Учебное пособие к внеаудиторной работе

для студентов 1 курса, обучающихся по специальностям

060101 – «Лечебное дело» и 060103 – «Педиатрия»

Красноярск

УДК 57+577.4 (078.5

ББК 28.0

Б 63

Биология с экологией: Учебное пособие к внеаудиторной работе для студентов 1 курса обучающихся по специальностям 060101 – «Лечебное дело» и 060103 «Педиатрия»: Т. Я. Орлянская, В.С. Крупкина, С.В.Чижова и др. - Красноярск: типография КрасГМУ, 2009.- 148с.

Составители: Т.Я.Орлянская, В.С. Крупкина, С.В.Чижова, М.Н.Максимова, В.А.Чиненков, Л.С.Смирнова, Г.П. Гаевская, Н.Н. Дегерменджи, Т.С. Подгрушная, Т.И.Устинова.

Учебное пособие к внеаудиторной работе для студентов первого курса содержит сведения об объеме материала, необходимом для усвоения конкретной темы занятия. Самоподготовка в процессе освоения темы по учебно-тематическим вопросам, заполнение таблиц дает возможность систематизировать изучаемый материал, а также самостоятельно оценить степень усвоения материала при знакомстве с эталонами ответов по вопросам тестов и ситуационных задач.

Рецензенты: Зав. кафедрой биологииРГМУ, академик РАМН, профессор Ярыгин В.Н.   Зав. кафедрой медицинской биологии НГМУ, профессор Ясакова Н.Т.  

Протокол ЦКМС _____________________________

КрасГМУ

Оглавление

Занятие №1. Микроскоп, его устройство и правила работы с ним. Уровни организации живого. Про- и эукариотические клетки Занятие №2. Биология эукариотической клетки. Структурные компоненты цитоплазмы Занятие №3. Ядро, его структурные компоненты. Размножение клеток Занятие №4. Молекулярные основы наследственности и изменчивости Занятие №5. Регуляция экспрессии генов у про- и эукариот Занятие №6. Биология клетки. Организация наследственного материала и его реализация Занятие №7. Размножение организмов Занятие №8. Наследственность – фундаментальное свойство живого Занятие №9.Генотип как целостная система. Взаимодействие генов Занятие №10. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование. Наследование пола. Занятие №11. Изменчивость и ее формы. Фенотипическая изменчивость Занятие №12.Наследственная изменчивость Занятие №13. Медицинская генетика. Методы изучения наследственности человека Занятие №14.Медицинская генетика. Методы изучения наследственности человека Занятие №15. Биология развития организмов. Оплодотворение. Эмбриогенез Занятие №16. Онтогенез как процесс реализации генетической информации. Генная регуляция онтогенеза Занятие №17. Регенерация Занятие №18. Коллоквиум:«Роль генетических и средовых факторов в ходе реализации наследственной информации в фенотип Занятие №19.Основы эволюционной теории. Микроэволюция, макроэволюция Занятие №20. Филогенез покровов тела и скелета позвоночных животных Занятие №21. Филогенез пищеварительной и дыхательной систем позвоночных животных Занятие №22.Филогенез кровеносной мочевыделительной и половой систем позвоночных животных Занятие №23. Филогенез нервной и эндокринной систем позвоночных животных Занятие №24. Антропогенез Занятие №25. Коллоквиум «Эволюция живой природы. Механизмы и закономерности» Занятие №26. Медицинское значение простейших из классов Саркодовые и Жгутиковые Занятие №27. Медицинское значение простейших из классов Споровики и Инфузории Занятие №28. Паразитизм в типе Плоские черви. Класс Сосальщики. Печеночный, кошачий и ланцетовидный сосальщики Занятие №29. Паразитизм в типе Плоские черви. Класс Сосальщики. Легочный, китайский сосальщики. Шистосомы Занятие №30. Паразитизм в типе Плоские черви. Класс Ленточные черви. Бычий и свиной цепни. Широкий лентец Занятие №31. Паразитизм в типе Плоские черви. Класс Ленточные черви. Карликовый цепень. Альвеококк. Эхинококк Занятие №32. Тип Круглые черви - паразиты человека. Аскарида. Острица. Власоглав. Трихинелла Занятие №33.Паразитизм в типе Круглые черви. Ришта. Филярии. Анкилостома. Некатор Занятие №34. Медицинское значение членистоногих. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные Занятие №35.Медицинское значение членистоногих. Класс Насекомые Занятие №36. Коллоквиум «Основы медицинской экологии» Занятие №37. Биологические аспекты здоровья человека Занятие №37. Практические навыки микроскопирования. Экзаменационное тестирование Литература

Занятие № 1«Микроскоп, его устройство и правила работы с ним.

Уровни организации живого. Про- и эукариотические клетки»

Подготовка к практическому занятию.

Студенты приходят на первое занятие по дисциплине «Биология с экологией» имеют определенный багаж знаний. На занятии в ходе фронтальной беседы выявляется уровень подготовки группы по предмету.

Перечень вопросов для самоподготовки:

При домашней подготовке необходимы знания по следующим вопросам:

1. Объяснить сущность науки «Биология» и ее значение в медицине.

2. Обосновать, почему Человека как объекта медицины мы изучаем, прежде всего, как представителя животного мира.

3. Система классификации живых организмов.

4. Представление о неклеточных и клеточных формах жизни.

5. Понятия о про- и эукариотах.

6. Разнообразие клеточных форм жизни.

7. Представление об увеличительных приборах, истории их открытия и совершенствования.

8. Значение увеличительных приборов в развитии биологии и медицины.

Наши рекомендации