По материалам статьи Карен Дрюкер

Арт-терапевта гериатрического стационара

В Нью-Йорке

МЕТОДЫ РАБОТЫ

Доктор И. Манн, консультант по психогериатрии при Southmead Health District, считает (Mian I., 1985), что психогериатрическая по­мощь должна предполагать:

а) по возможности, раннее квалифицированное обследование на дому;

б) мультидисциплинарность;

в) кооперацию с другими службами;

г) поддержку родственников и иных групп;

д) привлечение членов общины и добровольцев;

е) обучение персонала и изменение отношения общества к пожилым
людям;

ж) проведение специальных исследований.

В сферу моей деятельности как районного арт-терапевта попадает три центра дневного пребывания: Dorrian Day Hospital, Severnnview Day Hospital и Riverside Day Hospital. Все они предназначены для оказа­ния помощи людям преклонного возраста с определенными психически­ми нарушениями. В своей практике я использую как индивидуальную, так и групповую арт-терапию. В настоящее время основным моим местом работы является Riverside Day Hospital, в частности палата для тяже­лобольных. Там же я веду арт-терапевтические занятия с группой амбу­латорных пациентов, большая часть которых страдает депрессией и де­прессивными реакциями. При направлении на арт-терапию предпочте­ние отдается пациентам именно с этими расстройствами.

В работе с этой группой больных я делаю основной акцент на воспо­минаниях, обзоре жизненного пути, положительных и отрицательных моментах их существования в настоящий момент. Как на индивидуаль­ных, так и на групповых занятиях я обязательно использую определен­ные упражнения для подготовки пациентов к работе, чтобы мобилизо­вать их внимание, а в группе — сблизить ее членов совместными дей­ствиями. Я, например, использую такие техники, как «передача листа» и «завершение каракулей». Упражнение «передача листа» ценно тем, что рисунок не имеет одного автора, а потому не может стать предметом для критики . Я прошу участников группы что-нибудь нарисовать. (Это может быть композиция или знакомый всем образ.) Через десять минут каждый должен передать свой рисунок соседу справа. Тот что-ни­будь добавляет к изображению и передает его дальше по кругу до тех пор, пока оно не возвратится к своему первому автору.

Техника «завершения каракулей» удобна тем, что позволяет людям начать работу не «с белого листа». На отдельных листах я рисую разные извилистые линии, среди которых нет повторяющихся, а затем передаю изображения участникам группы и прошу их превратить линию в образ. Затем пациенты показывают друг другу свои рисунки и обсуждают их.

Приступать к работе лучше с простого задания, например, «напиши свое имя» — пациентам предлагается изобразить свои имена в произ­вольно выбранных стиле и форме. Большинство людей не испытывает при этом никакого напряжения и может проявить себя творчески уже в самом начале занятия.

Обычно сюжеты для групповой работы возникают на основе тем пре­дыдущей недели: «свадьба», «дети», «семейное дерево» и т. д. Для сти­муляции общения весьма ценна техника коллажа из цветной бумаги и ткани.

Использование изобразительных техник в индивидуальной работе предполагает меньшую структурированность занятий. Здесь я прошу пациентов отразить в рисунке тот или иной сюжет из их жизни. Неред­ко для установления доверительных отношений с арт-терапевтом я ис­пользую технику совместного рисования. Многие пожилые люди испы­тывают в рисовании определенные затруднения: оно напоминает им о детских годах и кажется «несерьезным занятием». Иногда они думают, что таким изощренным образом арт-терапевт проверяет степень их «глу­пости», поскольку знают о слабости своей памяти. Некоторым пациен­там участие в арт-терапевтической работе чем-то напоминает процеду­ру психологического тестирования. Однако многие все же находят изо­бразительную работу очень важной для себя, так как она предоставляет им возможность реализовать то, что они долго в себе «заглушали», всю жизнь занимаясь «практически значимыми делами», не давая выхода своим чувствам и не придавая значения такому понятию, как «личност­ный рост». Ранее уже было отмечено, что люди этой возрастной группы особенно нуждаются в обращении к прошлому для того, чтобы увидеть смысл в событиях собственной жизни.

Наши рекомендации