Мотивационная характеристика занятия

Участковый педиатр осуществляет первый контакт с ребенком, родителями по оказанию лечебной, консультативной, профилактической помощи. Многолетний опыт работы на территории Российской Федерации в других странах свидетельствует о высокой эффективности организации медицинской помощи системы первичного звена здравоохранения. Деятельность этой «системы» была одобрена участниками Всемирного Конгресса в Алмаате в 1976 году.

Цель занятия

1. Изучить организацию оказания лечебно – профилактической помощи детям в условиях детской (городской ) поликлиники.

2. Ознакомить студентов с основными приказами МЗ РФ и МЗ Хабаровского края, относящихся к деятельности педиатров детской поликлиники.

Реализация поставленной цели осуществляется при выполнении следующих этапов: знать, уметь, владеть.

Студент должен знать:

1. Какие медицинские учреждения входят в систему первичного звена здравоохранения.

2. Основные структурные подразделения детской поли клиники.

3. Участковый принцип оказания помощи детям.

4. Оказание медицинской помощи детям по методу «Единого педиатра».

5. Основные функции участкового педиатра.

6. Объемы работы участкового педиатра.

7. Отчетная медицинская документация участкового педиатра.

8. Деонтологические аспекты взаимоотношения «врач–ребенок, врач -родители ребенка»

Студент должен уметь

1. Установить контакт с ребенком (пациентом), родителями при обращении в поликлинику.

2. Собрать анамнез при обращении ребенка в поликлинику.

3. Пользоваться и оценить параметры комплексной оценки состояния здоровья (гениалогический анамнез, акушерско – биологический, социальный, резистентность, функциональное состояние органов и систем, результаты первичного и вторичсного патронажа к беременной).

4. Установить диагноз и группу здоровья.

5. Дать рекомендации по режиму, питанию, жидкостному режиму, по специфической профилактики инфекционных заболеваний.

Студент должен владеть.

Компетенциями:

1. По оценке состояния здоровья родителей ребенка, наблюдаемых

в поликлинике и в женской консультации с учетом результатов патронажа семьи в период внутриутробного развития плода.

2. Оценить показатели динамического наблюдения до времени предшествующие обращению к врачу, используя показатели амбулаторной карты.

3. Умением «синдромной» оценки состояния больного при обращении и.

установления диагноза

Основы ориентировочной деятельности.

Ознакомиться с:

1. - объемом работы участкового педиатра при проведении приема пациентов в поликлинике и при оказании медицинской помощи на дому.

2 - с правилом проведения патронажа участковым педиатром к беременной;

3 - регистрации в поликлинике новорожденных при выписке из родильного дома;

4 - с паспортом педиатрического участка;

5 - картотекой поликлиники;

6 - работой регистратуры поликлиники;

7 - задачей изолятора в детской поликлиники.

При самоподготовке повторить:

1.- периоды внутриутробного развития плода и периоды постнатального развития;

2. - параметры комплексной оценки здоровья ребенка;

3. - динамику показателей роста и веса от рождения детей до 18 лет;

4. - возрастные показатели общего анализа крови, мочи, артелриального давления, частоты пульса, дыхания.

Примеры тестовых заданий

1. Укажите количество детей на педиатрическом участке от рождения до 18 лет:

1. 250

2. 400

3. 600

4. 800

5. 1000

2. В какие гестационные сроки осуществляется первый патронаж к беременной на педиатрическом участке (нед):

1. 4; 2. 8-10; 3. 12 – 14; 4. 16 – 20; 5. после 24 недели.

3. Выберите № учетной формы «история развития ребенка»

1.26; 2.30; 3. 112; 4 63; 5.58.

4. Часто болеющие дети до 3-х лет относятся к группе здоровья:

1. Первой;

2. Второй;

3. 2-А;

.4. 2-Б;

.5. Третья.

5. Продолжите фразу. Неотложная помощь детям на педиатрическом участке должна быть оказана в течении…………часов.

Ответы к тестовому контролю:

Часов

Монографии, учебники и учебно - методические пособия

подготовке

1. Участковый педиатр (справ. издание). Рзянкина М.Ф., Молочный В.П.. /Ростов – на – Дону, 2006- С. 313.

2. Поликлиническая педиатрия. Калмыкова А.С. /Учебник для ВУЗов.-М. Гэотар-Медиа, 2007.-С.624.

3. Пропедевтика детских болезней. Мазурин А.В., Воронцов И.М. 2009 г.

4. Детские болезни . Мельникова И.Ю Часть 1 и 2.

Педиатрия. Часть 1 и 2. Хабаровск. Учебно-метод. пособие. Коллектив кафедры детские болезни леч. ф-та., 2005 г.

5. Превентивная педиатрия в условиях первичной медико – санитарной помощи. Рзянкина М.Ф., Оциянс Е.Н., Куправа Н.Л. Хабаровск, 1999.

Тема №2

Организация медицинской помощи детям на педиатрическом участке при остром назофарингите, трахеите, остром бронхите, пневмонии. Ангина - клиника, верификация диагноза и алгоритм лечения. Диспансеризация детей после перенесенного острого бронхита, пневмонии, ангины.

1. Мотивационная характеристика темы.

Заболевания органов дыхания в структуре болезней занимают первое место. Практически каждый ребенок в течение года переносит 1 или 2 заболевания. Это влияет на качество жизни детей, оказывает влияние на снижение резистентности детского организма, что приводят к формированию группы «часто болеющих детей», создают угрозу для формирования хроничес-

кой патологии. Ангины попрежнему являются угрозой заболевания таких прогредиентных заболеваний как ревматизм, гломеруло-нефритов и др.

2. Цель занятия. С учетом особенностей работы участкового педиатра (ограниченных возможностей лабораторной и инстру-ментально–аппаратной»диагностики) научить студента синд-ромной диагностике острых респираторных заболеваний, ангины и тактике лечения и диспансерного наблюдения их в амбулатор-ных условиях.

Реализация поставленной цели осуществляется при выполне-

нии следующих этапов: знать, уметь, владеть.

Студент должен знать:

1. Этиопатогенетические механизмы острых респираторных заболеваний (ОРЗ);

2. Клинико-диагностическую характеристику ОРЗ;

3. Дифференциальный диагноз острых заболеваний верхних, сред-

них и нижних дыхательных путей;

4. Вопросы противоэпидемических мероприятий при ОРЗ;

5. Противовирусная терапия ОРЗ;

6. Показания к антибактериальной терапии при ОРЗ;

7. Клинические проявления ангины – диагноз, верификацию диагноза;

8. Алгоритм лечения ангины;

9. Диспансеризация на участке детей, перенесших пневмонию, ангину;

10. Профилактика ОРЗ на педиатрическом участке.

Студент должен уметь

1. Собрать анамнез с учетом противоэпидемической обстановки на участке;

2. Оценить жалобы и показатели соматоскопии и соматометрии больного;

3. Установить диагноз;

4. Составить план дополнительного обследования для уточнения диагноза;

5. Назначить этиопатогенетическую терапию;

6. Составить план оздоровительных, реабилитационных мероп-риятий;

7. С учетом возрастных особенностей ребенка определить группу по физкультуре и внести коррективы в индивидуальный план вакцинации с учетом мед. отводов.

Студент должен владеть

1. Методами установления доверительного отношения между

больным, родителями пациента;

2. Знаниями возрастных показателей детской психологии (быть вежливым, внимательным, терпеливым при общении с пациентом и его родителями);

3. Умением оценить результаты физического и нервно-психичес-кого развития пациента;

4. Знаниями лабораторных (анализа крови, мочи и др.), инструментальных данных при постановке диагноза;.

5. Алгоритмом лечения детей ОРЗ, ангиной;

6. Алгоритмом оказания неотложной помощи детям при осложнениях, возникших при ОРЗ в поликлинике и на дому.

Практическая деятельность:

1. Совместный прием с участковым педиатров пациентов в кабинете врача;

2. На приеме принимать участие в:

- в оценке показателей физического развития с использованием оценочных таблиц;

- сбор анамнеза с учетом противоэпидемической обстановки;

- выявлять факторы риска и ранние признаки заболевания, уметь оценить их направленность;

- обсуждение диагноза и рекомендаций по лечению и

профилактики;

- обратить внимание на показания к назначению

противовирусных препаратов и других лекарственных

средств с учетом возраста.

Наши рекомендации