Общая схема последовательности фаз такая.

Например, при наезде наблюдается соприкосновение частей автомобиля с телом человека (1 фаза), падение (набрасывание) тела на автомобиль (2 фаза), отбрасывание тела и падение его на грунт (3 фаза), скольжение тела по грунту (4 фаза). При переезде человека колесом – соприкосновение тела с колесом (1 фаза), волочение и перекатывание тела (2 фаза), наезд колеса на лежащее тело (3 фаза), переезд тела колесом (4 фаза) и волочение тела по грунту (5 фаза). При выпадении человека из движущегося автомобиля может иметь место соприкосновение тела с частями автомобиля (1 фаза), падение на дорогу (2 фаза), скольжение по дорожному покрытию (3 фаза). При сдавлении – соприкосновение частей автомобиля с телом (1 фаза) и прижатие тела (грудины и др.) к преграде (2 фаза). Травма в кузове или в салоне (кабине) в результате столкновения автомобилей или автомобиля с какой-либо преградой может характеризоваться фазами: соприкосновение тела с арматурой и средствами управления (1 фаза), а также прижатие тела деформированными частями и деталями салона (кабины) или кузова (2 фаза). При опрокидывании или падении автомобиля с высоты последовательность причинения повреждений крайне вариабельна.

Разные по характеру повреждения, возникающие при автомобильной травме, значительно усложняют ее судебно-медицинскую экспертизу. Выделяют следующие механизмы образования повреждений:

– повреждения от удара (на месте приложения силы);

– повреждения от сотрясения и смещения;

– повреждения от сдавления;

– повреждения от скольжения или волочения;

– повреждения от перерастяжения или отрыва.

Указанные механизмы, по-разному сочетаясь между собой, дают множество комбинаций повреждений. И все же при судебно-медицинской экспертизе, особенно трупов, различают повреждения и следы:

– специфические для автомобильной травмы;

– характерные для автомобильной травмы;

– нехарактерные для автомобильной травмы;

– симулирующие другие виды травмы.

Специфические следы и повреждения – это отпечатки частей автомашины в виде следов и повреждений, отображающих конструктивные особенности характерных деталей, т.е. имеющих своеобразную форму и рисунок. Специфичность их определяется тем, что они не наблюдаются при травмах иного происхождения. Эти следы и повреждения позволяют идентифицировать тип, а иногда марку автомашины. К ним относятся:

– отпечатки протектора или колеса;

– отпечатки радиатора и его облицовки (молдинга);

– отпечатки фар, их ободков, подфарников, некоторых болтов крепления.

Протекторы шин оставляют на коже повреждения и следы. Первые представлены позитивными или негативными по механизму происхождения ссадинами и кровоподтеками. Вторые чаще отмечаются на одежде пострадавшего, иногда в виде объемного рисунка за счет вдавления одежды между выступающими частями протектора. При этом форма и размер деталей следа приближенно соответствуют их истинным размерам и форме.

Следы-повреждения от удара радиатором в настоящее время встречаются редко, т.к. радиаторы имеют облицовку в виде декоративных решеток, полос с молдингами и эмблемами. Следы-повреждения, представляющие собой ссадины и кровоподтеки, образуются на коже именно от этих деталей.

Повреждения от фар, подфарников и их ободков обнаруживаются чаще на бедрах в виде кровоподтеков, отображающих форму ударяющей части.

И все-таки наибольшее количество следов (отпечатков и наложений) обнаруживается на одежде пострадавших, которую осматривают с особой тщательностью, описывают и фотографируют обнаруженные следы, а саму одежду сохраняют для лабораторного исследования (с целью выявления металлов, краски, смазочных масел и других веществ).

Характерные повреждения, т.е. возникающие часто, имеющие выраженные особенности свойственные автомобильной травме или характеризующие механизмы видов автомобильной травмы.

Эти повреждения обнаруживаются как при наружном осмотре, так и при внутреннем исследовании трупа. Причиняются они от удара бампером, от перерастяжения мягких тканей или от волочения тела.

Обычно возникающие на нижних конечностях повреждения от удара бампером характеризуются своеобразной травмой мягких тканей и костей, поэтому могут быть названы бампер-повреждениями. На кожных покровах это линейные или дугообразные ссадины, кровоподтеки или рвано-ушибленные раны, располагающиеся, как правило, поперечно к длинной оси конечности. Размер повреждений во многом зависит от области удара и особенностей конструкции бампера. В месте повреждения мягких тканей возникают своеобразные переломы костей голени или бедра (бампер-переломы) с трещинами или отломками клиновидной (ромбовидной) формы, образующиеся на стороне приложения силы. В мягких тканях вокруг перелома постоянно обнаруживаются размозженные и разорванные мышцы, кровоизлияния.

Локализация бампер-повреждений зависит от высоты расположения бампера и от позы пострадавшего в момент столкновения с автомобилем.

В результате смещения и перерастяжения мягких тканей между костными выступами и местом сдавления тела колесом образуются разрывы и параллельные надрывы кожи на отдалении от места воздействия силы (подвздошные области, у краев реберных дуг; у угла нижней челюсти или над ключицей). Они имеют вид множественных поверхностных параллельных трещин без осаднения краев. При более глубоких разрывах с отслоением кожи от подлежащих тканей раны также линейной формы без осаднения и встречаются в области костных выступов тазового кольца, промежности, ягодиц. Раны голени, бедра и верхних конечностей при переезде колесом обусловлены непосредственным сдавлением и перерастяжением кожи, имеют чаще поперечное расположение к направлению движения колеса; края со значительным осаднением.

Рваные раны линейной формы причиняются некоторыми частями автомобиля – болтами, крюками, кузовом, дверными ручками, боковым зеркалом, подножкой и др.

От удара частями автомашины под углом, при падении тела на твердый грунт со значительным ускорением, образуются характерные лоскутные раны (на голове – скальпирование).

При скольжении тела по дорожному покрытию (после отбрасывания) и в тех случаях, когда тело протаскивается по грунту транспортным средством образуются сходные повреждения, названные следами волочения (скольжения), в виде полос осаднений и кровоподтеков с наличием на них множественных параллельных царапин, иногда прерывающихся.

При исследовании головы, шеи и туловища можно также обнаружить повреждения характерные для автомобильной травмы. К ним относятся:

– деформация (уплощение) головы с многооскольчатыми переломами костей черепа и выдавливанием мозга наружу;

– разрывы сочленения первого шейного позвонка с черепом и связок шейных позвонков (механизм "хлыста" или "подбородочного крючка");

– компрессионные переломы тел шейных позвонков.

Характерную морфологию имеют также повреждения грудной клетки при полном поперечном переезде. В основном это переломы ребер, отличительной особенностью которых является наличие тройных переломов ("сплошные" линии переломов в одних и тех же точках) на стороне наезда колесом. Кроме того наблюдаются переломы поперечных и остистых отростков позвонков в верхнем и среднем участках грудного отдела позвоночника.

Обширные повреждения костей грудной клетки сочетаются с разрывами легких и сердца (вплоть до их полного отрыва), пищевода, трахеи и диафрагмы.

Нехарактерные повреждения аналогичны тем, которые наблюдаются при тупой травме любого происхождения и по своим свойствам указывают либо на удар тупым предметом, либо на падение тела на твердую поверхность.

Некоторые повреждения хотя и не дают основания для установления автомобильной травмы, однако в комплексе с другими данными имеют важное значение для выяснений обстоятельств ее причинения. Также бывают повреждения, симулирующие другие виды травм, т.е. редкие проявления автомобильной травмы напоминающие происхождение их от воздействия режущего, рубящего, колющего орудия или огнестрельного оружия.

Для установления вида автомобильной травмы необходимо знать особенности механизма причинения травмы в каждой фазе, оценить повреждения, характерные для столкновения автомобиля с пешеходом, для переезда, сдавления, выпадения или травмы в салоне, разграничив их с нехарактерными и симулирующими. Выявляя на теле и одежде специфические и характерные проявления автомобильной травмы, судебно-медицинский эксперт должен выяснить их локализацию, взаиморасположение и определить механизм образования.

Полученные данные сопоставляются с повреждениями на автомобиле, которые указаны в протоколе дорожно-транспортного происшествия. Заключение эксперта о виде автомобильной травмы и о характере повреждений обосновывается результатами осмотра места происшествия, лабораторных исследований и изучения всех материалов дела.

В тех случаях, когда эксперт выявляет специфические признаки автомобильной травмы, в дополнение к основным вопросам он может указать:

1) конкретный вид автомобильной травмы;

2) механизм повреждений (фазы и последовательность возникновения) при данном виде травмы;

3) какими частями автомобиля причинены повреждения;

4) направления внешнего воздействия (удара, переезда, придавливания);

5) положение тела потерпевшего в момент травмы по отношению к транспорту.

Железнодорожная травма – комплекс механических повреждений, возникновение которых находится в прямой зависимости от движения железнодорожного транспорта.

Классифицируют железнодорожную травму по двум признакам: по виду травмы и по характеру повреждений на теле и одежде.

По видам: переезд, удар, нападение, сдавление тела между частями транспорта и путевыми сооружениями, травма внутри вагона, комбинированные виды.

В каждом виде выделяют фазы травмирования.

Переезд: первичный контакт колеса с телом (1 фаза); накатывание колеса на тело (2 фаза); перекатывание колеса через тело (3 фаза); скатывание колеса с тела (4 фаза).

Удар:

– столкновение тела с частями транспорта (1 фаза);

– отбрасывание тела (2 фаза);

– падение тела на железнодорожный путь (3 фаза – вторичный удар);

– скольжение или перекатывание (качение) тела после вторичного удара (4 фаза).

Повреждения при железнодорожной травме могут быть причинены тупыми твердыми предметами. Механизмы их возникновения:

– удар тупыми твердыми предметами;

– давление между тупыми предметами (между колесом и рельсом, между тарелками буферов, в автосцепном механизме, между частями транспорта и путевыми сооружениями);

– скольжение тела на поверхности пути.

Повреждения на теле и одежде можно классифицировать на характерные только для железнодорожного транспорта, характерные для колесного транспорта вообще, нехарактерные для железнодорожного транспорта, но причиняемые его частями.

Характерные повреждения могут быть причинены колесами, рельсами, кожухом зубчатой передачи электровоза или тепловоза.

Прежде чем рассмотреть особенности этих повреждений, необходимо кратко изложить описание устройства следообразующих частей железнодорожного транспорта:

– колесо цельнолитое: поверхность катания шириной 10 см, гребень толщиной 3,3 см и высотой 3 см являются основной следообразующей частью, которая за счет плавности переходов имеет ширину до 15–16 см;

– рельсы – современные тяжелые рельсы Р–75 имеют ширину головки 7,5 см, а на поперечном разрезе овальную форму поверхности катания.

В случае отсутствия полос осаднения на теле большое диагностическое значение приобретают признаки, возникающие от трения колес по телу. К ним относятся, в первую очередь, угловидные лоскутки кожи, напоминающие большие зубья пилы. Вершины их обращены по направлению движения поезда. Большие угловидные лоскутки возникают от воздействия поверхности катания обода колеса (используется для определения части тела, находившейся между рельсами).

Во всех случаях после перекатывания колес поезда через тело пострадавшего возникает клиновидный дефект ткани, который считается основным признаком, указывающим на вид транспортной травмы. Такой дефект морфологически выражается полным разрушением на месте переезда мягких тканей и костей, широкая сторона клина всегда обращена к колесу. В тех случаях, когда нет полного расчленения тела, на поверхности обращенной к рельсу сохраняются кожные перемычки.

При множественных расчленениях возможно определить их очередность, так как последующие расчленения не продолжаются на ранее отчлененную часть тела.

На конечностях от действия колеса остаются лампасовидные разрывы (длиной 20–40 см), со стороны рельса – языковидные кожные лоскуты.

Характерными признаками железнодорожной травмы являются повреждения одежды в виде:

– полосы давления (15–16 см);

– полосовидные дефекты материи (5–10 см);

– угловидные лоскутки одежды (аналогичные возникающим на теле);

– "складчатое заглаживание" материи (верхние двугранные углы их всегда направлены в сторону вращения колес).

Повреждения, характерные для любого вида колесного транспорта, из-за частоты встречаемости заслуживают внимания. Это поверхностные надрывы кожи вдалеке от места расчленения, обширные ссадины от волочения (скольжения) тела, множественные переломы костей и размозжение внутренних органов от сдавления тела между частями транспорта и неподвижными предметами. Повреждения голеней метельником локомотива могут носить характер бампер-переломов. На одежде образуются лампасовидные разрывы на всем протяжении.

Прочие повреждения – раны, кровоподтеки, ссадины, оскольчатые переломы костей.

Одним из видов тупой травмы, характеризующимся особым механизмом образования повреждений, является падение с высоты. При этом двигается (падает) тело человека, а повреждающий предмет (поверхность, на которую тело падает) неподвижен.

Практически различают два вида падения: с высоты и на плоскость.

Падение с высоты чаще всего является результатом несчастного случая, реже – самоубийством или убийством. Люди падают из окон и с крыш зданий, со скал, деревьев, строительных лесов, в пролеты лестниц, шахты, колодцы и т.д. Как видим, обстоятельства могут быть самыми разнообразными. И все же можно найти общие, характерные, признаки для всего множества вариантов падений для установления механизма травмирования.

Так, на характер повреждений при падении с высоты влияют: вид падения, высота падения, масса тела человека, особенности травмирующей поверхности и положение тела в момент удара о поверхность.

Падение может быть прямым, когда тело падает непосредственно на какую-нибудь поверхность и остается на ней, или непрямым (ступенчатым) при дополнительных ударах о предметы, расположенные на различной высоте. Кроме того, выделяют падения свободные (самостоятельные) и несвободные (вместе с каким-либо предметом, в т.ч. в транспортном средстве).

Наиболее характерные повреждения возникают при прямом свободном падении.

Различают две фазы травмирования: первичное соударение и вторичное. При этом механизм повреждений можно разделить на 3 группы: прямые, непрямые первичные и вторичные.

Первичные прямые повреждения возникают в месте первичного взаимодействия тела и поверхности предмета.

Первичные непрямые повреждения возникают в момент первичного соударения, но в отдалении от места удара.

Вторичные повреждения образуются в других частях тела от вторичного соударения.

Локализация повреждений находится в зависимости от вариантов приземления, а одним из общих признаков падения с высоты является преобладание внутренних повреждений над наружными. Снаружи обычно наличествуют односторонние ссадины, кровоподтеки или ушибленные раны в местах соприкосновения тела и травмирующей поверхности. Затруднить решение вопроса о механизме падения могут дополнительные повреждения при несвободном или непрямом падении. Внутри – многообразие повреждений различной локализации.

И все же можно выделить наиболее типичные внутренние повреждения при различных видах падения с высоты.

Падение на ноги приводит к возникновению, чаще всего симметричных, прямых переломов пяточных костей; непрямых переломов лодыжек и самих костей голени, шеек бедра и вертлужных впадин таза; переломов ребер у мест их прикрепления к позвоночнику, компрессионных переломов позвонков, вторичных переломов грудины от удара подбородком; первичных непрямых кольцевидных переломов основания черепа. При инерционном перемещении вперед и ударе руками возникают парные переломы костей предплечья.

При падениях на колени образуются первичные прямые переломы диафиза костей голени и повреждения других костей скелета, аналогичные случаям падения на ноги, кроме дистальных отделов голени и стоп.

Падение на ягодицы приводит к образованию первичных переломов костей таза, компрессионных переломов позвонков и, реже, – кольцевидных переломов основания черепа.

При падении на голову возникают оскольчатые переломы костей черепа, иногда – вколачивание позвоночника в полость черепа, компрессионные и оскольчатые переломы позвоночника, грудины и ребер.

При всех вариантах падения с высоты повреждения внутренних органов чаще возникают в результате их резкого перемещения и сотрясения. Наиболее характерными являются следующие повреждения: связок, капсулы и ткани печени, селезенки, почек; надрывы, разрывы и кровоизлияния плевры и корней легких, аорты, крупных сосудов основания сердца, брыжейки кишечника, брюшины. При падениях на голову, кроме того, возникает тяжелая черепно-мозговая травма с массивными кровоизлияниями в мягкие ткани головы, ушибленными ранами, деформацией головы, грубыми повреждениями головного мозга.

Для падений на туловище (т.е. плашмя) характерен меньший объем повреждений, т.к. проявляется большая инерционная устойчивость организма человека в передне-заднем или боковых направлениях, по отношению к вертикальному. Кроме того, сила удара распределяется в этих случаях на большей площади. Такие повреждения могут напоминать транспортную травму или травму от сдавления тела тупыми предметами, характеризуясь преобладанием массивных кровоизлияний в мягких тканях, грубыми повреждениями органов грудной и брюшной полости, множественными переломами костей, преимущественно со стороны удара.

При судебно-медицинской оценке характера и локализации повреждений при падении с высоты учитывается эластичность и амортизационные свойства тканей той части тела, на которую происходит падение, устойчивость поверхности травмирующего предмета к соударению. Кроме того, определенную защитную роль в уменьшении объема повреждений может сыграть толстая прослойка одежды.

Падение на плоскость.Вторым видом падения является падение стоящего или падающего человека с высоты собственного роста, т.е. на плоскость, на которой человек находился.

Такое падение бывает пассивным (самопроизвольным) или активным (с приданием телу дополнительного ускорения).

При этой травме возникают переломы костей верхних и нижних конечностей, сотрясения и ушибы головного мозга, иногда с переломами костей черепа, и разрывы внутренних органов (редко). Наружные повреждения в месте удара ограничиваются ссадинами, кровоподтеками, а при жесткой поверхности соударения, кроме того, ушибленными ранами. Рассмотрим наиболее типичные варианты повреждений.

Падение на затылочную область головы, механизм которого наиболее полно изучен на биоманекенах, приводит к образованию трещин затылочной кости, идущих к большому затылочному отверстию или пирамидам височной кости. При падении навзничь точка соударения может располагаться на уровне затылочного бугра, выше или сбоку от него, в зависимости от активного или пассивного механизма падения.

Ушибы мозга в месте приложения силы наблюдаются только в части случаев, в то же время выявляются множественные кровоизлияния, очаги размягчения вещества мозга и субарахноидальные кровоизлияния в области противоудара (лобные и височные области головного мозга).

При падениях на боковые области головы наиболее типичным повреждением является возникновение трещин височной кости. Степень выраженности повреждений вещества головного мозга также значительно больше в области противоудара по сравнению с местом удара.

Падение на лобную область встречается значительно реже и характер повреждений менее типичен, т.к. они локализуются, в основном, в месте удара.

В ходе экспертной оценки повреждений при падениях на плоскости приходится учитывать ряд сопутствующих факторов, влияющих на силу удара. К ним относятся: наличие предшествующего ускорения (когда удар иногда превышает 2000 кг); рост и масса тела человека; наличие, особенно у женщин, длинных густых волос, приводящих к известной амортизации и способствующих снижению тяжести травмы, наличие головного убора (шапка-ушанка увеличивала, при моделировании, время соударения в 5–9 раз по сравнению со случаями падения без головного убора), форма головы, в частности форма затылочной области.

Характерные повреждения образуются при сдавлении массивными предметами. В тех случаях, когда эти предметы имеют большую (несоразмерную) плоскость целостность кожи нарушается редко, и повреждения ограничиваются обширными ссадинами и кровоподтеками с размятием подлежащих мягких тканей. При этом они могут отражать особенности сдавливающих поверхностей и одежды, находящейся на повреждаемой части тела.

Однако наиболее типичны для сдавливания повреждения костей, особенно таких костных образований, как череп, грудная клетка и таз. Установить направление сдавливающих сил позволяет характер образовавшихся повреждений. Так на костях черепа, в местах приложения сдавливающих сил, образуются двусторонние участки мелких осколков костей или два крупных осколка округлой формы, окруженные кольцом более мелких. Между этими участками от растяжения костной ткани образуются соединяющиеся линии переломов, а от сгибания костей – экваториальные и параллельные им линии переломов.

При сдавлении грудной клетки образуются двусторонние прямые и непрямые переломы ребер по многим вертикальным линиям. Для прямых переломов характерно косое направление по отношению к длиннику ребра со смещением отломков внутрь, при этом ранятся плевра и легкие.

Непрямые переломы имеют поперечное направление, а отломки смещены к наружной стороне тела (в связи с чем пристеночная плевра не повреждается), края отломков ровные или мелкозубчатые.

В отличие от удара, при сдавлении костей таза возникают множественные симметричные двусторонние переломы.

Непосредственное воздействие травмирующих предметов на внутренние органы вызывает их повреждение в виде разрывов, отрывов, перемещений или полного разрушения.

Смерть может наступить в результате механической асфиксии от сдавления груди и живота, даже без выраженных анатомических повреждений.

При судебно-медицинской экспертизе повреждений тупыми предметами эксперт может квалифицировать тяжесть телесного повреждения, дополнить и уточнить обстоятельства происшествия, показания потерпевшего, обвиняемого и свидетелей.

8. Методы контроля знаний: экспресс-контроль проверки знаний содержания лекции на практическом занятии.

Контрольные вопросы:

1. Основные понятия транспортной травмы и ее виды.

2. Классификация автомобильной травмы, механизмы, фазы причинения повреждений и их характеристика.

3. Характер повреждений при падении с высоты и на плоскость, их классификация.

4. Определение понятия «падение с высоты лестничного марша».

9. Литература:

Основная:

1. Витер, В.И. Судебная медицина в лекциях / В.И. Витер, А.А. Халиков. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ижевск-Уфа, 2007. – 343с.

2. Крюков, В.Н. и др. Судебная медицина: Учебник / В.Н. Крюков, Л.М. Бедрин, И.В. Буромский и др.; под. ред. В.Н. Крюкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2009. – 432с.

3. Пиголкин, Ю.И. и др. Судебная медицина: Учебник / Ю.И. Пиголкин, Е.Х. Баринов, Д.В. Богомолов, И.Н. Богомолова. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2011. – 424с.

Дополнительная:

1. Пашинян, Г.А. Судебная медицина в схемах и рисунках: учебное пособие для вузов / Г.А. Пашинян, П.О. Ромодановский. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. – 336с.

2. Пиголкин, Ю.И. Задачи и тестовые задания по судебной медицине: учебное пособие / Ю.И. Пиголкин. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2006.

10. Автор методической разработки:

Зав. кафедрой судебной медицины, доцент__________________А.А. Халиков

_29_августа 2011г.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Башкирский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения и социального развития

Российской Федерации

Кафедра судебной медицины

Утверждаю

Зав. кафедрой,

доцент_________А.А. Халиков

_29_____августа_____2011 г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

лекции по судебной медицине

1. Тема: Огнестрельные повреждения.

2. Курс: VI Семестр: XI

3. Продолжительность лекции: 90 минут

4. Контингент слушателей: студенты 6 курса лечебного факультета.

5. Учебная цель: ознакомить студентов с возникновением и морфологическими признаками огнестрельной травмы при различных дистанциях выстрела, особенностями проведения судебно-медицинской экспертизы при огнестрельных повреждениях.

6. Иллюстративный материал и оснащение: видеопроектор, ноутбук, мультимедийные слайды.

7. Подробный план:

- Общие понятие об огнестрельном оружии, его классификации и боеприпасах к нему. Строение патрона.

- Вопросы, разрешаемые при экспертизе огнестрельных повреждений.

- Виды огнестрельного оружия: в судебно-медицинской практике наибольшее значение имеет стрелковое оружие, которое подразделяется на 6 видов.

- Механизм выстрела и сопровождающие его явления, повреждающие факторы выстрела.

- Морфологические признаки входной и выходной огнестрельных ран.

- Раневой канал. Характеристика раневого канала. Слепые, сквозные, касательные ранения.

- Понятие о дистанции выстрела. Определение дистанции выстрела: выстрел в упор, выстрел с близкого расстояния, выстрел с дальнего расстояния.

- Особенности повреждений при выстрелах из различного вида оружия и различными снарядами. Повреждения, причиняемые дробью, их особенность в зависимости от дистанции выстрела. Повреждения при выстреле из оружия, снабженного глушителем, через преграду, холостым патроном, из самодельного оружия и снарядами различной конструкции. Судебно-медицинская экспертиза множественных огнестрельных повреждений, уста- Особенности проведения судебно-медицинской экспертизы при огнестрельной травме.

- Взрывная травма и ее морфологические особенности.

- Лабораторные методы исследования при огнестрельной травме.

Определение огнестрельного оружия: огнестрельным называют оружие, в котором для выбрасывания снаряда и достижения направленного движения используется энергия пороховых газов, что позволяет поражать цель на расстоянии.

Воздействие на тело человека в результате сгорания взрывчатого вещества может быть в виде:

1) действие ударной взрывной волны, газов и высокой температуры взрыва;

2) повреждения осколками гранат мин боеприпасов;

3) собственно огнестрельные ранения, причиняемые пулей, дробью или газами выстрела.

Форма, характер и особенности огнестрельного повреждения определяются снарядом и видом оружия, из которого произведен выстрел. Существует боевое оружие (нарезное), спортивное, охотничье (чаще нет нарезов, но может быть сочетание), самодельное (самопалы) и переделанное стандартное оружие - обрезы. Пулевые повреждения причиняются пулями, дробовые - дробью, осколочно-пулевые - осколками и деталями разрушившейся пули, могут быть повреждения со специальными элементами: стрелки иглы, нештатные снаряды - соль, горох, гвозди. В зависимости от характера раневого канала различаются: разрушения и отрывы частей тела, сквозные, слепые, касательные, ушибленные ранения или их комбинации. Если огнестрельный канал проникает в полость тела, голова, грудь, живот) то ранение называется проникающим, остальные - непроникающие.

В момент выстрела порох мгновенно сгорает и образуются пороховые газы, имеющие давление в 2-3 тысячи атмосфер. Пороховые газы выталкивают огнестрельный снаряд, сообщая ему заряд кинетической энергии. Кроме снаряда, являющегося основным фактором выстрела из канала ствола вылетает еще ряд факторов, называемых дополнительными: пламя, пороховые газы, копоть, несгоревшие порошинки, частичку металла и смазки. Копоть действует до 30-40 см; порошинки металла и смазки до 1 метра. Пламя образуется вследствие взрыва продуктов неполного сгорания пороха при соприкосновении с кислородом воздуха, из-за кратковременности его действия ожогов не бывает, наблюдаются лишь опаление ворса одежды и волос кожи. Копоть от дымного пороха имеет черный цвет (состоит из углерода); бездымного - серый (из частиц металла). Порох не успевает сгореть полностью. Диаметр пули несколько больше канала ствола орудия, поэтому пуля врезается в нарезы, при этом сдираются частички металла. Частицы металла внедряются в кожу, где обнаруживаются рентгенографически. Необходимо отметить, что поясок металлизации образуется при любой дистанции выстрела.

Характеристики входного и выходного огнестрельного отверстия: «минус-ткань», пояски осаднения, обтирания, металлизации, форма отверстий. Величина и форма огнестрельного ранения на коже зависят от величины и формы снаряда (пули), его живой силы, расстояния выстрела, баллистических свойств оружия и боеприпасов. Пулевые ранения на коже при выстрелах из револьверов и пистолетов с близких дистанций обычно имеют круглую или овальную форму. При исследовании краев входного отверстия можно установить «минус ткани» (установленный Пироговым). Этот признак заключается в том, что при сдвигании пальцами кожных краев раневого отверстия обнаруживается дефект кожи, объясняемый пробивным действием пули. Подобного явления не наблюдается при колотых, колото-резанных ранах, так как колющее оружие не пробивает кожу, а раздвигает ее слои, образуя щелевидные или щелевидно-овальные повреждения. Величина пулевых ран зависит от эластичности и степени ее напряжения на различных участках тела. В связи с этим на основании величины и формы входного огнестрельного отверстия на коже нельзя дать заключение о калибре пули. При неправильном полете пули в случаях рекошетирования, при ранениях из обрезов, из дефектного оружия пули кувыркаются и попадают в тело плашмя, оставляя отверстия неправильной формы рваного типа. Больших размеров, рваного типа входные отверстия встречаются при ранениях разрывными пулями и другими видами пуль специального назначения.

Выходные пулевые отверстия в мягких тканях по величине и форме разнообразны. Чаще всего они имеют округлую, овальную, звездчатую форму. При ранениях только мягких тканей входные и выходные отверстия сходны по форме и величине. Если перед выходом из тела пуля пробила кость, она вовлекает в движение мелкие костные осколки, которые в свою очередь разрывают ткани; выходное отверстие обычно больше входного. Следы дополнительных факторов на коже вокруг выходного отверстия отсутствуют, никогда не наблюдается поясок обтирания и истинный поясок

осаднения. Очень редко по краю выходного отверстия наблюдаются явления

высыхания, которые ошибочно принимают за поясок осаднения.

Исследование раневых каналов производится при внутреннем исследовании трупа путем препаровки мягких тканей, через которые проходит канал. Различают прямые и ломаные каналы. Исследование раневых каналов имеет важное криминалистическое значение так как позволяет выяснить направление выстрела и связанное с этим определение места, откуда был произведен выстрел, что необходимо для последующего раскрытия преступления.

В судебной медицине при огнестрельных повреждениях основным вопросом является определение дистанции выстрела.

Под дистанцией выстрела понимается расстояние между дульным срезом ствола орудия и поверхностью тела. Дистанция выстрела при пулевых ранениях определяется по дополнительным факторам выстрела. Любая огнестрельная входная рана может иметь следующие пояски вокруг нее: осаднение, обтирания (загрязнения), металлизация.

В зависимости от расстояния в судебной медицине различают: выстрел в упор, выстрел с близкого расстояния, выстрел с неблизкого расстояния. Признаки выстрела в упор - дульный срез соприкасается с мишенью - раневой канал является как бы продолжением канала ствола и все факторы уходят в раневой канал (все внутри и ничего снаружи).

1. Все дополнительные факторы только по ходу раневого канала.

2. Надрывы краев входного отверстия пороховыми газами и крестообразные разрывы одежды.

3. Штанц-марка - если под кожей кость, газы распространяются вдоль кости, отслаивают кожу и припечатывают к дульному срезу с образованием ссадины, реже кровоподтека или ушибленной раны, повторяющих форму дульного среза.

Признаки выстрела с близкого расстояния - в пределах действия дополнительных факторов, которые откладываются на мишени вокруг входного отверстия. Поскольку доп. факторы рассеиваются в виде конуса (из-за сопротивления воздуха) по площади их отложения и качественному их составу можно более конкретно судить о дистанции. На коже вокруг входного отверстия могут быть обнаружены следы действия пороховых газов в виде пергаментных пятен и следы от действия пули в виде поясков обтирания и поиска металлизации. Поясок осаднения на коже при пулевых ранениях имеет вид циркулярной ссадины буровато-желтого цвета шириной 2 - 4 мм. При исследовании невооруженным глазом он плохо виден вследствие загрязнения кожи кровью, оружейной смазкой и копотью - поясок обтирания.

Признаки выстрела с неблизкого расстояния - вне зоны действия дополнительных факторов. Уточнить это расстояние нельзя. Под таким выстрелом понимают такой выстрел, когда на коже или на одежде имеются лишь следы действия снаряда, обычно пули. Чаще при дальних выстрелах обыкновенными боевыми патронами на коже вокруг входного отверстия обнаруживается поясок осаднения, а отложение копоти весьма редки.

РАНЕНИЯ ИЗ ДРОБОВЫХ РУЖЕЙ.

Чаще подобные ранения возникают в результате несчастного случая, известны случаи убийства и самоубийства из этого оружия. Признаки выстрела и характер огнестрельных повреждений резко отличается от пулевых ранений, что объясняется особенностью снаряжения патронов. Патроны к дробовому оружию заряжаются черным порохом. В зависимости от этого степень выраженности следов дополнительных факторов на одежде и теле человека бывает неодинакова. Вначале дробь летит компактной массой, встречая сопротивление воздуха она начинает рассеиваться и на расстоянии около 5 метров происходит полное рассеивание. Выделяют следующие дистанции:

1. В упор через одежду - на одежде отверстие диаметром около 2 см, в коже 4-5 см с дополнительными факторами;

2. В упор без одежды - только центральное отверстие 1,5 см до 2 см.

3. До 50 см - отверстие с относительно ровными краями 2 см.

4. До 1 м - отверстие 3,5 см и по краям отверстия отдельные дробинки.

5. До 2-3 м - отверстие 4-5 см, вокруг которого на значительной площади отдельные дробинки.

6. До 5 м - 2-3 центральных отверстия и от

Наши рекомендации