Методика коррекционно-логопедической работы при ДЦП
Несмотря на то, что не у всех детей с ДЦП встречается патология речи, все эти дети нуждаются в коррекционно-логопедической работе с самого раннего возраста.
Несмотря на то, что с первых месяцев ставят детям диагноз ДЦП и можно выявить патологию доречевого развития, коррекционо-логопедическую работу начинают в 3-4 лет, и логопед работает чаще всего уже со сложившимся дефектом речи, а не их предотвращает. Необходимость ранней коррекционно-логопедической работы с детьми при ДЦП вытекает из особенностей пластичности детского мозга к способности компенсирования нарушенных функций.
Коррекционно-логопедическая работа проводится в игре. Для того чтобы выявить и изучить структуру нарушения речи, необходимо динамическое наблюдение за ребенком. При этом эффективность динамики и коррекция речи повышается, это важно учитывать особенно с детьми у кого тяжелыми нарушениями.
Важно развивать все, включая двигательно-кинестетические анализаторы (зрительный и тактильный, тактильный и слуховой).
Работа логопеда проводится в тесном контакте с психоневрологом, педиатром, методистами ЛФК, родителями ребенка. Родители – это важнейшие участники педагогической работы, особенно если ребенок не посещает дошкольное учреждения. В задачу логопеда входит изучение и преодоление не только речевых, но и других нарушений развития. Основными направлениями коррекционной работы являются:
· Развитие игровой деятельности;
· Развитие речевого общения;
· Расширения знаний и представлений об окружающем мире;
· Развитие сенсорных функций;
· Развитие внимание, памяти, мышления;
· Развитие зрительно-моторной координации и функциональных возможностей кисти и пальцев для подготовки к овладению письмом.
Логопедическая работа в речевой период начинается с обучения манипулировать игрушкой, что развивает лексическую сторону речи. В самом начале занятия делают массаж, артикуляционную гимнастику, дыхательную, активизируют внимание и произнесение доступных звуков (слоги, слава). При выполнении заданий педагог сначала показывает ребенку, что нужно делать, побуждает его к речи интересными и простыми приемами для ребенка. Стимулируем речь ребенка с помощью аморфных слов-корней, слов предложений, после занятие на звукоподражание. Важно также формировать слуховое внимания, восприятия темпа и ритма речи. Для того чтобы ребенок мог дифференцировать интонацию голоса и окраску речи, это достигается с помощью выразительного чтения сказок по ролям. Для развития слухового внимания можно использовать такие игры как: «Чей голос?», «Угадай что звенит?» «Играй как я.» и т.д.
В дошкольном возрасте развитие речи направленно на расширение словаря и развитие грамматического строя речи.
На каждом занятии следует знакомить детей с новыми предметами, их обозначениями.
На занятиях по развитию речи рекомендовано проводить игры, в ходе которых он называет предметы, действия, изображения на картинках. Следует использовать максимально наглядный материал. Необходимо на занятиях развивать двигательно-кинестетические анализаторы (ощупывание предмета рукой и узнавание его).
В то же время вводят слова, которые обозначают качество предмета. Для сравнения на занятиях используют для сравнения противоположные предметы. В старшем дошкольном возрасте для закрепления и активизации словаря используют описание предметов, отгадывание загадок, дидактические игры и постоянное общение с ребенком.
При псевдобульбарной дизартрии в условиях повышенного артикуляционного мышечного тонуса, работа начинается с расслабляющего логопедического массажа (мышцы шеи, губ, языка, лица). Дальнейшая работа включает дыхательную гимнастику, развитие голоса, артикуляционного праксиса, работа над звукопроизношением.
Работа над звукопроизношением с детьми ДЦП зависит от формы дизартрии:
· При псевдобульбарной - расслабление общих и лицевых мышц, преодоление гиперсаливации, синкинезий;
· При мозжечковой – укрепляющий массаж артикуляционных мышц, упражнения для координации дыхания. Тренировать способность воспроизводить и сохранять артикуляционный уклад;
· При экспирамидной - учить следить за положением рта, языка, общей мимикой лица, тормозить гиперкинез, закрывать и открывать глаза, воспроизводить, удерживать, ощущать разные артикуляционные уклады и плавно переходить от одного к другому;
· При корковой афферентной - развивать кинестетические ощущения и ручной праксис;
· При корковой эфферентной - артикуляционная гимнастика направлена на то, что бы ребенок перемещал кончик языка (вверху, внизу). Основное в этом - стимуляция переднеязычных звуков.
При алалии коррекционная работа включает 4 этапа:
1. Подготовительный. Последовательное развитие внимания, памяти, мышления, потребность к речевому общению, пониманию и осмысливанию речи;
2. Формирование речи на диалогическом общении. Последовательно развивают семантические, лексические, синтаксические, морфологические, фонематические и фонетические речевые операции;
3. Построение предложений различных типов, обучение простому высказыванию;
4. Связная речь.
Эффективность работы логопеда зависит от того несколько логопед правильно организует не только индивидуальные занятия, но и воспитание, и развитие речевой активности во всем режимном моменте.
Работу логопеда следует строить на сохранных компонентах языковой системы, учитывая структуру дефекта речи.
Само речевое развитие следует определенной последовательности (установленной А.Н. Гвоздева):
1. Однословные предложение;
2. Предложение из слов корней;
3. Первые формы слов;
4. Усвоение флексии;
5. Наличие развернутой фразовой речи;
При работе с ребенком ДЦП учитывается не биологический возраст, а тот уровень речевого развития, на котором он находится. Следует учить невербальным способам общения, жестам, способствующим пониманию его окружающих. Также отрабатывается выполнение простых движений: «ладушки; до свидания; дай руку; нельзя; нет; да; дай; на; покажи; дай руку».
Для стимуляции речевой активности, вызывания звуков, слогов и слов применяется тактильно-вибрационный метод, по подражанию и механическим способом вызывание звуков раннего онтогенеза.
В пособии «Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста» описана методика Л.В. Лопатиной по исправлению фонетико-фонематических нарушений у детей со стертой дизартрией, которая включает следующее:
1. Развитие артикуляционного аппарата и ручной моторики.
2. Правильное формирование звука и автоматизация его в разных фонематических произношениях.
3. Формирование выразительности речи.
4. Формирование восприятия устной речи.
Для овладения письма и чтения К.Д. Ушинский разработал специальную систему упражнений. Цель этих упражнений заключается в том чтобы:
1. отыскивать определенные звуки в слове;
2. четко произносить звуки;
3. анализ и синтез слов представленных в уме.
Рассмотрим упражнения, которые используются в процессе обучения:
· угадывание заданных звуков в словах;
· подбор слов с заданным звуком;
· разложить слова на слоги;
· разложить слог на звуки;
· сложить слог из звуков;
· замена в словах одних звуков другими, причем с изменением одного звука, значение всего слова изменяется;
· добавление звука в конце слова;
· перестановка звуков, при которой меняется значение слова.
«Логопедическое пособие для занятий с детьми»; методика Богомоловой для детей с нарушениями произношения характеризует некоторые особенности;
- при постановке звуков работа начинается с элементов артикуляции для данного звука;
- вводится длительное произношение ставящегося звука в упражнениях на словах, слоговое их произнесение;
- упражнения с переходом от простого к сложному;
- используются произведения Л.Н.Толстого, С.Я.Маршака, А.Л.Барто, К.И.Чуковского.
Методика зондового массажа, разработанная Е.В.Новиковой, является наиболее эффективным методом для постановки звуков при работе с дизартрией. Сущность массажа заключается в том, что целенаправленное воздействие зондами на пораженные участки артикуляционных органов (мышцы языка, щек, скул, мягкого неба). С помощью массажа изменяется состояние мышц: улучшается их эластичность, активизируется питание, развивается всё, что способствует выработке кинестетических ощущений, необходимых для речевой деятельности. Используя различные приемы зондового массажа, можно понижать или повышать тонус мышц, ускорять кровообращение.
Выводы по первой главе.Формировать речь у детей с детским церебральным параличом это трудный процесс, в котором логопедическая работа должна иметь взаимосвязь с лечением и специальной коррекционно-логопедической работой, учитывая психофизическое и личностное развитие. С первых месяцев жизни следует проводить последовательное развитие сенсорных функций речи, необходимо работать над развитием интеллекта. Определять методику занятий следует, учитывая тяжесть двигательных расстройств и возраст ребенка, речевую патологию, психическую недостаточность.