Анамнез заболевания (anamnesis morbi)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 4

РАЗДЕЛ 1. АНАМНЕЗ.. 7

1.1. Паспортная часть. ..8

1.2. Анамнез заболевания. 8

1.3. Анамнез жизни. 9

РАЗДЕЛ 2. ОБЪЕКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 14

2.1. Общий осмотр. 14

2.2. Нервная система. 15

2.3. Кожа и видимые слизистые. 19

2.4. Подкожно-жировой слой. 24

2.5. Лимфатические узлы.. 26

2.6. Мышечная система. 28

2.7. Костная и суставная система. 29

2.8. Антропометрия. 36

2.9. Органы дыхания 36

2.10. Сердечно – сосудистая система 42

2.11. Органы пищеварения 48

2.12. Мочевыделительная система. 54

2.13. Эндокринная система. 55

РАЗДЕЛ 3. ОЦЕНКА АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ.. 56

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….63

Приложение 1. Перечень малых аномалий развития………………………….63

Приложение 2. Центильные величины артериального давления…………….67

Приложение 3. Центильные величины частоты пульса и частоты дыхания...68

Приложение 4. Физиологические константы в педиатрии……………………69

Приложение 5. Методика антропометрических измерений…………………..73

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 76

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 77

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ... 78

ВВЕДЕНИЕ

В 2005 году правительством Российской Федерации приняты концепция «Охрана здоровья детей до 2010 года» и национальный проект «Здоровье», в которых приоритетная роль отводится первичной медицинской помощи и мероприятиям, направленным на усиление профилактики. В основе этого направления – активное формирование здорового образа жизни. Для обеспечения здоровья фельдшер должен в совершенстве знать вопросы вскармливания, физического воспитания, анатомо – физиологические особенности (АФО) органов и систем ребенка, владеть методикой непосредственного обследования ребенка, профилактикой различных отклонений и заболеваний.

Слово "пропедевтика" (греч. propaideuo – предварительно учу, предваряю) означает сокращенное изложение какой-либо науки в систематизированном виде, то есть подготовительный, вводный курс в какую-либо науку, предшествующий более глубокому и детальному изучению соответствующей дисциплины. Дисциплина «Пропедевтика клинических дисциплин» является базовой в профессиональной подготовке фельдшера, изучение её проводится на 2 курсе. Она стоит первой в ряду специальных дисциплин. Значимость этой дисциплины в том, что фельдшер при минимуме исследований должен быстро поставить предварительный диагноз, опираясь, порой только на результаты субъективного и объективного обследования пациента, и решить вопрос о дальнейшей тактике ведения больного. Один из важнейших разделов этой дисциплины – это «Пропедевтика в педиатрии».

Количество часов, отведенное учебным планом на изучение этого раздела не позволяет охватить все разделы пропедевтической педиатрии, которая по существу является фундаментом для изучения педиатрии. В то же время, на сегодняшний день, недостаточно представлены учебные пособия для студентов колледжей по методике обследования, а существующая литература для студентов медицинских университетов мало доступна для студентов медицинских колледжей, что затрудняет подготовку будущих специалистов.

Это вызвало необходимость написания учебного пособия в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта к уровню подготовки специалистов, учебным планом и действующими рабочими программами по дисциплинам «Пропедевтика клинических дисциплин», «Педиатрия с детскими инфекциями».

Учебное пособие обобщает и систематизирует знания по внутридисциплинарным связям («Пропедевтика в педиатрии», «Пропедевтика в терапии», «Пропедевтика в хирургии») и междисциплинарным связям («Анатомия и физиология человека», «Основы патологии», «Здоровый человек и его окружение», «Акушерство и гинекология», «Педиатрия с детскими инфекциями»).

Целью данного пособияявляется формирование профессиональных знаний и умений в соответствии с квалификационными требованиями по специальности 060101 «Лечебное дело».

В области профессиональных знаний студент должен знать:

· Медицинскую терминологию.

· Анатомо – физиологические особенности детей в различные возрастные периоды.

· Особенности сбора анамнеза у детей разных возрастов.

· Общие принципы и особенности методики непосредственного исследования основных органов и систем у детей и подростков.

· Критерии оценки тяжести состояния больного ребенка.

· Методы оценки физического, нервно-психического, полового развития детей и подростков, основы воспитания и организации здорового образа жизни.

· Нормы наиболее часто используемых результатов лабораторных исследований.

· Семиотику и основные синдромы поражения органов и систем у детей и подростков.

В области профессиональных умений студент должен уметь:

· Установить психологический и речевой контакт со здоровыми и больными детьми и их родителями.

· Грамотно собрать анамнез болезни и жизни у родителей, ребенка; сделать заключение по анамнезу.

· Собрать генеалогический анамнез, определить наследственную предрасположенность.

· Провести клиническое обследование (осмотр, пальпацию, перкуссию, аускультацию) органов и систем здорового и больного ребенка, сделать заключение по результатам обследования на уровне норма - патология.

· Оценить физическое и нервно-психическое развитие ребенка и их соответствие возрастным нормативам.

· Уметь оформить пропедевтическую историю болезни и историю развития ребенка.

· Составить рацион питания для здорового ребенка раннего возраста и дать рекомендации по рациональному вскармливанию.

· Провести санитарно-просветительную работу (беседы) с курируемым ребенком и его родителями.

· Применять правила медицинской этики и деонтологии при обследовании пациента.

· Соблюдать основные принципы противоэпидемического и санитарно-гигиенического режимов в детском стационаре.

РАЗДЕЛ 1. АНАМНЕЗ

При проведении обследования ребенка необходимо соблюдать определенные условия, способствующие более полному получению информации и наименее травмирующие ребенка.

1). Помещение, в котором проводится непосредственное исследование, должно быть теплым (температура +24+25), без сквозняков, желательно с естественным освещением. При искусственном освещении желательно лампы дневного света. Отсутствие посторонних шумов.

2). Осмотр проводится в присутствии родителей без посторонних лиц, девочек старшего возраста осматривают в присутствии матери.

3). Успешное проведение обследования невозможно, если не найден контакт с ребенком, его родителями или родственниками. Фельдшер должен иметь опрятный вид. Желательно на работе не носить яркие украшения, не применять яркой, необычной косметики со стойкими запахами.

4). Руки фельдшера должны быть чистыми (мыть перед каждым осмотром ребенка), теплыми, с коротко подстриженными ногтями.

Расспрос

Обследование всегда начинается с расспроса. Очень важно быть предельно доброжелательными, спокойными, уверенными в себе. Детей младшего возраста желательно заинтересовать игрушкой или предметами, представляющими для него интерес, можно немного поиграть с малышом.

При хорошем контакте с ребенком и его родными фельдшеру удается получить ценные анамнестические данные о заболевании, поставить правильный диагноз и вовремя начать лечение. Как правило, медработник получает данные о болезни от родителей ребенка. В разговоре с родителями следует выслушать их и одновременно наводящими вопросами и уточнениями получить необходимую информацию. Крайне нежелательно во время опроса делать заключения, особенно негативного плана, как по заболеванию ребенка, так и по мероприятиям, которые применялись при предшествующем лечении и обследовании ребенка.

При расспросе рекомендуется соблюдать определенную последовательность. Различают паспортную часть, анамнез заболевания и анамнез жизни.

ПАСПОРТНАЯ ЧАСТЬ

1. Дата и время поступления больного

2. Фамилия, имя, отчество ребенка

3. Возраст, дата рождения

4. Домашний адрес

5. Детское учреждение, которое посещает ребенок (детский комбинат, группа; школа, класс; дата последнего посещения)

6. Фамилия, имя, отчество матери, отца, возраст, домашний, рабочий или мобильный телефоны, место работы, должность

7. Диагноз направившего учреждения

Нервная система.

v Сознание:

Сознание ясное – ребенок легко ориентируется во времени и пространстве.

Сознание ступорозное (сомнолентное) – состояние оглушенности, реакция на окружающее замедлена, на вопросы отвечает мало, на сильное раздражение реагирует плачем.

Сознание сопорозное – реакции на окружающее нет, но сохранена реакция на болевые раздражения.

Кома – потеря сознания, значительное угнетение мозговой коры.

Методом эмпирических формул

Метод оценки основан на сравнении антропометрических показателей ребенка с должными средневозрастными величинами, вычисленными с помощью эмпирических формул (Воронцов И. М., 1986). Достоинства метода – простота и удобство, недостатки – большая погрешность.

Формулы ориентировочного расчета основных антропометрических данных у детей первого года жизни

1). Длина тела

ü Длина тела 6-месячного ребенка 66см, на каждый недостающий месяц вычитается по 2,5см, на каждый месяц свыше 6 месяцев прибавляется по 1,5см.

ü Длина тела в 1 полугодии жизни: 66 – 2,5см х (6 – n)

ü Длина тела во 2 полугодии жизни: 66 + 1,5см х (n – 6),

где n - число месяцев жизни.

2). Масса тела

ü Масса тела в 1 полугодии жизни: масса тела при рождении + 800г х n,

ü Масса тела во 2 полугодии жизни: масса тела при рождении + 800г х 6 + 400г х (n – 6),

где n – число месяцев жизни, 800г и 400г – средняя ежемесячная прибавка массы тела соответственно за первое и второе полугодие жизни.

ü Масса тела в 6 месяцев 8200г, на каждый месяц до 6 месяцев вычитается по 800г, на каждый месяц свыше 6 месяцев прибавляется по 400г.

3). Окружность груди

Окружность груди в 6 месяцев 45см, на каждый недостающий месяц вычитается по 2см, на каждый месяц свыше 6 месяцев прибавляется по 0,5см:

ü Окружность груди в 1 полугодии жизни: 45см – 2см х (6 – n)

ü Окружность груди в 1 полугодии жизни: 45см + 0,5см х (n - 6),

где n - число месяцев жизни.

4). Окружность головы

Окружность головы в 6 месяцев составляет 43см, на каждый месяц свыше вычитается 1,5см, на каждый месяц свыше 6 месяцев прибавляется по 0,5см:

ü Окружность головы в 1 полугодии жизни: 43см – 1,5см х (6 – n)

ü Окружность головы во 2 полугодии жизни: 43см + 0,5см х (n - 6),

где n - число месяцев жизни.

Формулы расчета основных антропологических данных у детей старше 1 года

1). Длина тела (от 1 до 6 лет)

Длина тела ребенка 4 лет равна 100см, на каждый недостающий год вычитается по 6см, на каждый год свыше 4 лет прибавляется по 7см.

2). Длина тела (от 6 до 15 лет)

Длина тела ребенка 8 лет равна 130см, на каждый недостающий год вычитается по 7см, на каждый последующий год прибавляется по 5см.

3). Масса тела (2- 12 лет)

Масса тела в 5 лет равна 19кг, на каждый год до 5 лет отнимается по 2кг, на каждый год свыше 5 лет прибавляется по 3кг.

4). Масса тела (свыше 12 лет)

Определяется по формуле: 5 x n - 20кг, где n - возраст в годах.

5). Окружность груди

У ребенка 10 лет окружность груди равна 63см. На каждый год до 10 лет вычитается 1,5см, на каждый свыше 10 лет прибавляется по 3см.

6). Окружность головы

В 5 лет окружность головы равна 50см, на каждый год до 5 лет вычитается по 1см, на каждый год свыше 5 лет прибавляется по 0,6см.

Индекс Эрисмана

Характеризует степень развития грудной клетки и ее органов. Вычисляют по формуле: окружность груди – (длина тела :2). У детей до 1 года составляет +13,5, 2 – 3 года +9, 6 – 7 лет –4.

«Филиппинский тест»

Применяется для наблюдения за изменяющимися в процессе роста пропорциями тела, например, за увеличением конечностей, которое впервые наиболее четко прослеживается в периоде первого вытягивания.Для его выполнения необходимо руку ребенка при вертикальном положении головы поперечно положить через середину темени. Рука и кисть при этом плотно прилегают к голове. Положительный тест (кончики пальцев достигают противоположного уха) знаменует окончание периода первого вытягивания (6 – 7 лет).

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Череп.

ü Изменение размеров и формы головы (микроцефалия – окружность головы менее 3% перцентиля, макроцефалия – окружность головы больше 97% перцентиля);

ü Нависающая затылочная кость;

ü Плоский затылок;

ü Нависание лба;

ü Высокая (низкая) линия роста волос на затылке, лбу.

Разнообразные варианты формы головы описаны в костной системе. Как стигмы дизэмбриогенеза, любые изменения черепа могут рассматриваться только при отсутствии патологии!

Лицо.

ü Искривление носа;

ü Широкая переносица;

ü Резко выраженные надбровные дуги;

ü Синофриз (сращение бровей в надпереносье);

ü Прогнатия (чрезмерное развитие и выступание вперед верхней челюсти) или микрогнатия (обратное состояние);

ü Прогения (чрезмерное развитие и выступание вперед нижней челюсти) или микрогения (обратное состояние);

ü Изменение подбородка (раздвоение, скошенность, клиновидность).

Глаза.

ü Монголоидный (узкие глазные щели, наружные углы глаз приподняты кверху) или антимонголоидный разрез глаз (наружные углы глаз опущены вниз);

ü Гипотелоризм (близко расположенные глаза, индекс межорбитальной окружности менее 3,8%) или гипертелоризм (широко расставленные глаза, индекс более 6,8%). Индекс равен соотношению расстояния между орбитами на уровне внутреннего угла глаза и окружностью головы х 100%.

ü Микрофтальмия (уменьшение) или макрофтальмия (увеличение всех размеров глазного яблока) при отсутствии пороков развития глаз;

ü Асимметрия глазных щелей;

ü Неправильная форма зрачков;

ü Эпикант (вертикальная, полулунная кожная складка), прикрывающая медиальный угол глаза (третье веко);

ü Колобома радужки (дефект части радужки);

ü Гетерохромия радужки (неодинаковая окраска радужки одного или обоих глаз);

ü Дистихиаз (двойной рост ресниц) и другие нарушения роста ресниц;

ü Эктропион (выворот края нижнего века кнаружи, энтропион (заворот края нижнего века внутрь).

Уши.

ü Высоко (низко) расположенные уши;

ü Асимметрия расположения ушных раковин;

ü Большие оттопыренные уши;

ü Малые деформированные уши;

ü Разновеликие уши;

ü Приращение мочки;

ü Отсутствие мочек;

ü Добавочные козелки;

ü Аномалии развития завитка, противозавитка.

Рот.

ü Макростомия (большой рот) или микростомия (маленький рот);

ü Готическое нёбо (высокое, узкое нёбо);

ü Короткое небо;

ü Макроглоссия (большие размеры языка) или микроглоссия (малые размеры);

ü Короткая уздечка языка;

ü Раздвоенный кончик языка, раздвоенность uvulae.

Зубы.

ü Редкие зубы;

ü Неправильная форма (пилкообразные или шиповидные) или неправильное расположение зубов.

Шея и туловище.

ü Короткая или втянутая шея;

ü Низкий рост волос на затылке;

ü Птеригиум (крыловидные складки кожи на боковых поверхностях туловища);

ü Асимметрия или добавочные соски молочных желез;

ü Расхождение прямых мышц живота, неправильное расположение пупка, грыжи.

Кисти и стопы.

ü Короткая и широкая ладонь;

ü Поперечная борозда ладони;

ü Арахнодактилия (длинные, «паучьи» пальцы), брахидактилия (укорочение пальцев за счет недоразвития валанг);

ü Клинодактилия (искривление пальцев);

ü Синдактилия (полное или частичное сращение пальцев);

ü Полидактилия (лишние пальцы), экстродактилия (уменьшение числа пальцев);

ü Камптодактилия (сгибательная контрактура пальцев);

ü Сандалевидная щель (углубленный и расширенный промежуток между первым и вторым пальцем стоп);

ü Нахождение пальцев стоп друг на друга;

ü Плоскостопие.

Кожа.

ü Обилие депигментированных или пигментированных участков;

ü Большие родимые пятна (с оволосением или без него);

ü Избыточное локальное оволосение.

Подход к оценке уровня стигматизации должен быть индивидуально ориентированным! Говорить о стигмах, в их истинном понимании, можно только при отсутствии пороков развития, генетической патологии. Стигматизация ребенка при пороках развития и генетической патологии лишь подтверждает наличие неблагоприятного воздействия в период закладки и формирования органов и систем.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Коагулограмма

Фибриноген 2-4 г/л

Протромбиновый индекс 80-100%

Ретракция кровяного сгустка 40-50%

Время рекальцификации плазмы 30-60 сек.

Толерантность плазмы к гепарину 2-3 мин.

Тромбиновое время 8-10 сек.

Тромботест IV-V ст.

Факторы: VII1, IX 50-150%

XI 100%

Длительность кровотечения 2-4 мин.

Время свертывания по Бюргеру (из пальца) – 5-6 мин.

по ЛИ-Уайту (из вены) – 6-10 мин.

ОБЩИЙ БИЛИРУБИН КРОВИ (МКМОЛЬ/Л)

Новорожденные: 1 сутки - 50;

2 сутки - 85;

4 сутки - 115;

5 сутки - 108;

7 сутки - 67;

8-14 сутки - 55;

1 мес.-15 лет – 8-20.

Свободный (непрямой) – 75% от общего количества.

Связанный (прямой) – 25% билирубина.

АСТ – 0,1-0,45 мкмоль/мл/час.

АЛТ – 0,1-0,68 мкмоль/мл/час.

НОРМАЛЬНЫЙ БИОЦЕНОЗ КИШЕЧНИКА

Общее количество кишечной палочки 300-400 млн/г

Кишечная палочка со слабовыраженными ферментативными свойствами до 10%

Лактозонегативные энтеробактерии до 5%

Гемолизирующая кишечная палочка-

Кокковые формы в общей сумме микробов до 25%

Бифидобактерии 1011

Спороносные анаэробы +

Молочнокислые микробы 1010

Микробы рода протея –

Грибы рода Candida –

КОПРОГРАММА ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА

- мышечные волокна +

- крахмальные зерна

- запах – каловый, нерезкий

- консистенция – кашицеобразный (у детей раннего возраста), оформленный

- цвет – зависит от вида принимаемой пищи

- слизи, гноя, крови нет

- мышечные волокна до +

- нейтральный жир +

- жирные кислоты +/-

- с калом должно выделяться не более 10% от жира, введенного с пищей

- детрит ++

- мыла +/-

- неперевариваемая клетчатка от + до ++

- перевариваемая –

- крахмал –

- иодофильные бактерии –

- слизь +

- лейкоциты 0-4 в п/зр.

- эритроциты –

- эпителий цилиндрический +

- простейшие –

- яйца глистов –

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате клинической подготовки по пропедевтике у будущего специалиста формируются основы клинического мышления, а также умения, обеспечивающие решения профессиональных задач. А область применения полученных знаний и умений – это повседневная практика фельдшера. Рабочими местами фельдшеров являются фельдшерско – акушерский пункт, детские учреждения (сады, школы, дома ребенка), оздоровительные лагеря, детские поликлиники, бригады педиатрической скорой помощи, различные консультативные кабинеты и диспансеры, детские санатории, где они проводят практические мероприятия по обеспечению и контролю гармоничности развития детей, рациональному питанию, распознаванию, лечению и предупреждению их заболеваний.

Пособие помогает студентам освоить методику исследования ребенка, с большей эффективностью самостоятельно готовиться к практическим занятиям не только по пропедевтике в педиатрии, а также по педиатрии с детскими инфекциями, синдромной патологии с фармакотерапией в педиатрии, специализации в педиатрии. Оно является незаменимым помощником при курации больных в стационаре, при осуществлении активных посещений на дому больных детей, улучшает качество образовательного процесса, повышая мотивацию студентов к самостоятельной работе.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 4

РАЗДЕЛ 1. АНАМНЕЗ.. 7

1.1. Паспортная часть. ..8

1.2. Анамнез заболевания. 8

1.3. Анамнез жизни. 9

РАЗДЕЛ 2. ОБЪЕКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 14

2.1. Общий осмотр. 14

2.2. Нервная система. 15

2.3. Кожа и видимые слизистые. 19

2.4. Подкожно-жировой слой. 24

2.5. Лимфатические узлы.. 26

2.6. Мышечная система. 28

2.7. Костная и суставная система. 29

2.8. Антропометрия. 36

2.9. Органы дыхания 36

2.10. Сердечно – сосудистая система 42

2.11. Органы пищеварения 48

2.12. Мочевыделительная система. 54

2.13. Эндокринная система. 55

РАЗДЕЛ 3. ОЦЕНКА АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ.. 56

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….63

Приложение 1. Перечень малых аномалий развития………………………….63

Приложение 2. Центильные величины артериального давления…………….67

Приложение 3. Центильные величины частоты пульса и частоты дыхания...68

Приложение 4. Физиологические константы в педиатрии……………………69

Приложение 5. Методика антропометрических измерений…………………..73

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 76

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 77

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ... 78

ВВЕДЕНИЕ

В 2005 году правительством Российской Федерации приняты концепция «Охрана здоровья детей до 2010 года» и национальный проект «Здоровье», в которых приоритетная роль отводится первичной медицинской помощи и мероприятиям, направленным на усиление профилактики. В основе этого направления – активное формирование здорового образа жизни. Для обеспечения здоровья фельдшер должен в совершенстве знать вопросы вскармливания, физического воспитания, анатомо – физиологические особенности (АФО) органов и систем ребенка, владеть методикой непосредственного обследования ребенка, профилактикой различных отклонений и заболеваний.

Слово "пропедевтика" (греч. propaideuo – предварительно учу, предваряю) означает сокращенное изложение какой-либо науки в систематизированном виде, то есть подготовительный, вводный курс в какую-либо науку, предшествующий более глубокому и детальному изучению соответствующей дисциплины. Дисциплина «Пропедевтика клинических дисциплин» является базовой в профессиональной подготовке фельдшера, изучение её проводится на 2 курсе. Она стоит первой в ряду специальных дисциплин. Значимость этой дисциплины в том, что фельдшер при минимуме исследований должен быстро поставить предварительный диагноз, опираясь, порой только на результаты субъективного и объективного обследования пациента, и решить вопрос о дальнейшей тактике ведения больного. Один из важнейших разделов этой дисциплины – это «Пропедевтика в педиатрии».

Количество часов, отведенное учебным планом на изучение этого раздела не позволяет охватить все разделы пропедевтической педиатрии, которая по существу является фундаментом для изучения педиатрии. В то же время, на сегодняшний день, недостаточно представлены учебные пособия для студентов колледжей по методике обследования, а существующая литература для студентов медицинских университетов мало доступна для студентов медицинских колледжей, что затрудняет подготовку будущих специалистов.

Это вызвало необходимость написания учебного пособия в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта к уровню подготовки специалистов, учебным планом и действующими рабочими программами по дисциплинам «Пропедевтика клинических дисциплин», «Педиатрия с детскими инфекциями».

Учебное пособие обобщает и систематизирует знания по внутридисциплинарным связям («Пропедевтика в педиатрии», «Пропедевтика в терапии», «Пропедевтика в хирургии») и междисциплинарным связям («Анатомия и физиология человека», «Основы патологии», «Здоровый человек и его окружение», «Акушерство и гинекология», «Педиатрия с детскими инфекциями»).

Целью данного пособияявляется формирование профессиональных знаний и умений в соответствии с квалификационными требованиями по специальности 060101 «Лечебное дело».

В области профессиональных знаний студент должен знать:

· Медицинскую терминологию.

· Анатомо – физиологические особенности детей в различные возрастные периоды.

· Особенности сбора анамнеза у детей разных возрастов.

· Общие принципы и особенности методики непосредственного исследования основных органов и систем у детей и подростков.

· Критерии оценки тяжести состояния больного ребенка.

· Методы оценки физического, нервно-психического, полового развития детей и подростков, основы воспитания и организации здорового образа жизни.

· Нормы наиболее часто используемых результатов лабораторных исследований.

· Семиотику и основные синдромы поражения органов и систем у детей и подростков.

В области профессиональных умений студент должен уметь:

· Установить психологический и речевой контакт со здоровыми и больными детьми и их родителями.

· Грамотно собрать анамнез болезни и жизни у родителей, ребенка; сделать заключение по анамнезу.

· Собрать генеалогический анамнез, определить наследственную предрасположенность.

· Провести клиническое обследование (осмотр, пальпацию, перкуссию, аускультацию) органов и систем здорового и больного ребенка, сделать заключение по результатам обследования на уровне норма - патология.

· Оценить физическое и нервно-психическое развитие ребенка и их соответствие возрастным нормативам.

· Уметь оформить пропедевтическую историю болезни и историю развития ребенка.

· Составить рацион питания для здорового ребенка раннего возраста и дать рекомендации по рациональному вскармливанию.

· Провести санитарно-просветительную работу (беседы) с курируемым ребенком и его родителями.

· Применять правила медицинской этики и деонтологии при обследовании пациента.

· Соблюдать основные принципы противоэпидемического и санитарно-гигиенического режимов в детском стационаре.

РАЗДЕЛ 1. АНАМНЕЗ

При проведении обследования ребенка необходимо соблюдать определенные условия, способствующие более полному получению информации и наименее травмирующие ребенка.

1). Помещение, в котором проводится непосредственное исследование, должно быть теплым (температура +24+25), без сквозняков, желательно с естественным освещением. При искусственном освещении желательно лампы дневного света. Отсутствие посторонних шумов.

2). Осмотр проводится в присутствии родителей без посторонних лиц, девочек старшего возраста осматривают в присутствии матери.

3). Успешное проведение обследования невозможно, если не найден контакт с ребенком, его родителями или родственниками. Фельдшер должен иметь опрятный вид. Желательно на работе не носить яркие украшения, не применять яркой, необычной косметики со стойкими запахами.

4). Руки фельдшера должны быть чистыми (мыть перед каждым осмотром ребенка), теплыми, с коротко подстриженными ногтями.

Расспрос

Обследование всегда начинается с расспроса. Очень важно быть предельно доброжелательными, спокойными, уверенными в себе. Детей младшего возраста желательно заинтересовать игрушкой или предметами, представляющими для него интерес, можно немного поиграть с малышом.

При хорошем контакте с ребенком и его родными фельдшеру удается получить ценные анамнестические данные о заболевании, поставить правильный диагноз и вовремя начать лечение. Как правило, медработник получает данные о болезни от родителей ребенка. В разговоре с родителями следует выслушать их и одновременно наводящими вопросами и уточнениями получить необходимую информацию. Крайне нежелательно во время опроса делать заключения, особенно негативного плана, как по заболеванию ребенка, так и по мероприятиям, которые применялись при предшествующем лечении и обследовании ребенка.

При расспросе рекомендуется соблюдать определенную последовательность. Различают паспортную часть, анамнез заболевания и анамнез жизни.

ПАСПОРТНАЯ ЧАСТЬ

1. Дата и время поступления больного

2. Фамилия, имя, отчество ребенка

3. Возраст, дата рождения

4. Домашний адрес

5. Детское учреждение, которое посещает ребенок (детский комбинат, группа; школа, класс; дата последнего посещения)

6. Фамилия, имя, отчество матери, отца, возраст, домашний, рабочий или мобильный телефоны, место работы, должность

7. Диагноз направившего учреждения

АНАМНЕЗ ЗАБОЛЕВАНИЯ (ANAMNESIS MORBI)

1. Жалобы, по поводу которых ребенок и родители в данный момент обратились за медицинской помощью, при поступлении в стационар и в период наблюдения (рассказ больного и родителей).

2. Жалобы при поступлении в стационар и в период наблюдения (рассказ больного или его родителей).

3. Когда заболел ребенок.

4. При каких обстоятельствах развивалось заболевание и как протекало с первого дня и момента обследования?

5. Общие проявления заболевания (температура, вялость, беспокойство, сон, аппетит, жажда, озноб).

6. Проявления заболевания со стороны всех органов и систем:

а) дыхательная система: кашель (характер, время появления), мокрота, боли в груди или спине (характер, локализация, связь с дыханием, кашлем), одышка (затруднен вдох или выдох), приступы удушья, насморк;

б) сердечно-сосудистая система: цианоз, одышка, боли в сердце, сердцебиения, «перебои», отеки (время появления, локализация);

в) система пищеварения: тошнота, рвота, срыгивания у грудных детей (время их появления), отрыжка или изжога, боли в животе (характер, локализация, иррадиация, связь с приемом пищи), характер стула;

г) мочевыделительная система: боли в поясничной области, частота мочеиспусканий, цвет мочи, недержание мочи, отеки;

д) опорно-двигательная система: боли в конечностях, мышцах, суставах (характер, локализация, связь с метеоусловиями), изменение формы суставов, характер движений, травмы;

е) эндокринная система: нарушение волосяного покрова, изменения кожи (чрезмерная потливость или сухость), нарушение роста и массы тела;

ж) нервная система и органы чувств: головные боли и головокружения, судороги, тики, нарушения со стороны органов чувств, травмы черепа и позвоночника.

7. Когда ребенок был осмотрен врачом (фельдшером), характер проводимого лечения и его результаты.

8. Причина направления ребенка в стационар.

Заключение по анамнезу заболевания:предположение о поражении определенных систем и органов.

Наши рекомендации