Методика антропометрических исследований

1. Антропометрические исследования должны проводиться в первой половине дня, в помещении с температурой воздуха, оптимальной для конкретной возрастной группы, и с естественным освещением. Инструментарий для этих исследований должен быть стандартизованным и подвергаться дезинфекции.

2. Измерение длины тела у детей первого года жизни производят с помощью специального ростомера в виде доски длиной 80см и шириной 40см. На его боковой стороне нанесена сантиметровая шкала, вдоль которой скользит подвижная поперечная планка.

Ребенка укладывают на ростомер на спину так, чтобы его голова плотно прилегала к неподвижной поперечной планке ростомера. Помощник фиксирует голову ребенка в положении, при котором наружный край глазницы и козелок уха находятся в одной вертикальной плоскости. Легким надавливанием на колени распрямляют ноги и плотно подводят под пятки подвижную планку ростомера. Расстояние между подвижной и неподвижной планками соответствует длине тела ребенка.

Измерение длины тела ребенка старше 3 лет производятс помощью вертикального ростомера с откидной скамейкой. На стойке ростомера нанесены 2 шкалы. Ребенка ставят ногами на площадку ростомера спиной к шкале. Его тело должно быть выпрямлено, руки свободно опущены, колени разогнуты, стопы плотно сдвинуты. При правильной установке ребенка пятки, ягодицы, межлопаточная область и затылок должны касаться вертикальной стойки ростомера. Голову устанавливают в положении, при котором наружный край глазницы и верхний край козелка уха находятся в одной горизонтальной плоскости. Подвижную планку подводят к голове без надавливания. Отсчет длины тела ведут по шкале справа.

Измерение длины тела детей от 1 года до 3 летпроизводят тем же ростомером, по тем же правилам, только ребенка устанавливают не на нижнюю площадку, а на откидную скамейку и отсчет длины тела ведут по шкале слева. Измерение проводится с точностью до 0,5см.

3. Измерение окружностей проводят с использованием сантиметровой ленты. Необходимо следить, чтобы лента плотно прилегала к мягким тканям, а считываемый результат находился перед глазами медработника. Измерение окружности грудной клетки проводят у грудных детей в положении лежа, у старших детей - стоя. Ребенок должен находиться в состоянии покоя, руки опущены. Начало сантиметровой ленты должно находится в левой руке со стороны подмышки, сзади лента проводится под углом лопаток, а спереди - по нижнему краю ареолы соска. У девочек с развитыми грудными железами лента спереди проводится по четвертому ребру над грудными железами в месте перехода кожи с грудной клетки на железу.

4. Измерение окружности головы проводят сантиметровой лентой, располагая её сзади на затылочном бугре, спереди по надбровным дугам.

5. Измерение окружности плеча проводят при расслабленной мускулатуре руки на границе верхней и средней трети плеча, располагая сантиметровую ленту перпендикулярно длиннику плечевой кости.

6. Измерение окружности бедра проводят в положении лежа при расслабленной мускулатуре ноги, располагая сантиметровую ленту под ягодичной складкой, перпендикулярно длиннику бедренной кости.

7. Измерение окружности голени проводят также в положении лежа при расслабленной мускулатуре ноги, располагая сантиметровую ленту в области наибольшего развития икроножной мышцы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате клинической подготовки по пропедевтике у будущего специалиста формируются основы клинического мышления, а также умения, обеспечивающие решения профессиональных задач. А область применения полученных знаний и умений – это повседневная практика фельдшера. Рабочими местами фельдшеров являются фельдшерско – акушерский пункт, детские учреждения (сады, школы, дома ребенка), оздоровительные лагеря, детские поликлиники, бригады педиатрической скорой помощи, различные консультативные кабинеты и диспансеры, детские санатории, где они проводят практические мероприятия по обеспечению и контролю гармоничности развития детей, рациональному питанию, распознаванию, лечению и предупреждению их заболеваний.

Пособие помогает студентам освоить методику исследования ребенка, с большей эффективностью самостоятельно готовиться к практическим занятиям не только по пропедевтике в педиатрии, а также по педиатрии с детскими инфекциями, синдромной патологии с фармакотерапией в педиатрии, специализации в педиатрии. Оно является незаменимым помощником при курации больных в стационаре, при осуществлении активных посещений на дому больных детей, улучшает качество образовательного процесса, повышая мотивацию студентов к самостоятельной работе.

Наши рекомендации