Медицина в Московском государстве (XV-XVII вв.)
Стремление русского народа освободиться от монголо-татарского ига (1240-1480) послужило серьёзным стимулом для начавшегося в XIV веке процесса объединения русских земель в единое централизованное государство. Особую роль в процессе объединения русских земель сыграл князь Иван Калита (ок. 1283-1340), который заложил основы политического и экономического могущества Москвы. В 1380 году московский князь Дмитрий Иванович (1350-1389), встав во главе общерусского ополчения, одержал победу в битве с монголо-татарами на Куликовом поле у реки Дон. После этого сражения он получил прозвище Донской.
Историческое значение Куликовской битвы огромно. Она не только явилась первым крупным поражением Золотой Орды, но значительно ослабила монголо-татарское иго и ускорила её распад. Более того, эта победа имела большое моральное и психологическое значение, укрепила авторитет Москвы как центра объединения разрозненных русских княжеств и создала реальные предпосылки для образования централизованного Московского государства. Создание Московского государства было завершено при Иване III (1462 – 1505) после победы русских войск на реке Угре (1480), обозначившей окончательное освобождение Руси от монголо-татарского ига.
Народная медицина
На протяжении многих веков народная медицина на Руси занимала ведущее положение, её опыт передавался из поколения в поколение. Лишь в конце XVII века появляется профессиональная медицина, которая берёт своё начало из народной медицины.
Изучение исторических текстов показало, что в Московском государстве имелись различные медицинские профессии: лечцы (народные врачеватели), лекари (врачи-профессионалы), подлекари (фельдшеры), резальники (хирурги), рудомёты (кровопуски), зелейники (аптекари), травники (фармацевты) и др.
Опыт народной медицины отражён в многочисленных рукописных лечебниках, травниках, а также летописях и архивных документах.
В травниках и лечебниках описываются лечебные свойства растений, даются практические советы, как лечить некоторые заболевания.
В лечебниках упоминаются такие болезни, как «жабная» (стенокардия), «чечуйная» (геморрой), «сухотная» (туберкулёз), короста (чесотка), рак, рожа, цинга, золотуха, ячмень и др.
В XVI-XVII веках лечцы широко применяли оригинальные методы лечения с использованием лекарственных средств растительного, животного и минерального происхождения. Например, раны лечили медовыми лепёшками, печёным луком, листьями подорожника или капусты. Переломы лечили при помощи охватывающей холщовой повязки, пропитанной смесью варёного мёда с пивом. При укусе змей к ране пострадавшего прикладывали свежую крапиву с солью и давали пить отвар чеснока, сваренного в пиве. Ожоги лечили с помощью повязок, пропитанных конопляным маслом. Для лечения чахотки (туберкулёза) рекомендовалось пить кобылье молоко и смазывать кожу дёгтем. Крапива применялась как кровоостанавливающее и противоцинготное средство. Кроме того, цингу лечили луком, чесноком и хреном. Берёзовый сок или настой из можжевеловых ягод назначались при заболеваниях почек. Печень трески и телячья печень применялись при куриной слепоте.
В травниках значительное место отводится также заговорам и заклинаниям, так как считалось, что причиной болезней может являться колдовство.
Государственная медицина
Первая аптека, которая обслуживала царя и членов царской семьи, появилась на Руси в 1581 году. На протяжении почти ста лет она была единственной в Московском государстве. Первоначально в аптеке работали только иноземцы, а русские аптекари-профессионалы появились в ней позднее. В 1672 году в Москве открывается вторая аптека для оказания лекарственной помощи населению. В 1673 году за обеими аптеками закрепляется право на монопольную торговлю лекарствами.
В XVII столетии на фоне усиления царской самодержавной власти в Московской Руси появляются элементы государственной медицины, что было обусловлено постоянной угрозой военного нападения со стороны иностранных завоевателей, необходимостью обеспечения войска постоянной медицинской помощью и проведением карантинных мероприятий во время эпидемий повальных (инфекционных) болезней.
Аптекарский приказ – первое государственное медицинское учреждение в России. Как считает большинство учёных-историков, он был создан около 1620 года. Среди служащих Аптекарского приказа преобладали иностранцы, но возглавляли его на протяжении XVII столетия только русские бояре из числа наиболее образованных и приближённых к царю. В штате Аптекарского приказа числились доктора, аптекари, лекари, травники, переводчики и пр. Все служащие Аптекарского приказа назначались и увольнялись по именному приказу царя.
Первоначально назначением Аптекарского приказа было обеспечение лечебной и лекарственной помощью царя, его семьи и приближённых. Выписка и приготовление лекарств сопровождались большими строгостями. Лекарства, предназначенные для царя, хранились в особой комнате аптеки, которая опечатывалась печатью Аптекарского приказа.
К середине XVII века Аптекарский приказ из придворного превращается в общегосударственное учреждение, задачи и функции которого значительно расширяются. Аптекарский приказ занимается приглашением на службу отечественных и иноземных докторов, осуществляет контроль над их работой и выплачивает им денежное жалованье. Кроме этого, Аптекарский приказ осуществлял проверку «докторских сказок» (историй болезни), организовывал проведение карантинных мероприятий и судебно-медицинских освидетельствований, ведал приобретением и хранением книг, контролировал деятельность аптек. Важнейшей функцией Аптекарского приказа было обеспечение медицинской и лекарственной помощью армии.
Аптекарский приказ организовывал заготовку лекарственных растений. Сбором растений занимались опытные люди из народа, которые назывались травниками. Они числились в штате Аптекарского приказа. Лечебные травы поступали в Аптекарский приказ из разных мест в порядке выполнения государственной «ягодной повинности». В Москве создаются аптекарские огороды для выращивания лекарственных растений. Значительная часть лекарственных растений для аптек закупалась за границей – в странах Западной Европы и Востока.
После образования Московского государства организация медицинской помощи населению и медицинской службы в войсках постепенно переходит в ведение государства. В городах за счёт государства стали строиться богодельни для убогих и престарелых, а также больницы, в которых лечили бесплатно всех нуждающихся в медицинской помощи. Первый временный военный госпиталь был создан недалеко от Москвы в Троице-Сергиевой лавре во время польско-литовской интервенции (1611-1612). В госпитале медицинская помощь оказывалась не только раненым, но и укрывшимся за стенами лавры гражданским лицам, заболевшим цингой, дизентерией или другими заболеваниями. Второй временный военный госпиталь был открыт в Смоленске в 1656 году во время войны с Польшей, а третий – в Москве в 1678 году, в период войны с Турцией и Крымским ханом. Содержание раненых и оказание медицинской помощи в госпиталях осуществлялось за счёт средств государства.
Крупные русские торговые города Псков и Новгород, которые вели оживлённую торговлю с иностранными государствами, являлись основными путями проникновения повальных (инфекционных) болезней в Московское государство. Наиболее часто в Московском государстве свирепствовали опустошительные эпидемии чумы («чёрной смерти»).
Во время эпидемий прекращался ввоз и вывоз каких-либо товаров, а также приостанавливались работы на полях, что вело к неурожаям и голоду. Появлялась цинга и другие болезни, которые вместе с голодом способствовали росту смертности среди населения.
В конце XVI – начале XVII веков карантинные меры борьбы с эпидемиями повальных болезней стали носить государственный характер. Во время эпидемий на дорогах ставились заставы, через которые не пропускали ни бедных, ни богатых. Все заражённые предметы и одежда сжигались на кострах. Контакт с заразными больными прекращался, лечцов для оказания им помощи не допускали. Священникам под страхом смертной казни запрещалось отпевать умерших, погребали их за пределами города. Следует отметить, что в борьбе с эпидемиями повальных болезней несомненная заслуга принадлежит Аптекарскому приказу.
В 1654 году при Аптекарском приказе на средства государственной казны была создана лекарская школа. Принимали в неё детей стрельцов, духовенства и служилых детей. В школе преподавались начала анатомии, физиологии и хирургии. Ученики изучали латинский язык, осваивали диагностику болезней и их лечение. Кроме того, обучение включало лекарствоведение, сбор лекарственных трав и работу в аптеке. Предусматривалась ученическая практика в стрелецких полках.
Учебными пособиями служили народные травники и лечебники, а также «докторские сказки» (истории болезней).
В 1657 году монах Епифаний Славинецкий перевёл на славянский язык труд Андреаса Везалия «Эпитоме», который явился первой в России книгой по научной анатомии.
Обучение в лекарской школе длилось 5-7 лет. По завершении обучения лекари в большинстве своём служили в стрелецких полках.
Одновременно с лекарской школой при Аптекарском приказе была создана школа костоправов. Срок обучения в школе был полтора – два года. Выпускники школы направлялись в стрелецкие полки для практической работы.
Гражданскому населению медицинскую помощь лекари оказывали на дому или в русской бане, а стационарной медицинской помощи не было.
В Московском государстве продолжали строиться больницы при монастырях, которые имели важное оборонное значение. Во время войн монастырские больничные палаты становились временными госпиталями для лечения раненых воинов. Аптекарский приказ монастырской медициной не занимался, но в военное время содержание и медицинское обслуживание больных во временных военных госпиталях на территории монастырей осуществлялось за счёт государства. Это было важной особенностью русской медицины XVII века.
При некоторых монастырских больницах существовали библиотеки, откуда больным выдавались книги для чтения.
Постоянных гражданских больниц ещё не было, но попытки создать временные учреждения типа военно-тыловых госпиталей увенчались успехом. В 1678 году в Москве на трёх подворьях было организовано многомесячное лечение больных и раненых после боёв под городом Чигирином[i] (Украина).
________________________________
¹ Чигиринские походы 1676-1678 годов – походы русского войска и запорожских казаков в период русско-турецкой войны 1677-1681 годов во времена царствования Фёдора Алексеевича.
Избы были хорошо утеплены, раненые и больные лежали на топчанах с матрацами. Медицинскую помощь больным с сердечными и почечными отёками, запущенным сифилисом, болями в свежих ампутационных культях оказывали практически все лекари Москвы, в большинстве своём русские.
В России право присуждения учёной степени доктора медицины было узаконено лишь в XVIII веке. Однако уже в XV веке в Московском государстве появились первые доктора медицины, получившие образование в университетах Западной Европы. Среди них Георгий из Дрогобыча и Франциск Скорина и Пётр Васильевич Постников.
В Московском государстве проводились различные мероприятия, включавшие приёмы и способы предупреждения распространения инфекционных (заразных) и неинфекционных (незаразных) болезней. Издавались царские указы и распоряжения местных уездных властей об открытии в городах общественных бань, о поддержании в чистоте улиц, рынков, о контроле за продажей пищевых продуктов и т.д. Контроль над исполнением распоряжений по борьбе с сибирской язвой, тифами, дизентерией, венерическими заболеваниями возлагался на губернские власти.
Таким образом, в Московском государстве появляется государственная медицина, открываются первые аптеки, больницы и временные военные госпитали. При Аптекарском приказе организовывается лекарская школа для подготовки русских лекарей.
Иванов А. Г.
Тема: КЛИНИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА НОВОГО ВРЕМЕНИ (СЕРЕДИНА XVII – НАЧАЛО XX вв.): МЕДИЦИНА И МЕДИЦИНСКЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ В XVIII-XIX ВВ. РОССИЙСКИЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
Медицинское дело и медицинское образование в России в XVIII веке
Реформы Петра I (1682–1725) в экономике, политике и культуре укрепили международный престиж России, а также способствовали развитию медицинского дела и становлению образования в государстве.
В начале XVIII века в стране наблюдалась острая нехватка отечественных врачей (докторов медицины) и лекарей. В армии и на флоте служили в большинстве своём приглашённые в Россию врачи-иностранцы. Проблема нехватки отечественных врачебных кадров решалась двумя путями. Во-первых, направление россиян за рубеж для получения высшего образования, во-вторых, создание медицинских учебных заведений. Однако подготовка врачей за границей не решала проблемы обеспеченности страны квалифицированными специалистами. Экономическое и политическое развитие России требовало подготовки национальных врачебных кадров внутри страны.
Первая госпитальная школа при первом в России госпитале была открыта в Москве по указу Петра I в 1707 году. Возглавил госпиталь и школу Николай Ламбертович Бидлоо (N.L. Bidloo, 1670–1735), уроженец Амстердама (Голландия), обучавшийся медицине у Г. Бурхааве в Лейденском университете. В 1702 году Н.Л. Бидлоо был приглашён в Россию и стал лейб-медиком Петра I.
В госпитальную школу принимались россияне различных сословий, окончившие Славяно-греко-латинскую академию. Программа обучения включала: анатомию, хирургию, десмургию, внутренние болезни с патологоанатомическими вскрытиями, аптекарскую науку, латынь и рисование. Преподавание внутренней медицины проводилось в больничных палатах у постели больного. При школе имелся анатомический театр и ботанический огород. Н.Л. Бидлоо обучал студентов по своим рукописным книгам на латинском языке: «Наставление для изучающих хирургию в анатомическом театре» («Instructio de chirurgia in teatro anatomico studiosis proposita»), «Зерцало анатомии» («Speculum anatomiae»), «Сокровище медико-практических лекций» («Praelectoris thesaurus medico-practicus»). Школа готовила лекарей-хирургов. Продолжительность обучения составляла 7–11 лет.
В первой половине XVIII века были открыты госпитали в Санкт-Петербурге, Кронштадте, Ревеле, Казани, Астрахани и других городах России. При госпиталях, как правило, создавались госпитальные школы.
Лица, окончившие госпитальные школы, направлялись служить в полки. По истечении определённого срока практической работы они получали звание лекаря или подлекаря.
Большую роль в развитии медицинского образования, как и всего медицинского дела, в России сыграл Павел Захарьевич Кондоиди (1710–1760). Будучи архиатром и главным директором Медицинской канцелярии, он ввёл преподавание в госпитальных школах физиологии, акушерства, женских и детских болезней, установил семилетний срок обучения и экзаменационную систему проверки знаний. Помимо этого, П.З. Кондоиди основал специальные школы повивального дела (акушерства) и создал первую российскую медицинскую библиотеку (1756).
В 1786 году госпитальные школы были отделены от госпиталей и преобразованы в самостоятельные медико-хирургические училища, а в 1798 году медико-хирургические училища Москвы и Санкт-Петербурга были преобразованы в медико-хирургические академии.
Исключительное значение для становления российской науки принадлежит Академии наук, которая была учреждена указом Петра I в 1724 году в Санкт-Петербурге. По замыслу Петра I Академия должна представлять собой не только научное, но и учебное учреждение, где студенты в процессе обучения могли бы знакомиться с новейшими научными достижениями. При Академии предполагалось учредить академический университет в составе юридического, медицинского и философского факультетов, а также академическую гимназию для подготовки будущих студентов. Официальное открытие Академии состоялось 27 декабря 1725 года. Первым президентом (1725–1733) Академии наук был назначен лейб-медик Петра I Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост (L.L. Blumentrost, 1692–1755).
Научными направлениями академического Университета являлись физико-математические и естественные дисциплины. Физические науки изучались на кафедрах теоретической и экспериментальной физики, химии, анатомии и ботаники. При Университете имелись библиотека, музей Кунсткамера, астрономическая обсерватория, анатомический театр и ботанический сад. Со временем при Академии наук появились лаборатории (химическая, анатомии и физиологии растений, зоологическая), музеи (геологический, ботанический, зоологический, этнографический), а также обсерватории в Пулкове, Тифлисе и других городах.
Преподавание в Университете вели иностранные профессора Даниил Бернулли (Daniel Bernoulli, 1700–1782), Леонард Эйлер (Leonhard Euler, 1707–1783) и др..
Однако число студентов-россиян, способных обучаться на иностранном языке, в то время было немного, и академический Университет существовал недолго.
Первым русским по национальности членом (академиком) Петербургской Академии наук был Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) – гениальный отечественный учёный, энциклопедист и просветитель.
Научная деятельность М.В. Ломоносова отличается исключительной широтой интересов. Он отстаивал наблюдение и опыт как основу научного познания. Результаты его исследований по математике, физике, химии, геологии, астрономии имеют основополагающее значение для современного естествознания. Помимо этого, М.В. Ломоносов создал основы современного русского литературного языка. Многие научные идеи учёного-энциклопедиста остаются актуальными и в настоящее время. Прежде всего, это относится к вопросам общественного здоровья и организации медицинского дела в России.
В 1761 году М.В. Ломоносов написал графу И.И. Шувалову письмо «О размножении и сохранении российского народа», в котором высказал мысли об охране и укреплении здоровья населения России. Он предлагал учредить богадельни и приюты для младенцев, готовить достаточное число лекарей и повивальных бабок, а также открывать аптеки для обеспечения надлежащей медицинской помощи населению. М.В. Ломоносов указывал на необходимость издания учебника для повивальных бабок с целью повышения культуры ухода за детьми и сохранения тем самым детских жизней. Кроме того, автор письма считал необходимым организовывать борьбу с инфекционными заболеваниями («моровыми поветриями»), искоренять вредные привычки (крещение детей в холодной воде, «обжорство и пьянство» во время религиозных праздников), улучшать условия труда «работных» людей.
М.В. Ломоносов составил проект первого российского университета, предложив его структуру и программу преподавания (1754). Императорский Московский университет (ныне Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова) был учреждён в 1755 году в составе трёх факультетов: юридического, философского и медицинского. Первоначально занятия на медицинском факультете проводились на кафедрах анатомии (с практической медициной), физической и аптекарской химии, а также натуральной истории.
Первым русским профессором медицинского факультета Московского университета является Семён Герасимович Зыбелин (1735–1802) –выдающийся русский врач XVIII века. После окончания философского факультета Московского университета в 1758 году он обучался в течение нескольких месяцев в академическом Университете при Академии наук, которым в то время руководил М.В. Ломоносов. В 1759 году С.Г. Зыбелин был направлен в Лейденский университет (Голландия), где защитил диссертацию на степень доктора медицины. Вернувшись в 1765 году в Россию, он начал преподавание в Московском университете: читал студентам теоретическую и практическую медицину, анатомию, хирургию и химию. С.Г. Зыбелин одним из первых начал преподавать на русском языке, а не на латинском.
Естественнонаучное понимание С.Г. Зыбелиным здоровья и болезни, процессов, протекающих в организме, единства человека с окружающим миром определялось материалистическими идеями М.В. Ломоносова, приверженцем которых он являлся. Он считал, что основой знаний является наблюдение и опыт.
Научные труды С.Г. Зыбелина посвящены важнейшим проблемам медицины: причинам возникновения, течению и лечению внутренних болезней. Как врач-терапевт, он пропагандировал принцип индивидуального лечения. Главной причиной заболеваний С.Г. Зыбелин считал влияние неблагоприятных условий внешней и внутренней среды. В предупреждении болезней он придавал огромное значение воспитанию человека, привитию с детства основ здорового образа жизни, разумного поведения. Много внимания С.Г. Зыбелин уделял вопросам физиологии, гигиены и клиники детей раннего возраста.
Одним из основоположников научного акушерства, педиатрии и фармакологии в России, первым российским профессором повивального искусства (акушерства) является Нестор Максимович Максимович-Амбодик (1744–1812). Медицинское образование он получил в Петербургской госпитальной школе, затем в Страсбургском университете (Германия), где в 1775 году защитил докторскую диссертацию. Вернувшись в Россию, Н.М. Максимович-Амбодик организовал преподавание акушерства. Для этого он приобрёл акушерский инструментарий, а также ввёл практические занятия на фантоме и у постели рожениц. Н.М. Максимович-Амбодик впервые начал преподавание акушерства на русском языке и одним из первых в России применил акушерские щипцы. Им написано первое оригинальное российское руководство по акушерству и педиатрии «Искусство повивания, или Наука о бабичьем деле» (1784), которое являлось лучшим пособием для врачей и акушерок до середины XIX века. В своём труде Н.М. Максимович-Амбодик большое внимание уделял уходу за детьми раннего возраста, их гигиеническому воспитанию, доказывал преимущества вскармливания младенцев материнским молоком и пользу свежеприготовленных каш для их здоровья.
В разработку основ государственных противоэпидемических мероприятий большой вклад внесли видные русские врачи Данило Самойлович Самойлович и Афанасий Филимонович Шафонский.
Данило Самойлович Самойлович (1744–1805) – военный врач, выдающийся учёный, основатель отечественной эпидемиологии и один из первых представителей естественнонаучного подхода к изучению больного и болезни.
Д.С. Самойлович получил медицинское образование в госпитальной школе при Петербургском адмиралтейском госпитале, затем продолжил обучение в Страсбурге и Лейдене (Голландия), где в 1780 году защитил диссертацию на степень доктора медицины. В 1770–1772 годах принимал самое активное участие в борьбе с эпидемией чумы в Москве, а с 1784 года – на юге России. Д.С. Самойлович рассматривал чуму как самостоятельную нозологическую форму. Он подробно изучил условия распространения, описал клиническую картину и патологическую анатомию, разработал методы лечения этого заболевания. Д.С. Самойлович разработал систему противоэпидемических и профилактических мероприятий, предложив впервые в мире предохранительную прививку против чумы (по аналогии с оспенной вариоляцией).
Одним из основоположников отечественной эпидемиологиипо праву считается Афанасий Филимонович Шафонский (1740–1811). Он первым диагностировал чуму (моровую язву) в Москве и настаивал на немедленном проведении карантинных мероприятий. В 1775 году им опубликован фундаментальный труд «Описание моровой язвы, бывшей в столичном городе Москве с 1770 по 1772 гг…»
В XVIII веке наряду со значительными преобразованиями в центральных и местных органах управления в России произошли существенные изменения в организации медицинского дела. Так, в 1763 году Медицинская канцелярия была преобразована в Медицинскую коллегию. Её функции существенно расширились, это - организация медицинской помощи населению, надзор за деятельностью аптек, подготовка медицинских кадров, проверка знаний иностранных и русских врачей и др. В 1775 году в губерниях были созданы Приказы общественного призрения, которые стали заниматься организацией сиротских домов, богаделен, больниц и аптек. В это же время были учреждены должности уездных врачей. В 1797 году были учреждены местные органы управления медицинским делом – губернские врачебные управы, которые работали под контролем Медицинской коллегии.
Таким образом, XVIII век был периодом бурного развития медицинского дела и медицинского образования в России. В подготовке отечественных медицинских кадров большую роль сыграло открытие госпитальных школ. Начало новой эпохи в развитии науки и общественной мысли России положили открытие Академии наук и Московского университета. Огромное влияние на развитие различных отраслей русской науки, в том числе и медицины, оказала плодотворная научная деятельность М.В. Ломоносова. Передовые русские врачи и учёные С.Г. Зыбелин, Н.М. Максимович-Амбодик, Д.С. Самойлович и другие утверждали в медицине естественнонаучные представления об организме человека, о функциях его органов, сущности патологических процессов, их течении, лечении и исходе.
Развитие медицины и медицинского образования в России в XIX веке
Реформы начала XIX века в России способствовали строительству крупных больниц и специализированных лечебных учреждений. Создавались они, главным образом, на средства благотворительности и частные пожертвования. Так, в 1802 году на деньги князя Д.М. Голицина в Москве была открыта Голицинская больница, а на средства графа Н.П. Шереметьева в 1810 году построен Странноприимный дом. Ново-Екатерининская больница строилась на средства города и стала крупнейшей в Москве. В ней оказывалась помощь людям «всех званий и состояний», а бедным предоставлялось бесплатное лечение. Кроме того, при больнице были организованы терапевтическая и хирургическая госпитальные клиники. Знаменитый врачФёдор Петрович Гааз (1780–1853), прославившийся на всю Россию самопожертвованием и бескорыстием, на свои средства организовал первую в России тюремную больницу на территории Старо-Екатерининской больницы.
Среди специализированных больниц особое место занимали детские лечебные учреждения, что было обусловлено высокой детской заболеваемостью и смертностью. Первая в России (вторая в Европе) специализированная детская больница была основана в Санкт-Петербурге в 1834 году. В 1842 году открылась первая Московская детская больница, которая явилась первой в мире больницей для детей раннего возраста. Елизаветинская клиническая больница для лечения детей до трёх лет была открыта в Санкт-Петербурге в 1844 году. Детские больницы содержались в основном за счёт благотворительных средств и частных пожертвований, так как государственное финансирование было весьма незначительным.
К началу XIX века в России было два центра медицинской науки и формирования научных медицинских школ – медицинский факультет Московского университета и Петербургская Медико-хирургическая академия (с 1881 года – Военно-медицинская академия). В Московском университете научные интересы были связаны с общей патологией, терапией и физиологией, а в Медико-хирургической академии разрабатывались проблемы анатомии, топографической анатомии и хирургии.
В первой половине XIX века наблюдается значительный рост числа высших учебных заведений. Так, к 1860-м годам в России было восемь университетов, в составе которых открывались медицинские факультеты. Университеты пользовались правом автономии в вопросах выборности ректора, деканов, профессоров и т. п. Некоторые университеты являлись проводниками передовых демократических идей, центрами свободомыслия и передовой науки. Правительство вело активную борьбу против свободолюбивых настроений и материалистических воззрений в высших учебных заведениях. Так,Иустин Евдокимович Дядьковский (1784–1841) – известный московский врач, профессор патологии и терапии Московского отделения Медико-хирургической академии (с 1824 года), профессор терапии Московского университета (с 1836 года) – был уволен с занимаемых должностей за свои материалистические и атеистические воззрения. В науке он развивал идеи о ведущей роли нервной системы в жизни организма, оказавшие влияние на формирование научных взглядов И.М. Сеченова и С.П. Боткина. С материалистических позиций им рассматривались вопросы единства организма и внешней среды. Кроме того, И.Е. Дядьковский был прекрасным педагогом.
Крупнейшим терапевтом России первой половины XIX века, основоположником московской терапевтической школы и отечественной клинической медицины является Матвей Яковлевич Мудров (1776–1831). Получив медицинское образование в Московском университете, он в течение ряда лет совершенствовал свои знания за границей, где в 1804 году защитил диссертацию на степень доктора медицины. С 1809 года М.Я. Мудров – профессор патологии и терапии, а также декан медицинского факультета Московского университета.
М.Я. Мудров разработал систему клинического обследования и индивидуального подхода к больным, то есть считал, что нужно «лечить не болезнь, а больного». Он рассматривал болезнь как результат воздействия на организм условий окружающей среды, развивал метод установления причин болезни и принципы её лечения посредством опроса больного. М.Я. Мудров ввёл написание историй болезни, которые, по его мнению, являются важным подспорьем для распознавания болезни и соблюдения преемственности в лечении. Учёный внёс ценный вклад в развитие военной гигиены, деонтологии, а также в развитие учения о профилактике болезней и о единстве и целостности организма. М.Я. Мудров считал, что познание патологических процессов в организме должно проходить в тесной связи с данными патологической анатомии. Известен М.Я. Мудров и как реформатор медицинского образования. По его инициативе были введены практические занятия для студентов в клиниках, лабораториях, перевязочных и операционных.
Во второй половине XIX века ведущими научными направлениями в отечественной терапии являлись: неврогенное, которое стало ведущим в теоретической медицине; физиологическое; экспериментальное, положившее начало экспериментальной патологии, фармакологии и терапии; непосредственного наблюдения и опроса больного; бальнео- и климатотерапии; лечебно-профилактическое.
В области терапии особое место занимали две научные клинические школы, а именно: Г.А. Захарьина в Московском университете и С.П. Боткина в Петербургской Военно-медицинской академии.
Григорий Антонович Захарьин (1829–1897) – основатель крупной клинической школы. Окончив медицинский факультет Московского университета в 1852 году, он был оставлен при нём ординатором факультетской терапевтической клиники, которой руководил профессор А.И. Овер. В 1854 году Г.А. Захарьин защитил докторскую диссертацию и в течение ряда лет (1856–1859) стажировался в клиниках и лабораториях Германии, Австрии и Франции у Рудольфа Вирхова (Rudolf Virchow), Эрнста Гоппе-Зейлера (Ernst Hoppe-Seyler), Людвига Траубе (Ludwig Traube), Йозефа Шкоды (Josef Skoda), Армана Труссо (Armand Trousseau) и Клода Бернара (Claude Bernard). В 1862 году его избрали профессором Московского университета.
Г.А. Захарьин разработал своеобразный метод расспроса больного – анамнеза (греч. anamnēsis – воспоминание). Он утверждал, что болезнь есть следствие неблагоприятных условий жизни и придавал особое значение наблюдению за больным и тщательному расспросу его об условиях труда, быта, привычках, наследственности и т.д. Метод клинического наблюдения и опроса больного в сочетании с данными объективного обследования (осмотр, перкуссия, аускультация, пальпация и др.) позволял установить причины болезни, её развитие, наметить тактику лечения и меры профилактики. Помимо этого, им описаны зоны расстройства чувствительности (кожной гиперестезии) при заболеваниях внутренних органов, которые получили название «зоны Захарьина - Геда».
Г.А. Захарьин и его ученики внесли огромный вклад в теорию и практику физиотерапии, бальнеологии и климатотерапии. Они разработали показания и противопоказания к применению этих методов лечения, установили их механизм действия и дозировку при заболеваниях внутренних органов, нарушениях обмена веществ и т.д.
Среди научных трудов Г.А. Захарьина особое место занимают «Клинические лекции», которые неоднократно издавались в России, были переведены на немецкий, английский и французский языки и по праву считаются классическими. Они являются образцом врачебного мышления, показывают необыкновенную наблюдательность автора, его способность к синтезу на основе анализа данных анамнеза, объективного и лабораторного исследования и глубоко продуманной комплексной терапии.
Сергей Петрович Боткин (1832–1889) – выдающийся врач и учёный – создал крупнейшую в России научную терапевтическую школу и положил начало функциональному клинико-экспериментальному направлению в отечественной медицине.
В 1850 году С.П. Боткин становится студентом медицинского факультета Московского университета. Закончив обучение в 1855 году, он принял участие в Крымской компании 1853–1856 годов, где в течение нескольких месяцев работал в военном госпитале под руководством Н.И. Пирогова.
Затем С.П. Боткин в течение трёх лет совершенствовал свои медицинские знания в клиниках и лабораториях известнейших учёных Европы: в Германии у Рудольфа Вирхова (Rudolf Virchow) и Людвига Траубе (Ludwig Traube), в Австрии у Карла Людвига (Karl Ludwig), во Франции у Клода Бернара (Claude Bernard) и Армана Труссо (Armand Trousseau), а также в Швейцарии и Англии.
По возвращении в Россию С.П. Боткин в 1860 году защитил докторскую диссертацию. В 1861 году его избирают на должность заведующего академической терапевтической клиникой Петербургской Медико-хирургической академии.
С.П. Боткин создал первую в России клиническую лабораторию экспериментальной медицины, которой в течение десяти лет (с 1878 года) руководил И.П. Павлов.
Многогранная научная деятельность С.П. Боткина имела большое значение для теоретической и практической медицины. Он развил систему взглядов на течение патологических процессов в организме, показав рефлекторный механизм некоторых из них, получивших в последующем название неврогенной теории патогенеза болезней. Эта теория основывается на признании организма как единого целого, находящегося в неразрывной связи с внешней средой. При этом внешняя среда имеет ведущее значение не только в происхождении болезней, но и происхождении приобретаемых и наследуемых свойств организма. С.П. Боткин высказал гипотезу о существовании в головном мозге центров терморегуляции, лимфообращения, кроветворения, потоотделения и доказал неврогенное происхождение сократительности селезёнки и некоторых форм лихорадки. Им в эксперименте воспроизведены трофические расстройства кожи, аневризма аорты, нефрит и другие патологические состояния.
С.П. Боткин рассматривал болезнь как процесс, затрагивающий весь организм в целом.
Он впервые выявил инфекционную природу катаральной желтухи, впоследствии названной «болезнь Боткина» (1866), разработал диагностику и клинику блуждающей почки. Ему принадлежат приоритетные идеи в области физиологии и патологии сердца и сосудов, а также кроветворения.
Клинико-теоретические взгляды С.П. Боткина наиболее полно изложены в его трудах «Курс клиники внутренних болезней» (3 выпуска) и «Клинические лекции», которые являлись руководством для многих поколений отечественных врачей.
С.П. Боткин стал первым русским врачом, назначенным лейб-медиком императорского двора (при Николае II).
С.П. Боткин уделял много внимания профессионально-общественной деятельности: принимал участие в основании Общины сестёр милосердия святого Георгия (1870) и Женских высших врачебных курсов (1872). Кроме того, в 1878 году он был избран председателем Петербургского Общества русских врачей в память Н.И. Пирогова, участвовал в организации больниц и школьно-санитарного н