведенных заводом работ по ремонту.

Для проведения доковых работ судно поднимают в док или на слип.

Док- искусственное сооружение для осушения судов. Подразделяются на сухие, плавучие, наливные, строительные и т.д.

Слип- подъемно-спусковое приспособление для подъема на берег и спуска судов на судовых тележках по рельсовым путям, уложенным на наклонной плоскости. Рельсовые пути имеют надводную и подводную части. Длина подводной части рельсовых путей должна обеспечивать такое погружение тележек, чтобы плавающее судно могло как свободно входить на них, так и всплывать после спуска.

В период ремонта производятся, как правило, и наиболее объемные работы по защите корпуса, устройств, систем от коррозии, а также обязательно очистка и покраска подводной части. Для защиты металлических конструкций от коррозии, деревянных - от гниения и подводной части судов, кроме того, от обрастания водными организмами применяются лакокрасочные покрытия.

Такелажный инструмент, производство такелажных работ на судне.

Такелажные работы.

Основные правила ухода за моторными судами - student2.ru Под такелажными работами понимают обработку для использования в судовых условиях новых канатов и ремонт старых. К этим работам также относятся сращивание (соединение) канатов, заделка огонов и коушей, вязание узлов, накладывание марок, изготовление мягких кранцев и швабр. Вся совокупность судовых снастей (стальные и растительные тросы, цепи и т.д.) для крепления рангоута, управления парусами, грузоподъемных работ, подъема и спуска флага, сигналов и т.д. называется такелажем. Принято деление такелажа на стоячий (крепление неподвижных частей рангоута - мачт, стеньг - ванты, штаги, фордуны) и бегучий (перемещение подвижных частей рангоута и парусов - фалы брасы, шкоты, топенанты). Отсюда - все работы, связанные с изготовлением, ремонтом, испытанием и установкой такелажа на судах, носят название такелажных работ. Они включают в себя изготовление огонов, сплесней и матов, вязание узлов, постановку бензелей и мусингов, тренцевание и клетневание тросов, плетение матов и мягких кранцев, изготовление грузовых сеток и стропов и т.п. Выполняются указанные работы с по мощью такелажного инструмента - сваек, драйков, лопаток, мушкелей, полумушкелей (рис. 77).

Основные правила ухода за моторными судами - student2.ru

Рис 77 Такелажный инструмент

а — свайки б — драек в мушкель г —полумушкель, д — лопатка

К предметам такелажного снабжения на судах относятся:

Основные правила ухода за моторными судами - student2.ru блок (рис. 46) - часть простейшего подъемного приспособления (само приспособление) в виде шкива с желобом по окружности для троса, каната, цепи. Бывают различных размеров, металлические и деревянные, одно, двух и многошкивные, с откидной щекой (канифас-блок);

гак (рис. 48, 49) - стальной крюк, используемый на судах для различных целей (подъема и крепления груза, в леерных и других устройствах и т.д.);

Таблица подбора гака для подъема грузов

Грузоподьемн., т.     Размеры, мм     Масса, кг    
do     di     d     D     b     h    
0,25                             0,15    
0,5                             0,45    
                               
                            5,4    
                            11,2    
                               
                               
                               

целей (подъема и крепления груза, в леерных и других устройствах и т.д.);

скоба (рис. 47) - металлический стержень, изогнутый в форме подковы, концы (лапки) которого соединяются штырем (болтом), имеющим с одной стороны головку, с другой - резьбу, чеку или шплинт, служит для соединения частей тросов такелажных цепей и их крепления к корпусным конструкциям и рангоуту, наращивания буксирных тросов, присоединения якорей к цепям;

обух- болт, имеющий головку с проушиной или неподвижным кольцом, в которое иногда заделывается рым, служит для крепления оснастки грузовых устройств и парусного вооружения, крепления грузов или различных предметов к палубе или переборкам;

рым- металлическое кольцо круглой или овальной формы, продетое в обух, закрепленный на прочной судовой или береговой конструкции и служащий для закладывания в него судовых снастей;

к о у ш - круглая, каплевидная или треугольная оправка из пластмассы или металла с желобом на наружной стороне, служит для обводки вокруг нее петли троса (каната) с целью уменьшения его истирания, применяется для крепления тросов (канатов) к конструкциям или такелажу судна;

талреп (рис. 51) - приспособление для натягивания стоячего такелажа, разделяются на тросовые и винтовые.

Наши рекомендации