Тема: ВРАЧЕВАНИЕ И МЕДИЦИНА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И

В ДРЕВНЕМ РИМЕ

Врачевание в древней Греции

Большое влияние на последующее историческое развитие человечества оказали страны Средиземноморья и в первую очередь страны так называемого античного мира, или античности, – древняя Греция и древний Рим.

История древней Греции (или Эллады) представляет собой историю разложения родовых и формирования рабовладельческих отношений.

История врачевания древней Греции, каки еë история, делится на пять периодов:

1. Крито-микенский или эгейский (III – II тысячелетия до н. э.).

2. Предполисный (XI – IX вв. до н. э.).

3. Полисный (VIII – VI вв. до н. э.).

4. Классический (V – IV вв. до н. э.).

5. Эллинистический (вторая половина IV в. до н. э. – середина I в. н. э.).

Источниками информации по истории врачевания в древней Греции являются: письменные памятники («Илиада» и «Одиссея» Гомера, «История в девяти книгах» Геродота, «Гиппократов сборник», труды философов и историков), данные археологии, этнографии.

Социально-экономическая и политическая организация древней Греции в VI-IV вв. до н. э. представляла собой общность небольших городов-государств – полисов (например, Афины, Спарта, Итака). Каждый полис имел свой диалект, свою политико-правовую организацию, собственных героев и богов, собственный календарь, свои деньги. Несмотря на эти особенности, между полисами долгое время сохранялось единство интересов во многих сферах деятельности, а также чувство взаимопомощи и лояльности друг к другу. Это выразилось в участии царей со всей Греции в Троянской войне. Впечатляющим и исторически зафиксированным свидетельством совместного выступления греков против завоевателей являются греко-персидские войны.

Знания древних греков, в том числе и в области врачевания, долгое время развивались в рамках единой философской науки – натурфилософии. Крупнейшим представителем материализма в философии античности является Демокрит (460-371 гг. до н. э.). С точки зрения Демокрита, в основе мира лежит материя, состоящая из мельчайших частиц – атомов. Атомы находятся в постоянном движении, они соединяются и вновь разделяются. Различным сочетанием и движением атомов Демокрит объяснял всë многообразие изменений явлений мира. В философских и естественно-научных сочинениях Демокрита встречаются рассуждения об эмбриологии, диете, лихорадке, собачьем бешенстве, лекарствах и т. п. Воззрения Демокрита, представляющие собой вершину материалистического и естественно-научного учения античности, оказали большое влияние на философию последующих времен. Выразителями философского идеализма в древней Греции являются Пифагор (ок. 540-500 гг. до н. э.) и Платон (427-347 гг. до н. э.). Пифагор и его ученики были математиками, поэтому считали, что не качество, а количество, не вещество, а форма определяют сущность вещей. Основой всего является число. Главным в философском учении Платона является теория идей, согласно которой существующий реальный мир есть отражение, тень идеального мира идей. Извечные идеи управляют миром. Материализм Демокрита и идеализм Платона оказали влияние на формирование медицины, которая в древнем мире была неотделима от философии.

Покровителями врачебного искусства греки считали богов-врачевателей: Аполлона, Артемиду и Асклепия. Аполлон являлся богом гармонии, духовной деятельности и искусств (музыки, пения). Он почитался как божество, обладающее даром исцеления. Артемида считалась покровительницей рожениц и защитницей детей. Самым главным богом – покровителем врачевания древней Греции считался Асклепий. Искусству исцеления он обучился у кентавра Хирона. Асклепия изображали в облике бородатого, одетого в длинный плащ мужчины, опирающегося на посох, вокруг которого обвивается змея (олицетворение мудрости). Согласно греческой мифологии, вся семья Асклепия помогала больным и облегчала их страдания. Женой Асклепия была Эпионе, что означает «болезнеутолительница». Дочери Асклепия: Гигиея – богиня здоровья и Панакея – «всеисцелительница», покровительница лекарственного врачевания. Сыновья бога-врачевателя: Махаон, ставший впоследствии знаменитым хирургом, и Подалирий – известный врачеватель внутренних заболеваний. Все они обучались искусству врачевания у своего отца.

Храмовое врачевание в древней Греции тесно связано с культом бога-врачевателя Асклепия, сложившимся к VII в. до н. э. В честь Асклепия воздвигались святилища (храмы) – асклепейоны. На территории древней Греции было построено более трехсот асклепейонов. Самым величественным и прославленным считался асклепейон, построенный в 390 г. до н. э. в десяти километрах к западу от города Эпидавра. Центральным сооружением святилища был храм Асклепия, там располагались также храмы в честь Гигиеи, Артемиды, Афродиты, Фемиды и Аполлона, жертвенник для приношений, бассейны, сообщающиеся с минеральными источниками. Наличие минеральных источников с лечебной водой и кипарисовой рощи, воздух которой также являлся целебным, были обязательным условием при выборе места для постройки святилища. В асклепейоне также имелись бани, библиотека, гимнасий, стадион и театр.

Жрецы тщательно следили за чистотой святилища и людей, его посещающими. Каждый человек, пришедший за помощью к богу-врачевателю, мылся в водах «священного» источника, затем приносил жертву Асклепию и другим богам. Религиозный ритуал исключал все, что могло бы осквернить святилище, в частности, связанное с рождением или смертью. Безнадежно больные и роженицы не допускались в асклепейон.

Основными средствами лечения в асклепейонах были: лекарственное врачевание, водолечение, массаж, гимнастические упражнения. Наряду с ними существовал ритуал Enkoimesis. Больные вводились в состояние «искусственного сна» (состояние экстаза или гипноза) под действием наркотиков или методов психологического воздействия. Считалось, что выздоровление должно было наступить во время сна. Если выздоровление не наступало, а больные видели сны, то они пересказывали их жрецам. Жрецы, «знавшие волю Асклепия и исполняющие еë», толковали сны и после этого назначали лечение. Хирургические операции в асклепейонах производились редко, причем это были небольшие хирургические вмешательства. В уплату за излечение больные приносили в святилище изображения исцеленных частей тела, сделанные из мрамора, серебра и золота. Например, мраморные руки и ноги, серебряные сердца, золотые глаза и уши.

В древней Греции не было резких различий между светским и храмовым врачеванием. Храмовое врачевание унаследовало многие рациональные приемы и гигиенические традиции народной медицины, истоки которой начинаются в глубокой древности.

В древней Греции существовали семейные медицинские школы, в которых медицинские знания передавались от отца к сыну, и таким образом секреты врачевания сохранялись внутри семьи. Позднее в семейные школы стали принимать учеников со стороны, которые оплачивали своë обучение.

Врачеватели, вышедшие из медицинских школ практиковали в городах, войсках и не имели отношения к храмовой медицине.

Медицинские школы материалистического направления располагались за пределами Балканского полуострова, вне собственно Греции, в еë заморских поселениях, где обосновались, в основном, сторонники материализма. Среди них: родосская (остров Родос, Малая Азия), киренская (Северная Африка), кротонская (город Кротон, Южная Италия), книдская (город Книд, Малая Азия), косская (остров Кос, Малая Азия). На территории материковой Греции существовали идеалистические медицинские школы: пифагорейская, сицилийская, школа Платона.

Косская медицинская школа – главная медицинская школа древней Греции. Первые сведения о ней относятся к 584 г. до н. э.

Косская медицинская школа заложила основы клинической медицины – разработала принципы наблюдения и лечения у постели больного. Врачеватели косской школы воспринимали человека, его здоровье и болезни в тесной связи с окружающим миром. Они считали, что главным является общее состояние больного и определение прогноза (исхода болезни), а не название болезни. Косская медицинская школа развивала учение о четырех телесных соках и четырех темпераментах, разработала основы врачебной этики. Расцвет косской медицинской школы связан с именем Гиппократа, которого по праву называют «отцом медицины».

Гиппократ (греч. Hippokrates, лат. Hippocrates, ок. 460 – ок. 370 гг. до н. э.) родился на острове Кос в семье потомственных врачевателей, принадлежащей к роду асклепиадов. Родословная этой семьи берет своë начало от бога-целителя Асклепия. Первоначальное медицинское образование Гиппократ получил от отца. Затем продолжил обучение в Афинах. Будучи странствующим врачевателем, Гиппократ много путешествовал. Он попеременно жил в различных городах Греции, посетил Малую Азию, Скифию, восточное побережье Черного моря, Ливию, возможно, и Египет. Слава о его врачебном искусстве росла и распространялась во многих государствах.

До настоящего времени окончательно не решëн вопрос о том, какие труды по медицине оставил после себя Гиппократ. В те далëкие времена врачи не подписывали своих сочинений. Все они были безымянными, поэтому история не сохранила ни одного подлинника, в котором было бы указано авторство Гиппократа или других врачей древней Греции классического периода. Около 300 г. до н. э. все медицинские труды были объединены в «Гиппократов сборник» (лат. «Corpus Hippocraticum»). Большинство учëных считает, что Гиппократ является автором следующих работ сборника: «Афоризмы», «Прогностика», «Эпидемии», «О воздухах, водах, местностях», «О переломах», «О ранах головы», «О древней медицине» и некоторых других.

В «Афоризмах» собраны диетические и врачебные наставления по лечению внутренних болезней, хирургии и родовспоможению. Особое место уделено прогностике.

«Прогностика» считается подлинной книгой Гиппократа и посвящена вопросам терапии. В этой книге подробно описаны основные элементы прогноза: наблюдение, осмотр и опрос больного. Рассмотрены основы наблюдения и лечения у постели больного.

Авторство книги «Эпидемии» (в семи частях), по мнению исследователей, принадлежит также Гиппократу. Под словом «эпидемии» в древней Греции понимали не эпидемические (инфекционные, острозаразные) болезни, а заболевания широко распространëнные среди населения. Это эндемические болотные лихорадки, чахотки, параличи, простудные, кожные, глазные и другие заболевания.

В I и III частях «Эпидемий» описаны 42 истории болезней, которые дают представление об основах клинического подхода в медицине древней Греции, когда врач ежедневно наблюдал больного.

Основными принципами терапии, или лечения, которыми руководствовался Гиппократ и его последователи, являются следующие:

1. Прежде всего не вредить.

2. Лечение противоположного противоположным.

3. Соблюдать закон соразмерности, а именно не торопиться, не переходить быстро от одного к другому.

4. Лечить сообразно с законами природы, иными словами, учитывая «природу» самого больного – его «физис», условия жизни и внешней среды, особенности течения болезней, и таким образом максимально использовать целительные силы природы.

В сочинении «О воздухах, водах, местностях» с материалистической точки зрения обобщены различные формы воздействия на человеческий организм окружающей природы. Причины возникновения болезней подразделяются на две группы. К первой группе относятся причины, являющиеся общими для всех людей данной местности и зависящие от конкретных условий окружающей природы; ко второй – индивидуальные причины, определяемые образом жизни человека.

Образу жизни в древней Греции придавалось исключительно большое значение. Соблюдение правил личной гигиены, закаливание организма и физическое воспитание имели такое же значение для греков, как обучение грамоте, риторике и музыке.

В этом сочинении описаны различные типы характеров человека, обусловленные местом его проживания (или условиями окружающей природы). Типы характеров определяют предрасположенность к тем или иным заболеваниям и влияют на их течение. Следовательно, необходим различный подход к лечению болезней.

Впоследствии на основе гуморальных представлений о четырех телесных соках и различных типах характеров сформировалось учение о четырех темпераментах. Различные виды темпераментов связывались с преобладанием в организме человека одного из четырех телесных соков. Крови (лат. sanguis) соответствует сангвинический темперамент, слизи (лат. phlégma) – флегматический, желтой желчи (лат. cholé) – холерический и черной желчи (лат. mélaina cholé) – меланхолический.

В хирургических сочинениях «О переломах», «О ранах головы», «О вправлении суставов» и др. изложено учение о повязках (дисмургия), описывается устройство для вытяжения и вправления вывихов всех суставов ноги («скамья Гиппократа»), даются методики лечения ран, переломов, вывихов, повреждений головы. Древнегреческие врачи делали несложные хирургические вмешательства, которые в большинстве своëм были бескровными или сопровождались небольшими кровотечениями. Это обусловлено тем, что анатомические знания практически отсутствовали, так как тела умерших людей не вскрывали. Врачи древней Греции не знали расположения кровеносных сосудов, различий между артериями и венами, не имели представлений о нервах и головном мозге. Вместе с тем чисто эмпирически древние греки сумели правильно понять многие вопросы физиологии и патологии. Например, о кругообращении веществ в организме, о движении крови по сосудам в двух направлениях и наличии соединений (анастомозов) между этими сосудами, о путях следования спинномозговых нервов и т. д.

В «Гиппократовом сборнике» упоминается более 250 лекарственных средств растительного и 50 средств животного происхождения. Гиппократ в своей практике использовал около 60 – 70 лечебных средств, например, рвотные, слабительные, мочегонные и потогонные. Кроме того, при лечении заболеваний он ставил банки, делал кровопускания, назначал диетическое питание. Всë это применялось с большим искусством и индивидуальным подходом к каждому больному, при этом учитывались особенности течения болезни.

«Гиппократов сборник» содержит сочинения, посвящëнные врачебной этике и правилам врачебного быта в древней Греции. В них рассматриваются вопросы обучения и морального воспитания врачей, требования, предъявляемые к ним. Врач должен был обладать высокими моральными и профессиональными качествами, помнить о первейшей заповеди: «прежде всего не вредить» больному (лат. «Primum non nocere»). Большое значение придавалось внешнему виду и поведению врача в обществе. На основе этических принципов врачевания была составлена «Клятва» древнегреческих врачей, которая в III в. до н. э. вошла в «Гиппократов сборник» и стала известна как «Клятва Гиппократа».

Таким образом, труды Гиппократа и других врачей древней Греции, вошедшие в «Гиппократов сборник», отразили естественно-научные представления о неразрывном единстве человека с окружающей природой, о причинной связи болезней с условиями жизни и целительных силах природы, вобрали в себя передовые взгляды и достижения в области терапии, травматологии и врачебной этики.

Заключительный период истории древней Греции – эпоха эллинизма (вторая половина IV в. до н. э. – середина I в. н. э.) характеризуется систематизацией знаний, накопленных в течение предшествующих тысячелетий, а также новыми открытиями и достижениями. Труды крупнейшего древнегреческого философа и ученого-энциклопедиста Аристотеля (лат. Aristoteles, 384 – 322 гг. до н. э.) по логике, политике, риторике, психологии, этике, физике, математике, астрономии, зоологии, естественной истории, сравнительной анатомии животных и медицине оказали большое влияние на развитие естественно-научных знаний не только эпохи эллинизма, а также средневековья и нового времени.

Крупнейшим политическим, экономическим и культурным центром эллинистического периода истории древней Греции была Александрия (основана в 332 – 331 гг. до н. э. в Египте, столица династии Птолемеев). Птолемеи покровительствовали развитию разнообразных областей знаний. При них в Александрии были основаны Мусейон (греч. museion – место прибывания муз; отсюда термин «музей») и хранилище рукописей (библиотека), которая в начале I в. до н. э. насчитывала более 700 тысяч папирусных свитков. В Мусейоне помимо хранилища рукописей имелись ботанический и зоологический сады, обсерватории и анатомическая школа. В этом научном учреждении наряду с разработкой философских проблем занимались исследованиями в области филологии, астрономии, математики, ботаники, зоологии и медицины.

Медицина эпохи эллинизма характеризуется бурным развитием анатомиии хирургии. Анатомия становится самостоятельной отраслью медицины. Еë развитию способствовали древнеегипетская традиция бальзамирования и разрешение Птолемеев анатомировать тела умерших и приговорëнных к смертной казни людей.

Основателем описательной анатомии является врач Герофил из Халкидона (греч. Heróphilos, ок. 335 – 280 гг. до н. э.), который считается первым греком, начавшим анатомические исследования на человеческих трупах. В своëм труде «Анатомия» он подробно описал твëрдую и мягкую мозговые оболочки, части головного мозга и его желудочки, считая, что четвëртый из них является вместилищем души. Герофил проследил ход некоторых нервных стволов и определил их связь с головным мозгом. Им описаны некоторые внутренние органы, например, печень и двенадцатиперстная кишка, которой впервые и дал это название. В сочинении «О глазах» Герофил описал стекловидное тело, оболочки и сетчатку глаза. В трактате «О пульсе» он изложил анатомию сосудов: описал лëгочную артерию и дал названия лëгочным венам. Герофил установил зависимость пульсации артериальных сосудов от деятельности сердца и стал основоположником учения о пульсе человека. В своих анатомо-физиологических воззрениях Герофил исходил из наличия у человека четырех сил. Это питающая сила, расположенная в печени и кишечнике, согревающая – в сердце, мыслящая – в мозге и чувствующая – в нервах.

Другим выдающимся александрийским врачëм этой эпохи, занимавшимся анатомированием, был Эразистрат (греч. Erasistratos, ок. 300 – ок. 240 гг. до н. э.). Он изучил строение головного мозга, описал его желудочки и мозговые оболочки. Эразистрат впервые разделил нервы на чувствительные и двигательные, описал лимфатические сосуды брыжейки. Им было исследовано строение сердца и его клапанов настолько тщательно, что впоследствии Галену практически не удалось добавить к его описанию ничего нового. Эразистрат полагал, что все части человеческого организма связаны между собой системой нервов, вен и артерий. При этом в венах течëт кровь, которая формируется из пищи, а в артериях – жизненная пневма (или «жизненный дух»), которая контактирует с кровью в лëгких. Излагая мысль о том, что артерии и вены соединены между собой при помощи мелких сосудов, Эразистрат весьма близко подощëл к идее циркуляции крови в человеческом организме. В области теории возникновения болезней Эразистрат отдал предпочтение твëрдым частицам (атомам), что впоследствии нашло своë выражение в солидарной теории патологии, и частично отошëл от распространëнного в то время учения о ведущей роли соков в организме (гуморальная теория патологии).

Значительные успехи в области анатомии оказали положительное влияние на развитие хирургии, которая объединила в себе греческую хирургию с бескровными методами лечения вывихов, переломов, ран и индийскую хирургию, владевшую сложными полостными операциями. Важнейшими достижениями александрийских хирургов являются: перевязка сосудов при операциях, использование корня мандрагоры в качестве обезболивающего средства, изобретение катетера, проведение сложных операций на почке, печени и селезëнке, ампутация конечностей, лапаротомия при завороте кишок и асците.

Таким образом, эллинистический период развития древней Греции является временем высочайшего развития медицины. Достижения греков в различных областях медицины оказали существенное влияние на развитие медицинских знаний в древнем Риме.

Медицина в древнем Риме

Римская история насчитывает более тысячи лет и включает в себя историю города Рима от его основания (753 г. до н. э.) до разрушения созданной им империи (476 г. н. э.).

История медицины древнего Рима, как и его история, делится на три периода:

- царский период (VIII-VI вв. до н. э.): завершился переход от первобытно-общинного общества к классовому строю, появилось государство с присущими ему институтами и возникло рабство; на территории древней Италии существуют самостоятельные города-государства, в числе которых и Рим;

- период республики (510-31 гг. до н. э.): город Рим подчинил себе территории древней Италии и начал захватнические войны за пределами Апеннинского полуострова;

- период империи (31 г. до н. э. – 476 г. н. э.): время максимального территориального расширения и расцвета Римской империи, а затем еë кризиса и распада.

Источниками информации по истории медицины древнего Рима являются: письменные (труды учëных, врачей и философов древности) и вещественные (материальные) источники.

Медицина древнего Рима была тесно связана с медициной древней Греции, однако она имела свои особенности. Культ Эскулапа (заимствованный римлянами греческий бог врачевания Асклепий) и лечение при его храмах вошли в обычай римлян на многие века.

До конца III в. до н. э. врачей-профессионалов у римлян не было. Лечились дома народными средствами: отварами и настоями из трав, корений и плодов. Одним из самых популярных лечебных средств была капуста. Часто прибегали к магическим заговорам и заклинаниям. Первыми врачами-профессионалами в древнем Риме стали рабы из числа военнопленных, в основном греческого происхождения. Каждый состоятельный римский гражданин стремился обзавестись рабом-врачом (лат. servus medicus), который лечил своего хозяина и его родственников. Позднее рабовладелец стал отпускать раба-врача на свободу. Так появился врач-отпущенник. Он был обязан бесплатно лечить своего бывшего хозяина, его семью, рабов, друзей и отдавать ему часть доходов. В конце III – начале II в. до н. э. в римской столице стали появляться свободные врачи, в основном греческого происхождения. В период империи медицинское дело развивалось также в городах и отдельных провинциях, где государственные власти стали учреждать оплачиваемые должности врачей-архиатров. Врачи-архиатры находились под контролем городских властей и центрального правительства, которые строго следили за их выборами и назначением. Процедура выборов носила характер строгого экзамена, после которого врач получал звание «Врач, утверждëнный государством» (лат. «Medicus a Republica probatus»). Врачи-архиатры работали при объединениях ремесленников, в театрах и термах.

Медицину изучали в специальных школах, которые были учреждены в Риме и других городах империи. Анатомия преподавалась на животных, иногда на больных и раненых. Практическую медицину изучали у постели больного. Права и обязанности учащихся медицинских школ определялись строгими законами. Например, всë своë время они должны были отдавать изучению медицины, более того, им запрещалось участвовать в пиршествах и заводить подозрительные знакомства. Также в Римской империи наряду с государственными учебными заведениями существовали частные медицинские школы.

Древний Рим внëс существенный вклад в развитие санитарного дела. С VI в. до н. э. в городе Риме стала сооружаться подземная система каналов (клоак) для стока нечистот, самая известная из них – Cloaca maxima, которая функционирует и по сей день. В середине V в. до н. э. составлены «Законы XII таблиц» (лат. «Leges duodecim tabularum»), содержащие постановления по судопроизводству, уголовному и гражданскому праву. Некоторые таблицы содержат законы по охране чистоты города Рима и здоровья его жителей, при этом особое внимание уделено требованиям к погребению умерших. В начале IV в. до н. э. в городе Риме началось сооружение акведуков (лат. Aquae ductus) в связи с недостатком чистой питьевой воды и загрязнением реки Тибр нечистотами из системы клоак. Акведуки – это арочные каменные мосты и системы подземных труб, служащие для подачи чистой воды из горных источников. Первый акведук в городе Риме протяжëнностью 16,5 км был построен в 312 г. до н. э., а к началу нашей эры в столице действовало одиннадцать акведуков. Кроме того, акведуки строились в восточных и западных провинциях обширной римской империи.

В древнем Риме огромное внимание уделялось соблюдению правил личной гигиены, что обусловлено, прежде всего, жарким климатом и большой скученностью населения городов. Это требовало частого мытья для поддержания чистоты тела, и римляне повсеместно строили бани, или термы (греч. thermae – горячие бани). Первые термы были построены в городе Риме в III в. до н. э. У римлян термы пользовались большой популярностью. Бани считались одним из действенных средств врачевания при лечении многих заболеваний. Термы были не только гигиеническими, но являлись также культурными и общественными центрами: при них располагались библиотеки, залы для собраний и пиров.

Древний Рим внëс существенный вклад в развитие военной медицины. Постоянная римская армия, ведущая широкие завоевательные войны, требовала большого количества врачей-профессионалов. Они имелись во всех войсковых подразделениях и во всех родах войск. В военных лагерях устраивались военные учреждения (госпитали) для раненых и больных – валетудинарии (лат. valetudinarium). Штат валетудинариев включал врачей, экономов, инструментарщиков и младший обслуживающий персонал. Инструментарщики заведовали инструментами, лекарствами и перевязочным материалом. Младший персонал осуществлял уход за больными и ранеными воинами.

Мировоззрение древних римлян в значительной степени находилось под влиянием древнегреческой философии. Атомистическое учение греческих философов Левкиппа (ок. 500 – 440 гг. до н. э.), Демокрита (ок. 460 – ок. 371 гг. до н. э.) и Эпикура (341 – 270 гг. до н. э.) нашло отражение в философии древних римлян и, прежде всего, в произведениях Тита Лукреция Кара(лат. Lucretius Carus, Titus, ок. 96 – 55 гг. до н. э.). Его поэма «О природе вещей»(лат. «De rerum natura») является энциклопедией того времени и отражает передовые воззрения римлян в области философии, естествознания, медицины, психологии и истории. В поэме Лукреций рассматривает вопросы естествознания и медицины с точки зрения атомистического учения. Так, он пишет о сложном строении живых организмов из мельчайших частиц – атомов, находящихся в постоянном движении. Им высказывается мысль о постепенном развитии растительного и животного мира, о различиях организмов и передаче признаков по наследству, о вымирании неприспособленных и выживании приспособленных организмов. Автор даëт характеристику некоторым заболеваниям, достаточно точно описывая отдельные симптомы, излагает свои представления о заразных (инфекционных) болезнях.

Асклепиад (лат. Asclepiades, ок. 128 – 56 гг. до н. э.) – известный древнеримский врач, по происхождению грек. Им создана методическая школа и медицинская система, основанные на атомистическом учении Эпикура и передовых взглядах Лукреция. Успеху и славе Асклепиада способствовало его простое и «согласное с природой» правило: «Долг врача в том, чтобы лечить безопасно, быстро, приятно» (лат. «Officium medici est, ut tuto¸ ut celeriter, ut jucunde sanet»).

Асклепиад рассматривал болезнь как результат застоя твëрдых частиц в порах и канальцах тела и расстройства движения соков и пневмы, объединив таким образом гуморальное и солидарное представления о причинах болезней. Согласно этим воззрениям, большое значение придавалось правильному потоотделению и дыханию кожных покровов, следовательно, и лечение было направлено на восстановление нарушенных функций. Оно включало простые и естественные мероприятия: соблюдение диеты и чистоты кожи, водолечение и массаж, ванны и движения в самых различных вариантах (ходьбу, бег, езду верхом, в экипаже, на лодке, корабле и т. д.). Главную задачу своего лечения Асклепиад видел в том, чтобы расширить поры и привести в движение застоявшиеся частицы. Каждый метод его лечения был детально разработан и применялся строго индивидуально, при этом медикаменты назначались крайне редко. Асклепиад был твëрдо убеждëн: человек, имеющий достаточные познания в медицине, никогда не заболеет. Считается, что Асклепиад ввëл в медицину трахеотомию.

Обширную информацию о медицине древнего Рима даëт многотомный энциклопедический труд «Искусства» (лат. «Artes»), созданный Авлом Корнелием Цельсом (лат. Celsus, Aulus Cornelius), жившим на рубеже I в. до н. э. и I в. н. э. Этот труд включал более 20 книг по различным отраслям знаний: философии, риторике, праву, медицине, сельскому хозяйству и военному делу. До нашего времени сохранились лишь книги под общим названием «О медицине» (лат. «De medicina), в которых изложены известные в то время знания по гигиене, диетике, патологии, терапии и хирургии. Цельс подробно проанализировал и обобщил многочисленные труды по медицине древнегреческих, александрийских и индийских авторов. Многие из этих сочинений до наших дней не дошли, но благодаря Цельсу мы знаем о работах учëных и врачей древности. Например, о трудах Герофила и Эразистрата.

Другим выдающимся энциклопедистом древнего Рима является писатель, учëный и государственный деятель – Плиний Старший (лат. Plinius Secundus, 1 в. н. э.). Из многочисленных трудов Плиния до наших дней сохранилась лишь «Естественная история» (лат. «Historia naturalis») в 37 книгах, в которой обобщены естественно-научные знания того времени по астрономии, географии, истории, зоологии, ботанике, сельскому хозяйству, медицине и минералогии. Для этого он проанализировал свыше двух тысяч сочинений более чем ста авторов.

Крупнейшим представителем древнеримской методической медицинской школы является Соран из Эфеса (лат. Soranus, начало II в. н. э.), по происхождению грек, практиковавший в городе Риме. Из двадцати написанных им сочинений до нашего времени дошли лишь «Гинекология», «О перевязках» и «О переломах».

Трактат «Гинекология» – самое обширное во всей древней литературе сочинение по родовспоможению, гинекологии и болезням детского возраста. В этом научном труде Соран описал операцию эмбриотомии, приëмы предупреждения разрыва промежности при родах, перевязку пуповины, поворот плода на ножку и головку. Автор показал разнообразные приëмы исследования: прощупывание, простукивание, выслушивание брюшной полости, исследование пульса, мокроты, мочи. Соран уделил большое внимание лечению женских болезней и уходу за детьми раннего возраста, а именно диетическому питанию младенцев, правилам кормления и гигиенического ухода.

Высшая ступень развития медицины античности связана с именем выдающегося древнеримского врача Галена (лат. Galenos, 129 – 199 гг.), по происхождению грека, родившегося в городе Пергаме. С 17 лет он начал изучать медицину в своëм родном городе, затем в Смирне, Коринфе, Афинах и Александрии. Гален много путешествовал, затем, вернувшись в Пергам, в течение ряда лет работает в должности врача-архиатра в школе гладиаторов. Позже он переезжает в столицу римской империи, где прославился своими лекциями по анатомии и успешной врачебной практикой. С 169 г. Гален стал придворным архиатром (лейб-медиком) римских императоров.

Гален признаëтся автором более чем 125 трудов по медицине, из которых до наших дней дошли около 80. Важнейшими среди них являются: «О назначении частей человеческого тела» («De usu partium corporis humani»), «Об анатомии...» («De anatomicis administrationibius. Libri I – IX»), «Терапевтические методы» («De methodo medendi»), «О больных частях тела» («De locis affectis»), «О составе лекарств…» («De compositione medicamtntorum…») и др.

Естественно-научное мировоззрение Галена наиболее ярко проявилось в его обширной практике и исследованиях в области анатомии и физиологии. К тому времени, когда Гален прибыл в Александрию, там уже перестали производить секции человеческих трупов. Поэтому свои анатомические исследования он проводил на обезьянах, свиньях, собаках, иногда на слонах и львах. Данные, полученные при многочисленных вскрытиях животных, Гален переносил в анатомию человека. Отсюда – многочисленные анатомические ошибки, исправленные лишь в эпоху Возрождения Андреасом Везалием (лат. Vesalius, Andreas, 1514 – 1564 гг.).

Гален подробно изучил анатомию всех систем организма. Он описал кости, мышцы, связки, внутренние органы, но особенно велики его заслуги в исследовании нервной системы. Гален описал все отделы головного и спинного мозга, семь из двенадцати пар черепно-мозговых нервов, 58 спинномозговых нервов и нервы внутренних органов. При исследовании чувствительных и двигательных расстройств ниже места сечения он использовал поперечные и продольные сечения спинного мозга.

Гален описал анатомическое строение сердца, венечные сосуды и артериальный (боталлов) проток. Однако он ошибочно считал перегородку сердца проницаемой для крови. Кровь, по его мнению, без всякого препятствия переходит из правой половины сердца в левую, минуя периферические сосуды и круги кровообращения (Гален не знал кругового движения крови). Эта ошибочная точка зрения в течение многих столетий считалась неоспоримой в Европе и не подлежала какой-либо критике вплоть до XVI в., когда Мигель Сервет (лат. Servet, Michael, 1509-1553 гг.) описал малый круг кровообращения. Следует отметить, что математическое и экспериментальное обоснование кругового движения крови было дано лишь в 1628 г. Уильямом Гарвеем (лат. Harvey, William, 1578-1657 гг.).

Гален, как и большинство врачей древности, признавал гуморальное учение о болезни. Его физиология, патология и фармакотерапия основываются на представлениях о четырëх главных соках организма: крови, слизи, жëлтой и чëрной желчи.

Гален широко занимался лечебной практикой и был опытным врачом. Анатомию считал фундаментом хирургии.

Гален внëс большой вклад в развитие фармакологии. Предшественники Галена считали, что все лекарства существуют в природе в готовом виде. Он же обобщил известные до него способы приготовления лекарств из растительного и животного сырья и предложил выделять действующее начало лекарственных средств путëм механической и физико-химической обработки природного сырья. До настоящего времени эти лекарственные средства носят название «галеновы препараты». Этот термин в медицину ввëл Парацельс (лат. Paracelsus, 1493-1541 гг.).

Гален жил в период упадка и разложения рабовладельческого общества, когда оживились и стали популярными идеалистические тенденции в философии. На мировоззрение Галена большое влияние оказали идеалистические учения Платона о «пневме» и Аристотеля о целесообразности всего созданного в природе. Так, Гален считал, что в организме «пневма» обитает в следующих видах: в мозге – «душевная пневма» (лат. «spiritus animalis»), в сердце – «жизненная пневма» (лат. «spiritus vitalis»), в печени – «естественная пневма» (лат. «spiritus naturalis»). Все жизненные процессы он объяснял действием нематериальных «сил», которые образуются при разложении пневмы. Например, нервы несут «душевную силу» («лат. vis animalis»), печень даëт крови «естественную силу» («лат. vis naturalis»). В представлениях Галена существовали и другие «силы»: пульсирующая, изгоняющая, удерживающая, переваривающая и т. д. Подобные идеалистические умозаключения и выводы снижали значение экспериментальных работ Галена. Он правильно описывал то, что видел в эксперименте, но полученные результаты трактовал с позиций идеализма. В этом состоит дуализм учения Галена.

В средине века или эпоху феодализма, католическая церковь и схоластика использовали идеализм уче

Наши рекомендации