Нарушениях питания и синтеза в развитии детей
2. истощении,
3. хронических желудочно-кишечных заболеваниях,
3.1. ослабленном пищеварении,
3.2. нарушении всасывания в области переваривания в тонком кишечнике.
Gnaphalium comp.
Дегенерация внутреннего уха, особенно слуховой части улитки заложена, почти физиологически. Эфиризация этого органа, в отличие от других органов чувств, например, глаза, оказывается редуцированной, т.е. периферическая венозность, соответствующая типичному плану строения органов чувств, здесь выражена слабо. Вместо этого мы имеем дело с интенсивным снабжением артериальной кровью. Слишком сильное влияние дыхания через артериальную кровь и, связанное с этим, интенсивнейшее включение душевного начала и светового процесса, хотя и необходимо для функционирования органа слуха и равновесия, однако с этим же связана и опасность слишком сильного распада вплоть до склероза. Неслучайно внутреннее ухо и лабиринт располагаются в каменистой кости – самой твердой, кристаллизованной извести в организме. В ухе чрезвычайно активен кристаллический принцип, в терминах парацельсовской медицины – “солевой принцип”. Жизненный процесс в ухе должен далеко оттесняться от границы физического, чтобы звуковой эфир в качестве основы слуха, оказался относительно свободным. Я- и астральная организации также в значительной степени свободно действуют в ухе. Это далеко идущее высвобождение высших членов существа представляет основу процесса слуха.
Чтобы иметь возможность влиять на тенденцию к дегенерации, особенно, органа слуха, к которой часто имеет отношение и лабиринт, был создан препарат Gnaphalium comp. Родство известкового процесса с химически-эфирным образует основу органа слуха. При этом примечательно то, что в истории Земли известь ведет свое происхождение от лемурийского периода, т.е. от той фазы развития Земли, на которой стал активным химический эфир. Поэтому было необходимо найти лекарственное растение, обладающее действием на слишком активное душевное начало, обладающее со своей стороны, особой связью с известковыми процессами. Это характерно для Gnaphalium leontopodium - эдельвейса.*
Gnaphalium leontopodium e planta tota ferm 36 D13
(Эдельвейс, Leontopodium alpinum; сложноцветные - Compositae)
Gnaphalium, благодаря месту своего произрастания обладает непосредственной связью с известью, но также и с высокогорьем. Таким образом, известь, отталкивающая жидкость, является основой для этого растения. С другой стороны, оно развивает в себе кремниевый процесс, что вытекает из опушения листьев, доходящих до места образования цветков. По направлению к цветкам наблюдается все более сильное утолщение, вздутие и опушение верхних листьев, Внутренний свето-кремниевый процесс в сочетании с известковым принципом соответствует сущности Gnaphalium.
Поэтому, если исходить из учения Р. Штайнера, можно сказать, что связь растения с известковым началом указывает на то, что оно должно иметь особые отношения с химическим и с жизненно-эфирным началом. Эти силы у эдельвейса проявляют формообразующую активность. Кремниево-световой процесс в растении, наоборот, становится относительно свободным. Это создает основу активности Gnaphalium в том органе, который сам активен в области известкового и химического, высвобождая, однако, световые и тепловые силы (астральное тело и Я-организацию) как основу слуха. Известь образует оболочку органа слуха в виде крайне твердой, мелкоячеистой каменистой кости, для образования которой уплотнились звуковой и жизненный эфиры. В противоположность этому чувствительный эпителий улитки, снабженный тонкими волосками, является отражением включения светового эфира и основой функционирования этого органа чувств.
Stannum metallicum D18
(Металлическое олово)
Об олове неоднократно шла речь, как о металле, родственном кремнию. Его активность разыгрывается в интерстициальной жидкости, которую мы сравнивали с током жидкости в растении. Поэтому “Stannum-процесс” оказывается связанным с формообразующими процессами, исходящими из интерстициальной жидкости. Если дело доходит до преобразования, уплотнения и, в конце концов, до дегенерации соединительной ткани органа, то это слишком интенсивный свето-олово-формирующий процесс. В ухе, в улитке и полуокружных каналах эндолимфа и перилимфа играют приблизительно ту же роль, что и спинномозговая жидкость. Именно кристально прозрачная, бедная белками жидкость высвобождает свои имманентные эфирные силы, как основу сознательной и чувствующей деятельности.
К препарату Gnaphalium comp. добавляется вещество в виде Stannum в высокой потенции, которое может противодействовать слишком сильному и одностороннему свето-формирующему принципу в жидкостных процессах.
Onyx D18
(Природный кремнезем со следами окиси железа и углерода)
Оникс – агат, состоящий в основном из халцедона, т.е. образованный из коллоидного кремнезема мелкокристаллической кремневой кислоты. Обычно, кремниевый процесс имеет сродство с органами чувств, а оникс может быть особенно связан с ухом.
Оникс выбран потому, что образование уха из жидкой среды (как мы это рассматривали в связи с действием Stannum) представляет собой односторонний, световой процесс, соответствующий образованию органов чувств. Кремниевый организм образует основу Я-организации. При отосклерозе и дегенерации внутреннего уха мы имеем дел со “сверхчувственным процессом”, т.е. члены существа становятся слишком свободными. Одновременно с этим сам орган переходит в “солевое” состояние, которое, если процесс заходит слишком далеко, приводит к дегенерации. Поэтому оникс призван устанавливать определенное серединное положение в этом солевом процессе.