Vi. к пониманию терапии, выводимой из патологии

Для понимания возникновения болезни и действий лечебных средств существенен следующий методический аспект: болезнь обусловлена тем, что деятельность членов существа перемещается из органа своего физиологического функционирования в орган другой физиологической деятельности членов существа.

"Болезнь не является чем-то совсем чуждым здоровой жизни, чем-то противоестественным, она всего лишь "жизнь в ненормальных условиях", жизненные проявления не в том месте, или не в то время, или не в той интенсивности"30.

Мы принципиально различаем две полярности расположения членов существа, по тому, что в одном случае они типичны для органа чувств, а в другом - для органов обмена веществ. На приведенном ниже схематическом изображении показано, что астральная и Я-организации погружены в "нижнем" человеке и действуют созидающе в эфирно-физическом органе. Субстанция образуется в сульфурическом полюсе организма. Динамика обменных процессов направлена изнутри наружу. В противоположность этому, астральное тело и Я-организации могут в значительной степени "оттягиваться" из "верхнего" человека. Благодаря тому, что там, по мере созревания, образующие процессы завершаются, часть сил членов существа освобождается для функционирования сознания. Физический орган обнаруживается в Sal-области организма. Астральная и Я-организации действуют относительно свободно. Их динамика направлена извне вовнутрь, они действуют снаружи, как бы отпечатывая, и создавая, таким образом, форму и облик органов. Субстанциональные процессы носят здесь характер распада, вещество исчезает и сознание возникает в нервно-чувственном полюсе человека.

В основе этого жизненного процесса, который развертывается между полюсом обмена веществ, построения вещества "нижнего" человека и "верхним" человеком - формирующим полюсом, базирующимся на физиологическом распаде, лежит общий физиологический принцип, который в учении о ткани и патологии31 понимается как анаболизм и катаболизм. В здоровом живом организме анаболизм (на нашем языке сульфурическое построение субстанции под знаком физиологического "воспаления") и катаболизм (распад субстанции, физиологическая "дегенерация") находятся в функциональном равновесии. Построение и распад субстанции подлежат ритмическому чередованию, которое ведет к постоянному выравниванию этого двойного процесса.

Vi. к пониманию терапии, выводимой из патологии - student2.ru

Эфирное тело
Физические тело
Я-организация
Астральное тело
Vi. к пониманию терапии, выводимой из патологии - student2.ru Vi. к пониманию терапии, выводимой из патологии - student2.ru Vi. к пониманию терапии, выводимой из патологии - student2.ru Vi. к пониманию терапии, выводимой из патологии - student2.ru Vi. к пониманию терапии, выводимой из патологии - student2.ru Vi. к пониманию терапии, выводимой из патологии - student2.ru Vi. к пониманию терапии, выводимой из патологии - student2.ru Vi. к пониманию терапии, выводимой из патологии - student2.ru Vi. к пониманию терапии, выводимой из патологии - student2.ru

Схема физиологического расположения членов существа в нервно-чувствующей системе и в системе обмена веществ-конечностей.

Этот физиологический двойной процесс может трансформироваться в патологический тогда, когда созидающий полюс (анаболизм) усиливается до воспаления, или когда противополюс (катаболизм) вступает в органический распад (некробиоз) и, как бы линейно, в дегенерацию. Физиологический, биологический процесс формирования регрессии или облитерации тканей является следствием, в первую очередь, локально усиленного физиологического процесса воспаления, который вступает в дегенерацию. Примерами являются облитерация Arteria centralis retinae глаза, Ductus Botalii, а также превращение фолликула в Corpus albicans. На пути к дегенерации в физиологическом смысле уже находятся такие органы, как роговица, хрящ, сухожилия, связки, так называемые, брадитрофные ткани. Здесь равновесие между "верхним” (распад) и "нижним" (построение) сдвинуто в направлении "дегенерации". Несмотря на это, и эти органы в течение всей жизни связаны с жизненным процессом.

Таким образом, взаимодействие членов существа является для каждого органа здорового человека чем-то определенным, дифференцированным. Следствием сдвига этого соотношения является болезнь. Это пояснено Р. Штайнером при характеристике карциномы, согласно которой карцинома является образованием органа чувств не в том месте. Конкретно это означает, что члены существа в этом случае ведут себя в одном из органов обмена веществ таким образом, каким это является физиологичным для органа чувств. Тогда задачей терапии является побудить члены существа Я-организацию и душевную организацию в полную силу вновь пронизать физический и эфирный орган, прогреть его (Я-организация) и "продышать" (астральное тело).

Этот методический принцип в общих чертах служит для понимания болезни. Если, к примеру, члены существа ведут себя в сердце так, как в нервной области, то это может привести к некрозу сердечной мышцы.

Если нервно-формирующий процесс чрезмерно разыгрывается в артериальной сосудистой системе, это приводит к липоидной дегенерации стенок артериальных сосудов, а при перемещении в почечную область - к нефротическому синдрому с гиперлипидемиеей. С этой точки зрения будут вновь и вновь объясняться многие отдельные заболевания.

Для распознавания болезни и рациональной терапии необходимо, с точки зрения перемещения типичной деятельности членов существа, выводить характерное образование и физиологию органов из того, каким образом члены существа - Я-организация и астральное тело ведут себя в каждом, конкретном случае по отношению к эфирной и физической организациям. Изучение взаимодействия в каждом отдельном органе является познавательной задачей антропософского врача. В каждом органе центр тяжести членов существа свой. При сравнении различных органов направление их действия многократно меняется: так, например, в венозной области и в печени наиболее деятелен химический эфир; тепловой и световой эфиры деятельны здесь, будучи включенными в процесс образования субстанции (эндотермический обмен веществ). В почке, напротив, доминирует световой эфир; силы тепла и света становятся относительно свободными (экзотермический обмен веществ).

Задачей медицины, расширенной благодаря антропософии, является создание лекарственных средств, соответствующих вышеприведенному аспекту патологического перемещения членов существа с учетом точки зрения, что при патологии физиологические процессы внутри человека становятся изолированными "природными процессами", частично утрачивающими взаимосвязь с Целым.

Р. Штайнер следующими словами описал взаимосвязь патологического процесса с природными субстанциями, которые в состоянии вызвать в человеке соответствующий терапевтический противопроцесс:

"Познание действия лекарственного средства основывается на распознании развития сил, существующих во внешнем мире по отношению к человеку. Ибо, чтобы побудить лечебный процесс, в организм необходимо ввести субстанции, которые действуют в нем так, что процесс болезни постепенно перейдет в нормальный процесс. Итак, суть патологии состоит как раз в том, что в пределах организма разыгрывается нечто, что не включается в его общую деятельность. Здесь имеется процесс, общий с таковым во внешней природе. Можно сказать, что если внутри организма возникает процесс, сходный с таковым же во внешней природе, то возникает болезнь32."

На фоне этой связи между человеком и природой, что должно проходить красной нитью через все прежние рассмотрения, становится ясным и принцип поиска лекарственных средств, введенный в новую медицину Самуэлем Ганеманном (1755-1843): "Simllia simillbus curentur".

Испытание лекарственного средства на здоровых добровольцах ясно показывает характерные проявления болезни, спровоцированные в результате приема определенного лекарственного средства. Возникает общая картина симптомов, как в отношении телесных, так и психических изменений, обозначаемая как картина (патогенез) лекарственного средства. Тот факт, что определенная, взятая из природы минеральная, растительная иди животная субстанция может воспроизвести в человеке определенные патологические симптомы, осознается лишь тогда, когда в качестве идейной основы имеют представленные Р. Штайнером мысли о родстве человека и природы. Следовательно, гомеопатический принцип при выборе лекарственного средства принимает в расчет "сходство" процесса, протекающего внутри человека с процессом, представленным лекарственным средством. Если в человеке спонтанно возникают явления, которые, исходя из испытания лекарственного средства, признаны типичными для определенной природной субстанции, то она в потенцированной форме служит лекарственным средством для соответствующего комплекса симптомов. В фармацевтической практике восходит к С. Ганеману также и введение процесса гомеопатизации (потенцирования), который вновь присоединяет субстанцию, пришедшую к завершению в своем вещественном проявлении к миру сил, лежащему в основе ее образования и который сегодня представляет основу лекарственных средств антропософского терапевтического направления.

В медицинских произведениях Р. Штайнера мы находим признание и дальнейшее развитие богатства мыслей Ганемана:

"... следовать, исходя из отчетливого чутья по пути, на который вступил после того, как обмелел путь древних (учение о четырех соках, гуморальная патология и др.), можно только потому, что человек в действительности является не просто ретортой, а чем-то большим. И это путь, на котором просто пытаешься через принятие того что есть, сделать полезными силы, лежащие в основе уже имеющихся субстанций. Это есть путь, который по существу живет внутри ганемановского направления и который, я бы сказал, представляет вид нового подъема из общего человеческого медицинского поиска, после того как старый путь уже обмелел в том смысле, что уже более ничего не знали о каких-либо внетеллурических или прочих взаимосвязях33." (Выделено автором).

"... нельзя сказать, что исключительно всегда поэтому - я прошу мне это простить - получаешь удовлетворение, когда испытующе обозреваешь гомеопатическую медицину, ибо она действительно имеет то достоинство, что, в известной степени, конечно, направлена к Целому человека, так как всегда берет во внимание картину общего действия и стремится также перекинуть мост к лекарственным средствам. Однако тут в гомеопатической медицинской литературе выступает нечто иное. Когда берешь эту литературу, можно было бы усомниться, в первую очередь, в том, что, например, именно в терапевтической литературе находишь одно за другим перечисленные средства и каждое всегда помогает от множества болезней. Никогда не случается, что к специфическому можно легко прийти, исходя из литературы. Все помогает от столь многого. Конечно, я знаю, что в начале это не может быть иначе. Однако это есть нечто, что является и заблуждением. Это заблуждение может быть преодолено, когда действуешь таким способом, как мы это здесь пытались сделать, хотя бы и элементарно, в наметках (...). Это можно улучшить только, если через

32 Rudolf Steiner, Ita Wegman: "Grundlegendes fur eine Erwelte-rung der Heilkunst nach geisteswissenschaftlichen Erkennt-nissen". 1925. 15. Kapifcel: "Das Heilverfahren"

33 Rudolf Stelner: "Gelsteswissenschaft und Medizin", Verlag Zbingen & Hugin, Basel 1937, 6. Vortrag, S. 100

такое внутреннее рассмотрение человеческой и внечеловеческой природы восходят, я бы сказал, к сужению сферы лекарственного средства, к установлению его границы. Но это может произойти лишь тогда, когда будет действительно изучаться не только то, что возникает через лекарство в здоровом или больном человеке, но и когда мало-помалу будут стараться рассматривать всю вселенную как единство...34".

Познание человека и природы, развитое благодаря антропософии, исходит из углубленного изучения феноменологии проявлений болезней и природных субстанций и имеет целью включить многообразие внутри- и внечеловеческих явлений во всеобъемлющий новый порядок. Итак, для каждого лекарственного средства важно найти центр тяжести его эффективности в структуре членов существа человека, из которого может быть выведена логическим путем соответствующая картина заболевания. Эта методическая точка зрения была ведущей в концепции последующих монографий по лекарственным средствам.

VII КОМПОЗИЦИИ "ОРГАН-МЕТАЛЛ" И ЛЕЧЕБНЫЕ СРЕДСТВА ИЗ KOМБИНАЦИИ МЕТАЛЛОВ С ЖЕЛЕЗАМИ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ.

Переходя к специальной части книги, следует теперь дать общие соображения к ряду специальных лекарственных композиций семи планетных металлов с внутренними органами, а именно с железами внутренней секреции.

Человек принимает участие в общих эволюционных процессах, которые привели к Минеральному, Растительному и Животному. Мы находим в нем также феномены, характерные для царства природы, однако он не впадает в окончательное своеобразие и односторонность. Он возвышает и интегрирует, ведущие к дифференциации тройственные образующие тенденции в вышестоящее единство благодаря тому, что универсальный принцип целостности так пронизывает подлежащие дифференциации органы, что они остаются связанными с первоначальным, прафеноменальным миром образующих сил, лежащих в основе всех органических процессов. Силовой организацией, несущей все органы и соотносящей их с целостным существом человека, является тепло. Оно является сущностным выражением и органической действенностью Я-организации человека. В принципе металлы стимулируют деятельность тепловой Я-организации.

Металлы в их месторождениях, будь они в чистом виде, или в виде солей, чаще всего выступают как "органные включения" в окружающем их пракамне. Они модифицируют, варьируют и окрашивают матрикс земной коры, что становится видимым, например, при образовании драгоценного камня. Тем самым, они обуславливает также качественную множественность гранита, состоящего из трех частей (кварц, полевой шпат и слюда).

Так, если сравнивать, то и внутренние органы также являются модификацией матричной ткани в человеке - мезенхимальной органобластемы (Organblasteme). Дифференциация больших внутренних органов на селезенку, печень, почку, легкое, сердце вызвана собственными силовыми принципами, которые в парацельсовской и новой медицине, расширенной благодаря антропософии, обозначены как космически-планетарные образующие силы (Entltaten). "Сущности" планет подчинены основные металлы и они же, в свою очередь, приданы "сущности" внутренних органов:

Сатурн селезенка свинец (Pb)

Юпитер печень олово (Sn)

Марс желчный пузырь железо (Fe)

Солнце сердце золото (Аи)

Венера почка медь (Си)

Меркурий легкое ртуть (Hg)

Луна матка/яичник, яичко серебро (Ag)

Если, исходя из этой идеальной основы, соответствующие металлы донести в потенцированной форме через фармацевтический процесс до "их" органов, то могут возникнуть типичные лекарственные средства, которые действенны, когда орган, подлежащий лечению, относительно обособился в своей собственной функции и выпал из здоровой взаимосвязи с целостным организмом. "Принадлежащая" ему природная субстанция - "соответствующий" органу металл, подражает далее извне патологической деятельности органа. Соответствующие феномены, выражающие сходство металла с определенным органом, обстоятельно описаны в упомянутых монографиях по лекарственным средствам. Общим правилом, однако, является то, что металлы, как лечебные средства постоянно призывают Я-организацию к более высокой активности.

Следующая точка зрения имеет значение для понимания терапевтической эффективности комбинации орган-металл: все металлы имеют, наряду с их собственными силовыми конфигурациями, "меркуриальное" качество. Это означает, что в потенцированной форме они являются посредниками между их собственной специфичной силовой деятельностью и всеобъемлющей общей тепловой и Я-организациями, организующих всю деятельность органов. В таком случае органы через свое собственное имманентное потенциальное тепло в состоянии подключать свою одностороннюю органную деятельность к всеобъемлющему и целостному тепловому организму. На этом основывается терапевтическое значение комбинаций орган-металл.

Идея перерабатывать связанные с кровью железы внутренней секреции с определенными металлами в лекарственные средства получила толчок благодаря уже упомянутому сочинению д-ра медицины Карла Кенига (König) по проблеме "внутренней" секреции. Карл Кениг видит в семи железах внутренней секреции органически-функциональное выражение эфирного организма, семичленного по Р. Штайнеру. Также и здесь можно опять протянуть мост между железами внутренней секреции и семью планетными металлами, объемлющими всего человека:

Жизнь чувств Эпифиз Plumbum (свинец)

Жизнь нервов Гипофиз Stannum (олово)

Жизнь дыхания Щитовидная железа Ferrum (железо)

Жизнь циркуляции Паращитовидные железы Aurum (золото)

Жизнь обмена веществ Вилочковая железа (тимус) Mercurius (ртуть)

Жизнь движения Надпочечник Cuprum (медь)

Жизнь воспроизведения Половые железы Argentum (серебро)

Эта взаимосвязь является основой для концепции лекарственных композиций (подробно описанных в специальной части). Происходит усиление специфической деятельности желез через металлопроцесс, соответствующий каждой железе.

Наши рекомендации