Вывод по второй (практической) главе

Основная часть работы.

Основную часть следует делить на пункты (1.1.; 1.2.; 1.3.) и подпункты (1.1.1.; 1.1.2. и т.п.). Каждый элемент основной части должен представлять собой законченный в смысловом отношении фрагмент работы (в начале каждой структурной части – введение, т.е. анонс рассматриваемого ниже материла, в конце - вывод).

Основная часть – это аналитический обзор литературы, который представляет собой результат переработки литературных источников по определенной теме, содержит обобщенные и критически проанализированные сведения об истории, современном состоянии, тенденциях и перспективах развития предмета обзора.

В основную часть также входит проведенная вами практическая работа.

Подробное описание Основной части см. в п. 2.2. и 2.3.

1.6.В Заключении раскрывается значимость рассмотренных вопросов для научной теории и практики: приводятся главные выводы, характеризующие в сжатом виде итоги проделанной работы, излагаются предложения и рекомендации по внедрению полученных результатов и дальнейшему развитию темы. В Заключении не допускается повторения содержания введения и основной части, в частности выводов, сделанных по главам.

Образец Заключения приведен в Приложении 6.

Список литературы.

Основные требования, предъявляемые к списку литературы:

• соответствие теме работы и полнота отражения всех аспектов ее рассмотрения;

• «свежесть» источников (наличие значительного количества ссылок на источники, напечатенные за последние 10 лет);

• наличие отечественных и зарубежных авторов;

• разнообразие видов изданий: учебные (учебники, учебные пособия, методические указания), научные (научные статьи, диссертации, монографии), нормативные (ссылка на законы), справочные (словари и т.д.) и др.

Список литературы сортируется в алфавитном порядке по первым элементам – фамилии и инициалы авторов – или по названию (при отсутствии автора).

Упорядоченный список литературы должен быть пронумерован по порядку записей.

Библиографические описания на разных языках группируются в два алфавитных ряда:

• вначале на русском языке;

• затем на языке (языках) с латинской графикой (например, английском немецком и др.).

Образец списка литературы приведен в Приложении 7.

Вспомогательные указатели.

В состав вспомогательных указателей работы могут входить:

• список сокращений;

• словарь терминов и др.

Вспомогательный указатель не является обязательным элементом работы, составляется в случае, если автор считает его наличие желательным.

1.9. Приложения призваны облегчить восприятие содержания работы, и могут включать материалы, дополняющие текст:

• таблицы вспомогательных данных,

• иллюстрации вспомогательного характера,

• анкеты,

• методики и т д.

Правила представления приложений:

• приложения помещают в конце работы;

• каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок;

• приложения нумеруют цифрами, номер приложения размещают в правом верхнем углу над заголовком приложения после слова "Приложение";

• приложения должны иметь общую с остальной частью курсовой работы сквозную нумерацию страниц.

На все приложения в основной части работы должны быть ссылки.

Общий объем работы (без приложений), как правило, составляет примерно 35-50 страниц – это требование Госстандарта. Теоретическая и эмпирическая части работы по размеру должны быть соизмеримы.

Оформление работы:

Шрифт Times new roman 14 pt, интервал 1,5, выравнивание по ширине. Поля левое - 30 мм, верхнее и нижнее - 20 мм, правое 15 мм.

Заголовки рекомендуется выполнять полужирным шрифтом, подзаголовки – полужирный + курсив. Выравнивание заголовков - влево или по центру (единообразно во всей работе),

Нумерация страниц внизу по центру. Титульный лист считается первой страницей, однако номер страницы на титульном листе не ставится.

2. СТРУКТУРИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ РАБОТЫ

Выпускная работа, как правило, состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и приложений. Такое размещение материала встречается наиболее часто, оно позволяет полноценно представить содержательный материал и при этом соблюсти необходимые пропорции между теорией и практикой.

В целом структура работы выглядит следующим образом.

Введение

Глава 1. Теоретическая часть

1.1. Постановка проблемы

1.1.1. Феноменология

1.1.2. Социальная проблематика

1.1.3. Проблема в практике

1.2. Литературный обзор

1.2.1. Основные концепции

1.2.2. Современные подходы

1.2.3. Научная проблематика и неясности

1.3. Своя теория

Выводы по первой главе

Глава 2. Эмпирическое исследование

2.1. Организация исследования

2.2. Результаты исследования

2.3. Процедура разработки мероприятия

2.4. Обсуждение результатов мероприятия

Выводы по второй главе

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Это начальная часть работы, позволяющая читателю быстро сориентироваться в том, что собой представляет данная работа. Поэтому во введении должны быть отражены основные характеристики вашей работы.

Они представляют собой стандартный набор пунктов, по которым производится оценка всей работы. Во введении необходимо отразить следующие моменты.

Актуальность* – указание причин или факторов, благодаря которым возникает необходимость в вашей работе; для этого, как правило, бывает достаточно одного-двух небольших абзацев. Основной вопрос: «Почему данная проблема должна быть решена именно сейчас?».

Проблема* – постановка вопросов, на которые будут даны ответы в исследовании. В начале работы вы объясняете читателям, что подвигло вас на написание дипломной работы, ради чего она была предпринята. Стилистически проблемное поле лучше задать не в виде вопросов, а посредством указания на наличие нерешенных проблем.

Объект* – то, о чем вообще пойдет речь, к чему обращается автор. Указание на объект должно быть таким, чтобы читатель мог быстро сориентироваться в том, в какой сфере практики или в каком разделе науки работает автор. Например, ваша работа будет о межличностном общении, о педагогической интуиции или о внимании в специфических условиях восприятия.

Предмет* – что именно изучается, в каком аспекте или ключе. Предмет вычленяется (из объекта). Например (продолжая предыдущие примеры), будут изучаться механизмы межличностного восприятия, пути развития педагогической интуиции, или средства организации внимания операторов.

Цель* – то, чего вы намерены достичь в своей работе. Старайтесь избегать многословия в формулировке цели работы – это делает ее избыточно широкой.

Задачи* – то, что вам необходимо будет сделать в своей работе. Чтобы вычленить задачи, мысленно представьте ход предстоящей работы. Скорее всего, одной из задач окажется обзор состояния дел (проблемы) в практической сфере или научной области, выбранной для изучения, очерчивание круга проблем, или вычленение ключевого элемента в избранном вами проблемном поле. Следующая задача будет касаться теоретической проработки исследуемого поля. Одна из задач будет касаться проведения необходимых эмпирических процедур или практической проверки предложенных обучающих или тренинговых техник. Общее количество сформулированных задач в разных работах варьирует, как правило, от 3 до 7.

Теоретическая новизна (не обязательно) – указание на то, что нового вносит ваша работа в теорию. Например, вы определяете новое понятие, раскрываете механизмы реализации некоторой закономерности и пр.

Практическая значимость* – указание на то, кому и зачем данная работа будет нужна, где она может быть использована. Желательно также указать, если в том есть необходимость, в каких случаях ваши результаты применять не следует, где их использование нецелесообразно или даже противопоказано.

Теоретическая платформа– перечень основных положений, опираясь на которые вы строите собственные рассуждения. Как правило, при этом упоминают устоявшиеся названия теорий или концепций с указанием основных авторов (без ссылок на источники).

Гипотезы (не обязательно) – предположения или допущения, носящие неочевидный характер, то есть такие, которые нуждаются в проверке.

Выделенные в данном тексте полужирным шрифтом слова (“актуальность”, “предмет” и др.) необходимо выделить и в своем тексте, чтобы читатель мог быстро отыскать интересующий его пункт, если, например, при чтении основного текста ему потребуется освежить в памяти одну из формулировок во введении.

Пример Введения представлен в Приложении 3.

Первая глава.

Первую главу принято строить как теоретическую. В ней дается анализ состояния дел в избранном для работы направлении, обосновываются новые пути решения существующих проблем.

К тексту теоретического обзора предъявляются следующие основные требования:

• полнота и достоверность информации;

• наличие критической оценки использованной информации;

• логичность структуры;

• аргументированность выводов;

• ясность, четкость и лаконичность изложения.

Функционально в первой главе можно выделить следующие моменты: постановка проблемы (феноменологическое поле), обзор литературы, теоретические изыскания, собственные предположения (предложения). Рассмотрим подробнее, какие задачи решаются в каждом из них.

Постановка проблемы

Вам необходимо доказать, во-первых, что проблема, которую вы намерены решить (пусть даже частично), реально существует. Во-вторых, что есть необходимость в ее решении. И, в-третьих, что кроме вас еще есть люди, заинтересованные в успешном решении выделенной вами проблемы.

Хорошо себя зарекомендовала следующая последовательность обоснования проблемы.

Сначала показываем, к какого рода явлениям, фактам, событиям и т.п. адресуется ваша работа. Это позволяет задать объект исследования – точно очертить круг явлений из жизни, с которыми имеет дела ваша работа.

Затем желательно показать, какого рода социальные проблемы имеются в той области, которую вы избрали для работы. Это позволяет понять, кому и зачем ваша работа может помочь, если эти проблемы будут решены или будет продвижение в их решении.

Следующий шаг мог бы состоять в том, чтобы показать, если это возможно, с какого рода трудностями сталкивается специалист вашего профиля при работе с обозначенными феноменами (явлениями), решая те или иные социальные проблемы. Это позволяет обосновать практическую значимость вашей работы, показать, каким именно образом ваши результаты помогут коллегам, как они могут быть воплощены в жизнь.

Пример Постановки проблемы (на примере работы психолога) представлен в Приложении 4.

Обзор литературы

Задачи, которые вы решаете в литературном обзоре, состоят в следующем:

· обозначить место, которое занимает выбранная вами проблема в профессиональной практике и в науке;

· показать предысторию решения обозначенной проблемы: кто и что делал, какие достижения уже имеются, какова успешность предпринимавшихся попыток, в чем кроются причины неудач и пр.;

· осветить теоретическую значимость заявляемой вами проблемы;

· продемонстрировать вашу осведомленность в литературе: читателю становится ясно, насколько широк был “захват” литературного поиска, в какие области вы углубились сильнее, с какими традициями вы лучше знакомы.

Раздел, содержащий литературный обзор, необходимо озаглавить так, чтобы было понятно, о чем пойдет речь. Например, этот раздел в зависимости от темы работы может быть назван “Исследования жизненного пути”, “Традиции использования сказочных тестов”, “Научные и практические исследования процесса купли-продажи” и т.п.

Стилистически литературный обзор в самом примитивном виде может строиться по формуле: такой-то о том-то говорил то-то. Это легко сделать, насобирав из литературы цитат. Но этого мало. Необходимо еще выстроить логику изложения материала.

В литературном обзоре в обязательном порядке используются ссылки на литературные источники.

Оформляются они следующим образом:

1 вариант (если в тексте идет пересказ источника своими словами)

Постоянно нарастает недовольство населения состоянием системы здравоохранения, качеством оказываемой медицинской помощи и малодоступностью специализированных и высокотехнологичных видов медицинских услуг для небогатой части населения (Кислицина 2013).

2 вариант (то же, если фамилии автора идет в самом тексте)

По мнению А.М. Кислициной (2013), постоянно нарастает недовольство населения состоянием системы здравоохранения, качеством оказываемой медицинской помощи и малодоступностью специализированных и высокотехнологичных видов медицинских услуг для небогатой части населения.

3 вариант (если цитата дословная и ставится в кавычки)

«Постоянно нарастает недовольство населения состоянием системы здравоохранения, качеством оказываемой медицинской помощи и малодоступностью специализированных и высокотехнологичных видов медицинских услуг для небогатой части населения» (Кислицина 2013, стр. 24).

4 вариант (если вы цитируете автора по другому источнику)

Постоянно нарастает недовольство населения состоянием системы здравоохранения, качеством оказываемой медицинской помощи и малодоступностью специализированных и высокотехнологичных видов медицинских услуг для небогатой части населения (Кислицина 2013, цит. по Морозова 2014).

NB: Скобки всегда круглые!!!

Своя теория

Логика изложения следующего за обзором литературы содержания строится в соответствии с задачами, которые вы перед собой поставили. Скорее всего, это будет подробное обсуждение отдельных аспектов, отражающих особенности решаемой проблемы, сделанное с таким расчетом, чтобы подготовить необходимый материал для формулировки и доказательства собственных идей и представлений. Последние касаются того, как поставленная проблема может или должна быть решена.

Например, вы задались целью создать тренинговую программу необычного содержания. Допустим, направленного на повышение психологической устойчивости людей и уверенности в личностных силах. Вы уже обосновали проблему, обосновали понятие психологических опор человека, в рамках литературного обзора показали, что под разными названиями это понятие в неявной форме уже существовало (часто неосознанно) у многих авторов, попутно наметили основания для выделения различных видов психологических опор. Ваш вклад будет заключаться, во-первых, в обосновании самого понятия, во-вторых, в выделении видов психологических опор (и поиске оснований для создаваемой классификации), и, в-третьих, в подборе адекватного набора психотехнических средств повышения жизненной устойчивости человека. Заметьте, вы не просто собираете (или придумываете) упражнения и приемы, вы обосновываетесвой выбор.

Завершение главы (выводы)

Краткий вывод, начинающийся со слов «Таким образом,…», делается после каждого параграфа. Этот вывод соотносится с названием параграфа. Если в названии написано «Понятие социальной незащищенности», то и вывод должен начинаться так: «Таким образом, под социальной незащищенностью, как правило, понимается…».

Общий вывод по теоретической главе является суммой выводов по параграфам, собранных в единый текст. Как правило, он занимает 1-2 страницы. Вывод должен быть таким, чтобы любой читатель, прочитав только его, понял, о чем написана теоретическая часть вашей работы.

Пример Вывода по первой главе представлен в Приложении 5.

Вторая глава

В отличие от первой главы, которую принято называть теоретической, вторая глава должна быть практической (экспериментальной, эмпирической).

Начните с заявления цели практической части вашей работы. Вам необходимо четко представлять, чего вы намерены достичь в результате эмпирической работы: проверить выдвинутые гипотезы, ответить на поставленные вопросы, создать и опробовать разработанную коррекционную программу или программу мероприятия и пр.

Далее надо заявить о том, какие задачи стоят перед вами – что необходимо сделать для достижения намеченной цели. Ставя задачи, вы по существу планируете свою работу.

Например, если ваша цель заключается в создании программы мероприятия, вы можете поставить такие задачи:

* сформулировать принципы, закладываемые в основание создаваемой программы мероприятия,

* привести результаты проведенного вами исследования, на основании которого вы планируете мероприятие,

* отобрать и обосновать содержание, адекватное целям мероприятия,

* разработать мероприятие,

* подготовить программу и рабочий план мероприятия,

* описать апробацию мероприятия.

Практическая работа в общем случае строится по следующей схеме:

· планирование работы

· описание выполненных процедур

· полученные результаты

· их обсуждение и выводы

Планирование

Этот этап включает в себя следующие пункты:

1. Время проведения исследования

2. Эмпирическая цель исследования

3. Эмпирические задачи:

· Подобрать методику, подходящую для проведения данного исследования

· Определить выборку испытуемых

· Провести исследование и обработать результаты

· Проинтерпретировать результаты и сделать выводы

4. Характеристика выборки:сколько человек приняли участие на каждом этапе исследования, как они распределены по полу, возрасту, социальному положению и т.д.

Пример:

Структура выборки в зависимости от возраста

  от 18 до 25 лет от 25 до 30 лет от 30 до 35 лет итого
экспериментальная группа – пользователи, зависимые от социальных сетей 60

Структура выборки в зависимости от стажа пользования

социальной сетью

  до 1 года от 1 до 3 лет более 3 лет итого
экспериментальная группа – пользователи, зависимые от социальных сетей 60

5. Методы исследования

Перечисляются методы, с помощью которых проводилось исследование.

Например, если исследование проводилось с помощью авторской анкеты, то рассказывается, как анкета создавалась и какие блоки в ней выделялись. Сам текст анкеты обычно выносится в приложение.

6. Обработка результатов исследования

Чем и как обрабатывались результаты исследования (контент-анализ, статистические методы и т.д.).

Результаты исследования

В этом пункте описываются полученные вами в результате проведенного исследования данные.

Как правило, дня наглядности результаты оформляются в виде диаграмм или схем.

Каждая диаграмма подробно описывается и анализируется: не только «что» мы видим на диаграмме, но и «почему» получились именно такие данные.

Результаты обрабатываются методами математической статистики.

В конце данного пункта обязательно делается общий вывод о полученных результатах, например, о том, «какие представления об инвалидах по зрению существуют в обществе в настоящее время, насколько они верны, что необходимо в этих представлениях изменить».

Заключение

Если выводы содержат результаты эмпирической части, то в заключении принято подводить итоги всей работы. Поэтому если выводы соотносятся с задачами второй главы, то заключение – с задачами, заявленными во введении.

Кроме подведения итогов проделанной работы, в заключении принято обозначать и перспективы на будущее - то, что еще требует дальнейшей работы. Это могут быть перспективы использования полученных результатов исследования, замысел дополнительного исследования или мероприятия, направления внедрения рекомендаций и пр.

Пример Заключения представлен в Приложении 6.

Литература

В научных текстах обязательны ссылки на использованные литературные источники – это свидетельство уважения авторских прав своих коллег.

Общее правило таково, что если мысль вами заимствована, вы обязаны указать, чья она; если же вы высказываете идею и ни на кого при этом не ссылаетесь, то предполагается, что данная мысль принадлежит вам.

Из этого правила есть одно исключение. Идеи, даже будучи авторскими, со временем становятся столь популярными, что автора уже и не вспоминают. В таких случаях можно обойтись без ссылки, но не забывайте, что популярные идеи могут уже не иметь научной ценности, поэтому использовать их следует в меру.

Список литературы – один из важных элементов дипломной работы. Даже беглый просмотр списка позволяет получить представление о ее содержании.

Полнота библиографического поиска обеспечивается – в идеале – тем, что вы ознакомились со всейлитературой, имеющей отношение к вашей теме. На практике это возможно лишь с поправками – со всейдоступной вам литературой.

Список литературы должен включать не менее 50 источников.

Пример оформления списка литературы представлен в Приложении 7.

Приложения

Приложения – это материалы вспомогательного характера, выносимые за пределы основного текста.

Основное правило, которым следует руководствоваться, таково: в текст помещаются лишь те таблицы или документы, без которых трудно проследить логику вашего изложения, а также те, что подробно обсуждаются в тексте. Материалы, только упоминаемые в тексте, лучше вынести в приложение.

Делается это для того, чтобы, во-первых, не перегружать основной текст, сделать его возможно “прозрачнее” для понимания, во-вторых, чтобы не вынуждать читателя перечитывать весь материал, с которым вы работали, выискивая в нем необходимую ему информацию, и, в-третьих, чтобы облегчить доступ к документам и справочным материалам.

В приложения помещаются:

* раздаточные материалы, использованные в практической работе – анкеты, полные инструкции, регистрационные бланки и т. п.

* программы занятий, подробные сценарии мероприятий;

* таблицы и другие справочные материалы, содержание которых не обязательно для понимания основного текста – кому интересно, тот знает, что все подробности могут быть получены в приложениях.

Приложение 3. Образец «Введения»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы определяется двумя основными факторами – массовостью профессии психолога, возросшей за последние 10 лет с увеличением количества учебных заведений, осуществляющих соответствующую подготовку, и невозможностью отбора абитуриентов с учетом их личностных профессионально-важных характеристик при приеме в ВУЗ на психологические специальности. Поэтому нам представляется необходимым изучение возможностей формирования и развития профессионального самосознания и профессиональной идентичности на том этапе профессионального становления, когда выбор направления профессионального развития уже совершен – на этапе обучения в ВУЗе.

К сожалению, методы формирования профессионального самосознания рассматриваются, как правило, только на уровне описания ситуации или видов деятельности. Исследователи описывают тот результат, которого необходимо достичь, актуальную ситуацию и вид деятельности, в рамках которого достижение результата представляется им наиболее эффективным. Однако за рамки обсуждения выносятся те конкретные способы достижения результата (технологии) и механизмы, которые при этом задействуются.

Отсюда, проблемой является отсутствие операционализированных технологий направленного влияния на становление профессионального самосознания, которые могли бы использоваться как комплексно, так и отдельными блоками, сохраняющими при этом свою эффективность.

В то же время существуют ресурсы, которые в этой области на данный момент не используются – возможности внеучебного контекста при формировании профессионального самосознания студентов, где весь процесс будет включен в систему реально существующих социальных связей студента, т.е. основан на использовании микросоциальных технологий.

Объект – профессиональное самосознание психолога.

Предмет –микросоциальные технологии воздействия на профессиональное самосознание студентов-психологов в рамках внеучебного контекста.

Цель исследования – разработать и эмпирически оценить эффективность системы микросоциальных технологий, направленных на становление профессионального самосознания студентов-психологов, основанных на использовании внеучебного контекста.

Основнымизадачами исследованияявляются:

1.

2.

3.

4.

5.

Гипотеза исследования:результатами направленного воздействия на профессиональное самосознание студентов-психологов с использованием микросоциальных технологий будут являться: 1) повышение структурированности профессионального самосознания студентов (более четкое оформление когнитивных категорий профессионального самосознания) и 2) актуализация в самосознании студентов значимости заданных профессионально-важных личностных характеристик психолога.

Теоретической базойисследования послужили:

- работы в области общего и профессионального самосознания (Артемьева Е.Ю., Рубинштейн С.Л., Сапогова Е.Е., Спиркин А.Г., Столин В.В., Чеснокова И.И., Шадриков В.Д. и др.);

- работы в области профессионального самосознания психолога, его составляющих и его развития (Просекова В.М., Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю., Пузырей А.А., Роджерс К., Сапогова Е.Е., Сторр А., Страпп Р., Хамитова И.Ю., и др.).

Методы исследования:

Для решения поставленных задач в работе был использован общенаучный поисковый метод: анализ научной, методической литературы и электронных информационных средств по ключевым для данной работы вопросам.

В эмпирическом исследовании была использована авторская анкета.

Результаты исследования обрабатывались с помощью методов математической статистики и методов качественного анализа.

Эмпирическую базуисследования составили несколько процедур, в которых приняли участие в общей сложности 87 студентов факультета психологии Тюменского государственного университета 1-5 курсов.

Практическая значимость.

Результаты работы имеют практическую значимость для специалистов по подготовке студентов, поскольку предлагают концептуально и методически новый подход к формированию профессионального самосознания студентов в процессе обучения в ВУЗе. Предложенная система мероприятий может быть применена в различных учебных заведениях, готовящих психологов.

Разработанная модель построения микросоциальных технологий может быть использована при соответствующем содержательном наполнении не только при подготовке студентов-психологов, но и для других специальностей.

Приложение 4. Образец Постановки проблемы

Тема: Мотивационная основа клиентоориентированности персонала

(на примере частных медицинских учреждений)

Постановка проблемы работы

Приложение 5. Пример Выводов по 1 главе

Приложение 6. Пример Заключения

Заключение

В данном исследовании мы рассмотрели составляющие и средства самопрезентации на сайтах знакомств и их роль в восприятии анкет пользователями сайта знакомств. Так, было выявлены некоторые гендерные различия в восприятии анкет представителей противоположного пола.

В частности, у женщин существует четкое разделение между романтикой и сексуальностью (на первом этапе знакомства эти категории абсолютно не сочетаются). Женщины не нуждаются в подробном изложении сексуальных предпочтений потенциального партнера – это может их даже отталкивать. У мужчин же представления о романтических и сексуальных отношениях не столь дифференцированы, и эти категории в их сознании вполне могут сочетаться. Таким образом, эти данные могут использоваться мужчинами при написании текста анкеты – известно, что в настоящее время очень многие мужчины в своих анкетах делают акцент на особенностях своего сексуального поведения, не зная о том, что потенциальную партнершу это может отталкивать.

Для мужчин значимо отсутствие избыточной информации о потенциальной партнерше. Для них оказываются более значимыми не «лишние» с их точки зрения детали, а внешние характеристики – наличие качественных фотографий, цветное оформление, яркость и заметность анкеты. Женщины могут применить эти сведения при оформлении своей анкеты, правильно расставив в ней акценты и позаботившись о визуальной составляющей, представляющей большую важность для мужчин.

У женщин, судя по результатам нашего исследования, более четкие намерения и представления о том, кого они хотят найти на сайте знакомств. Они не стремятся вступать в длительную переписку, если хотят найти партнера для постоянных романтических отношений – кроме того, такого партнера они никак не связывают с образом «мужчины для секса на 1-2 раза». Эту информацию мужчинам на первом этапе знакомства также необходимо учитывать.

Таким образом, результаты нашего исследования могут быть полезны как для самих пользователей сайтов знакомства, так и для специалистов, изучающих проблемы формирования имиджа в сети.

Приложение 7. Пример формата списка литературы

1. Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии, 1995. – № 1. – С. 111–131.

2. Аминев Э. Г. Разноуровневые связи памяти в структуре интегральной индивидуальности: Автореф. дисс... канд. психол. н.— Пермь: Пермский гос. пед. ун-т, 1996. — 18 с.

3. Богоявленская Д. Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества // Вопросы психологии, 1999. – № 2. – С. 35–41.

4. Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: Модэк, 1996. – 392 с.

5. Варламова Е. П. Динамика творческой уникальности человека в рефлексивно-инновационном процессе: Автореф. дисс... канд. психол. н.— М.: ИПРАН, 1997. – 25 с.

6. Ковалева Г. В. Предсказания креативности мышления по субмодальностям Я // Российская провинция: поиск путей развития / Отв. ред. А. И. Глушкова. – Киров: Вятский социально-экономический институт, 1999. – С. 237-246.

7. Лебедев А. Н., Артеменко О. А., Белехов Ю. Н. Диагностика интеллектуальной одаренности по энцефалограмме // Психологическое обозрение, 1997. – № 1. – С. 34-38.

8. Мерлин В. С. Структура личности: характер, способности, самосознание / Науч. ред. Б. А. Вяткин. – Пермь: Пермский государственный педагогический институт, 1990. – 110 с.

9. Петровский В. А. Очерк теории свободной причинности //Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. – М.: Смысл, 1997. – С. 124–144.

10. Холодная М. А. Феномен «расщепления» полюсов когнитивных стилей // Интеллект и творчество / Отв. ред. А. Н. Воронин. – М.: ИПРАН, 1999. – С. 30–48.

11. Щукин М. Р. Структура индивидуального стиля деятельности и условия его формирования: Автореф. дисс... докт. психол. н. — Новосибирск: Новосибирский гос. пед. ун-т, 1994. – 41 с.

12. Csikszentmihalyi, M. (1997). Creativity. Flow and the psychology of discovery and invention. New York: HarperPerennial.

13. Eysenck, H. J. (1995). Genius. The natural history of creativity. Cambridge: Cambridge University Press.

14. Gergen, K. J. (1995). Singular, socialized, and relational selves. In I. Lubek, R. van Hezewijk,
G. Pheterson, & Ch. Tolman (Eds.), Trends and issues in theoretical psychology (pp. 25–32). New York: Springer.

15. Hermans, H. J. M. (1996). Voicing the Self: From information processing to dialogical interchange. Psychological Bulletin, 119, 1, 31–50.

16. Johns, G. A., & Morse, L. W. (1997). Divergent thinking as a function of time and prompting to «Be creative» in undergraduates. The Journal of Creative Behavior, 31, 2, 156–165.

17. Kihlstrom, J. F., Marchese-Foster, L. A., & Klein, S. B. (1997). Situating the self in interpersonal space. In U. Neisser, & D. A. Jopling (Eds.), The conceptual self in context. Culture, experience, self-understanding (pp. 154–175). Cambridge: Cambridge University Press.

Основная часть работы.

Основную часть следует делить на пункты (1.1.; 1.2.; 1.3.) и подпункты (1.1.1.; 1.1.2. и т.п.). Каждый элемент основной части должен представлять собой законченный в смысловом отношении фрагмент работы (в начале каждой структурной части – введение, т.е. анонс рассматриваемого ниже материла, в конце - вывод).

Основная часть – это аналитический обзор литературы, который представляет собой результат переработки литературных источников по определенной теме, содержит обобщенные и критически проанализированные сведения об истории, современном состоянии, тенденциях и перспективах развития предмета обзора.

В основную часть также входит проведенная вами практическая работа.

Подробное описание Основной части см. в п. 2.2. и 2.3.

1.6.В Заключении раскрывается значимость рассмотренных вопросов для научной теории и практики: приводятся главные выводы, характеризующие в сжатом виде итоги проделанной работы, излагаются предложения и рекомендации по внедрению полученных результатов и дальнейшему развитию темы. В Заключении не допускается повторения содержания введения и основной части, в частности выводов, сделанных по главам.

Образец Заключения приведен в Приложении 6.

Список литературы.

Основные требования, предъявляемые к списку литературы:

• соответствие теме работы и полнота отражения всех аспектов ее рассмотрения;

• «свежесть» источников (наличие значительного количества ссылок на источники, напечатенные за последние 10 лет);

• наличие отечественных и зарубежных авторов;

• разнообразие видов изданий: учебные (учебники, учебные пособия, методические указания), научные (научные статьи, диссертации, монографии), нормативные (ссылка на законы), справочные (словари и т.д.) и др.

Список литературы сортируется в алфавитном порядке по первым элементам – фамилии и инициалы авторов – или по названию (при отсутствии автора).

Упорядоченный список литературы должен быть пронумерован по порядку записей.

Библиографические описания на разных языках группируются в два алфавитных ряда:

• вначале на русском языке;

• затем на языке (языках) с латинской графикой (например, английском немецком и др.).

Образец списка литературы приведен в Приложении 7.

Вспомогательные указатели.

В состав вспомогательных указателей работы могут входить:

• список сокращений;

• словарь терминов и др.

Вспомогательный указатель не является обязательным элементом работы, составляется в случае, если автор считает его наличие желательным.

1.9. Приложения призваны облегчить восприятие содержания работы, и могут включать материалы, дополняющие текст:

• таблицы вспомогательных данных,

• иллюстрации вспомогательного характера,

• анкеты,

• методики и т д.

Правила представления приложений:

• приложения помещают в конце работы;

• каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок;

• приложения нумеруют цифрами, номер приложения размещают в правом верхнем углу над заго

Наши рекомендации