Как пользоваться данным руководством
Данное руководство предназначено в помощь преподавателям по организации и методике преподавания курса тематического усовершенствования «Организация противотуберкулезной помощи в общей врачебной практике».
Продолжительность курса 72 часа (2 недели), оценивается в 72 накопительных кредитов. Учебно-методические материалы по преподаванию курса, представленные в данном руководстве, помогут Вам построить эффективное преподавание врачам с использованием компетентностного подхода.
В общей части руководства кратко освещены современные принципы преподавания врачам. Даны определения и разъяснения основных положений андрогогики – теории обучения взрослых, компетентностного подхода, модульно-кредитной организации учебного процесса, описаны методы преподавания, изучения и оценки, используемые в данном курсе. Каждый модуль состоит из нескольких тем. Темы структурированы на следующие разделы:
§ конкретные цели - описывают, что должен знать и уметь врач к концу изучения темы;
§ методы преподавания отражают методологию, которая наилучшим образом позволяет реализовать учебные цели;
§ контрольные задания включают перечень заданий, который должен выполнить обучающийся, чтобы освоить тему.
§ структура занятия поможет преподавателю организовать изучение темы.
§ рекомендации по проведению занятия. Ключевые пункты – в этом разделе приведены советы, как наилучшим образом провести занятие, выполнить контрольные задания, и дана дополнительная информация по содержанию темы.
§ рекомендуемая литература и другие методические материалы разделены на 3 группы: основная (обязательная) литература, дополнительная литература (может использоваться по потребности) и электронные ресурсы.
§ тестовые вопросы соответствующие тематике модуля, приведены в конце каждого модуля с ответами.
В приложениях представлена дополнительная информация в электронном виде:
§ В приложении 1 – набор слайдов по основным темам ко всем 8 модулям.
§ В приложении 2 – даны перечень и электронные варианты всех законодательных и нормативных документов, которые приведены в списке литературы, и которые необходимы ВОП (СВ) в работе по организации противотуберкулезной помощи прикрепленному населению в ОВП.
§ В приложении 3 – электронные варианты основных учебно-методических материалов, в том числе «Краткое руководство по организации борьбы с туберкулезом для врачей первичной медико-санитарной помощи: врачей общей практики (семейных врачей) и участковых терапевтов»
Для отработки практических навыков большое внимание в курсе уделено ролевым играм. Мы разработали два вида ролевых игр: демонстративные и проблемно-ориентированные. Сценарий и диалоги демонстративной ролевой игры подробно расписаны. Поэтому основной ее целью является наглядная демонстрация и оценка группой принятия решений, поведения врача и медицинских сестер. И, наоборот, в проблемно-ориентированной ролевой игре дается только кратко описанная проблемная ситуация, которую участники игры развивают самостоятельно. Основная ее цель – отработка навыков проведения консультации, взаимодействия со специалистом-фтизиатром и рекомендации, которые дает ВОП (СВ) пациенту.
Желаем Вам успехов в проведении курса тематического усовершенствования «Организация противотуберкулезной помощи в общей врачебной практике».
ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Принципы обучения в медицинском образовании
Обучение взрослых
Послевузовская профессиональная подготовка специалистов с высшим медицинским образованием основана на теории «андрогогики».
Андрагогика (от греческого слова andros – взрослый мужчина, зрелый мужчина и ago – веду) – наука об обучении взрослых, которая обосновывает деятельность по организации процесса обучения, как обучающихся, так и преподавателей.
Теория «андрогогики» по M. Knowles (1984) рассматривает следующие допущения: 1) взрослым нужно знать, почему им нужно научиться чему-то; 2) взрослым нужно учиться эмпирическим путем; 3) взрослые подходят к учебе как к процессу решения проблем; 4) взрослые учатся лучше, если тема имеет сиюминутную ценность. Поэтому при обучении взрослых наиболее эффективными являются такие педагогические технологии как, изучение случаев заболевания, ролевое обучение, моделирование и самооценка. Понимание, как учатся взрослые необходимо, чтобы выбрать соответствующие обучающие технологии.
Обучающие потребности
Определение обучающих потребностей является фундаментальным требованием в обучении взрослых. Как только они определены, могут быть сформулированы цели, определены задачи и выбраны соответствующие методы преподавания и изучения. Выявление обучающих потребностей врачей должно проводиться постоянно. Способы выявления обучающих потребностей: заполнение специальных форм, анкетирование, опрос и др.
Правила обратной связи
Преподавателям и врачам очень важен процесс обзора своей работы. Мы все должны учиться как на своих ошибках, так и на своих успехах. Предоставление обратной связи применяется и к преподавателям, и к врачам. Целью обратной связи является не осуждение врача, а предоставление ему возможности и помощи, чтобы найти путь для принятия правильного решения. Главное – доброжелательность.