Итоговое занятие по учебному разделу «Арахноэнтомология»

Цель изучения темысостоит в формировании знаний по экологическим и медико-биологическим основам паразитизма, умений и навыков по морфофункциональной характеристике членистоногих.

Задачи:

1) изучить классификацию и систематическое положение животных типа Членистоногие;

2) изучить строение и морфологические отличия представителей типа Членистоногие.

3) изучить медицинское значение животных типа Членистоногие;

4) изучить эпидемиологическое значение животных типа Членистоногие;

5) изучить меры общественной и личной профилактики от укусов членистоногих - эктопаразитов человека;

6) изучить меры общественной и личной профилактики заболеваний, вызванных членистоногими.

Студент должен знать:

1. До изучения темы (базисные знания):

- биология, школьный курс: строение и способы размножения членистоногих;

- устройство светового микроскопа.

2. После изучения темы:

3. классификацию и систематическое положение животных типа Членистоногие;

4. строение и морфологические отличия представителей типа Членистоногие.

5. медицинское значение животных типа Членистоногие;

6. эпидемиологическое значение животных типа Членистоногие;

7. меры общественной и личной профилактики от укусов членистоногих - эктопаразитов человека;

8. меры общественной и личной профилактики заболеваний, вызванных членистоногими.

Студент должен уметь:

· проводить микроскопический анализ и идентифицировать различные стадии развития и виды членистоногих, имеющих медицинское значение;

· решать ситуационные задачи по Арахноэнтомологии.

Студент должен владеть:

ОК-1, ПК-3, ПК-17, ПК-31.

Задания по самостоятельной аудиторной работе студентов по теме занятия:

1. Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспекта лекции №13 «Медицинская арахноэнтомология» и рекомендуемой учебной литературы.

Вопросы для подготовки к итоговому контролю:

1) Общая характеристика и классификация типа Членистоногие.

2) Характеристика и классификация класса Ракообразные. Медицинское значение представителей.

3) Характеристика и классификация класса Паукообразные.

4) Медицинское значение представителейотрядов Скорпионы и Пауки.

5) Характеристика и классификация отряда Клещи.

6) Клещи – переносчики и резервуары инфекционных заболеваний человека. Географическое распространение, места обитания, морфология, циклы развития клещей: таежного, собачьего, пастбищного, хиаломы, поселкового.

7) Клещи – возбудители заболеваний человека. Акариформные клещи: систематическое положение, морфологическая характеристика, циклы развития возбудителей чесотки человека и демодекоза. Профилактика чесотки и демодекоза.

8) Общая характеристика и классификация класса Насекомые. Ароморфозы и признаки идиоадаптации.

9) Особенности морфологии и циклов развития представителей отрядов Тараканы, Вши, Блохи, Клопы.

10) Медицинское значение представителей класса Насекомые.

11) Меры борьбы с насекомыми.

12) Систематическое положение и разнообразие животных отряда Двукрылые: Настоящие комары (Culicidae), Москиты (Phlebotomidae), Настоящие мухи (Muscidae), Мошки (Simulidae), Мокрецы (Ceratopogonidae), Слепни (Tabanidae).

13) Особенности морфологии и циклов развития насекомых отряда Двукрылые.

14) Медицинское значение представителей отряда Двукрылые.

15) Меры профилактики заболеваний, передаваемых представителями отряда Двукрылые.

Формы контроля освоения заданий по самостоятельной аудиторной работе по данной теме:

Итоговый контроль по билетам, включающим три теоретических вопроса, анализ микропрепарата и ситуационную задачу по разделу «Арахноэнтомология».

Пример билета:

ГБОУ ВПО БГМУ, кафедра биологии

Итоговый контроль по учебному разделу «Арахноэнтомология»

Билет №1

Ответить на теоретические вопросы:

1. Класс Паукообразные (классификация, общая характеристика).

2. Чесоточный зудень: Систематическое положение, морфология, цикл развития, медицинское значение.

Провести анализ микропрепаратов:

1) имаго платяной вши (сделать рисунок, знать систематическое положение и медицинское значение паразита).

2) Идентификация вида комара (Culex или Anopheles) по морфологическим признакам стадии личинки.

Решить ситуационную задачу:

Во время работы на садовом участке женщина заметила роющихся глубоко ото поверхности земли двукрылых насекомых длинной 2-5 мм. с коротким компактным телом, короткими по сравнению с комарами усиками но длиннее, чем у мух. По дороге домой в электричке появился зуд правой нижней конечности в области голеностопного сустава. К утру конечность опухла, покраснела. Как вы полагаете, что могло стать причиной такого состояния? Укажите, какие насекомые могли стать причиной заболевания. Как в народе очень метко дали название этой группе насекомых? Ваша тактика в отношении пострадавшей?

Рекомендуемая литература(см. приложение 1)

Практическое занятие № 33

1.Тема:

Наши рекомендации