Организационные мероприятия и внутренняя оптимизация функциональных состояний человека
Организационные мероприятия по профилактике и коррекции стрессовых состояний личности. Направления работы по поддержанию профессионально-важных психологических качеств работников.
Психогигиена. Психопрофилактика.
Психологическое консультирование.
Методы индивидуального и группового воздействия на нормализацию напряженности человека.
Психологические методы по уменьшению уровня стресса у человека.
Техники самовнушения.
Проблема борьбы со стрессом, противодействия ему путем разработки и внедрения различных мероприятий профилактического характера, методов и средств оперативной регуляции (коррекции) состояний стресса привлекает к себе внимание ученых различных областей науки.
Одним из методов профилактики стресса является измерение стрессовой реакции:
– химические методы – например, лабораторный анализ крови на различные гормоны;
– электромиографические методы (ЭМГ) – оценка влияния стрессовой реакции на поперечнополосатую мускулатуру. ЭМГ может рассматриваться как косвенное определение мышечного напряжения (измеряется электрохимическая активность нервов, иннервирующих ту или иную мышцу). Практическое преимущество использования ЭМГ – регистрации стрессовой реакции состоит в доступности для измерения практически всех мышечных групп;
– гемодинамические способы предусматривают оценку влияния стрессовой реакции на сердце и сосудистую систему. Наиболее распространенными критериями оценки здесь выступают периферический кровоток и частота сердечных сокращений;
– электрокожные методы заключаются в оценке влияния стресса на электрические характеристики кожи (например, кожно-гальваническое сопротивление – КГС; кожный потенциал – КП;
– психологические методы связаны с определением «психологических» эффектов стрессовой реакции.
Наиболее валидной и достоверной методикой, предназначенной для оценки влияния длительного стресса на структуру личности, по мнению ученых, можно считать уже упоминавшийся Миннесотский многофакторный личностный тест (MMPI). Данный тест состоит из 10 основных клинических тикал:
• ипохондрия.
• депрессия.
• конверсионная истерия.
• психопатическая девианта.
• мужественность – женственность.
• паранойя.
• психостения (тревожность как черта личности).
• шизофрения.
• гипомания (проявление энергии).
• социальная интроверсия (стремление к одиночеству).
Клиенту (пациенту) предлагается 550 утверждений-высказываний, которые затем будут оцениваться по матрице в соответствии с обозначенными шкалами.
Определенный интерес представляют тикала тревоги Тейлора, состоящая из 50 утверждений-высказываний; шкала субъективного стресса, направленная на изучение ситуационных эффектов, вызываемых у человека стрессом (состоит из 14 описательных выражений, при помощи которых пациент может описать свои субъективные реакции в стрессовой ситуации).
Отечественными учеными (Ю.В.Татура) предложен тест на интенсивность стресса (см. выше). В рамках данного теста выделяется четыре группы симптомов стресса:
Физиологические симптомы:
– стойкие головные боли;
– неопределенные болевые ощущения;
– нарушение пищеварения;
– спазматические, резкие боли в области живота;
– нарушение функционирования кишечника;
– сердцебиения (ощущение, что сердце бьется сильно, нерегулярно, часто);
– чувство нехватки воздуха на вдохе;
– тошнота;
– судороги;
– повышенная утомляемость;
– подверженность аллергиям;
– повышенная потливость;
– неосознаваемое сжатие кулаков или челюстей;
– обмороки;
– частые простудные заболевания;
– различные инфекционные заболевания;
– беспричинное возобновление болезненных состояний, имевших место ранее;
– быстрое увеличение или потеря массы тела;
– ощущение покалывания в конечностях;
– мышечное напряжение, частые боли в области шеи и спины;
– кожные сыпи;
– чувство комка в горле;
– двоение в глазах, затруднение при рассматривании предметов.
Интеллектуальные симптомы:
– нерешительность;
– ослабление памяти;
– ухудшение концентрации внимания;
– повышенная отвлекаемость;
– «туннельное» зрение (нарушения периферического зрения);
– плохие сны, кошмары;
– ошибочные действия;
– потеря инициативы;
– постоянные негативные мысли;
– нарушение суждений, спутанное мышление;
– импульсивность мышления, принятие поспешных решений.
Эмоциональные симптомы:
– беспричинная повышенная раздражительность;
– необоснованное беспокойство;
– подозрительность;
– мрачные настроения, депрессии;
– суетливость в движениях, действиях;
– ощущения напряжения;
– нервная истощенность;
– подверженность приступам гнева;
– циничный, неуместный юмор;
– ощущение нервозности, боязливости, тревоги;
– потеря уверенности в себе;
– уменьшение удовлетворенности собственной жизнью;
– чувство отчужденности;
– отсутствие заинтересованности;
– сниженная самооценка;
– неудовлетворенность работой.
Поведенческие симптомы:
– потеря аппетита или переедание;
– нарушение речи;
– дрожание голоса;
– увеличение проблем в семье;
– неспособность рационально распределять время;
– избегание дружеских отношений с окружающими;
– неряшливость, неухоженность;
– антисоциальное, девиантное поведение, лживость;
– неспособность к развитию;
– низкая продуктивность деятельности;
– «склонность» к авариям, травмам;
– нарушение сна;
– более интенсивное курение и употребление алкоголя;
– систематическое доделывание работы дома;
– отсутствие времени для отдыха.
Каждый из выше названных симптомов оценивается в 1 балл. Уровень стресса до 10 баллов считается нормой. Более 10 баллов – требующим принятия определенных мер. При этом количество баллов от 20 до 30 указывает на высокий уровень стресса, а более 30 – на очень высокий.
Вообще, согласно исследованиям, все стрессовые факторы, видимо, можно разделить на пять групп:
♦ повседневные неприятности (в семье, на работе, в транспорте и т. д.);
♦ сложные события периодического характера (неудачи при поступлении в вуз, увольнение с работы, уход на пенсию и т. д.);
♦ непредвиденные, неожиданные события, стимулирующие возникновение отрицательных эмоциональных переживаний (опасная болезнь, трагическая ситуация в семье и т. д.);
♦ неприятности, конфликтные ситуации на работе и (или) в семье (несправедливость в отношениях коллег по работе, разлад в семье и т. д.);
♦ стихийные бедствия, крупные катастрофы.
Исследуя проблемы управления функциональными состояниями в ситуации стресса, можно выделить:
– профилактическое направление – преодоление стресса может быть достигнуто путем изменения взаимосвязи между человеком и окружающей средой, посредством взаимной адаптации субъекта и объекта.
Профилактическое (превентивное) направление преодоления стресса может происходить за счет изменения стрессорной реакции в результате повышения устойчивости организма и психики к воздействиям стрессора, поддержания функционального состояния и работоспособности на устойчивом рациональном уровне, снижения чрезмерных функциональных, эмоциональных и поведенческих реакций на стрессогенное воздействие, восстановления функционального состояния после выраженных стрессорных воздействий. Данное направление на пути преодоления стресса имеет оперативный характер коррекционных воздействий. Оно связано с созданием рациональных, благоприятных условий для жизни и деятельности человека, носит генерализованный характер, рассчитанный на предотвращение стресса за счет приспособления окружающей среды и деятельности (ее содержания, условий протекания и организации) к особенностям, возможностям людей (как правило, достаточно широкого их контингента);
– решение задачи преодоления стресса у конкретного человека с учетом его индивидуальных особенностей реакции на стрессор с помощью использования методов и средств изменения, нормализации его функционального состояния и работоспособности.
Необходимо учитывать, что определение путей, приемов и методов противодействия (профилактики и коррекции) стрессу должно основываться на представлении о стрессе как о функциональном состоянии, отражающем системный ответ организма и психики на воздействие внешней и внутренней среды.
Напомним: рождение и развитие психологического стресса определяется воздействием совокупности внешних (средовых) и внутренних (субъективных) факторов и зависит от индивидуальных (психологических, физиологических, профессиональных и пр.) особенностей конкретного индивида.
К числу внешних факторов, формирующих состояние стресса, относятся экстремальные воздействия социальных, профессиональных, организационных, экономических, информационных и других характеристик окружающей среды. Вместе с тем, интенсивность влияния данных факторов обусловливается особенностями внутреннего мира индивида, его субъективной оценкой значимости того или иного события, степени неопределенности воздействия, уровня морально-нравственного развития личности (ответственность, дисциплинированность и т. д.), развития психологических характеристик (мотивация, способности, воля и т. д.), профессиональных качеств (подготовленность, опыт и т. д.). Совокупность этих факторов предопределяет характер оценки стрессогенной ситуации конкретным человеком, степень его устойчивости к экстремальному воздействию, наличие способов (стратегий) преодоления стресса, возможности адаптации к стрессогенным факторам и т. д.
В связи с наличием разнообразных условий проявления стрессогенности в субъект-объектных отношениях в различных жизненных ситуациях, своеобразным характером причинно-следственных связей между различными факторами, особенностями механизмов регуляции состояний стресса разработано большое количество различных методов, приемов, средств преодоления стресса.
Кончено, максимально радикальным направлением деятельности по предупреждению стресса является устранение причин его развития. Однако можно предложить и непосредственное воздействие на функциональное состояние человека: нормализацию режима питания и витаминотерапию; фармакотерапию; рефлексотерапию; функциональную музыку и цветомузыку; коммуникационные воздействия (убеждение, приказ, внушение, гипноз). Кроме этого: самогипноз; нервно-мышечную релаксацию; сенсомоторную тренировку; аутогенную тренировку; гимнастику и массаж; специальную подготовку и обучение; поведенческую психотерапию; групповой тренинг.
Перечисленные способы предполагают использование вербальных, невербальных, аппаратных, контактных, дистантных методик в режимах индивидуального и группового управления функциональным состоянием.
Кстати, как вариант, есть и такая классификация всех методов регуляции психологических состояний:
1 – методы оперативного управления состоянием;
2 – методы программного (имеется в виду заранее запланированное) воздействия и управления.
Внутри каждой группы выделяются четыре класса методических приемов регуляции функционального состояния:
Первый класс (методы психической регуляции):
– аутогенная тренировка;
– специальные приемы регуляции;
– самоконтроль-саморегуляция;
– музыкотерапия;
– аромофитоэргономика.
Второй класс (методы психофизиологической регуляции):
– физические упражнения;
– массаж;
– рефлексотерапия, рефлексопрофилактика;
– термовосстановительные процедуры;
– электростимуляция.
Третий класс (физиолого-гигиенические методы):
– организация рационального режима труда, отдыха и питания;
– активный отдых;
– закаливание;
– регуляция окружающей среды.
Четвертый класс (фармакологические средства):
– адаптогены[42];
– ноотропы[43];
– стимуляторы центральной нервной системы;
– транквилизаторы;
– витамины.
Сущность «борьбы» со стрессом, его развитием и проявлениями, а также «противодействия» ему заключается не только в его профилактике, но и в его коррекции. Для того, чтобы поставить стрессу надежный заслон, обеспечить истинную психологическую защиту, необходимо применять методы, приемы, основанные, в первую очередь, на знании человеком законов, управляющих работой его собственного организма.
В качестве одного из наиболее эффективных методов определена система психологической саморегуляции. В основе ее лежат следующие практические навыки:
– расслабление мышц, позволяющее добиться снятия напряжения (как физического, так и психологического).
Необходимо помнить, что стресс, как и любые отрицательные эмоции человека, практически всегда сопровождается длительно сохраняющимся «застывшим» напряжением различных групп мышц. Неслучайно результатом стресса являются всевозможные болезненные состояния, основанные на спазмах органов и систем.
Для того, чтобы достичь состояния расслабления, рекомендуется большим и указательным пальцами хорошо промассировать на обоих ушах мочку. Перед массажем целесообразно нанести на кончики массирующих пальцев немного мятного масла или бальзама «Звездочка». Большое значение как фактор индивидуальной профилактики стрессовых состояний имеет и самомассаж всего тела (от макушки головы до кончиков пальцев ног) с небольшим количеством растительного масла. При этом считается, что для большего эффекта снятия стресса людям с холерическим и сангвиническим типом темперамента следует использовать подсолнечное масло; меланхоликам – кунжутное; флегматикам – кукурузное или горчичное. После массаже следует принять горячий душ или ванну, что усилит эффект расслабления. Добиться эффекта расслабления помогут и специальные успокаивающие ванны. В горячую воду предлагается добавлять по 1/3 чашки имбиря и чайной соды или экстракта розмарина. После такой расслабляющей ванны целесообразно в течение 30 минут отдохнуть. Также в целях обеспечения расслабления можно использовать и ароматерапию (использование различных ароматических эфирных масел, таких как бергамотовое, гераниевое, мятное, ромашковое, сосновое и т. д.).
Наблюдение за ощущениями и состояниями и управление ими реально может помочь устранить болезненные, дискомфортные состояния, связанные с отрицательными эмоциями – имеется в виду способность человека анализировать ситуации, которые изначально являются причиной стрессового состояния. Если можно изменить ситуацию, приведшую к стрессу, необходимо это незамедлительно сделать. Если же сделать уже ничего нельзя, с ситуацией необходимо смириться, принять ее как должное. Кроме того, важно постоянно осуществлять рефлексию своих мыслей, постепенно заменяя негативные мысли на позитивные, что поможет обрести покой и избежать стрессовой реакции. Необходимо помнить, что психологический стрессор практически всегда состоит из двух частей: ситуации, вызывающей стресс, и отношения человека к этой ситуации. Достаточно устранить любую из этих составляющих, чтобы причина стресса перестала действовать! Вместе с тем, необходимо помнить, что чаще всего стрессовое состояние вызывают различного рода эмоции (в первую очередь, эмоции отрицательной модальности).
Механизм «избегания» стрессовых ситуаций посредством анализа эмоциональный проявлений может быть таков:
– необходимо определить самую сильную эмоцию, которую человек испытывал в течение последнего времени (в течение последних суток);
– необходимо сосредоточиться на этой эмоции;
– необходимо определить ситуацию, которая вызвала стрессовую реакцию (что происходило непосредственно перед тем, как данная сильная эмоция возникла?);
– необходимо вспомнить свои мысли в ответ на эту эмоцию;
– необходимо определить, какая из мыслей может вызывать такие же эмоции в аналогичных ситуациях;
– необходимо изучать стрессогенные мысли на протяжении достаточно длительного времени (недели или двух);
– установив ту мысль, которая в конкретной ситуации вызывает стресс, необходимо постараться найти ее противоположность (мысль, стресс нейтрализующую).
Как фактор повышения стрессоустойчивости выделяется и психологическая разрядка (самостоятельный поиск и создание ситуаций, стимулирующих положительные эмоции).
Еще одним способом индивидуальной профилактики стресса стоит считать коррекцию минерального обмена организма человека. Применение природных адаптогенов типа элеутерококка, золотого корня, заманихи, валерианы и т. д. Использование данных препаратов не только успокаивает нервную систему, тонизирует, но и повышает иммунитет (что очень важно в ситуациях стресса). Неслучайно медики рекомендуют использование данных растительных препаратов для повышения как физической, так и интеллектуальной работоспособности, для профилактики и даже лечения различных болезней. Также необходимо отметить, что для адаптогенов характерно отсутствие каких-либо отрицательных эффектов и привыкания к ним даже при условии достаточно длительного применения.
Социальная изоляция рассматривается как сильнейший стрессовый фактор, именно поэтому необходимо избегать уединения с проблемами. Не следует бояться сказать окружающим о том, что случились неприятности и в чем они состоят (хотя «грузить» окружающих своими проблемами у многих не принято, считается невежливым и пр.).
Следует учитывать, что долговременный стресс, как любое хроническое заболевание, лечится намного сложнее. Нельзя позволять конфликтам, которые являются причиной формирования стресса, затягиваться – конфликтные ситуации необходимо разрешать как можно скорее. При этом, важно избавиться от раздражения, не затаивать обиды, самим найти способы урегулирования конфликтных ситуаций.
Методом индивидуальной профилактики стрессовых состояний является релаксация – расслабление. В современной психологической науке термином «релаксация» обозначают состояние покоя, связанного с полным или частичным мышечным расслаблением. Релаксация, по мнению ученых, выключает или замедляет «внутренние часы» человека как функционирующей системы, ограждая его от тревог и волнений. Релаксация может быть долговременной или кратковременной, непроизвольной или произвольной. Непроизвольная релаксация возникает, например, во время сна, под воздействием транквилизаторов и т. д. Произвольная кратковременная релаксация используется для обучения расслаблению. Исходя их того, что стресс – это физиологическое или психологическое напряжение, а релаксация – это расслабление, то есть состояние, прямо противоположное напряжению, навыки быстрого расслабления позволяют довольно эффективно снижать уровень стресса. Одним из самых надежных является метод нервно-мышечной релаксации, который основывается на взаимозависимости между отрицательными эмоциями и мышечным напряжением. Если научиться правильно снимать избыточное мышечное напряжение, можно научиться и управлять своими эмоциями. Обучение релаксации, как правило, осуществляется так:
– на первом (базовом) этапе необходимо научиться целенаправленно расслаблять все мышцы в максимально удобных, комфортных условиях при отсутствии помех;
– на втором этапе идет обучение дифференцированной релаксации во время занятия какой-либо деятельностью (при чтении, письме и т. д.);
– на третьем этапе необходимо научиться отслеживать напряжение разных групп мышц при различных эмоциональных состояниях (волнении, страхе, гневе и т. д.) и при помощи мысленной команды, незаметно для окружающих, расслаблять напрягающиеся мышцы.
Процесс релаксации может считаться освоенным, если научиться полностью освобождаться от стрессового состояния, напряжения за 20–30 секунд.
Как метод индивидуальной профилактики стрессовых состояний используется и гипноз. Как показывают результаты клинических исследований, процессы внушения (самовнушения и самогипноза) могут наделять человека значительной силой (как физической, так и моральной), которая поможет справиться со сложными, проблемными ситуациями. Гипнотические воздействия могут привести к высвобождению чувств, мыслей, воспоминаний (проведены исследования по активации творческих способностей в состоянии гипнотического транса). Получены весьма ощутимые результаты – в состоянии гипноза высвобождаются резервные, потенциальные возможности, повышается самооценка и уверенность в своих силах (что не всегда присуще людям в обычном состоянии).
Вопросы для самоконтроля по материалам Темы 6
1. Подготовьте сообщения об основных направлениях профилактической и психокоррекционной работы по преодолению/использованию стресса.
2. В чем специфика методов изучения стрессовой реакции?
3. Назовите основные группы стрессовых ситуаций?
4. В чем сущность направлений противодействия стрессу?
5. Охарактеризуйте основные способы воздействия на стресс?
6. Раскройте специфику методов психологической саморегуляции как форму психологической защиты от стресса.
7. Каковы сущностные особенности релаксации как метода индивидуальной профилактики стресса?
8. В чем особенности гипноза как метода профилактики стрессовой реакции?
Примерная тематика семинарских занятий по Модулю I
♦ Понятие психологического стресса
♦ Теории и модели психологического стресса.
♦ Стресс и психосоматические расстройства.
♦ Теории и модели профессионального стресса.
♦ Профилактика синдрома эмоционального выгорания.
♦ Приемы индивидуальной и групповой профилактики стресса.
Литература для подготовки к семинарским занятиям по Модулю I
А) основная
1. Айзман Н.И. Психологические основы безопасности человека: учеб, пособие / Н.И.Айзман, Р.И.Айзман, С.М.Зиньковская. – Новосибирск: АРТА, 2011.-272 с.
2. Бодров В.А. Психологический стресс. Развитие и преодоление. Учебное пособие. [Электронный ресурс] / В.А. Бодров. – М.: изд-во: Пер Сэ, 2012. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/psixologicheskij-stress.-razvitie-i-preodolenie,-uchebnoe-posobie.html
3. Водопьянова Н. Е, Старченкова Е.С. Синдром выгорания. 2-е изд. – М., 2009.-336 с.
4. Ерабе М. Синдром выгорания – болезнь нашего времени. Почему люди выгорают и что можно против этого предпринять. – СПб.: Речь, 2008. – 96 с.
5. Соколков Е.А. Управление профессиональным стрессом. Учебное пособие / Е.А. Соколков, Л. А. Стахнева. – Новосибирск: НОУ ВПО НЕЙ. Изд-во НЕТУ, 2008. – 152 с.
Б) дополнительная
1. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – М., 2006. – 523 с.
2. Вассерман А.И. Совладение со стрессом: теория и психодиагностика. Учебно-методическое пособие / А.И. Вассерман, В.А. Абабков, Е.А. Трифонова. – СПб.: Речь, 2010. – 192 с.
3. Еагин Т.В., Уколов С.С. Новый код НЛП или Великий канцлер желает познакомиться! – 5-е изд. – М.: Психотерапия, 2011. – 248 с.
4. Дружилов С.А. Психология выживания в современном мире. – X.: Изд-во «Гуманитарный Центр», 2012. – 300 с.
5. Золотова Т.Н. Психология стресса. – М.: Книголюб, 2008. – 192 с.
6. Иванникова Н.Н. Синдром менеджера или профилактика профессионального выгорания. – 2-е изд. – М.: Изд. ТОРТ ИТК Дашков и К, 2010. – 208 с.
7. Маккей М., Дэвис М., Фэннинг П. Как победить стресс и депрессию. – СПб: Речь, 2011.-288 с.
8. Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. – М.: Прогресс, 1979. – 180 с.
Модуль II