Медицина в арабоязычных халифатах (VII-XI вв.)
Древнейшей областью расселения арабских племëн был Аравийский полуостров. В VI-VII веках арабские племена вели кочевой образ жизни, занимались земледелием, находясь на стадии перехода к ранней форме классового общества. Через Аравийский полуостров проходили торговые караванные пути между Месопотамией, Сирией, Египтом, Эфиопией, Иудеей.
Стремление преодолеть племенную разобщëнность, противостоять внешним завоевателям и создать единое арабское государство привело к возникновению ислама – религии, которая в основных своих чертах сложилась к 622 году. Основоположником ислама является Мухаммед (Мохаммед, Магомет - Магомед, ок. 570-632). Им была создана первая мусульманская община в Западной Аравии, положившая начало первому исламскому государству. В результате последующих арабских завоеваний за пределами Аравийского полуострова это государство превратилось в обширную феодальную державу – Халифат(632-1258). В истории Халифата выделяют три периода.
Первый период (632-750) связан с правлением первых четырëх халифов («наместников» пророка). В состав Халифата были включены Иран, Сирия, Палестина, Кипр, Египет, Армения, Грузия, Северная Африка, Испания и большая часть Средней Азии. Арабские завоевания привели к распространению среди покорëнных народов арабского языка и религии – ислама.
Второй период (750 г. – середина IX века) связан с правлением династии Аббасидов. Это период высшего расцвета средневековой арабоязычной культуры. В эпоху правления Аббасидов появилось значительное количество учëных, врачей (целителей) и переводчиков.
Третий период (IX-XIII вв.) – время распада на ряд небольших халифатов (например, Багдадский, Египетский, Кóрдовский) и появления национальных государств (например, государство Саманидов в Средней Азии). В ряде стран, некогда входивших в состав Халифата, таких, как Сирия, Ирак, Египет, Алжир и других, сохранился арабский язык. В странах Пиренейского полуострова (например, Испания), Закавказья и Средней Азии народы сумели сохранить политическую независимость, национальный язык и культуру.
Народы Халифата – греки, римляне, византийцы, египтяне, сирийцы, иранцы, испанцы и другие, объединëнные политически и экономически, связанные единством религии и языка, получили возможность обмениваться духовными ценностями. Арабский язык стал не только языком государственным, но и языком науки и культуры. Расцвет арабоязычной культуры был обусловлен сочетанием и дальнейшим развитием местных традиций и культурного наследия античности.
К античному наследию в Халифате относились с большим вниманием и уважением. В течение IX-X веков благодаря интенсивной переводческой деятельности с греческого и персидского языков на арабский язык была переведена практически вся доступная литература, в том числе по медицине. Это произведения Аристотеля, Архимеда, Евклида, Платона и Птолемея. Среди переводов медицинских трудов античных авторов следует отметить сочинения Гиппократа, Диоскорида Педания, Галена, Сорана из Эфеса и Орибасия.
Переводческая деятельность арабов сыграла неоценимую роль в сохранении научного наследия предшествующих эпох, – многие труды древности попали в средневековую Европу только в арабских переводах.
В крупных городах (Багдаде, Бáсре, Каире, Дамаске, Кóрдове, Толéдо, Бухаре, Самарканде) открывались библиотеки с читальными залами, помещениями для переводчиков и переписчиков книг. Со временем вокруг них образуются научные центры, научные общества и высшие школы. Так, во время правления халифа ал-Мамуна (IX в.) в Багдаде был организован крупный центр науки и образования «Дом мудрости», а в Каире халифом ал-Хакимом (XI век) учреждëн «Дворец мудрости». Значительное развитие получает арабоязычная медицина. Своеобразие знаний в области врачевания на средневековом Востоке обусловлено:
- богатыми традициями народной медицины;
- огромным интересом и пристальным вниманием к медицинскому наследию Древней Греции и Древнего Рима (трудам Гиппократа, Аристотеля, Галена и других авторов);
- высокой оценкой исламом профессии врача;
- запретом вскрывать человеческое тело, что не явилось, однако, препятствием для развития отдельных отраслей анатомии и хирургии.
Мусульманские врачи успешно работали и добились значительных результатов в различных областях медицины. Они составляли обширные медицинские энциклопедии, проводили практические и фундаментальные исследования.
В области теории болезни арабоязычные врачи были сторонниками древнегреческих учений о четырëх стихиях (субстанциях) и четырëх телесных соках (или жидкостях), которые были изложены в «Гиппократовом сборнике» и работах Аристотеля и прокомментрованы в трудах Галена. По представлениям арабов, каждая стихия и жидкость в различных пропорциях участвует в создании четырëх качеств: тепла, холода, сухости и влажности, которые определяют темперамент или мизадж (mizāg) человека. При сбалансированности всех составляющих мизадж является нормальным, следовательно, человек здоров. Когда равновесие составляющих нарушается, человек заболевает. Причëм с возрастом и под влиянием окружающей природы мизадж может изменяться.
При лечении внутренних болезней внимание уделялось прежде всего правильному режиму и только потом назначению и применению лекарств, как простых, так и сложных. В приготовлении лекарств врачи средневекового Востока достигли высокого совершенства, чему способствовало развитие алхимии. Применив алхимию в медицине, арабоязычные врачи тем самым сыграли важную роль в становлении и развитии фармации и создании фармакопей.
В городах стали открываться аптеки (греч. аpoteke – склад) для приготовления и продажи лекарств. Первая аптека была открыта в 754 году в Багдаде.
Алхимики средневекового Востока изобрели перегонный куб и водяную баню, применили дестилляцию и фильтрование, получили серную и азотную кислоты, нитрат серебра, хлорную известь и спирт, который назвали алкохоль (араб. аl cohol – самое изысканное, высшее).
Выдающимся арабским учëным-энциклопедистом, одним из величайших врачей и алхимиков средневекового Востока был Абу Бакр Мухаммад ибн Закарийа Ар-Рази(Abū Bakr Muhammad ibn Zakarīyā al-Rāzī, лат. Rhazes, 850 – 923). Большую часть жизни он провёл в Багдаде, где основал и возглавил больницу. При ней была организована школа для подготовки врачей. Ар-Рази принадлежат сочинения по многим отраслям знаний, в том числе по философии, медицине и алхимии. Труды Ар-Рази были переведены на латинский язык в Европе в X – XIII вв. Среди трудов по медицине следует отметить следующие: «Всеобъемлющая книга по медицине» («Kitāb al-Hāwī»), «Медицинская книга» («Al-Kitāb al-Mansūrī»), «Об оспе и кори» («Al-ğudarī wa-l-hasba»).
Энциклопедический труд «Всеобъемлющая книга по медицине» по праву считался самым значительным произведением по медицине того времени. В нём обобщены достижения греческих, сирийских, индийских, персидских и арабских врачей, а также изложены собственные наблюдения и опыт по лечению различных заболеваний.
В другом энциклопедическом труде Ар-Рази «Медицинская книга» обобщены знания в области теории медицины, патологии, лекарственного врачевания, диететики, гигиены и косметики, хирургии, токсикологии и инфекционных заболеваний.
Особый интерес представляет небольшой трактат «Об оспе и кори», который является первым научным исследованием двух опасных инфекционных заболеваний. В нём Ар-Рази изложил клинику и лечение, описал дифференциальную диагностику оспы и кори, причём считая их разными формами одного заболевания.
В хирургии Ар-Рази предложил инструмент для извлечения из глотки инородных тел, применять при перевязках вату, а при сшивании ран брюшной полости использовать нитки, сделанные из скрученных кишок барана.
Наряду с крупными энциклопедическими трудами, служившими руководствами для врачей, Ар-Рази писал популярные сочинения о медицине для бедных слоёв населения («Для тех, у кого нет врача»).
Крупнейшим представителем арабской медицины X века является Али ибн ал-Аббас (ок. 930-994), перс по происхождению, ученик Ар-Рази. В фундаментальном труде «Царственная книга» («Китаб-аль-Малеки»), состоящем из 10 книг по теории и 10 книг по вопросам практической медицины, описаны многие заболевания. Этот труд в 1127 году был переведён на латинский язык, значительно раньше сочинений Ар-Рази и «Канона врачебной науки» Авиценны и в течение почти столетия являлся основным руководством по медицине для арабских и европейских врачей.
Али ибн ал-Аббас тщательно разработал систему наблюдения у постели больного. Он требовал от врачей не столько доверяться авторитету имён великих врачевателей древности, сколько знаниям, полученным собственным опытом: «Проверяйте в больницах не всегда верные описания болезней, встречающиеся в старых медицинских сочинениях».
Значительное развитие на средневековом Востоке получила офтальмология. Распространённость и многообразие глазных болезней среди населения явились причиной пристального внимания учёных и врачей к этой области медицины.
Большую роль в развитии офтальмологии сыграл математик и физик-оптик Ибн ал-Хайсам (Ibn al-Haitam, 935 – 1039), известный в Европе под именем Альхацен (Alhazen). Изучая явления оптики, он дал первое анатомическое описание глаза. Ибн-ал-Хайсам объяснил физиологические явления преломления лучей в глазу и зрительные восприятия. Впервые введенные им анатомические обозначения частей глаза – роговица, хрусталик, стекловидное тело и др. – сохранились до наших дней. Альхацен предложил корректировать зрение при помощи двояковыпуклых линз. Труд Ибн-ал-Хайсама «Трактат по оптике» («Kitāb al-Manāzir») прославил его имя в странах Востока и Западной Европы.
К числу выдающихся арабских окулистов принадлежит Аммар ибн Али ал-Маусили (Ammār ibn Alī al-Mausilī, X в.). Он разработал операцию по удалению катаракты путëм отсасывания хрусталика при помощи изобретëнной им полой иглы. Операция имела большой успех и получила название «операция Аммара».
Существенный вклад в развитие учения о глазных болезнях внëс Али ибн Иса (AIī ibn Īsā, первая половина IX века). Он является автором книги «Меморандум для окулистов» («Tadkirat al-Kahhālīn»). Первая часть труда посвящена описанию глаза и его строению, вторая – болезням глаза, которые ощущаются органами чувств, третья – болезням глаза, которые больной не чувствует. Меморандум, переведëнный на латинский язык, являлся основным учебным пособием для студентов-медиков и главным трудом по офтальмологии в Западной Европе вплоть до XVIII века.
К выдающимся достижениям арабов в области анатомии относится описание лёгочного кровообращения, которое сделал в XIII в. (на три столетия раньше, чем в Европе) сирийский врач из Дамаска Ибн ан-Нафис (Ibn an Nafīs).
Несмотря на запрет ислама анатомировать человеческие тела, хирургия,тем не менее, развивалась и достигла определённых успехов.
Самым выдающимся хирургом средневекового Востока является Абу-л-Касим Халаф ибн’Аббас аз-Захрави (Abu l-Qāsim Halaf ibn Abbās az –Zahrāwī, лат. Abucasis, ок. 936 – 1013), арабо-испанский учёный из Мавритании (Кордовского эмирата). Аз-Захрави был прекрасным хирургом. Он считал, что знание анатомии для хирурга обязательно, и рекомендовал изучать её по трудам Галена.
Энциклопедический труд аз-Захрави «Книга о предоставлении медицинских знаний в распоряжение тому, кому не удаётся их составление» («Kitāb at-Tasrīf…») содержит 30 томов. В нём рассматриваются многие проблемы медицины, например, связанные с хирургией, педиатрией, гинекологией и акушерством. В хирургическом разделе энциклопедии описываются операции камне- и грыжесечения, операции на глазах, рассматриваются вопросы прижигания и лечения ран, извлечения стрел из раны, сращивания костей при простых и сложных переломах.
Аз-Захрави при лечении ран и кожных повреждений использовал антисептические средства. Он изобрёл и применил на практике нити для хирургических швов – кетгут, делая их из сухожилий животных, а также шов с ниткой и двумя иглами. Впервые применил лежачее положение больного при операциях на малом тазе, ставшее затем классическим в хирургии. Разработал операцию по удалению катаракты. Аз-Захрави изобрёл около 200 хирургических инструментов, дал их описание и рисунки в своих трудах.
Больничное дело в халифатах развивалось под значительным влиянием иранских и византийских традиций. Больница в современном смысле этого слова появилась в Багдаде около 800 года. Больницы, основанные мусульманами, были трёх видов. Учредителями больниц первого вида являлись халифы или известные мусульманские деятели. Эти больницы финансировались государством и были рассчитаны на широкие слои населения. Больницы второго вида получали финансовую поддержку от известных врачей или религиозных деятелей и были небольшими. Третий вид больниц включал военные лечебные учреждения.
Высокий уровень организации медицинского дела на средневековом Востоке обусловлен большим вниманием врачей халифатов к вопросам гигиены, главным образом индивидуальной. Основательно разрабатывались вопросы диететики и диетотерапии. В энциклопедических трудах арабских учёных много внимания уделяется гигиене беременных, гигиеническому уходу за грудными детьми, вопросам их вскармливания, рекомендациям по рациональному образу жизни лиц пожилого возраста, гигиеническому режиму и питанию во время длительных путешествий. В городах существовали строгие правила использования воды, хранения и продажи пищевых продуктов.
Задолго до открытия микроорганизмов арабоязычные врачи сделали предположение о существовании невидимых переносчиков болезней и возможности перенесения инфекционных заболеваний через воздух. Они разрабатывали профилактические и карантинные методы, различные меры борьбы с инфекциями. Например, окуривание помещений растениями (мирт, сандаловое дерево), содержащими фитонциды.