Итоговое занятие по учебному разделу «Арахноэнтомология»
Цель изучения темысостоит в формировании знаний по экологическим и медико-биологическим основам паразитизма, умений и навыков по морфофункциональной характеристике членистоногих.
Задачи:
1) изучить классификацию и систематическое положение животных типа Членистоногие;
2) изучить строение и морфологические отличия представителей типа Членистоногие.
3) изучить медицинское значение животных типа Членистоногие;
4) изучить эпидемиологическое значение животных типа Членистоногие;
5) изучить меры общественной и личной профилактики от укусов членистоногих - эктопаразитов человека;
6) изучить меры общественной и личной профилактики заболеваний, вызванных членистоногими.
Студент должен знать:
1. До изучения темы (базисные знания):
- биология, школьный курс: строение и способы размножения членистоногих;
- устройство светового микроскопа.
2. После изучения темы:
3. классификацию и систематическое положение животных типа Членистоногие;
4. строение и морфологические отличия представителей типа Членистоногие.
5. медицинское значение животных типа Членистоногие;
6. эпидемиологическое значение животных типа Членистоногие;
7. меры общественной и личной профилактики от укусов членистоногих - эктопаразитов человека;
8. меры общественной и личной профилактики заболеваний, вызванных членистоногими.
Студент должен уметь:
· проводить микроскопический анализ и идентифицировать различные стадии развития и виды членистоногих, имеющих медицинское значение;
· решать ситуационные задачи по Арахноэнтомологии.
Студент должен владеть:
ОК-1, ПК-3, ПК-17, ПК-31.
Задания по самостоятельной аудиторной работе студентов по теме занятия:
1. Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспекта лекции №13 «Медицинская арахноэнтомология» и рекомендуемой учебной литературы.
Вопросы для подготовки к итоговому контролю:
1) Общая характеристика и классификация типа Членистоногие.
2) Характеристика и классификация класса Ракообразные. Медицинское значение представителей.
3) Характеристика и классификация класса Паукообразные.
4) Медицинское значение представителейотрядов Скорпионы и Пауки.
5) Характеристика и классификация отряда Клещи.
6) Клещи – переносчики и резервуары инфекционных заболеваний человека. Географическое распространение, места обитания, морфология, циклы развития клещей: таежного, собачьего, пастбищного, хиаломы, поселкового.
7) Клещи – возбудители заболеваний человека. Акариформные клещи: систематическое положение, морфологическая характеристика, циклы развития возбудителей чесотки человека и демодекоза. Профилактика чесотки и демодекоза.
8) Общая характеристика и классификация класса Насекомые. Ароморфозы и признаки идиоадаптации.
9) Особенности морфологии и циклов развития представителей отрядов Тараканы, Вши, Блохи, Клопы.
10) Медицинское значение представителей класса Насекомые.
11) Меры борьбы с насекомыми.
12) Систематическое положение и разнообразие животных отряда Двукрылые: Настоящие комары (Culicidae), Москиты (Phlebotomidae), Настоящие мухи (Muscidae), Мошки (Simulidae), Мокрецы (Ceratopogonidae), Слепни (Tabanidae).
13) Особенности морфологии и циклов развития насекомых отряда Двукрылые.
14) Медицинское значение представителей отряда Двукрылые.
15) Меры профилактики заболеваний, передаваемых представителями отряда Двукрылые.
Формы контроля освоения заданий по самостоятельной аудиторной работе по данной теме:
Итоговый контроль по билетам, включающим три теоретических вопроса, анализ микропрепарата и ситуационную задачу по разделу «Арахноэнтомология».
Пример билета:
ГБОУ ВПО БГМУ, кафедра биологии
Итоговый контроль по учебному разделу «Арахноэнтомология»
Билет №1
Ответить на теоретические вопросы:
1. Класс Паукообразные (классификация, общая характеристика).
2. Чесоточный зудень: Систематическое положение, морфология, цикл развития, медицинское значение.
Провести анализ микропрепаратов:
1) имаго платяной вши (сделать рисунок, знать систематическое положение и медицинское значение паразита).
2) Идентификация вида комара (Culex или Anopheles) по морфологическим признакам стадии личинки.
Решить ситуационную задачу:
Во время работы на садовом участке женщина заметила роющихся глубоко ото поверхности земли двукрылых насекомых длинной 2-5 мм. с коротким компактным телом, короткими по сравнению с комарами усиками но длиннее, чем у мух. По дороге домой в электричке появился зуд правой нижней конечности в области голеностопного сустава. К утру конечность опухла, покраснела. Как вы полагаете, что могло стать причиной такого состояния? Укажите, какие насекомые могли стать причиной заболевания. Как в народе очень метко дали название этой группе насекомых? Ваша тактика в отношении пострадавшей?
Рекомендуемая литература(см. приложение 1)
Практическое занятие № 33
1.Тема: