Организация контроля качества

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА

И БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Методические указания

для самостоятельной подготовки

и решения ситуационных задач

для студентов лечебно-профилактического факультета

Екатеринбург, 2014

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ (ГБОУ ВПО УГМУ Минздрава России)

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения

УДК 614.2:378.147-322

Составители: Н.В. Ножкина, Е.Э. Лайковская, Т.В.Конышева

Организация контроля качества и безопасности медицинской деятельности: Методические указания для самостоятельной подготовки

и решения ситуационных задач для интернов, ординаторов / Н.В.Ножкина, Е.Э. Лайковская, Т.В.Конышева – Екатеринбург: 2014. – 33 С.

Утверждено на заседании кафедры, протокол № 6 от 14.01.2014 г.

Методические указания для интернов и ординаторов содержат материалы по организации контроля качества и безопасности медицинской деятельности и оценке качества медицинской помощи в соответствии с современным состоянием законодательной базы и нормативно-правовыми положениями в системе здравоохранения и обязательного медицинского страхования.

Дисциплина - общественное здравоохранение и здоровье

Ó Уральский государственный медицинский университет, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

  Стр.
1. Цель, задачи занятия 2. Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки 3. Материалы для самостоятельной подготовки
3.1. Организация контроля качества и безопасности медицинской деятельности (информационный материал)
3.1.1. Порядки и стандарты в системе обеспечения и контроля качества и безопасности медицинской деятельности
3.1.2. Формы контроля качества и безопасности медицинской деятельности: государственный, ведомственный, внутренний
3.1.3. Организация экспертизы качества медицинской помощи
3.2. Порядок контроля качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования (информационный материал) 3.2.1. Организация экспертизы в системе обязательного медицинского страхования 3.2.2. Критерии качества и доступности медицинской помощи      
4. Задания для выполнения на занятии 5. Вопросы к тестовому контролю 6. Литература и электронные ресурсы для подготовки темы  

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

- ДС – дневной стационар

- КМП – качество медицинской помощи;

- КС – круглосуточный стационар

- ВК – врачебная комиссия

- КЭР – клинико-экспертная работа

- МО – медицинская организация

- МП – медицинская помощь

- ОМС – обязательное медицинское страхование;

- СМО – страховая медицинская организация (страховые медицинские организации);

- ТФОМС – территориальный фонд обязательного медицинского страхования;

Тема занятия: ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель, задачи занятия

Цель занятия:

Процесс изучения темы занятия направлен на формирование следующих компетенций в организационно-управленческой деятельности:

· способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций (ПК-27);

· способностью и готовностью использовать знания организационной структуры, управленческой и экономической деятельности медицинских организаций различных типов по оказанию медицинской помощи взрослому населению и подросткам, анализировать показатели работы их структурных подразделений, проводить оценку качества и безопасности медицинской деятельности, медико-организационных и социально-экономических технологий при оказании медицинских услуг пациентам (ПК-28).

Задачи занятия:

Знать:

1. Основные термины и понятия, общие положения системы обеспечения и контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

2. Значение Порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи в обеспечении качества и доступности медицинской помощи.

3. Принципы организации различных форм контроля качества и безопасности медицинской деятельности - государственного, ведомственного и внутреннего.

4. Порядок контроля качества медицинской помощи в современных условиях функционирования системы обязательного медицинского страхования.

5. Виды экспертизы качества медицинской помощи.

6. Критерии качества и доступности медицинской помощи.

7. Виды дефектов качества медицинской помощи, являющихся основанием для штрафных санкций при оплате медицинской помощи.

Уметь:

1. Применять положения нормативной правовой базы для выполнения требований по организации контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

2. Применять положения нормативной правовой базы для соблюдения действующего порядка контроля качества медицинской помощи.

3. Выявлять дефекты и основания для штрафных санкций при экспертизе качества медицинской помощи в системе ОМС.

4. Рассчитывать и оценивать основные показатели, характеризующие качество медицинской помощи.

Владеть:

1. Навыками работы с нормативной правовой документацией, принятой в здравоохранении (федеральные законы, порядки, стандарты, приказы, рекомендации, др,), а также оперативной документацией для оценки качества медицинской помощи ;

2. Навыками расчета и анализа показателей качества работы медицинских организаций и их структурных подразделений, оценки качества и безопасности медицинской деятельности, медико-организационных и социально-экономических технологий при оказании медицинских услуг пациентам.

Продолжительность занятия – 8 часов.

2. Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки

1. Определение понятий «качество», «качество медицинской помощи».

2. Основные характеристики качества МП.

3. Основные составляющие оценки качества медицинской помощи

4. Индикаторы и критерии качества МП, основные показатели.

5. Обеспечение качества медицинской помощи: цели, задачи.

6. Аккредитация и лицензирование медицинской деятельности, цели, порядок проведения.

7. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи.

8. Государственный контроль качества и безопасности медицинской помощи: цели, задачи

9. Принципы организации ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

10. Внутренний контроль качества медицинской деятельности, цели, уровни контроля

11. Организация и порядок проведения контроля качества МП в системе обязательного медицинского страхования.

12. Виды экспертизы качества медицинской помощи в системе ОМС.

13. Обязательные случаи для экспертизы качества медицинской помощи в системе ОМС.

14. Виды дефектов качества медицинской помощи.

3. Материалы для самостоятельной подготовки

3.1. Организация контроля качества и безопасности медицинской деятельности(информационный материал)

Основные термины и понятия, характеризующие оказание медицинской помощи и качество медицинской деятельности, приведены в статье 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», ФЗ-323 от 21.11.2011.

Качество- это совокупность признаков и свойств продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять конкретные установленные или предлагаемые потребности людей.

Качество медицинской помощи - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.

Основные общие характеристики качества медицинской помощи: адекватность, доступность, результативность, безопасность, своевременность, надежность, удобство в получении, экономичность, и др.

Медицинская помощь надлежащего качества – это помощь, оказанная квалифицированным медицинским работником, выражается в отсутствии нарушений и дефектов, затрудняющих выполнение медицинских технологий, препятствующих стабилизации или увеличивающих риск прогрессирования имеющегося у пациента заболевания, повышающих риск возникновения нового патологического процесса, приводящих к неоптимальному использованию ресурсов медицинского учреждения и созданию объективных условий для неудовлетворенности пациента от его взаимодействия с системой здравоохранения.

Медицинская помощь ненадлежащего качествавыражается в наличии дефектов и врачебных ошибок, приводящих к нарушению выполнения медицинских технологий, к дестабилизации или увеличению риска прогрессирования имеющегося у пациента заболевания, повышению риска возникновения нового патологического процесса, неоптимальному использованию ресурсов МО, созданию объективных условий для неудовлетворенности пациента от его взаимодействия с системой здравоохранения. Причинами медицинской помощи ненадлежащего качества является недостаточная квалификация медицинского работника и/или отсутствие условий реализации имеющихся профессиональных знаний, умений, навыков.

Врачебная ошибка - предотвратимое, объективно неправильное действие (бездействие) врача, которое способствовало или могло способствовать нарушению выполнения медицинских технологий, увеличению или не снижению риска прогрессирования имеющегося заболевания и риска возникновения нового патологического процесса, неоптимальному использованию ресурсов здравоохранения и неудовлетворенности потребителей МП.

Известно, что состояние здоровья зависит не только от деятельности медицинских служб, поскольку на него оказывает влияние комплекс социально-экономических, биологических, природных, поведенческих факторов. В связи с этим, именно КМП может рассматриваться как основной критерий оценки собственно деятельности здравоохранения и является объектом управления в системе оказания МП.

Управление качеством – часть функций управления в целом, которые определяют и осуществляют политику в области качества. Управление качеством основано на оценке потребностей и степени их удовлетворенности.

На качество МП оказывают существенное влияние различные управляемые и малоуправляемые факторы – общеэкономические, внутриучрежденческие, кадровые (профессиональные), индивидуальные факторы пациента и его образ жизни, др.

Система качества– сочетание ресурсов, организационной структуры, технологий и методик, которые необходимы для достижения качества.

В системе обеспечения качествамедицинской помощи важное практическое значение имеет достижение соответствия структуры, технологического процесса, результата и стоимости установленным для них современным требованиям, стандартам и условиям.

Для управления качеством МП необходима система оценки и контроля.

Оценка качества МП– определение соответствия оказанной медицинской помощи установленным на данный период стандартам, требованиям при удовлетворенности пациентов этой помощью. Оценивать качество можно только с использованием стандартов, эталонов, утвержденных требований, клинических рекомендаций (см. раздел 3.1.1.).

Критериями качества могут являться параметры, позволяющие подтвердить оптимальность структуры медицинской помощи населению, использования ресурсов здравоохранения, медицинских и организационных технологий, выполнения требуемых объемов оказываемой медицинской помощи, обеспечение удовлетворенности пациента, а для конкретного случая - ликвидацию патологического процесса, снижение прогрессирования заболевания.

Один из основных методов, используемых в системе контроля и оценки качества медицинской помощи – экспертный метод (см. раздел 1.4).

Задания для выполнения на занятии

1.. Подготовить реферативное сообщение, используя перечень тем, предложенных преподавателем. Сделать презентацию сообщения. Ответить на вопросы при обсуждении материала.

2. Решить ситуационные задачи, предложенные преподавателем, по определению дефектов при внутреннем контроле КМП, которые могут явиться основанием для штрафных санкций в системе ОМС, а также по расчету показателей, характеризующих качество медицинской помощи.

При решении ситуационных задач используйте приложения 1 и 2.

Приложение 1. Дефекты, выявляемые при внутреннем контроле качества медицинской помощи

Код Группы дефектов
М Причинами дефектов являлись действия (или бездействие) мед. работника, непосредственно оказывавшего медицинскую помощь: М (в) – врача; М (с) – среднего медицинского работника. Возникновение дефектов данной группы может быть связано с: - добросовестным заблуждением медицинских работников, - не выполнением или недобросовестным выполнением медицинскими работниками должностных обязанностей или требований нормативных правовых документов, - с другими факторами.
П Причинами возникновения дефектов являются действия (или бездействие) пациента. Возникновение дефектов данной группы может быть связано с: - отказом пациента от госпитализации, - не выполнением пациентом назначений лечащего врача, - не предоставлением пациентом полной и достоверной информации о состоянии своего здоровья, - самовольным уходом пациента из стационара, - поздним обращением пациента за медицинской помощью, - с другими факторами.
Н Причины возникновения дефектов не связаны с действиями (или бездействием) медицинского работника, непосредственно оказывавшего медицинскую помощь или с действиями (или бездействием) пациента. Возникновение дефектов данной группы может быть связано с: - исходной тяжестью состояния пациента, -особенностями течения заболевания (атипичность, скоротечность, необратимая стадия), - наличием тяжелых сопутствующих заболеваний, - с другими факторами.  
  Продолжение таблицы приложения 1
О Причины возникновения дефектов связаны с недостатками в организации медицинской помощи. Возникновение дефектов данной группы может быть связано с недостатками: - в организации амбулаторно-поликлинического приема, - в организации работы вспомогательных лечебно-диагностических служб (лаборатория, рентген-отделение, физио-отделение и др.), - в организации проведения консультаций специалистов или исследований, отсутствующих в учреждении, - в организации работы приемного отделения стационара, - в организации поверок или технического обслуживания медицинского оборудования, - в обеспечении стационаров лекарственными средствами, - в организации своевременного повышения квалификации медицинских работников, - в разработке внутренних распорядительных документов по организации и оказанию медицинской помощи в учреждении, - в организации ознакомления персонала с нормативными правовыми или внутренними распорядительными документами, - в организации достоверного статистического учета оказываемой МП - в обеспечении сохранности медицинской документации в учреждении, - с другими факторами.

Приложение 2.Форма «Журнал внутреннего контроля качества медицинской помощи» в медицинской организации _____ на _____ уровне за период ____20.. г

Код причин дефектов Кол. пролеченных больных, абс. Повод для проведения экспертизы* Кол. проведен. экспертиз Выявлено Дефектов всего  
 
абс % от гр 1 абс % от гр.3  
 
             
М х х х        
П х х х        
Н х х х        
О х х х        

Вопросы к тестовому контролю

1. КАЧЕСТВО - ЭТО

- совокупность признаков и свойств продукции или услуг, которые придают им способность удовлетворять конкретные установленные или предлагаемые потребности людей

- совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказанной помощи достижениям науки

- совокупность признаков и свойств продукции или услуг

2. КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ - ЭТО

- совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации и степень достижения запланированного результата.

- совокупность признаков, оказываемой помощи или услуги, которые удовлетворили бы потребности людей

- соотношение результатов, выраженных в определенных показателях (медицинских, социальных или экономических), к производным затратам

3. КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ - ЭТО ХАРАКТЕРИСТИКА, ОТРАЖАЮЩАЯ:

- соответствие медицинской помощи установленным критериям и стандартам

- состояние здоровья населения

- объем лечебный мероприятий, которые предоставляет ЛПУ

4. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ:

- доступность

- безопасность

- преемственность

- бесплатность

5. НА КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ОКАЗЫВАЮТ ВЛИЯНИЕ:

- кадровые ресурсы

- здоровый образ жизни

- индивидуальные факторы врача

6. СИСТЕМА КАЧЕСТВА - ЭТО

сочетание ресурсов, организационной структуры, технологий и методик, которые необходимы для достижения качества

- сочетание ресурсов, организационной структуры, технологий и методик

- совокупность организационных и технологических мероприятий, направленных на достижение единого результата

7. ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ВКЛЮЧАЮТ ОЦЕНКУ:

- структуры, ресурсов,

- технологии, процесса,

- результата

- все вышеперечисленное

8. СТАНДАРТ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ - ЭТО:

формализованная модель ведения больного, предусматривающая объем и последовательность лечебно-диагностических мероприятий

- модель ведения больного, предусматривающая минимум лечебно-диагностических мероприятий

- установленный в лечебно-профилактическом учреждении объем лечебно-диагностических мероприятий, отражающий возможности данного учреждения

9. ДЛЯ СУЖДЕНИЯ О КАЧЕСТВЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В СТАЦИОНАРЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ:

- метод экспертных оценок

- данные о расхождениях диагнозов поликлиники и стационара
- данные о соответствии фактически достигнутого результата лечения результату, предусмотренному стандартом

10. ПРЕДМЕТ ЭКСПЕРТИЗЫ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ЭКСПЕРТАМИ СТРАХОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ СОСТАВЛЯЕТ:

- соответствие объема медицинской помощи Территориальной программе ОМС

- соответствие видов медицинской помощи выданной лицензии

- соответствие уровня квалификации специалистов оказанной ими медицинской помощи

11. ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДИАГНОСТИКИ В СТАЦИОНАРЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ПОКАЗАТЕЛИ:

- частота осложнений

- средняя длительность лечения

- частота расхождения клинических и патологоанатомических диагнозов

12. КАЧЕСТВО РАБОТЫ ПОЛИКЛИНИКИ ХАРАКТЕРИЗУЮТ ПОКАЗАТЕЛИ:

- рождаемость

- охват профилактическими осмотрами

- полнота и своевременность охвата диспансеризацией

13. МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА СТРАХОВЫХ СЛУЧАЕВ ОБЯЗАТЕЛЬНА ПРИ:

- летальном исходе

- внутрибольничном заражении

- жалобе застрахованного

- Все вышеперечисленные

14. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА СТАЦИОНАРНОГО ЛЕЧЕНИЯ

- контроль качества стационарной помощи
- соблюдение преемственности в лечебно-диагностическом процессе
- увеличение длительности пребывания больного в стационаре

-увеличение простоя койки

15. КАКИЕ ВЫДЕЛЯЮТСЯ УРОВНИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ:

- уровень заведующего отделения

-уровень заместителя главного врача

-уровень врачебной комиссии

- уровень Министерства здравоохранения

16. НА ПЕРВОМ УРОВНЕ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ЭКСПЕРТИЗУ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ:

- заведующий отделением (структурным подразделением)

- заместитель главного врача по клинико-экспертной или лечебной работе

- врачебная комиссия (ВК) медицинского учреждения

17. НА ВТОРОМ УРОВНЕ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ЭКСПЕРТИЗУ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ОСУЩЕСТВЛЯЮТ:

- заведующий отделением (структурным подразделением)

- заместитель главного врача по клинико-экспертной или лечебной работе

- врачебная комиссия медицинского учреждения

18. НА ТРЕТЬЕМ УРОВНЕ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ЭКСПЕРТИЗУ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ:

- заведующий отделением (структурным подразделением)

- заместитель главного врача по клинико-экспертной или лечебной работе

- врачебная комиссия медицинского учреждения

19. КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКЕ

- число профилактических посещений в расчете на одного ребенка в год

- полнота и своевременность проведения профилактических мероприятий

- динамика показателей здоровья детей

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА

Наши рекомендации