Iii. четырехчленность человека и природы

Когда человек смотрит на окружающую его природу, он различает неорганический мир камней, живой мир растений и одушевленный чувствующий мир животных. Познание и дифференцирование внешней природы стали возможными для человека потому, что и в нем действуют минерализующие, образующие и душевные силы, которые, в смысле выше охарактеризованного превращения, становятся свободными в его душевно-духовной способности переживания. Он несет в себе "мир сил царства природы" и, таким образом, имеет с ним тесное родство. Человек содержит в себе принципы, лежащие в основе природы и основные силы, однако, в процессе становления он объединяет их и возвышает согласно вышеназванному принципу полярности и усиления Гете, благодаря только ему присущему свойству Я-деятельности. Во внешней природе образующие силы проявились и пришли к своему завершению: состоявшийся мир попал, согласно Гете, в "тупик", он может быть назван в духе Шеллинга "Natura naturata". В человеческом существе те же самые принципы всецело действуют в состоянии активного мира сил и пластичных задатков. Речь идет о силах, которые находятся в состоянии становления, в "status nascendi", представляющие собой постоянно преобразуемый потенциал для человека, находящегося в развитии. Шеллинг говорит об этом силовом потенциале, как о созидающей природе, "natura naturans".

Итак, с одной стороны, человек - часть природы. С другой стороны он постоянно ее преодолевает в ее тенденции к окончательному переходу в одностороннюю образность тем, что включает ее в свою целостность и только благодаря этому становится человеком. В этом смысле человек остается постоянным участником первоначальных процессах творения. Если же природный процесс односторонне проявляется в человеческом организме и более не включается в его индивидуально осиленную структуру существа, а становится сходным с внешним природным проявлением, то формируется болезнь.

Согласно целостному гетеанистическому воззрению на человека и природу и общая организация человека следует действующим в природе законам Минерального, принципам Растительного и существу Животного, создающему Тип. Названные силы природных царств образуют внутри структуры существа человека собственные, отделенные от окружающей среды силовые организации, которые названы Р. Штайнером "членами существа". При этом физическое тело, проявившееся вещественно, можно наблюдать непосредственно органами чувств; более высокие члены существа постижимы только через их отпечаток, через их воздействие на физическую телесность. Физически-вещественное тело следует законам Минерального, жизненное или "эфирное тело" - принципам Растительного, чувственное или "астральное тело" – типу Животного существа. За пределы внешнего царства природы ведет тепловая Я-организация человека как органический носитель Я-сущности, как носитель самого человека. Он, согласно своей телесно-духовной природе, является унифицирующим существом, которое содержит в верхнем и нижнем человеке, исходя из середины, в расчлененном и взаимодействующем равновесии три силовые организации, действующие односторонне в природных царствах. Человеческая природа постоянно сводится через Я-деятельность к серединному, универсально действующему принципу упорядоченности, несущему человеческую личность. Каждый из четырех элементов "Огонь, Воздух, Вода и Земля", названных так в аристотелевском учении об элементах (Tetraktys), получившим свое продолжение в гиппократовском учении о четырех соках и гуморальной патологии последнего столетия (Rokitansky), имеет особое сущностное родство к одному из четырех названных человеческих членов существа: Я-организация действует через тепло ("огонь") вниз вплоть до физического тела, чувствующая организация пользуется свето-воздушным элементом, жизненная - действует в жидкостно-водном, физическая, напротив, владеет минерально-вещественным элементом.

"Что в жизни может более добиться человек,

Чем если бы ему открылась Бог-Природа?

Как позволяет тверди в дух истечься,

Как сохраняет порожденье духа твердо."15)

И.В.Гете

Наши рекомендации