Арт-терапевтическая работа с психиатрическими пациентами.
Арт-терапевтический подход впервые был применен на практике в психиатрии. Именно здесь произошло объединение опыта вдохновленных движением «арт-брют» художников и арт-педагогов с достижениями психиатров, пытавшихся использовать стремление многих больных к оригинальным формам художественного творчества. Определенное значение для проникновения первых аналогов арт-терапевтической работы в психиатрические клиники имела, по-видимому, неудовлетворенность многих специалистов «ограничивающими» и «подавляющими» подходами, длительное время доминировавшими в психиатрии. В скромном арсенале психиатрических методов лечения конца XIX — начала XX веков терапия отвлекающими впечатлениями, использовавшая изобразительное искусство, различные ремесла, чтение литературы и другие области творческой деятельности, традиционно занимала не последнее место. В 1930-1940-е гг. в период господства бихевиоральных, механистических подходов к лечебно-воспитательной и социальной работе с психическими больными различные виды изобразительной и декоративно-прикладной деятельности были использованы, главным образом, в русле «индустриальной» терапии и терапии занятостью. Положительные эффекты такой деятельности объяснялись ее отвлекающим и обучающим (в смысле формирования ценных социальных навыков) действием.
Одновременно с этим, благодаря инициативам Г. Принсхорна, Ж. Дебюффе и других, приобрели определенную популярность формы художественного творчества, основанные на признании эстетически оригинальной «субкультуры» больных, отражающих в творчестве свой взгляд на мир. В результате синтеза этих двух направлений сформировались «классические» формы студийной арт-терапевтической работы, осуществлявшейся, главным образом, в крупных психиатрических больницах Запада до 1950-1960-х гг. (во многих клиниках эти формы применяются и сегодня). Для арт-терапевтических студий середины XX века характерен акцент на таких видах изобразительной работы больных, которые игнорируют ее интерактивный характер, обусловленный идеей «психотерапевтического альянса» и возможностью осознания больным содержания собственных переживаний, нашедших отражение в его творчестве. В то время специалисты по использованию художественного творчества больных оказывали им в основном дидактическую помощь, обучая «азам» изобразительного искусства, и до известной степени «морально» поддерживали своих пациентов.
1960-1970-е гг. характеризовались первыми попытками использовать формы художественной работы психиатрических пациентов, которые бы опирались на психодинамические представления (И. Чампернон), и первыми опытами внедрения аналогов арт-терапии в деятельность амбулаторных психиатрических учреждений и социальных центров по работе с психическими больными (Р. Саймон). Постепенно, благодаря успеху этих инициатив и последовавшей в тот период крупной реорганизации психиатрических служб развитых стран, связанной с активным использованием психофармакологии, в психиатрии начали распространяться новые формы арт-терапевтической работы. Обнаружилось стремление учитывать динамичный клинический и социальный статус больных, перемещающихся по мере лечения из стационаров во внебольничную среду, поэтому формы работы с ними становились все более дифференцированными.
Подлинный «прорыв» в использовании передовых методов социальной и психотерапевтической работы с психически больными, включающих в себя арт-, музыко- и драма-терапию, терапию движением и танцем, другие подходы, в развитых странах произошел в 1980-1990-х гг. Дальнейшее разукрупнение стационаров, развитие сети внебольничной помощи, введение бригадных форм совместной работы психиатров, психологов, арт-, музыко- и драма-терапевтов, социальных работников, клинических педагогов и других специалистов позволили значительно гуманизировать практику лечения и социального «сопровождения» психически больных людей, повысить качество их жизни и во многих случаях достичь их более стойкой социальной и клинической компенсации.
В настоящее время имеются самые разные формы арт-терапевтической работы с психическими больными, учитывающие особенности пациентов и этапы лечебно-реабилитационного процесса и преследующие, исходя из этого, различные цели. Их можно разделить на две основные группы:
а) арт-терапия на начальных этапах лечения (в остром и подостром психотическом состоянии, как правило, в условиях психиатрического стационара);
б) арт-терапия на последующих этапах лечения и реабилитации (применяемые как в психиатрических стационарах, так и в амбулаторных условиях).
Арт-терапия психически больных на начальных этапах лечения имеет своей основной целью стабилизацию состояния пациента и его адаптацию к условиям психиатрического стационара. Изобразительная деятельность позволяет больному выразить свои переживания и в какой-то мере осознать их. Иногда на этом этапе в арт-терапевтическую работу включаются и родственники больного, поскольку помещение их близкого в психиатрический стационар является для них большим стрессом. Совместная деятельность больного и родственников во многих случаях способствует более адекватному пониманию ими его состояния.
Арт-терапевтическая работа с острыми психиатрическими пациентами организуется по-разному и может проводиться в формах индивидуальных или групповых занятий, построенных по студийному либо тематически ориентированному принципу. В статье П. Луззатто описывается один из вариантов групповой арт-терапии, сочетающий принципы традиционной студийной работы с элементами психодинамического подхода и интерактивности.
Арт-терапия на последующих этапах лечения и реабилитации имеет своими основными задачами дальнейшую стабилизацию психического' состояния пациента, предупреждение новых обострений болезни, а также преодоление негативных психологических последствий его социальной изоляции, вызванной длительным пребыванием в психиатрическом стационаре, потерей работы, утратой социальных связей и т. д. Особое внимание уделяется восстановлению ценных практических навыков и интересов больного, повышению его самооценки, преодолению «стигматизации» и другим проблемам.
Применяемые для этого формы работы могут включать в себя как индивидуальную, так и групповую арт-терапию в ее трех основных вариантах (открытая студийная, аналитическая и тематически ориентированная группы). Выбор определяется степенью остаточных психических расстройств, индивидуальными потребностями пациента, его специфическими проблемами. Такая арт-терапия может проводиться еще в период пребывания больного в психиатрическом стационаре, в условиях амбулаторного психиатрического учреждения («дневного» стационара), в психоневрологическом интернате, общинном центре и в других условиях.
В статьях С. Лыоис и А. Копытина описывается практика арт-терапевтической работы именно этого типа. Основными участниками арт-терапевтических групп в обоих случаях являются больные с различными психическими расстройствами, находящиеся в состоянии относительной «компенсации» или в процессе становления ремиссии. Оба автора отдают предпочтение тематически ориентированным группам с большей или меньшей «структурированностью» сессий. В статье А. Копытина также приводится пример использования тематически ориентированной, интерактивной работы пациентов с использованием техники «драматическая арена», предполагающей большую групповую динамику и коммуникацию пациентов.
Непосредственное отношение к проблемам арт-терапевтической работы с психиатрическим пациентами имеют статьи М. Мауро и К. Тисдейл, включенные в другие главы книги. Своеобразие этих публикаций заключается в стремлении их авторов учесть культурные и социальные факторы, влияющие на характер переживаний пациентов и их отношения с психотерапевтом.