Международная независимая ассоциация трезвости

Международная независимая ассоциация трезвости

Музей Е.А.Боратынского – филиал Национального музея Республики Татарстан

Центр профилактики зависимостей "Выбор"

МБУ МП "КЦСО "Доверие"

На обложке изображен магнит

Весеннего праздника трезвости-2017 года.

Размер 60 мм х 55 мм. Публикуется впервые.

(Иллюстрация к статье

«Книжная культура как фактор консолидации оптимистических трезвеннических инициатив Казани»)

Восьмые

Традиционные чтения

Материалы научно-практических чтений, посвященных казанскому трезвенническому движению

(11 сентября 2017г.)

Казань, 2017

Доброй традицией дореволюционной деловой Казани являлась поддержка масштабных социальных инициатив Казанского общества трезвости (1892-1917).

Примером возрождения традиций частной благотворительности является поддержка Праздников трезвости, в том числе осеннего Праздника трезвости 2017 года, которую в течение многих лет оказывают

ООО «Лотос-мед» и

Международная независимая ассоциация трезвости - student2.ru

Группа медицинских центров«Эра».

Международная независимая ассоциация трезвости - student2.ru

Редакция «Феникса» благодарит за поддержку

ветерана российского трезвеннического движения

Рудольфа Михайловича Лазарева (Нижний Новгород)

Предисловие

Восьмые традиционные чтения проходят в год исключительно важных юбилеев для трезвеннического движения Казани, России и стран СНГ.

130 лет назад Лев Николаевич Толстой организовал «Согласие против пьянства».

125 лет назад было создано Казанское общество трезвости.

30 лет назад к советскому читателю вернулся выдающийся сухозаконный роман Джека Лондона «Джон Ячменное зерно».

25 лет зародилось приложение к бюллетеню «Феникс», имевшее литературно-художественную и методическую направленность (позднее получившее название «Эйфория»).

15 лет назад общественность Казани добилась отмены так называемого «Праздника пива».

12 лет назад с главной парадной площади Казани под давлением общественности была удалена пивная «Раки».

Увы, заслуживают упоминания и юбилеи другого рода – трагические.

100 лет назад по Казани покатилось первое издание «Красного колеса», уничтожившее Казанское общество трезвости, загнавшее в подполье и лишившее жизни видных участников антиалкогольных инициатив.

80 лет назад на Казань обрушилось второе издание «Красного колеса» (так называемый «Большой террор»), лишившее жизни уцелевших после Гражданской войны представителей трезвеннической традиции, например, священника Н.М.Троицкого.

Несмотря на столь жестокое к нему отношение, трезвенническое движение в Казани свыше четырех десятков лет назад возродилось и демонстрирует свою преемственность и последовательность. В чем же причина устойчивости новейшего периода трезвеннического движения в столице Татарстана? Ответ на этот и другие важные вопросы профилактики наркотизации попытались дать участники встречи 11 сентября 2017 года. - мне кажется, это преувеличение, изменение госполитики всё же было. И так ли ТД устойчиво в новейший период?

Сборник материалов Восьмых чтений сохранил свой устоявшийся характер междисциплинарного интеллектуального усилия по внедрению социально ценных традиций. Однако явочным порядком в нем проступила центральная тема – роль книги в отрезвлении. Новые черты приобрел и внешний облик сборника. Участникам чтений важно знать мнение читателей: будут ли способствовать отмеченные новации — сильное слово для введенных измениний развитию трезвеннической субкультуры и отрезвлению Татарстана в целом.

Оргкомитет Традиционных чтений

«Люди нравственной идеи…»:

Десятилетие

Результаты исследования.

Молодых людей привлекло в ПТ то, что это мероприятие было направлено на «противодействие алкоголю, сигаретам и все это весело» – 28% респондентов. Это «забавный, веселый, активный праздник» – 23%. По 14% набрали – «общение с людьми», «позитивный настрой организаторов и волонтеров», «интересные интерактивы, музыка». 9% опрошенных понравилось работать в дружной команде.

Удивительно, но предсказуемо, что 19 высказываний о том, что нравится в ПТ, не повторялись. Это были и «сохранение традиций», и «призыв к трезвой жизни», и «возможность творчески реализоваться», и «участие в благотворительности», и «обучение», и «причастность к чему-то большому» и т.д.

В ответах на второй вопрос: большинство опрошенных (36%) отдали предпочтение общению с людьми. На втором месте 23% - «проводить мастер-классы, конкурсы, организовывать ПТ». Третье место 14% разделили – «взаимодействие с детьми», «творчество – понравилось делать своими руками» и «искать материалы по интерактиву, придумывать задания». 9% респондентов понравилось «дарить подарки, фигурки». А еще 9% место проведения (Ленинский садик, г.Казань).

12 высказываний о том, что привлекает на ПТ (по 5 % респондентов), созвучно с результатами предыдущего вопроса, и также указывает на разнообразие возможностей, которое получает целевая аудитория – волонтеры в ходе ПТ.

Описывая полученный опыт, волонтеры чаще указывают на «опыт общения», на втором месте - «узнать что-то новое». Еще проявились «организаторский опыт» и «опыт руководителя».

Как условие того, что у молодых люде появится желание участвовать в ПТ, 77% выделили «хорошую рекламу». Под этим имелись в виду и социальные сети, и учебные заведения, и окружение и то, что делать пиар нужно при помощи «видео и фото», а также рассказать, что там «весело и смешно». О том, что нужно усовершенствовать ПТ, а это и «делать шоу более ярким», и «добавить музыку и театрализацию», и «создать общий стиль праздника», говорили 41% опрошенных. 23% говорили о «привлечении» спортивных организаций, известных людей, финансирования и т.п.

По ассоциативному ряду на ПТ 45% волонтеров ответили, что «это веселое, запоминающееся событие, с морем позитива, хорошо проведенное время». 23% респондентов ассоциируют ПТ с «праздником без алкоголя», а 14% «со здоровым образом жизни». Еще для 9% это «светлость» и «чистота жизни». У оставшихся вариации широки: от «лето, зелени, леса», «рукопожатия», «слова» до «скучного, банального, неинтересного».

Основные выводы:

- Каждый волонтер получает на ПТ то, что ему необходимо.

Этот вывод согласуется с базовыми идеями автора о профилактике. Не говорить напрямую о трезвости и профилактике, а предоставить возможности попробовать себя в разнообразной деятельности, имеющей профилактический смысл, взять на себя ту роль, в которой хотел «поупражняться, поэкспериментировать», не декларировать необходимость тотальной трезвости среди волонтеров, а создавать доброжелательную, принимающую, вдохновляющую среду, в которой каждый может найти что-то, что ему необходимо для достижения мечты, для удовлетворения своих потребностей, интересов, в которой каждый может раскрыться, в безопасных условиях потренировать свои организаторские способности, отточить профессиональные качества, коммуникационные навыки, найти свои сильные, уникальные стороны, вдохновиться на деятельность, которая интересна, а также получить обратную связь своей деятельности и личности. Ведь это одни из основных потребностей молодого человека в этом возрасте (16-23 года).

Автор убеждён, что все это в результате способствует формированию здоровой личности, которая не нуждается в психоактивных веществах.

Профилактический эффект происходит с одной стороны в ходе подготовки профилактических мероприятий, в том числе и Праздника трезвости. С другой стороны благодаря ролевым моделям сотрудников ЦПЗ «Выбор» и Казанского отделения Международной независимой ассоциации трезвости, которые является трезвенниками.

- Необходима обширная реклама этого профилактического мероприятия, а также усовершенствование технологии проведения.

Автор согласен с этим выводом, с каждым годом команда организаторов прилагает все усилия, чтобы улучшить работу по этим двум показателям.

- ПТ среди молодежи воспринимается как «веселый праздник с морем позитива».

Приятно видеть, что вопреки расхожему мнению «об унылой и морализирующей трезвости», ПТ воспринимается позитивно. Это также ложится в концепцию автора об эффективной превентивной работе. Для хорошего результата профилактического мероприятия «Праздник трезвости» необходимо разорвать связку «трезвость, праздник трезвости – это скучно, занудно». Послание «Праздник трезвости – это весело» позволяет не только привлечь больший круг сторонников, но и «заложить» в сознание людей мысли о весёлом проведении времени без алкоголя.

4. Ассоциации о ПТ как «празднике без алкоголя» и «празднике ЗОЖ»,которые можно рассматривать как шаблонное восприятие ПТ в качестве профилактического мероприятия,объясняется недостаточной разработанностью языка, на котором можно разговаривать о трезвости с молодежью. Здесь имеется ввиду трезвость не как состояние воздержания от алкоголя, а как позитивное, полное, здоровое содержание жизни.

«Чистота жизни» и «светлость» как ассоциации на ПТ говорят о том, что ПТ ставится волонтерами на уровень высоких ценностей.

Итак, по мнению волонтеров, Праздник трезвости – это многосторонняя структура, в которой каждый может найти то, что ему необходимо, воспринимаемая позитивно и требующая необходимых усовершенствований.

Приложение

Содержание

Предисловие..........................................................................3

Завьялова И.В. «Люди нравственной идеи…»: последний адрес

А.Н. Боратынского……………………………………………………………..5

Алексеев И.Е. «Выставка заслуживает внимания публики, особенно же господ алкоголиков». Пребывание в 1912 г. в Казанской губернии Первой передвижной Самарской противоалкогольной выставки........8

Ловчев В.М. Книжная культура как фактор консолидации оптимистических трезвеннических инициатив Казани………..…………20

Климовский Р.В., Ахтямов Р.Р. Размышления практикующих врачей

о трезвости............................................................................................... 27

Мубаракшин Э.Н., Залялетдинов Т.С. , Чистяков А.В, Ловчев В.М. От литературных прогулок к профилактической библиотеке (из опыта реабилитационной работы сети медицинских центров «Эра»)…..…..29

Сулейманов Р.Р. Мусульманские реабилитационные центры по борьбе с алкоголизмом и наркоманией: специфика и особенности……….…..32

Юдина А.Н.Десятилетие оригинального профилактического проекта

в Казани …………………………………………………………………………42

Шарафутдинова Р.Р. Анализ представлений волонтеров о Празднике трезвости (весна 2017г.)………………………………………….…………..46

Соловьев М.М. Отношение к рекламе пива специалистов социального обслуживания г. Казань………..……….....................................................50

Хакимова Л.К. Механизмы гражданского общества в

противодействии алкоголизации населения на примере г.Казани…..58

Приложение

Эйфория от изящной словесности? Четверть века Приложений к бюллетеню МНАТ......................................................................................61

Редактор Владимир Ловчев

Дизайнер Наталья Бадуля

Тираж 100 экз.

Россия, Казань, а/я 177.

Editorial address:

Для заметок

[1]
[1] Боратынский А.Н. Прощальная речь в семинарии перед отъездом в Петербург. – Казань. – С.2.

[2]
[2] Там же. – С. 4.

[3]
[3] Речь члена Государственной Думы А.Н.Боратынского. – Казань. – С.2-4.

[4]
[4] Доклад В.Д. Левинского. Значение для борьбы с пьянством местных музеев и передвижных выставок по алкоголизму// Труды Первого всероссийского съезда по борьбе с пьянством. С.-Петербург, 28 декабря 1909 г. – 6 января 1910 г./ В 3 томах. – Т. II. – Санкт-Петербург: Типография П.П. Сойкина, 1910. – С. 604.

[5]
[5] Там же. – С. 605.

[6]
[6] См., например: Памятная книжка Самарской губернии на 1913 год/ Сост. секретарь Статистического Комитета А. Васильев. – Самара: Губернская Типография, 1913. – С. 85.; Полицейский музей сыска в Самаре// Героико-патриотический форум России [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://voenspez.ru/index.php?PHPSESSID=c1ea14bcb8f1 4f2eb8f3a224a50 135ad&topic=77831.msg385235#msg385235

[7]
[7] См.: [Досталь Г.] «Береги свой карман». Руководство и способы определения настоящей звонкой монеты от фальшивой. В 2-х частях. – Самара: Губернская Типография, 1900. – 21 с.

[8]
[8] См., например: Памятная книжка Самарской губернии на 1915 год/ Сост. секретарь Статистического Комитета В. Кандалинцев. – Самара: Губернская Типография, 1915. – С. 135.; Памятная книжка Самарской губернии на 1916 год/ Издание Самарского Губернского Статистического Комитета. – Самара: Губернская Типография, 1916. – С. 139.

[9]
[9] См., например: Кривопалова Н.Ю. Российская провинциальная интеллигенция в 1907 – 1914 гг.: социальная структура и деятельность (на материалах Самарской губернии): монография/ Под науч. ред. М.В. Астахова. – Самара: Типография ООО «Офорт», 2009. – С. 229.; Полицейский музей сыска в Самаре// Героико-патриотический форум России [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://voenspez.ru/index.php? PHPSESSID=c1ea14bcb8f14f2eb8f3a224a50135ad&topic=77831.msg385235#msg385235

[10]
[10] Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ). Ф. 1. Оп. 5. Д. 1316. Л. 10.

[11]
[11] См.: Там же.

[12]
[12] Противоалкогольная выставка// Хроника/ Саратовский Вестник. – 1912. – № 70 (29 марта). – С. 5.

[13]
[13] См.: Журнал правления Пензенского епархиального общества трезвости// Пензенские Епархиальные Ведомости. – 1912. – № 6 (16 марта). – Часть официальная. – С. 198.

[14]
[14] Там же.

[15]
[15] См.: НА РТ. Ф. 1. Оп. 5. Д. 1316. Л. 1.

[16]
[16] См.: Там же. Л. 6.

[17]
[17] См.: Там же. Л.л. 3, 8.

[18]
[18] Там же. Л. 10 и об.

[19]
[19] См.: Там же. Л. 10 об.

[20]
[20] Там же. Л. 15.

[21]
[21] См.: Там же. Л. 16.

[22]
[22] См.: Противоалкогольная выставка// Казанская Хроника/ Казанский Телеграф. – 1912. – № 5809 (12 сентября). – С. 3.

[23]
[23] См.: Там же.

[24]
[24] Противоалкогольная выставка// Хроника/ Камско-Волжская Речь. – 1912. – № 203 (12 сентября). – С. 3.

[25]
[25] См.: НА РТ. Ф. 1. Оп. 5. Д. 1316. Л. 20.

[26]
[26] См.: Там же. Л. 20 и об.

[27]
[27] Там же. Л. 22.

[28]
[28] От Попечительства о народной трезвости. Противу-Алкогольная выставка, составленная и организованная трудами пристава 1-го стана Самарского уезда Г.О. Досталь. Когда пьют. – [Самара]: Электро-типография А. Козлова, [1911]. – 1 л.; НА РТ. Ф. 1. Оп. 5. Д. 1316. Л. 22.

[29]
[29] См.: НА РТ. Ф. 1. Оп. 5. Д. 1316. Л. 17.

[30]
[30] См.: Там же.

[31]
[31] См.: Протокол заседания Комитета Казанского Общества Трезвости 26 сент.// Деятель. – 1912. – № 10 (октябрь). – С. 255.

[32]
[32] См.: Там же.

[33]
[33] См.: НА РТ. Ф. 1. Оп. 5. Д. 1316. Л. 19.

[34]
[34] См.: Отчёт противоалкогольной выставки// Хроника/ Городской Вестник. – 1913. – № 1693 (2 марта). – С. 3.

[35]
[35] С противоалкогольной выставки// Хроника/ Волжское Слово. – 1913. – № 48 (1642) (2 /15/ марта). – С. 3.

[36]
[36] См.: Отчёт противоалкогольной выставки// Хроника/ Городской Вестник. – 1913. – № 1693 (2 марта). – С. 3.; С противоалкогольной выставки// Хроника/ Волжское Слово. – 1913. – № 48 (1642) (2 /15/ марта). – С. 3.

[37]
[37] С противоалкогольной выставки// Хроника/ Городской Вестник. – 1913. – № 1676 (6 февраля). – С. 3.

[38]
[38] С противоалкогольной выставки// Хроника/ Волжское Слово. – 1913. – № 48 (1642) (2 /15/ марта). – С. 3.

[39]
[39] Соболевский А.В., Пушкин о спиртных напитках // Деятель, 1900, № 6 – 7, с. 252 – 261.

[40]
[40] Анти-Бахус, или О злейшем пороке: рассказы, очерки, статьи. – Минск: Изд-во «Университетское», 1986. – 207с.

[41]
[41] И поныне сохраняет силу и действенность лозунг шевердинской редакции: «Пусть трезвость будет культурнее, а культура – трезвее!». Название журнала вопроизвелось в электронном проекте Казанского отделения МНАТ (см. далее).

[42]
[42] Игра была обстоятельно охарактеризована на Четвертых традиционных чтениях 11 сентября 2013 года. Позднее у Демонтажки литературной возникла «младшая сестра»: игра по тем же правилам, но на тему живописи.

[43]
[43] Закладки имели размер 145 х 50 мм, то есть предназначались популярным среди студенчества книгам карманного формата.

[44]
[44] О данном типе издания см. Приложение.

[45]
[45] Гильмутдинова Г.Ф. «Маленький принц» на Празднике трезвости 2015 года // Седьмые традиционные чтения / Эйфория. – 2016. - № 1 (127). – С. 54 – 58.

[46]
[46] Фактология данной статьи является принципиально неполной. В ней обобщается роль книги в деятельности хорошо известных автору казанских сообществ. Наверняка в деятельности других организаций есть и свои удачные находки в сфере использования книги. Выявление и описание прочих успешных профилактических акций с помощью книги будет только подкреплять центральный тезис данной статьи.

[47]
[47] Раннее алкогольное созревание https://iq.hse.ru/news/208278222.html Дата обращения 16.08.2017.

[48]
[48] Если трезвенники других регионов России или Украины имеют успешный опыт использования романов Дж.К. Роулинг, просим их поделиться им с коллегами из Казани – В.Л.

[49]
[49] Бурно М.Е. Терапия творчеством и алкоголизм. О предупреждении и лечении алкоголизма творческими занятиями, исходя из особенностей характера. – М.: Институт консультирования и системных решений, Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига, 2016. – 632с.

[50]
[50] Замысел ведущих проекта и первые отклики участников обобщены в статье Мубаракшин Э.Н., Чистяков А.В. Пространство города как средство профилактики наркопотребления // Эйфория. 2016. № 1 (127). С.62-65.

[51]
[51] Название не вполне адекватно замыслу, ибо не отражает нацеленность проекта на постоянное расширение комплекса источников. Возможно, участники Восьмых традиционных чтений предложат название более адекватное.

[52]
[52] Сабиров А.Р. Исламские традиции и здоровье. На примере татарского народа. – Казань: Шифа: Таткнигоиздат, 2005. – С.32-36

[53]
[53] Баязитов И. Социальное служение в Исламе. – Казань: Зур Казан, 2014. – С.113

[54]
[54] С.а.в. – «Саляллаху алейхи вэссаллям» («Да благословит его Аллах и приветствует») – эпитет, используемый мусульманами при упоминании пророка Мухаммеда.

[55]
[55] Баязитов И. Социальное служение в Исламе. – Казань: Зур Казан, 2014. – С.113-114

[56]
[56] Взаимодействие традиционных религий и медицины в формировании здорового образа жизни: Тезисы научно-практической конференции. – Казань, 2002. – С.50

[57]
[57] Каклюгин Н.В. От гедонизма и аномии через алкоголь и наркотики к эстатическим псевдохристианским религиозным группам: трезвость любой ценой? // «Наркология». – 2015. - №6. – С.89

[58]
[58] «Пациенты домов для наркозависимых сами нам говорят, что их и на мороз выставляли, и холодной водой обливали» // "Реальное время", 14 февраля 2017 года. URL: https://realnoevremya.ru/articles/56371-o-mnogourovnevoy-sisteme-reabilitacii-narkozavisimyh-kazani

[59]
[59] Заммуфтия Татарстана встретился с представителем БФ «Центр Здоровой Молодежи» // Сайт Духовного управления мусульман Республики Татарстан, 29 ноября 2013 года. URL: http://dumrt.ru/ru/news/news_2282.html

[60]
[60] Мусульмане и православные будут совместно заниматься реабилитацией наркозависимых // Сайт Духовного управления мусульман Республики Татарстан, 1 апреля 2015 года. URL: http://dumrt.ru/ru/news/news_9656.html

[61]
[61] Каклюгин Н.В. Они пытаются взорвать мусульманство изнутри, или Новое дитя сектантского тандема «Царство Бога» - «Центр здоровой молодёжи» // "Русская народная линия", 26 января 2015 года. URL: http://ruskline.ru/analitika/2015/01/26/oni_pytayutsya_vzorvat_musulmanstvo_iznutri_ili_novoe_ditya_sektantskogo_tandema_carstvo_boga_centr_zdorovoj_molodyozhi/

[62]
[62] 10 бывших пациентов Исламского реабилитационного центра для нарко- и алкозависимых поступили в РИУ // "Ансар", 14 октября 2010 года. URL: http://ansar.ru/rfsng/10-byvshih-pacientov-islamskogo-reabilitacionnogo-centra-dlya-narko-i-alkozavisimyh-postupili-v-riu

[63]
[63] Магомадова С. «Лишь вера помогает мне держаться». В Чечне будут бороться с наркоманией с помощью религии // "Кавказская политика", 2 ноября 2015 года. URL: http://kavpolit.com/articles/lish_vera_pomogaet_mne_derzhatsja-21065/

[64]
[64] Болезни общества лечатся исламом // "Ислам в Республике Башкортостан", 18 октября 2010 года. URL: http://islamrb.ru/bolezni-obshchestva-lechatsya-islamom/

[65]
[65] Коран - лечит! В Татарстане создается Исламский реабилитационный центр для наркоманов // "ЦентрАзия", 14 ноября 2002 года. URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1031983140

[66]
[66] Реабилитационный центр для людей с алкогольной и наркотической зависимостью планирует создать ДУМ РТ // Сайт Духовного управления мусульман Республики Татарстан, 14 января 2015 года. URL: http://dumrt.ru/ru/news/news_8995.html

[67]
[67] Отдел Казанской епархии по противодействию наркомании и алкоголизму выиграл грант // "Православие в Татарстане", 26 апреля 2017 года. URL: http://www.tatarstan-mitropolia.ru/newses/eparh_newses/kaznews/?id=64725

[68]
[68] См.: Ананьева Г. Это не 0! // Феникс (Информационный бюллетень МНАТ), № 14 (296), август, 2017. – С.2; Феникс (Информационный бюллетень МНАТ), № 11 (293), июнь, 2017. – С.1,3; Феникс (Информационный бюллетень МНАТ), № 12 (294), июнь, 2017. – 8 с.

[69]
[69] См.:URL.: https://vk.com/net_peklame_piva (дата обращения: 15.08.2017)

[70]
[70] Толстой Л.Н. Дневники и записные книжки. 1910 // Л.Н. Толстой. Полное собрание сочинений. Том 58. – URL.: http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_1050.shtml, свободный (дата обращения: 16.08.2017)

[71]
[71] Маяковский В.В. Собрание сочинений в двенадцати томах. Том V. – М.: Издательство «Правда», 1978. – C.84.

[72]
[72] См.: Реклама безалкогольного пива ведет к росту потребления алкогольного, уверены в РПЦ. – URL.: http://www.newsru.com/religy/02aug2017/nonalco.html?utm_source=rss, свободный (дата обращения: 16.08.2017)

[73]
[73] Маяковский В.В. Собрание сочинений в двенадцати томах. Том VI. – М.: Издательство «Правда», 1978. – C.27.

[74]
[74] См.: Соловьев М.М. Антиалкогольная и антинаркотическая деятельность Русской Православной Церкви как фактор социального оздоровления общества // Методическая и научно-практическая работа специалистов учреждений социальной защиты по оказанию помощи нуждающимся семьям и детям в Республике Татарстан. Сборник методических, научно-практических материалов и тезисов выступлений. Часть I. – Казань: Отечество, 2014. – С.83 – 91.

[75]
[75] В этом деле окажут помощь, например, следующие публикации: Ловчев В.М. Алкоголь в европейской культуре. – М.: ИД КДУ, 2013. – 548 с.; Ловчев В.М. Алкоголь в российской культуре (конфликтологический аспект). – Казань: КНИТУ, 2012. – 251 с.

Соловьев М. Отношение христианского теолога и философа Оригена к алкоголю // Феникс (Информационный бюллетень МНАТ), № 14 (296), август, 2017. – С.6-7; Соловьев М.М. Антиалкогольные идеи и образы в поэме Генрика Ибсена «Пер Гюнт» // Методическая и научно-практическая работа специалистов учреждений социальной защиты по оказанию помощи нуждающимся семьям и детям в Республике Татарстан. Сборник методических, научно-практических материалов и тезисов выступлений. Часть II. – Казань: Отечество, 2014. – С.98-107; Соловьев М. «Несколько поэтов. Достоевский…» // Феникс (Информационный бюллетень МНАТ), № 14 (277), октябрь, 2016. – С.4; Феникс, № 7 (289), апрель, 2017. – С.3-4; Соловьев М. Сергей Довлатов и алкоголь // Феникс, № 15 (278), октябрь, 2016. – С. 4-5. Соловьев М. Духовные ценности Габдуллы Тукая как средство борьбы с алкоголизмом // Феникс, № 18 (281), декабрь, 2016. – С.7-8.

[76]
[76] Вставка автора статьи.

[77]
[77] «Победа над так называемым «праздником» пива». – Словарь международной независимой ассоциации трезвости. 4-е издание. – Казань. – Изд-во КОФ «Выбор». – 2006. – С.117.

[78]
[78] В квадратных скобках даются разъяснения содержания брошюры.

Международная независимая ассоциация трезвости

Наши рекомендации