Формирование и поддержание специальной психологической готовности личности к действиям в экстремальных ситуациях

Психология поведения в экстремальных ситуациях.

Экстремальные способности человека.

Этапы специальной психологической подготовки к действиям в напряженных ситуациях: предварительная подготовка; формирование профессиональных знаний, умений и навыков; формирование оптимального психологического состояния непосредственно перед выполнением работ в экстремальных условиях; психологическая готовность при непосредственном выполнении работы в экстремальных условиях.

Мы все чаще и чаще в последнее время сталкиваемся с экстремальными ситуациями – стихийные бедствия, катастрофы, насилие, терроризм. И во время подобных ситуаций, и после них у человека возникают различные негативные психические состояния, которые характеризуются стрессом, острыми или хроническими эмоциональными переживаниями. В свою очередь, эти переживания могут достигать такой степени интенсивности, что оказывают на нас (в числе прочего) и дезорганизующее воздействие.

Что же такое экстремальная ситуация? Экстремальная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, могущего повлечь за собой человеческие жертвы, нанести ущерб здоровью людей или окружающей среде, принести значительные материальные потери и нарушить условия жизнедеятельности. Экстремальные ситуации принято подразделять на экстремальные ситуации техногенного характера; пожары, взрывы, транспортные аварии, различные аварии с выбросами радиоактивных веществ, химических отравляющих веществ, ядовитых веществ, аварии на промышленных сооружениях, коммунальных системах жизнеобеспечения, внезапное обрушение сооружений; экстремальные ситуации природного происхождения. природные пожары, опасные гидрологические, геологические, метеорологические, геофизические явления; экстремальные ситуации биолого-социального характера, алкоголизм, наркомания, токсикомания, различные акты насилия, общественные беспорядки, голод, терроризм.

В свое время специалистами совершенно не учитывалось, что, попадая в экстремальную ситуацию, человек, помимо физической, может получить еще и психическую травму. Достаточно, казалось бы, оказать медицинскую помощь, и на этом все заканчивалось… Сегодня пришло понимание того, что после экстремальной ситуации, после оказания медпомощи поддержка и оздоровление не заканчивается, а напротив, только начинаются.

Сам пострадавший оказать себе помощь часто не в состоянии: психологическая травма, стресс в результате воздействия экстремальных факторов (при теракте, аварии, потере близких, трагическом известии, физическом или сексуальном насилии и т. п.), потеря самообладания – самообладание – нормальная реакция на ненормальные обстоятельства. У человека, оказавшегося в экстремальной ситуации и пережившего (все еще переживающего) ее, могут проявляться и такие реакции: бред и галлюцинации, апатия, ступор, двигательное возбуждение, агрессия, страх, истерика, нервная дрожь, плач, попытка самоубийства.

Катастрофы, аварии, стихийные бедствия – человек может оказаться изолированным – в автомобиле при ДТП, в завале при взрыве в шахте и землетрясении, на крыше дома при наводнении… Состояние стресса в таком положении только углубляется. Ситуации, о которых мы говорим, можно попробовать классифицировать в зависимости от активности и от результата:

нормальные (обыденные) – к ним относятся те ситуации, которые не создают трудностей и каких-либо опасностей для человека, а требуют от него обычной активности. Они, как правило, заканчиваются позитивно;

параэкстремальные вызывают сильное внутренне напряжение, они способны приводить к неудачам;

экстремальные отличаются возникновением предельного напряжения и перенапряжения. Они ставят перед личностью большие объективные и психологические задачи. В случае их возникновения резко снижается вероятность успеха и возрастает риск отрицательных последствий;

гиперэкстремальные предъявляют к человеку требования, превышающие его способности. Они приводят к значительному нарастанию внутреннего напряжения, нарушениям обычного поведения и деятельности.

Вне зависимости от длительности экстремального события, его последствия разрушительны для личности. При этом клиническая картина не носит строго индивидуального характера, а сводится к [небольшому] числу довольно типичных проявлений, весьма напоминающих начальные симптомы соматических, а подчас и психических заболеваний. На восприятие человеком ситуации и оценки степени ее трудности, экстремальности оказывают влияние и такие факторы: степень позитивности самооценки, уверенность в себе, уровень субъективного контроля, наличие позитивного мышления, выраженность мотивации достижения успеха и другие. Поведение личности в ситуации прочно детерминировано особенностями темперамента человека (тревожность, темп реагирования и др.) и его характера (выраженность определенных акцентуаций), способность адаптации, стрессоустойчивость.

В динамике состояния людей, пострадавших (без тяжелых травам) или перенесших стресс в результате воздействия экстремальной ситуации можно выделить несколько последовательных стадий:

– «витальные реакции » – длительностью от нескольких секунд до 5 – 15 минут, когда поведение практически полностью подчинено императиву сохранения собственной жизни, с характерными сужением сознания, редукцией моральных норм и ограничений, нарушениями восприятия временных интервалов и силы внешних и внутренних раздражителей. В этот период характерна реализация преимущественно инстинктивных форм поведения, в последующем переходящих в кратковременное (тем не менее, с очень широкой вариативностью) состояние оцепенения;

– «стадия острого психоэмоционального шока с явлениями сверхмобилизации». Эта стадия, как правило, развивается вслед за кратковременным состоянием оцепенения, длится от 3 до 5 часов и характеризуется общим психическим напряжением, предельной мобилизацией психофизиологических резервов, обострением восприятия и увеличением скорости мыслительных процессов, проявлениями безрассудной смелости (особенно при спасении близких) при одновременном снижении критической оценки ситуации, но сохранении способности к целесообразной деятельности. В эмоциональном состоянии в этот период преобладает чувство отчаяния, сопровождающееся ощущениями головокружения и головной боли, а также сердцебиением, сухостью во рту, жаждой и затрудненным дыханием. Поведение в этот период подчинено почти исключительно императиву спасения близких с последующей реализацией представлений о морали, профессиональном и служебном долге. Несмотря на присутствие рациональных компонентов, именно в этот период наиболее вероятны проявления панических реакций и заражение ими окружающих, что может существенно осложнять проведение спасательных операций;

– «стадия психофизиологической демобилизации» – ее длительность до трех суток. В абсолютном большинстве случаев наступление этой стадии связывается с пониманием масштабов трагедии – то, что можно назвать «стрессом осознания» –контактами с получившими тяжелые травмы и телами погибших, а также прибытием спасательных и врачебных бригад. Наиболее характерными для этого периода являются резкое ухудшение самочувствия и психоэмоционального состояния с преобладанием чувства растерянности (вплоть до состояния своеобразной прострации), отдельных панических реакций (нередко» – иррациональной направленности, но реализуемых без какого-либо энергетического потенциала), понижение моральной нормативности поведения, отказ от какой-либо деятельности и мотивации к ней. Одновременно наблюдаются выраженные депрессивные тенденции, нарушения функции внимания и памяти;

– «стадия разрешения » (от 3 до 12 суток). В этот период постепенно стабилизируются настроение и самочувствие. Однако часто сохраняются пониженный эмоциональный фон, ограничение контактов с окружающими, гипомимия (маскообразность лица), снижение интонационной окраски речи, замедленность движений, нарушения сна и аппетита, различные психосоматические реакции (преимущественно со стороны сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и гормональной сферы). К концу этого периода у большинства пострадавших появляется желание «выговориться», реализуемое избирательно, направленное преимущественно на лиц, не являвшихся очевидцами трагических событий, и сопровождавшееся некоторой ажитацией. На фоне субъективных признаков некоторого улучшения состояния отмечается дальнейшее снижение психофизиологических резервов (по типу гиперактивации), прогрессивно нарастают явления переутомления, существенно уменьшаются показатели физической и умственной работоспособности;

– «стадия восстановления» психофизиологического состояния начинается преимущественно с конца второй недели после воздействия экстремального фактора и первоначально наиболее отчетливо проявляется в поведенческих реакциях: активизируется межличностное общение, начинает нормализоваться эмоциональная окраска речи и мимических реакций, появляются даже шутки, вызывающие эмоциональный отклик у окружающих, восстанавливаются сновидения.

Установлено, что поведенческие реакции человека в экстремальных условиях, их временные характеристики, вообще психофизиологические возможности людей – величины чрезвычайно вариативные, зависящие от особенностей нервной системы, жизненного опыта, профессиональных знаний, навыков, мотивации, стиля деятельности.

Конечно, вывести общую формулу поведения человека в напряженной ситуации пока не представляется возможным. Тем не менее, данные исследований говорят о том, что психологические факторы – индивидуальные качества, способности человека, его навыки, готовность, установки, общая и специальная подготовка, его характер и темперамент – в сложной обстановке не суммируются, а образуют некий комплекс, который сразу же реализуется либо в правильном, либо в ошибочном действии.

Отметим: совокупность качеств человека, отвечающая требованиям определенной профессиональной деятельности и способствующая успешному овладению ею, осуществлению и совершенствованию, называется, как известно, способностями [к ней]. Нам известны творческие, организаторские, коммуникативные и иные способности. Но существуют и экстремальные способности – способности человека к экстремальной деятельности, действиям, поведению в экстремальных ситуациях. Экстремальные способности выступают важным индивидуальным психологическим фактором его морально-психологической устойчивости, профессионально-психологической устойчивости, психофизиологической устойчивости, выбора профессии [по признаку их экстремальности], в быстроте и качестве подготовки самого себя к решению задач в профессионально-экстремальных ситуациях, правильности выбора линии и способов поведения в экстремальных ситуациях, достижении целей и решении задач в экстремальных ситуация, в быстроте восстановления дееспособности в постэкстремальный период. Вся совокупность таких качеств может определяться как общие экстремальные способности , так и специальные. Способность человека стойко встречать и успешно преодолевать трудности зависят, прежде всего, от его основных социально-психологических и базовых психологических свойств (направленности, морально-характерологических, деловых, психофизиологических) – от того, что он представляет собой как личность. Социально развитая личность интегрирована в общество, в его историю, ценности, проблемы, будущее, которое является и будущим детей и внуков. Это личность, проверяющая свои поступки, в том числе, и в экстремальных ситуациях, по духовным ценностям, с гражданской и патриотической ответственностью, личность целеустремленная, разумная, цивилизованная, высокоморальная, жизнестойкая и способная выдерживать повышенные трудности жизненных и профессиональных ситуаций. Героизм, мужество, стойкость – вот проявления таких качеств. Индивидуалисту и эгоисту, думающему только о себе, личной выгоде, материальном обогащении, кажется бессмысленным подвергать свою жизнь опасностям ради чего-то/кого-то другого. История не знает случаев верности, героизма и самоотверженности, продиктованных такими мотивами. Такой человек просто проявляет себя как отказник, обманщик, трус, предатель. Специальные экстремальные способности – особые, значимые в экстремальных ситуациях и не обнаруживающиеся зачастую в других:

– особые умственные качества (смелость мысли, мужество ума, разумность, самокритичность, прогностичность, взвешенность оценок, способность к внеадаптивному поведению и надситуативному мышлению – пониманию ситуаций, не сводящемуся к непосредственно воспринимаемому в них, и поведению, адаптированному только к непосредственно воспринимаемым особенностям обстановки);

– волевые качества (развитость волевой мотивации – «я должен», целеустремленности, смелости, мужества, стойкости, упорства, настойчивости, стойкости к неудачам);

– профессионально уравновешенное отношение к опасности и даже влечение к опасности;

– морально-психологическая устойчивость в условиях экстремальности, психологическая устойчивость, психофизиологическая устойчивость, самообладание, умение управлять собой[47].

Сразу отметим: способность к адаптации к экстремальным условиям следует дифференцировать от способности к адаптации к социальной среде. Вместе с тем, совпадение этих способностей возможно в двух случаях: обе способности находятся на низком уровне. В результате имеют место такие характеристики личности как неуживчивость, конфликтность в общении с окружающими, неадекватное реагирование на ситуации фрустрации; способности совпадают на высоком уровне. В этом случае наблюдается высокая социализация личности, а также повышенная устойчивость к стрессу. Кроме того, возможны еще два крайних варианта – высокая способность социальной адаптации и низкая адаптация к экстремальным условиям, и, наоборот, между которыми бесконечное множество переходных вариантов, характеризуемых оттенками общения, эмоционального реагирования, уровнями и особенностями поведения. Если индивид, вследствие особенностей своей профессиональной деятельности, часто оказывается в ситуации фрустрации, он приобретает устойчивость, толерантность к ней, вырабатывает умения находить выход из трудных положений.

Уже стало традиционным понимание адаптации как приспособление организма к условиям среды. Вместе с тем, обнаруживается значительное расхождение в понимании терминов и определений, применяемых для обозначения различных форм приспособительных реакций организма к условиям внешней среды. Так, ряд исследователей рассматривает данную проблему в контексте приспособления к самим экстремальным условиям жизнедеятельности. По их мнению, адаптацию можно определить как развивающийся в ходе жизни процесс, в результате которого организм приобретает устойчивость к определенному фактору окружающей среды и, таким образом, получает возможность жить в условиях, ранее несовместимых с жизнью, и решать задачи, прежде не разрешаемые. Такое преднамеренно широкое определение, видимо, соответствует реальному значению процесса адаптации, который составляет неотъемлемую принадлежность всего живого и характеризуется таким же многообразием, как сама жизнь. Другие ученые под адаптацией понимают процессы приспособления организма к общепринятым, производственным и бытовым условиям. Этим общим термином просто обозначают все виды врожденной и приобретенной приспособительной деятельности организмов, с процессами, протекающими на клеточном, органном, системном и организационном уровнях. Классические теории адаптации трактуют взаимоотношения индивида и его окружения как процесс гомеостаза. Адаптационные реакции организма на неблагоприятные воздействия значительной интенсивности имеют ряд общих черт и получили название адаптационного синдрома, введенного в оборот Г. Селье в 1936 году (см. выше). Принято считать, что решающую роль в успешности адаптации к экстремальным условиям играют процессы тренировки, функциональное, психическое и моральное состояние индивида. В современной психологической науке можно выделить три основных направления исследований, связанных с проблемой адаптации. К первому относятся клинико-психологические исследования стресса, предметом которых являются, главным образом, интрапсихическая адаптация субъекта, изменение потребностно-мотивационной сферы личности. При этом адаптация изучается вне контекста конкретной предметной деятельности. Второе направление представлено работами психологов, которые изучают реакцию отдельных органов или психических процессов на рабочую нагрузку, либо на неблагоприятные условия деятельности (шум, гипоксия и др.). Адаптация понимается как процесс перестройки разнообразных функций организма, направленный на поддержание внутреннего гомеостаза. К третьему направлению относятся исследования по комплексному изучению психических и физиологических состояний индивида в процессе адаптации. Системный подход к адаптации предполагает рассмотрение этого явления и как процесса, и как открытой системы, для которой характерно состояние подвижного равновесия, сохраняющего постоянство структур лишь в процессе непрерывного обмена и движения всех компонентов системы. Уравновешивание за счет приобретения нового системного качества является основным результатом адаптации.Исходя из этого, предполагается, что в нормальных условиях деятельности не существует адаптации как системы, поскольку вследствие большого объема ресурсов, которыми располагает субъект, «степень свободы» регуляторных воздействий в пределах каждого из структурных компонентов достаточна для эффективного выполнения деятельности и обеспечения оптимального функционального состояния человека. Только при возникновении стрессогенных условий и относительно продолжительного процесса взаимодействия перечисленных компонентов – согласованной деятельности регуляторных систем разного уровня – адаптация может сформироваться как психологическая система.В силу разных причин может, правда, возникнуть ситуация, когда системные связи между компонентами оказываются недостаточными для функционирования системы как целого. Тогда говорят о частичной адаптации или дезадаптации.

Адаптация к экстремальным условиям среды требует затрат энергии и напряжения механизмов регуляции жизненно важных систем.На начальных этапах пребывания индивида в экстремальных условиях адаптация к ним осуществляется за счет активации компенсаторных механизмов (компенсаторные механизмы – первичные рефлекторные реакции, направленные на устранение или ослабление функциональных сдвигов в организме, вызванных влиянием экстремальных факторов среды). По своему назначению компенсаторные механизмы являются составной частью резервных средств организма. Обладая высокой эффективностью, компенсаторные механизмы организма, находящегося в неадекватных условиях среды, могут поддерживать необходимый уровень гомеостаза в относительно стабильном состоянии в течение времени, достаточного для развития устойчивых форм адаптационного процесса.

В конкретных условиях жизнедеятельности чаще всего приходится иметь дело с воздействием на организм не изолированных негативных факторов внешней среды, а их комбинацией. Суммарный эффект такой комбинации определяется взаимодействием составляющих ее компонентов. Выделяются следующие типы этих взаимодействий: аддиктивный (суммарный эффект равен сумме эффектов отдельных факторов), синергический (суммарный эффект превышает сумму эффектов отдельных факторов) и антагонистический (суммарный эффект меньше суммы эффектов отдельных факторов). Комбинированные факторы могут приобретать экстремальный характер в связи с активирующими или тормозящими влияниями одних факторов на другие. Например, такие относительно мало значимые факторы, как климатогеографические, при длительном комбинированном воздействии на организм могут приобретать характер экстремальных. Установлено, что некоторые экстремальные факторы в одних и тех же комбинациях могут взаимодействовать как по аддитивному и синергическому, так и по антагонистическому типам. Эффект взаимодействия экстремальных факторов любой комбинации определяется многими причинами, в первую очередь значимостью взаимодействующих факторов, временем их действия, состоянием организма, его видовой принадлежностью и показателями оценки взаимодействия изучаемых факторов.

Изучение механизма адаптации человека к непривычным для него условиям жизнедеятельности невозможно без учета его индивидуально-типологических и личностных характеристик. Большинство ученых говорит о различной подверженности людей воздействию стресса. Например, установлено, что лица с внутренним «локусом» контроля за своей деятельностью, так называемые «интерналы », в целом, менее подвержены воздействию дистресса в экстремальных условиях, чем лица с внешним «локусом» контроля, так называемые «экстерн алы».

Одним из ведущих направлений совершенствования деятельности в любых сложных, экстремальных, стрессогенных условиях является психологическая подготовка людей. Целью ее является формирование готовности действовать

профессионально грамотно, четко, с высокой работоспособностью в любых условиях служебной деятельности.

Профессиональная деятельность предъявляет особые требования к личностным качествам, в первую очередь, к профессионально важным, профессионально значимым. Особенности любой деятельности требуют развития эмоционально-волевой устойчивости, формирования психологической надежности при воздействии стрессовых факторов. Основные задачи психологической подготовки заключаются в том, чтобы: повысить психологическую устойчивость к действию стресс-факторов и их сочетаний, типичных для любой деятельности; развить психологические качества, сформировать особые навыки и умения, способствующие высокоэффективному выполнению всех профессиональных действий в любых сложных или опасных условиях профессиональных деятельности.

Вообще, психологическая подготовленность является комплексным слагаемым профессионального мастерства – это совокупность сформированных и развитых психологических характеристик, отвечающих специфичным и важным психологическим особенностям профессиональной деятельности и выступающих одной из необходимых предпосылок ее осуществления.Можно выделить такие группы компонентов:

– профессионально-психологическая ориентированность и осознанность действий и мыслей (стремление, интерес и умение понимать психологические аспекты ситуаций и людей, с которыми человек имеет дело, умение разбираться в людях);

– подготовленность и умение разбираться в психологических аспектах эффективности профессиональных действий, проявляющаяся в понимании психологических условий эффективности и умении обеспечивать их создание; умелом использовании речевых и неречевых психологических средств реализации профессиональных действий, в умелом применении комплекса психологических приемов, обеспечивающих более высокую эффективность решения профессиональных задач;

– развитая профессиональная наблюдательность и память (умение применять психологически обоснованные приемы и правила для повышения эффективности профессионального наблюдения, развитой профессиональной внимательности, натренированности органов чувств и восприятий, натренированности в быстром, полном и точном запоминании, хорошем сохранении в памяти и правильном воспроизведении значимой информации);

– психологическая устойчивость (способность действовать спокойно и уверенно в психологически сложных, эмоционально напряженных, опасных и ответственных ситуациях оперативно-служебной деятельности).

Психологическая подготовленность существенно повышает профессиональное мастерство любого профессионала.

Психологическая подготовка сотрудников в организациях – это специально организованный, целенаправленный процесс воздействия и формирования, развития, активизации необходимых качеств, обусловливающих успешное, эффективное выполнение операциональных задач. Конкретная психологическая подготовка всегда обусловлена особенностями профессиональной деятельности. В соответствии с этим, содержание психологической подготовки должно характеризоваться четко выраженной профессиональной направленностью. К общему содержанию психологической подготовки можно отнести следующее:

– формирование психологической готовности к профессиональной деятельности в конкретной должности в данной организации;

– развитие психологической ориентированности в различных аспектах специфически деятельности;

– формирование и развитие профессионально значимых познавательных качеств;

– совершенствование и развитие навыков и умений установления психологического контакта с различными категориями людей;

– формирование навыков ролевого поведения в различных ситуациях деятельности;

– совершенствование умений применять психолого-педагогические приемы воздействия в сложных, конфликтных ситуациях общения;

– формирование психологической устойчивости и умения владеть собой в напряженных ситуациях профессиональной деятельности;

– развитие положительных эмоционально-волевых качеств личности, обучение приемам саморегуляции и самоуправления;

– формирование волевой активности и навыков волевых действий;

– подготовка к психическим перегрузкам в работе.

Формирование психологической готовности является самым важным в психологическом сопровождении – главное здесь – формирование профессиональной направленности, развитие мотивации и стойких интересов к профессиональной деятельности.

Формирование и развитие психологической ориентированности в различных аспектах специфической профессиональной деятельности предполагает ознакомление с основами психологии, формирование навыков и привычек учитывать психологию людей, групп в своей работе.

Формирование и развитие профессионально значимых познавательных качеств обеспечивает эффективность познавательной деятельности: профессиональную чувствительность, восприятие, наблюдательность, память, мышление, воображение. Специальные упражнения и тренировки по развитию этих качеств предполагают овладение основными приемами и знаниями правил повышения эффективности запоминания, сохранения и воспроизведения профессионально значимой информации, развития логического мышления и творческого воображения.

Совершенствование и развитие навыков и умений установления психологического контакта с различными категориями людей предполагает улучшение качества получаемой значимой информации, что, в свою очередь, влияет на успешность деятельности в целом. В ходе психологической подготовки прививаются умения и навыки владения системой методов и приемов установления психологического контакта, особенно с незнакомыми людьми, умение располагать их к себе, выслушивать, преодолевать психологические барьеры в процессе общения. Психологическая подготовка предполагает усвоение сотрудниками определенных правил, которые позволяют облегчить процесс установления психологического контакта.

Совершенствование умений применять психолого-педагогические приемы воздействия в сложных, конфликтных ситуациях общения с людьми весьма важно, ибо эффективность деятельности сотрудников во многом зависит от умелого использования определенных методов психолого-педагогического воздействия на людей, таких как убеждение, внушение, принуждение и стимулирование. Следует вырабатывать навыки использования различных тактических приемов поведения в ситуациях конфликта и использования такой ситуации в служебных целях.

Формирование психологической устойчивости и умения владеть собой в напряженных ситуациях профессиональной деятельности рассматривается как один из важнейших в измерении показателей психологической подготовленности, которая проявляется в способности не поддаваться воздействию негативных обстоятельств. Важно формирование знаний и умений, позволяющих предвидеть трудности при решении профессиональных задач. Формирование психологической устойчивости способствует натренированности в безукоризненном выполнении профессиональных действий в условиях максимальных психологических трудностей, что может достигаться путем моделирования напряженности в процессе тренировок и практических занятий.

Развитие положительных эмоционально-волевых качеств личности, обучение приемам саморегуляции и самоуправления предполагает выработку определенных, вполне конкретных качеств, таких как ответственность, стойкость к неудачам, склонность и устойчивость к риску, самообладание, выдержка, стрессоустойчивость и т. д. Любой специалист, профессионал должен владеть приемами самоконтроля поведения, управлять своим поведением и эмоциями.

Формирование волевой активности и навыков волевых действий необходимо для развития воли, волевых качеств личности.

Подготовка к психическим перегрузкам в работе требует, чтобы люди всегда были ознакомлены с основными закономерностями протекания их деятельности в любых условиях, то есть овладения приемами психорегулирующей тренировки, которые позволяют в короткое время восстановить работоспособность и снять излишнее психическое напряжение.

Для проведения психологической подготовки сегодня используются:

тренинг познавательных качеств;

коммуникативный тренинг;

ролевой тренинг;

психорегулирующие тренировки;

психотехнические игры, деловые игры.

К тренингу познавательных качеств относят тренинги по развитию профессиональной памяти, профессиональной наблюдательности и накоплению опыта профессиональных восприятий, тренировки по развитию профессиональной чувствительности.

Коммуникативный тренинг заключается в овладении навыками установления психологического контакта и доверительных отношений, осуществления психологического воздействия на лиц, представляющих интерес.

В процессе решения служебных задач сотрудникам приходится выполнять различные роли. Навыки ролевого поведения развиваются путем осуществления ролевой гимнастики – специальных упражнений в придании речи и неречевым средствам внешне выраженных признаков, соответствующих заданной роли, в развитии способности к импровизации при применении этих средств.

Для овладения навыками саморегуляции эмоционально-волевых процессов используются психорегулирующие тренировки. Эти тренировки направлены на овладение навыками использования простейших методов саморегуляции, позволяющих регулировать эмоциональные состояния личности, снимать излишнее напряжение, создавать определенный положительный настрой в профессиональной деятельности. Сюда можно отнести и аутогенную тренировку, и овладение приемами волевой саморегуляции.

Психотехнические игры – эффективный метод психологической подготовки, применяемый для формирования определенных качеств средствами игрового поведения. Психотехнические игры предусматривают выполнение заданных ролей, взаимных действий, на основе которых складываются ситуации, психологически близкие к практическим, имевшим место в действительности.

К методам психологической подготовки относят и психологическое моделирование условий и трудностей профессиональной деятельности как комплекс приемов, способов и средств, позволяющих создать внешние и внутренние (психологические) условия, близкие к реальным условиям профессиональной деятельности. Здесь можно выделить метод психологического анализа и решения практических задач , достоинством которого является реальная проверка уровня профессионально-психологической подготовленности. Решение практических ситуаций позволяет затем применять полученные практические знания, навыки и умения в профессиональной деятельности.

При осуществлении профессионально-психологических тренингов необходимо руководствоваться определенными принципами их организации. В качестве общих принципов выступают:

✓ научная обоснованность и целесообразность тренинга;

✓ профессиональная направленность тренинга;

✓ систематичность и последовательность в его проведении;

✓ сознательность и активность обучаемых;

✓ доступность подготовки.

Научная обоснованность и целесообразность применяемого комплекса средств и методов профессионально-психологического тренинга определяется необходимостью глубоко и тонко разбираться в его психологических тонкостях и следовать рекомендациям психологии и педагогики.

Профессиональная направленность тренингов выражается в максимальной конкретизации задач и содержания подготовки, исходя из особенностей профессиональной деятельности и ее стрессогенность, испытываемых психологических трудностей.

Вопросы для самоконтроля по материалам Темы 9

1. Что такое экстремальные ситуации?

2. Расскажите о видах, разновидностях, типах экстремальных ситуаций.

3. Расскажите о динамике состояния людей, перенесших экстремальную ситуацию.

4. Что такое экстремальные способности?

5. Как происходит адаптация к экстремальным условиям?

6. Подготовьте сообщения о психологической подготовке военнослужащих, спортсменов, космонавтов, сотрудников МЧС, МВД и т. д.

7. Каким образом может происходить психологическая подготовленность к экстремальным условиям профессиональной деятельности?

8. Подготовьте сообщения о различных видах психологических тренингов для подготовки к восприятию и профессиональному функционированию в стрессогенных ситуациях.

Тема 10

Стресс в семье

«Переживание» горя у терминальных больных.

Переживание острого горя при потере близкого человека.

Стрессовые состояния у детей при разводе родителей.

Стресс и проблемная семья.

Подростки в проблемных семьях.

Переживание горя – процесс неизбежный в жизни каждого человека – это цена, которую мы платим за отношения с близким человеком, родными, добрыми друзьями, значащими для нас людьми. Процесс этот имеет личностный характер и множество индивидуальных особенностей, оттенков, частностей, но психологи все же выявляют общие типы реагирования на известие о беде, свершившейся или только приближающейся.

Сегодня нам известно, что горе – комплексный феномен , охватывающий эмоциональную и соматическую сферы, сферу повседневной деятельности и общения (где горе создает трудности адаптации, изоляцию, утрату работоспособности и т. д.). Пережить горе – значит не только испытать соответствующие эмоции, но и преодолеть их. Чтобы пережить горе, необходимо прочувствовать, выразить и принять все эмоции, которые оно вызывает. Хотя горе болезненно, однако это нормальное и неизбежное жизненное переживание; горе преодолимо , более того, оно дает возможность нового личностного роста, а знания о протекании процесса горя оказывают терапевтический эффект на скорбящего человека.

Единой общепринятой классификации периодов процесса переживания горя пока не существует, но общие клинические явления его замечены. Большинство исследователей отмечают пять основных психологических реакций горюющего человека: шок, отрицание, агрессия, депрессия и принятие. Однако мнения ученых расходятся в вопросе о пути развития горя. За<

Наши рекомендации