Диспансеризация детей и механизмы ее реализация; 65

Морфофункциональные особенности подросткового возраста; 76

3. Краткая аннотация приказов, нормативных актов и распоряжений

РФ и МЗ Хабаровского края; 90

Фоновые состояния: 97

Рахит;

Анемии у детей раннего возраста;

Гипотрофия.

Национальный календарь прививок; 119

6. Оценка показателей исходного вегетативного тонуса;

Организация скорой и неотложной помощи детям в первичном звене

Здравоохранения;

Список литературы.

Амбулаторно-поликлиническая служба должна стать одним из центральных звеньев в системе организации здравоохранения, потому что она признана обеспечить самое главное – профилактическое направление, которому руководством страны придается большое значение.

Введение.

Амбулаторно-поликлиническая служба должна стать одним из центральных звеньев в системе организации здравоохранения, потому что она признана обеспечить самое главное – профилактическое направление, которому руководством страны придается большое значение.

В прошлые голы, когда здравоохранение было нацелено на стационарную помощь, к амбулаторному звену относились как к чему то второстепенному. Это привело к снижению квалификации врачей поликлиник, к плохому их диагностическому оснащению и, как следствие, к росту хронических и запущенных заболеваний, практически была забыта диспансеризация.

Деятельность участкового педиатра в современных условиях развития отечественного здравоохранения основана на выявление факторов риска и ранних признаков заболевания; организации привентивных мер по предупреждению реализации факторов риска и использование современных медицинских технологий при проведении всеобщей диспансеризации, целью которой является полное восстановления утраченных функций или сохранения длительной ремиссии и компенсации при хроническом заболевании.

В деятельности участкового педиатра за последние годы произошли ряд изменений связанные с актуализацией в разделе функциональных и методологических подходов в оценке состояния здоровья детей и подростков, которые связаны с:

1. Изменением возрастного контингента детского населения в связи с завершением реформы о передаче детей подросткового возраста для медицинского наблюдения педиатрам (приказ 154 от 05.05. 1999 г).

2. Возросшего уровня технологического оснащения медицинских учреждений (лабораторной и диагностической аппаратурой).

3. Появление новых приказов, рекомендаций по диагностике, диспансеризации, ведению первичной медицинской документации участковым педиатром.

Методологической основой при определении состояния здоровья ребенка признана комплексная оценка показателей здоровья. Её научной платформой является создание условий для реализации генетически – детерминированных законов физического и нервно-психического развития, диспансеризация за морфофункциональным состоянием органов и систем.

В данном методическом пособии приоритетным являются темы практических занятий, посвященные определению на педиатрическом участке детей с факторами риска по развитию хронических заболеваний; выявлению ранних признаков заболевания; диспансеризации здоровых и больных детей с использованием современных технологий по профилактике и лечению. Помимо этого для обсуждения включена в практическое занятие тема по противоэпидемическим вопросам в очаге инфекции, их предупреждению и специфической вакцинации. Так же представлена тема занятия, посвященная организации профилактической работе врача в образовательном детском учреждении (детский сад, школа).

Данное учебное пособие предназначено для студентов лечебного факультета по специальности «Лечебное дело».

Подготовлено в соответствие с УМК ФГОС – 3 (Лечебное дело - код 060101).

Технология проведения практического занятия

1. 9.00 – 9-30. Тестовый контроль с целью выявления исходного уровня знаний.

Анализ вводного контроля и его оценка преподавателем.

2. 9.30 – 9-45. Обсуждение темы занятия с персональной оценкой знаний каждого студента.

3. 9.45 – 9.55. Перерыв

4. 9.55 – 10.40 Продолжение обсуждение темы.

5. 10.40 - 10.55. Перерыв

6. 10.55 - 11.40. Клинический (обсуждение ) разбор тематического больного , ситуационных задач. Отработка практических навыков в соответствие с тематикой занятия. При этом обращать внимание на выявление факторов риска и ранних признаков заболевания, диспансеризацию в условиях поликлиники (проведения противорецидивной терапии и контролю в период ремиссии).

7. 11.40-11.45 Перерыв.

8. 11. 45- 12.00. Написание заключительного тестового контроля

9. 12.00 – 12.15. Подведение итогов занятия и обсуждение темы последующего семинара.

В соответствие с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом - 3 (ФГОС-3) целью освоения учебной дисциплины «Педиатрия» в представленном методическом пособии состоит в овладении знаниями о распространенности, этиологии, патогенезе, клинике, методах диагностики, принципов профилактики и лечения болезней у детей в условиях первичного звена медико-санитарной помощи.

Для реализации поставленной цели представлены ряд задач:

1. Изучение методов организации и работы врачебно–сестренского коллектива участковой поликлиники по оказанию лечебно–профилактической помощи детям.

2. Обучение студентов умению выявить факторы риска в процессе изучения онтогенеза, ранние признаки заболевания и установления клинического диагноза или ведущего клинического синдрома.

3. Обучению студентов вопросам оказания лечебно-профилактической помощи детям в условиях первичного звена здравоохранения (врачебный участок, в детском образовательном учреждении).

4. Обучение проведению полного объема лечебных, реабилитационных и профилактических мероприятий среди пациентов с различными нозологическими формами детских болезней в условиях участковой поликлиники

5. Приобретение студентами знаний в области противоэпидемических мероприятий в очаге инфекции.

6. Обучение студентов оказанию неотложной помощи детям на

до госпитальном этапе..

7. Обучение студентов оформлению медицинской документации : история развития ребенка - ф-112 у, медицинской карты ребенка в образовательном учреждении ф-026 –у и др.

8. Формирование навыков общения с больным с учетом этики и деонтологии в зависимости от выявленной патологии и характерологических особенностей пациентов;

9. Формирование у студента навыков общения с коллегами, пациентом и его и родственниками.

Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:

п/№ Номер/индекс компетенции Содержание компетенции (или ее части) В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:
Знать Уметь Владеть Оценочные средства
  ОК-1 Способность и готовность анали-зировать соци-альнозначимые проблемы и про-цессы, использо-вать на практике методы гумани-тарных, естест-веннонаучных, медико-биологи-ческих и клини-ческих наук в раз-личных видах профессиональной и социальной деятельности. Заболевания, связанные с неблагоприятным воздействием климатических и социальных факторов, социально значимые болезни, историю изучения заболеваний. Анализировать социально значимые процессы в обществе и причины социально-значимых болезней, выявлять данные заболевания, определять мероприятия для их уменьшения. Навыками практической работы по уменьшению социальных болезней, и факторов социальной среды, влияющих на развитие заболеваний внутренних органов. Тестирование письменное, тестирование компьютерное, индивидуальные домашние задания, реферат.
  ПК-1 Способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом.. Основные деонтологические правила и положения, регламентирующие отношения врача с детьми, подростками, родителями и коллегами. На практике реализовывать деонтологические принципы во взаимоотношениях врач-больной, родственниками Владеть основными деонтологическими приемами работы с больными. Тестирование собеседование по ситуационным задачам,
  ПК-3 Способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации Знать принципы системного подхода к анализу медицинской информации,. Анализировать информацию, получаемую с различных медицинских источников, уметь применить знания на практике,. Навыками оценки получаемой медицинской информации,. Индивидуальные домашние задания, реферат.
  ПК-5 Способность и готовность проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, Клинику и лаборатоно-интрументальную диагностику правила оформление медицинской документации амбулаторного больного Анализировать жалобы, анамнез болезни, лабораторные и инструментальные данные,. Владеть приемами осмотра, опроса больных с патологией внутренних органов, владеть навыками точной оценки и интерпретации полученных показателей Тестирование письменное, тестирование компьютерное,
  ПК-17 Способность и готовность выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин . Этиологию, патогенез и меры профилактики наиболее часто встречающихся заболеваний.   Применить знания основных симптомов и синдромов заболеваний внутренних органов на практике для диагностики заболеваний диагноз . Выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний Тестирование   Анализ первичной документации
  ПК-19 Способность и готовность выполнять основные лечебные мероприятия при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях у детей способных вызвать Принципы терапии основных заболеваний внутренних органов у человека. Сформулировать диаг-ноз; Разра-ботать план лечебно-профилактических ме-роприятий   Навыками лечения основных, изучаемых в данной дисциплине заболеваний. Анализ первичной документации. Тестирование
  ПК-21 Способность и готовность осуществлять детям и подросткам первую врачебную помощь в случае возникновения неотложных и угрожающих жизни состояний,. Принципы оказания первой, неотложной помощи детскому населению и подросткам, в соответствии с программой дисциплины.. Уметь диагностировать и назначить адекватное лечение при первой помощи, при неотложных ситуациях Навыками по осуществления первой врачебной помощи в случае возникновения. Тестирование Анализ первичной документации
  ПК-25 Способность и готовность к обучению детей и подростков правилам санитарно-гигиенического режима, пребывания детей и членов их семей в медицинских организациях и проведения среди родителей манипуляций и процедур, элементам здорового образа жизни Основные гигиенические и оздоровительные мероприятия, которые способствуют укреплению здоровья. Применить на практике комплексы оздоровительных и профилактических мероприятий. Основными приемами работы с детьми по внедрению в группы больных мероприятий по оздоровлению их жизни,. Собеседование по ситуационным задачам, индивидуальные домашние задания, реферат.

Разделы учебной дисциплины и компетенции, которые должны быть освоены при их изучении:

  ОК-1 ПК-3 ПК-5 ПК-12 ПК-17 ПК-19 ПК-21 ПК-25 ПК-27   Организация лечебно профилактической помощи в первичном звене здравоохранении 1. Структура первичного звена здравоохранения. 2. Участковая (городская ) поликлини-ка 3. Функциональные обязанности участкового педиатра 4 Принципы диспансерного наблюдения детей на педиатрическом участке. 5 Медицинская документация участкового педиатра 6.Организация лечебно-профилактической помощи детям в образовательных детских учреждениях 7. Показатели деятельности участкового педиатра.  

Тема №1.

Организационно – функциональная структура детской (городской) поликлиники. Приказы и нормативные акты, определяющие деятельность участкового педиатра и специалистов. Первичная медицинская документация врача (выписка рецептов, оформление больничного листа (родителям, родственникам по уходу за больным ребенком), работающему подростку, оформление справки по уходу за ребенком, оформление заключения комиссии по определению группы по физкультуре для учащихся и студентов

Наши рекомендации