Изменчивость и её классификация
14. Фенотипическая изменчивость и её классификация.
15. Модификационная изменчивость и её классификация.
16. Эпигенетическая изменчивость и её классификация.
17. Норма реакции.
18. Комбинативная изменчивость и механизмы её возникновения.
19. Мутационная изменчивость и её классификация.
20. Мутагены: классификация.
21. Генные мутации.
22. Хромосомные мутации.
23. Геномные мутации.
Медицинская генетика
24. Наследственные заболевания и причины их возникновения.
25. Генные заболевания, типы наследования.
26. Мультифакториальные заболевания.
27. Митохондриальные заболевания.
28. Хромосомные заболевания и их виды.
29. Характеристика методов диагностики наследственных заболеваний: биохимический генеалогический, близкородственных браков, близнецовый, цитогенетический популяционно-статистический.
30. Медико-генетическое консультирование.
31. Генетический груз.
Онтогенез и его регуляция
32. Проэмбриональный период: события, происходящие в яйцеклетке, обеспечивающие начальные стадии эмбриогенеза (амплификация, ооплазматическая сегрегация и т.д.).
33. Эмбриональный период.
34. Типы дробления, регуляторные механизмы дробления.
35. Типы бластул.
36. Типы гаструляции, регуляторные механизмы.
37. Способы образования мезодермы, регуляторные механизмы этого процесса.
38. Гисто- и органогенез, регуляторные механизмы.
39. Уровни регуляции онтогенеза (генный).
40. Уровни регуляции онтогенеза (клеточный).
41. Детерминация и степень её выраженности в зависимости от стадии онтогенеза (тотипотентность, лабильная детерминация, стабильная детерминация, канализация развития).
42. Эмбриональная индукция (первичный индуктор).
43. Гены, регулирующие ход онтогенеза (с материнским эффектом, сегментации, компартментализации, гомеозисные).
44. Клеточные механизмы регуляции онтогенеза.
45. Постэмбриональное развитие.
46. Типы онтогенеза.
47. Периоды онтогенеза и их характеристика.
48. Регуляция постэмбрионального развития.
49. Старение, теории старения.
50. Механизмы старения.
Перечень практических умений по изучаемой теме
Умение
решать задачи по
- классической генетике (законы Менделя, взаимодействие генов);
- сцепленному наследованию;
- анализу родословной, определению типа наследования и прогноза потомства;
- использованию близнецового метода для выяснения доли генотипа и средовых факторов в развитии признаков и заболеваний;
- популяционной генетике;
- раскладывать кариотип, анализировать его и поставить цитогенетический диагноз.
5. Самоконтроль по тестам и ситуационным задачам
осуществляется на основе ранее рассмотренных при самоподготовке и выполнении практических работ по темам практических занятий с №7 по № 17.
Занятие № 19: «Основы эволюционной теории. Микроэволюция, макроэволюция»
Подготовка к практическому занятию
Для подготовки к занятию по теме необходимо изучить основные и дополнительные литературные источники, и проверить свои знания по вопросам, тестовым заданиям и ситуационным задачам, предложенным по данной теме.
Перечень вопросов для самостоятельной подготовки по теме занятия:
1. Биологическая эволюция и доказательства эволюционного процесса.
2. Микроэволюция. Макроэволюция. Черты сходства и различия.
3. Элементарный эволюционный материал.
4. Популяции – элементарные эволюционные единицы.
5. Мутационный процесс, изоляция, популяционные волны, естественный отбор – как элементарные эволюционные факторы.
6. Основные формы естественного отбора.
7. Вид. Критерии вида.
8. Видообразование. Основные способы видообразования.
9. Формы филогенеза (филетическая, дивергентная, конвергентная, параллелизм).
10. Направления эволюции (арогенез, аллогенез).
11. Критерии биологического прогресса по Северцову.
12. Правила эволюции.
Перечень умений, приобретаемых в ходе самоподготовки по теме
Умение:
- дать определение основным понятиям;
- показать черты сходств аи отличия между процессами микро- и макроэволюции;
- охарактеризовать механизмы и движущие силы эволюции;
- выявить элементарные факторы направленного и ненаправленного действия в эволюции;
- показать отличия в формах естественного отбора;
- относительный характер каждого из критериев вида;
- дифференцировать способы видообразования, формы филогенеза и направления эволюции;
- обосновать главные правила эволюции;
- логически мыслить по теме занятия, обобщать, делать выводы;
- на основе имеющихся знаний, находить правильное решение ситуационных задач.
Рекомендации по выполнению УИРс
(требования к оформлению см. « Занятие №1»)
Предлагаемые темы рефератов:
- Развитие дарвинизма и его влияние на биологию
- Синтез генетики и классического дарвинизма
- Ископаемые промежуточные формы
- Элиминация и отбор
- Темпы и формы эволюции
- Пути биологического процесса по А.Н.Северцову
Самоконтроль по тестовым заданиям, изучаемой темы:
С целью проверки своих знаний выберите правильный ответ на вопросы, приведенные ниже:
1. Микроэволюция – это эволюционные изменения, идущие внутри:
а) царства
б) класса
в) отряда
г) вида
Эталон: г
2. Отбор, способствующий сдвигу нормы реакции признака или свойства:
а) стабилизирующий
б) дизруптивный
в) движущий
г) дестабилизирующий
Эталон: в
3. Формирование сходной формы тела у акуловых, ихтиозавров и китообразных:
а) дивергенция
б) конвергенция
в) параллелизм
г) аллогенез
Эталон: б
4. Тип эволюции, при котором переход в новую адаптивную зону сопровождается упрощением строения:
а) аллогенез
б) идиоадаптация
в) регресс
г) ароморфоз
Эталон: в
5. Автор правила необратимой эволюции:
а) Л. Долло
б) Ш. Депере
в) Э. Коп
г) Г. Осборн
Эталон: б
6. Элементарный эволюционный фактор, имеющий направленный характер:
а) естественный отбор
б) изоляция
в) популяционные волны
г) мутационный процесс
Эталон: а
7. Элементарной эволюционной единицей является:
а) биосфера
б) биогеоценоз
в) пара размножающихся особей
г) популяция
Эталон: г
8. К формам естественного отбора не относится:
а) стабилизирующий
б) движущий
в) спонтанный
г) дизруптивный
Эталон: в
9. Главные направления эволюции это:
а) аллогенез
б) мутагенез
в) арогенез
г) регресс
Эталон: а, в
10. Автор правила адаптивной радиации:
а) Г.Осборн
б) Ш.Депере
в) Л.Долло
г) Э.Коп
Эталон: а
Самоконтроль по ситуационным задачам:
Задача 1. Исследование ветро - и насекомоопыляемых растений показало, что размеры и форма цветов у энтомофильных растений более стабильны, чем у анемофильных. Какая форма естественного отбора обеспечивает указанный результат?
Ответ: Устойчивость цветков энтомофилов обусловлена сопряженной эволюцией растений и их опылителей, «выбраковкой» уклонившихся форм. Шмель не может проникнуть в слишком узкий венчик цветка, хоботок бабочки не может коснуться слишком коротких тычинок у растений с длинным венчиком и т.д. Только растения с цветками, строго соответствующим «стандартам», выработанным совместной эволюцией цветковых растений и насекомых – опылителей, могут оставить потомство. Следовательно, в данном случае наблюдается действие стабилизирующей формы естественного отбора.
Задача 2. Какая форма естественного отбора приводит к выработке устойчивого адаптационного полиморфизма в популяциях божьих коровок. Черных форм отмечено осенью 60%, а весной 37%. Красных форм осенью было меньше 40%, а весной значительно больше. Красные лучше переносят зимний холод, а черные – интенсивнее размножаются летом.
Ответ: дизруптивная форма естественного отбора
Задача 3. Какая форма естественного отбора покровительствует индивидуумам, гетерозиготным по гену серповидноклеточности? Особи, гомозиготные по рецессивному гену, погибают до 2-х лет. 20% коренного населения Африки, 9% негров в США и Бразилии, 15% населения некоторых частей Индии и ряда других стран оказываются гетерозиготными по этому гену. Такая высокая концентрация летального гена в природе объясняется тем, что в гетерозиготном состоянии этот ген определяет устойчивость особи к малярии, являющейся в некоторых тропических странах одной из основных причин смертности населения.
Ответ: стабилизирующая форма естественного отбора.
Задача 4. Действием, какого элементарного эволюционного фактора можно объяснить наличие существования ярко выраженных рас погремка, имеющего ранее цветущие и поздно цветущие формы, полностью репродуктивно изолированные друг от друга.
Ответ: действием сезонной изоляции.
Задача 5. Подтверждением, какого правила эволюции можно считать приобретение одной из ветвей рептилий адаптаций к полету с последующим сохранением и усилением этой приспособленности?
Ответ: правила прогрессирующей специализации Ш. Депере.
Занятие № 20«Филогенез покровов тела и скелета позвоночных животных»
Подготовка к практическому занятию
При подготовке к занятию необходимо использовать основную, дополнительную литературу и лекционный материал.
Перечень вопросов для самоподготовки студентов по теме:
1. Систематика типа хордовые.
2 основные направления эволюции покровов и скелета в типе хордовые.
3. Развитие изучаемых систем в различных подтипах и классах хордовых животных.
4. Способы морфо-функциональных преобразований покровов и скелета.
5. Возникновение пороков развития в названных системах у человека.
6. Выявление филэмбриогенезов в каждой системе, характерных для человека.
7. Деонтологические принципы взаимоотношений врача и больного с пороками развития.
Перечень практических умений и навыков по изучаемой теме:
Умение:
- использовать знание основных таксономических единиц при сравнительном филогенезе изучаемых систем органов;
- дифференцировать основные пути становления развития и формирования покровов и их производных, связанных со сменой сред обитания;
- дать сравнительную характеристику производным кожи в сравнительном ряду;
- объяснить причину возникновения онто-филогенетически обусловленных пороков развития покровов на основании знаний о механизмах развития системы;
- определить основные моменты становления осевого скелета в сравнительном ряду позвоночных;
- выделить особенности строения поясов конечностей и скелета свободных конечностей у позвоночных разного уровня организации;
- объяснить причину возникновения онто-филогенетически обусловленных пороков развития скелета на основании знаний о механизмах развития системы;
- делать выводы о способах морфофункциональных преобразований изучаемых систем органов;
- формулировать положение о профилактике тератогенеза и деонтологии взаимоотношений с больными.
Темы рефератов и сообщений по теме:
(Правила оформления рефератов см. «Занятие№1»)
Предлагаемые темы рефератов:
- Способы преобразования органов и функций
- Темпы эволюции органов и функций
- Основные черты организации хордовых
- Эволюция хордовых животных
- Онто-филогенетически обусловленные пороки развития покровов тела у человека
- Причины нарушений развития осевого скелета у человека
Самоконтроль по тестовым заданиям изучаемой темы:
С целью проверки своих знаний выберите правильный ответ на вопросы, приведенные ниже:
Покровы тела
1. Основная функция кожи современных земноводных:
а) ферментативная
б) дыхательная
в) кроветворная
г) выделительная
Эталон: в
2. При развитии волос у млекопитающих наблюдаются:
а) анаболии
б) девиации
в) архаллаксис
г) эпиморфоз
Эталон: в
3. Ткань, образующая сосочковый слой кожи, называется:
а) рыхлая соединительная
б) плотная соединительная
в) жировая
г) эпидермис
Эталон: а
4. Эмбриопатии, не относящиеся к аномалиям кожи:
а) ихтиоз
б) спинномозговая грыжа
в) гипертрихоз
г) многососковость
Эталон: б
5. Эмаль плакоидной чешуи развивается из зародышевого листка:
а) эктодермы
б) мезодермы
в) энтодермы
г) мезенхимы
Эталон: а
6. Кожные железы земноводных выделяют:
а) секрет, увлажняющий кожу
б) бактерицидный секрет
в) гормоны
г) ферменты
Эталон: а
7. Потовые железы располагаются в:
а) сосочковом слое кожи
б) сетчатом слое кожи
в) подкожной клетчатке
г) эпидермисе
Эталон: б
8. Зубы акулы произошли из:
а) элементов висцерального скелета
б) плакоидной чешуи
в) костной чешуи
г) мезенхимы
Эталон: б
9. Полностью ороговевший верхний слой эпидермиса кожи имеют:
а) костные рыбы
б) рептилии
в) амфибии
г) хрящевые рыбы
Эталон: б
10. В коже млекопитающих находятся железы:
а) потовые
б) копчиковые
в) слизистые
г) ядовитые
Эталон: а
Скелет
1. Позвонок рыб имеет строение:
а) амфицельное
б) процельное
в) гетероцельное
г) платицельное
Эталон: а
2. Висцеральный скелет впервые появляется у:
а) головохордовых
б) круглоротых
в) рыб
г) полухордовых
Эталон: б
3. Гомологами парных конечностей наземных позвоночных являются плавники рыб:
а) спинные
б) хвостовой
в) анальный
г) грудные
Эталон: г
4. У млекопитающих висцеральный скелет преобразуется в:
а) лицевой череп
б) три слуховые косточки
в) верхнюю челюсть
г) язык
Эталон: б
5. Шейный отдел позвоночника впервые появляется у:
а) рыб
б) земноводных
в) рептилий
г) млекопитающих
Эталон: б
6. В соединении верхней челюсти с черепом у рептилий принимают участие:
а) небный хрящ
б) квадратная кость
в) гиоид
г) меккелев хрящ
Эталон: б
7.Синдактилия объясняется нарушением механизмов эволюционных преобразований:
а) пролиферации
б) дифференцировки
в) гибели клеток
г) миграции
Эталон: в
8. Позвоночник земноводных состоит из:
а) двух отделов
б) трех отделов
в) четырех отделов
г) пяти отделов
Эталон: в
9.В шейном отделе амфибий:
а) один позвонок
б) два позвонка
в) количество зависит от вида амфибий
г) три позвонка.
Эталон: а
10. В соединении верхней челюсти с черепом участвует только квадратная кость у:
а) рыб
б) амфибий
в) рептилий
г) млекопитающих
Эталон: в
Самоконтроль по ситуационным задачам:
Задача 1. При осмотре новорожденного ребенка на коже спины, груди, живота, конечностей обнаружены многочисленные язвы с четкими контурами. О какой патологии можно подумать в этом случае? Нарушение каких клеточных механизмов во время эмбриогенеза привели к возникновению этой аномалии?
Ответ: Частичная аплазия кожи может быть следствием нарушения таких клеточных регуляторных механизмов в эмбриогенезе, как клеточная индукция, пролиферация, дифференцировка клеток.
Задача 2. Родился ребенок, имеющий кожу, покрытую роговым панцирем, состоящим из толстых (до I см) роговых щитков серо-черного цвета. Щитки зазубрены, разделены бороздами. Губы малоподвижны, ротовое отверстие резко сужено. Нос и ушные раковины деформированы, веки выворочены. Конечности уродливы. Волосы и ногти отсутствуют. Ребенок умер через 2 часа после рождения. О какой патологии нужно думать в этом случае?
Ответ: Ихтиоз, возникший в результате нарушения эмбриогенеза кожи и ее производных на ранних этапах эмбриогенной индукции, пролиферации и дифференцировки клеток эпидермиса. Смерть наступила в результате нарушения дыхания, сердечной и почечной недостаточности, обусловленных неполноценностью строения и функции других систем органов, присоединения вторичной инфекции.
Задача 3. У новорожденного ребенка, от первой нормально протекающей беременности, обнаружено отсутствие ногтей на трех пальцах правой руки. Вместо них на ногтевых ложах - тонкая кожица. Какая это патология? С чем она связана?
Ответ: Аплазия ногтей трех пальцев связана с врожденным нарушением развития ногтей. Вероятно, изменение клеточной индукции кривело к нарушению пролиферации и ороговения эпителия ногтевой пластинки. Не исключено, что причиной возникновения этой аномалии развития явилось нарушение пролиферации и дифференцировки клеток ногтевой пластинки
Задача 4. Родился мальчик, имеющий 5 пар сосков. Как можно объяснить возникновение этой аномалии развития?
Ответ: Многососковость обусловлена развитием всех желез млечных линий, которые закладываются в эмбриогенезе. По всей видимости, происходит нарушение редукционных процессов в зачаточном эпителии желез. В результате этого происходит развитие желез. Сохранение этих структур в постэмбриональном периоде является атавистическим признаком, доказывающим единство происхождения человека и животных.
Задача 5. К невропатологу обратился мужчина З2 лет. После поднятия тяжести у него появилась сильная боль в области поясницы и по ходу седалищного нерва. Подъем с постели, и передвижение больного резко ограничены и болезненны. При рентгенологическом обследовании: позвонки поясничной области имеют обычную форму и размеры. Пятый поясничный позвонок имеет незаращение дужек. С чем связано возникновение этой патологии? Ответ обоснуйте с позиции онто-филогенетических взаимоотношений и механизмов регуляции онтогенеза.
Ответ: Незаращение позвоночного канала без грыжевого выпячивания произошло во время эмбриогенеза позвонков из мезодермы. Вероятно, возникновение этой аномалии развития связано с нарушением клеточных механизмов регуляции эмбриогенеза: первичной клеточной индукции, пролиферации, адгезии и перемещения клеток.
Занятие № 21«Филогенез пищеварительной и дыхательной систем позвоночных животных»
Подготовка к практическому занятию.
При подготовке использовать основную, дополнительную литературу и лекционный материал.
Вопросы для самоподготовки студентов по теме:
1. Происхождение и взаимосвязь пищеварительной и дыхательной систем в типе Хордовые.
2. Основные направления эволюции пищеварительной и дыхательной систем в ряду позвоночных животных.
3. Способы морфофункциональных преобразований пищеварительной и дыхательной систем.
4. Возникновение и причины возникновения пороков развития в пищеварительной, и дыхательной системах у человека.
5. Выявление филэмбриогенезов пищеварительной и дыхательной системах у человека. Примеры филэмбриогенезов у человека.
6. Деонтологические принципы взаимоотношений врача и больного пороками развития.
Перечень практических умений, приобретаемых при самоподготовке к занятию
Умение:
- дифференцировать основные пути становления, развития и формирования пищеварительной, и дыхательной систем в сравнительном ряду позвоночных, связанных со сменой сред обитания;
- дать сравнительную характеристику органам дыхания в сравнительном ряду;
- объяснить причину возникновения онто-филогенетически обусловленных пороков развития пищеварительной и дыхательной систем на основании знаний о механизмах развития системы;
- определить общие этапы развития пищеварительной и дыхательной систем и их разделение в ряду позвоночных;
- делать выводы о способах морфофункциональных преобразований изучаемой системы органов;
-объяснить возникновение эмбриопатий у человека на основании знаний механизмов развития пищеварительной и дыхательной систем;
- формировать положения о профилактике тератогенеза и деонтологии взаимоотношений с больным.
Темы рефератов и сообщений по теме:
(Правила оформления рефератов см. «Занятие№1»)
Предлагаемые темы рефератов:
- Пороки развития органов пищеварения и их причины возникновения
- Онто-филогенетически обусловленные пороки развития дыхательной системы человека
- Понятие о тератогенезе и его действии на развитие систем органов
- Пороки развития слюнных желез и их причины
Самоконтроль по тестовым заданиям изучаемой темы:
С целью проверки своих знаний выберите правильный ответ на вопросы, приведенные ниже:
Пищеварительная система
1. Эпителий ротовой полости развивается из зародышевого листка:
а) эктодерма
б) энтодерма
в) мезодерма
г) мезенхима
Эталон: а
2. Соединительная ткань и мускулатура кишечника образована:
а) эктодермой
б) энтодермой
в) мезодермой
г) мезенхимой
Эталон: в
3. Гетеродонтная зубная система впервые формируется у:
а) круглоротых
б) рыб
в) рептилий
г) млекопитающих
Эталон: в
4. Происхождение зубов из плакоидной чешуи хрящевых рыб соответствует следующему способу морфофункциональных преобразований системы:
а) компенсации
б) субституции
в) интеграции
г) смены функции
Эталон: г
5. Выстилка анального отверстия связана с зародышевым листком:
а) эктодермой
б) энтодермой
в) мезодермой
г) мезенхимой
Эталон: а
6. Не вырабатывают пищеварительных ферментов:
а) слюнные железы
б) поджелудочная железа
в) печень
г) желудок
Эталон: в
7. Эволюция смены зубов у человека идет к:
а) монофиодонтизму
б) дифиодонтизму
в) полифиодонтизму
г) отсутствию зубов
Эталон: а
8. Эпителий тонкого кишечника развивается из:
а) эктодермы
б) энтодермы
в) мезодермы
г) мезоглеи
Эталон: б
9. Ферменты пищеварения, образующиеся в желудке:
а) гликолидазы
б) пепсины
в) амилазы
г) липазы
Эталон: б
10. Тип смены зубов у человека:
а) монофиодонтия
б) дифиодантия
в) полифиодантия
г) гетерофиодантия
Эталон: б
Дыхательная система.
1. Жаберные щели у наземных хордовых во время эмбрионального развития:
а) закладываются да
б) не закладываются
в) частично закладываются
г) не у всех закладываются
Эталон: а
2. Жаберные щели у круглоротых органами дыхания:
а) являются
б) не являются
в) частично являются
г) не у всех являются
Эталон: а
3. Плавательный пузырь у рыб легким:
а) гомологичен
б) не гомологичен
в) частично гомологичен
г) не у всех гомологичен
Эталон: а
4. Легкие образуются:
а) с брюшной стороны кишечной трубки
б) со спиной стороны кишечной трубки
в) в головном отделе кишечной трубки
г) не закладываются кишечной трубки
Эталон: а
5. Жаберные щели у ланцетника расположены:
а) на стенке глотки
б) на стенке метаплевральной складки
в) в головном отделе
г) отсутствуют
Эталон: а
6. У круглоротых жаберных дуг:
а) 1-5 пар
б) 5-15 пар
в) 15-20 пар
г) 150 пар
Эталон: б
7. Гортанные хрящи образуются за счет жаберных дуг:
а) 1
б) 2
в) 3
г) 4
Эталон: в
8. Воздух нагнетается в легкие у:
1. амфибий
2. млекопитающих
а) за счет движения дна ротовой полости
б) за счет сокращения мышц грудной клетки
Эталон: 1.а ; 2. б
9. В бронхиальном дереве млекопитающих появились:
а) бронхи
б) бронхи 2-го порядка
в) Бронхиолы
г) альвеолы
Эталон: г
10. В направлении эволюции дыхательной системы отсутствует:
а) уменьшение числа жаберных щелей
б) увеличение дыхательной поверхности
в) усложнение бронхиального дерева
г) постоянное сближение с пищеварительной системой
Эталон: г
Самоконтроль по ситуационным задачам:
Пищеварительная система
Задача 1. Ребенок, 5 дней, от первой беременности, вес при рождении 3200г. Беременность протекала нормально. С момента рождения у ребенка не было стула, отмечаются частые рвоты, беспокойство вздутие живота. При осмотре анальное отверстие имеется, но зондирование его произвести не удаётся.
О какой патологии нужно думать в этом случае? С чем связано возникновение этого порока развития?
Ответ: Атрезия анального отверстия возникла в результате нарушения гибели клеток: сохранились клетки, заполняющие просвет анального отверстия во время эмбриогенеза
Задача 2.У 5-дневного новорожденного мальчика отсутствует отхождение мекония (первородные каловые массы) при наличник анального отверстия. Зонд ввести в анальное отверстие не удается. В моче имеется примесь кала.
Какую патологию можно заподозрить у этого ребенка? С чем связано формирование этого порока развития? Ответ поясните.
Ответ: Атрезия анального отверстия и, возможно, прямой кишки, возникли в результате сохранения клеток, заполняющих пищеварительную трубку во время эмбриогенеза. Примесь кала в моче свидетельствует о наличии свища, возникновение которого связано с нарушением пролиферации, дифференциации, адгезии и перемещения клеток.
Дыхательная система
Задача 3. Больной К., 25 лет, обратился в поликлинику с жалобами на повышение температуры до 39° , озноб, сильный кашель с большим количеством отделяемой мокроты гнойного характера. Из анамнеза известно: ежегодно по нескольку раз болеет пневмонией. С диагнозом хроническая пневмония в стадии обострения больной госпитализирован. В стационаре при рентгенологическом обследовании контрастное вещество ввести в дистальные отделы бронхиального дерева не удалось.
Ваш окончательный диагноз? Что могло послужить причиной возникновения этой патологии? Когда она возникла? Каковы возможные клеточные механизмы ее возникновения?
Ответ:Вероятно, у пациента имеет место аплазия дистальных отделов бронхиального дерева, т.к. контрастное вещество сюда ввести не удалось. Патология возникла во время эмбриогенеза, связана с нарушениями клеточной индукции, пролиферации и дифференцировки клеток дистального отдела бронхиального дерева. В результате этого была нарушена пролиферации и дифференциация клеток паренхимы легкого, которые привели к гипоплазии легочной ткани. Все это привело к нарушению дренажной функции легкого, накоплению в этих отделах микроорганизмов, что и послужило причиной частых пневмоний
Задача 4. На 5 день после рождения у ребенка обнаружено по медиальному краю грудино-ключично-сосцевидной мышцы отверстие, из которого отделяется большое количество слизи. От него пальпируется в подкожной клетчатке тяж. При введении красящего вещества в отверстие через некоторое время его удалось обнаружить в полости глотки.
О какой патологии нужно думать в этом случае?
Ответ: Наличие жаберных свищей, образовавшихся в результате порока развития - частичного незаращения жаберных щелей. Патология возникла на ранних этапах (3-9 неделя) эмбриогенеза. Полные свищи образуются при слиянии внутреннего и наружного свищей в результате исчезновения разделяющей их запирательной пластинки, состоят из сомкнутых листков энто- и эктодермы.
Задача 5.В одних учебниках утверждается, что предки китообразных жили на суше, а в других, что жаберные щели зародышей млекопитающих свидетельствуют о том, что их предками были рыбы. Есть ли здесь противоречия? Ответ поясните.
Ответ: У всех позвоночных животных в процессе онтогенеза идет формирование осевых органов: нервной трубки, хорды и кишечной трубки, последняя пронизана жаберными щелями, которые по- разному преобразуются у первичноводных идет формирование жабр, а у четвероногих – органов дыхания, приспособленных к наземным условиям. Учитывая филогенетический возраст рыб и млекопитающих- закономерно заключение связи между первичноводными и наземными. Вторичный возврат китообразных в водную стихию подтверждается в частности их дыханием с помощью легких. Противоречий в данных высказываниях нет.
Занятие № 22«Филогенез кровеносной мочевыделительной и половой систем
Позвоночных животных»
Подготовка к практическому занятию.
При подготовке использовать основную, дополнительную литературу и лекционный материал.
Перечень вопросов для самоподготовки:
1. Происхождение кровеносной и выделительной и половой систем в типе Хордовые.
2. Строение кровеносной, выделительной и половой систем ланцетника.
3. Развитие изучаемых систем в различных классах позвоночных.
4. Объяснить причины возникновения второго круга кровообращения.
5. Эволюция сердца и выносящих кровь сосудов у позвоночных.
6. Перечислить способы эволюционных преобразований изучаемых систем органов и подтвердите примерами.
7. Примером какого вида филэмбриогенезов является развитие сосудов, отходящих от сердца.
8.Развитие типов почек у представителей различных классов позвоночных животных.
9. Формирование протоков мочевыделительной и половой систем у позвоночных и их филогенетическая связь.
10. Назовите аномалии развития сердца, органов выделения и половой системы у человека. Объясните, нарушением, каких механизмов развития они вызваны.
Перечень практических умений, приобретаемых при самоподготовке к занятию
Умение:
- дифференцировать основные пути становления, развития и формирования кровеносной и мочеполовой систем в сравнительном ряду позвоночных, связанных со сменой сред обитания;
- дать сравнительную характеристику органам кровеносной и мочеполовой систем в сравнительном ряду;
-соотнести развитие жаберных артериальных сосудов у позвоночных с возможными эмбриопатиями сосудов у человека;
-объяснить возникновение пороков развития сердца, сосудов и органов выделения, опираясь на знания о механизмах развития;
-объяснить пороки половой системы соотносительным развитием типа почки и дифференцировки пронефрического канала в эмбриогенезе человека;
-формулировать положения о профилактике тератогенеза и деонтологии взаимоотношений с больными.
Темы рефератов и сообщений по теме:
(Правила оформления рефератов см. «Занятие№1»)
Предлагаемые темы рефератов:
- Эмбриопатии сердечнососудистой системы у человека
- Пороки развития выделительной системы и их причины
- Критические периоды развития и онто-филогенетически обусловленные пороки развития у человека
Самоконтроль по тестовым заданиям изучаемой темы:
С целью проверки своих знаний выберите правильный ответ на вопросы, приведенные ниже:
Кровеносная система
1. Впервые кровеносная система появляется у:
а) плоских червей
б) круглых червей
в) кольчатых червей
г) членистоногих
Эталон: в
2. Сердце рыб:
а) однокамерное с венозной кровью
б) однокамерное с артериальной кровью
в) двухкамерное со смешанной кровью
г) двухкамерное с венозной кровью
Эталон: г
3. Сердце млекопитающих содержит:
а) 2 камеры и 2 выносящих сосуда
б) 4 камеры и 3 выносящих сосуда
в) 4 камеры и 2 выносящих сосуда
г) 4 камеры и 4 выносящих кровь сосуда
Эталон: в
4. Сонные артерии человека гомологичны:
а) I паре жаберных артерий
б) III паре жаберных артерий
в) II паре жаберных артерий
г) IV паре жаберных артерий
Эталон: б
5. Незаращение Баталова протока является результатом нарушения механизма развития:
а) миграции клеток
б) гибели
в) адгезии
г) пролиферации
Эталон: б
6. Кровеносная система хордовых образована:
а) эктодермой
б) энтодермой
в) мезодермой
г) мезоглеей
Эталон: в
7. Сердце позвоночных является гомологом:
а) спинной аорты
б) брюшной аорты
в) артериального конуса
г) кардинальных вен
Эталон: б
8. В сердце амфибий:
а) 2 камеры и 2 сорта крови
б) 3 камеры и 3 сорта крови
в) 4 камеры и 2 сорта крови
г) 4 камеры и 3 сорта крови
Эталон: б
9. Легочные артерии человека гомологичны:
а) I паре жаберных артерий
б) III паре жаберных артерий
в) II паре жаберных артерий
г) VI паре жаберных артерий
Эталон: г
10. Последним шагом в достижении гомойотермности у птиц и млекопитающих явилось:
а) четырех камерное сердце
б) разделение крови в сердце на венозную и артериальную
в) редукция одной из дуги-аорты
г) редукция Боталова протока
Эталон: в
Выделительная система
1. Укажите суть явления субституции органов:
а) расчленение однородного органа на части, приобретающие новые функции
б) появление нового органа, принимающего на себя функции первого и последующая редукция исходного органа
в) замена главной функции органа второстепенной
г) изменение времени закладки органа
Эталон: б
2. Укажите отделы нефрона головной почки:
а) воронка и выделительный каналец
б) сосудистый клубочек и воронка
в) капсула сосудистого клубочка
г) петля Генле
Эталон: а
3. Первичная моча образуется в:
а) воронке нефрона
б) капсуле сосудистого клубочка
в) извитом канальце
г) петле Генле
Эталон: б
4. Семяпровод у мужчин формируется за счет:
а) канальцев пронефроса
б) парамезонефрального канала
в) канальцев мезонефроса
г) мочеточника первичной почки
Эталон: г
5. Ведущим способом филогенетических преобразований в определении направления эволюции от простого к сложному, является:
а) смена функций
б) субституция органов
в) прогрессивная дифференцировка
г) гетеротомия
Эталон: в
6. Отделы нефрона метанефроса:
а) воронка и сосудистый клубочек
б) сосудистый клубочек, извитые канальцы и петля Генле
в) извитые канальцы и воронка
г) петля Генле и воронка
Эталон: б
7. За счет закладок выделительной системы у рептилий формируются органы мужской половой системы:
а) семенник и семяпровод
б) придаток семенника и семяпровод
в) семяизвергательный канал и семенник
г) семяпровод и семенник
Эталон: б
8. Функция мочеточника первичной почки у самцов амниот в постэмбриональном периоде:
а) выводит мочу
б) выводит половые клетки
в) выводит мочу и половые клетки
г) редуцируется
Эталон: б
9. Вольфов канал у самок анамний выполняет функцию:
а) только мочеточника
б) смешанную функцию
в) только выделяет продукты половых гонад
г) редуцирован
Эталон:а
10. Мюллеров канал у самцов амниот выполняет функцию:
а) редуцирован
б) смешанную функцию
в) только выделяет продукты полов<