Пятидесятничество и исцеление верой
Мольбы о чудесном исцелении — неотъемлемая часть христианства. Целительство — один из девяти даров духа, перечисленных в 12-й главе I послания апостола Павла к коринфянам. Иисус и его апостолы совершили 40 исцелений. Тысячи лет христиане славили чудесные исцеления, совершенные святыми. Святилища, знаменитые чудесными исцелениями, в том числе святилище во французском Лурде, ежегодно привлекают миллионы паломников. В XIX в. Мэри Бейкер Эдди придумала новую религию — «Христианскую науку»; в этом учении подчеркивалось, что болезнь есть результат ошибочных верований и что истинная вера в целительную силу Господа сделала бы врачей ненужными.
Рис. 14.2. Целитель силой веры Орал Роберте исцеляет пациента на массовом сеансе
Мы поговорим подробнее об особенно заметном примере целительства силой веры — американском «пробуждении исцеления». Если хилеры практически не нашли распространения в США, то сеансы исцеления верой стали неотъемлемой частью христианской культуры американского пятидесятничества и нередко привлекали громадную телевизионную аудиторию. Многие целители на вере, в том числе Орал Робертс, A.A. Аллен, Эрнест Энгли, Кэтрин Кульман, Ричард Росси, Бенни Хинн, Питер Попофф и Пэт Робинсон, обрели всеобщую известность и стали заметными персонами на телевидении. Пэт Робинсон даже выставлял свою кандидатуру на пост президента.
Если посмотреть поподробнее, окажется, что все эти публичные представления и исцеления верой, какими бы драматичны ми и эффектными они ни были, не так уж сильно отличаются от шаманских танцев. И то и другое запятнано мошенничеством и самообманом. В Интернете можно без труда найти примеры публичного разоблачения мошенников-целителей. Книга Джеймса Рэнди The Faith Healers (1989) — классический пример такого разоблачения.
Мы приведем здесь два знаменитых примера. В конце 1950-х гг. Марджо Гортнер был одним из самых молодых суперзвезд целительства верой. Он стал единственным целителем, представленным в телешоу Рипли «Хотите верьте, хотите нет!» («Самый молодой в мире проповедник»), а также лауреатом Оскара. Марджо (сокращение от «Мэри» и «Джозеф») родился в семье евангелистов, в возрасте трех лет был посвящен в духовный сан в церкви Church of the Old Time Faith, а в четыре с половиной года провел свое первое бракосочетание в Калифорнии в присутствии тележурналистов студии Paramount. Следует отметить, что после этого события, попавшего в выпуски новостей, в Калифорнии был принят закон о том, что заключать брак имеют право священники не моложе 21 года. В течение десяти лет родители Марджо неустанно таскали своего «чудо-ребенка» по громадным восторженным собраниям в пятидесятнических церквах и церемониям исцеления на открытом воздухе. Маленький «молельный автомат» (как называл мальчика отец) зарабатывал миллионы долларов. Он хорошо изучил все трюки и уловки, необходимые в этом деле, включая поддельные чудеса, разговор «на языках» и управление толпой (Kernochan, 2007). В 14 лет Марджо, устав от семейного мошенничества, сбежал; он поселился у некой пожилой женщины и стал посещать колледж.
Студенческая среда принесла молодому человеку новые страсти: ими стали курение травки, гражданские права и социальная революция. Став к этому времени атеистом, он вновь начал читать проповеди, на этот раз в пользу просвещения, но приняты они были весьма прохладно. Слушателям хотелось огня, крови и серы, и Марджо вновь изменил тон. На помощь пришли бешеный стиль рок-н-ролла и песни Rolling Stones, с которыми он познакомился в колледже. Марджо вновь обрел популярность. Но через четыре с половиной года, устав от лицемерия, он снял документальный фильм — собственную исповедь. Лента «Марджо» получила Оскара за лучший документальный фильм.
Питер Попофф никогда не получал Оскара и не появлялся в телешоу Рипли, но его история — старая как мир история обновления и способности людей верить, несмотря ни на что. Во многих отношениях Питер Попофф — типичный целитель силой веры. Попофф был популярен в 1980-х гг. Во время массовых сеансов на открытом воздухе он пользовался многими традиционными трюками. Пожилые верующие, которых привозили к Попоффу в инвалидных колясках, эффектно исцелялись, вставали и уходили с сеанса на своих ногах. Конечно, восторженной аудитории не сообщали, что старички и старушки могут ходить, а в колясках их привозят просто потому, что пожилым людям тяжело передвигаться самостоятельно. Обычно Попофф щедро осыпал своих слушателей неопределенными обещаниями исцеления, которые поражали тех, кто после сеанса чувствовал себя лучше или даже выздоравливал. Перед началом помощники целителя исподтишка собирали личную информацию об ожидающих снаружи пациентах, а Попофф затем вставлял ее чудесным образом в свою молитву об исцелении. Попофф был очень успешен, в 1987 г. он получал 4,3 млн долларов в месяц (Randi, 2000).
Однако больше всего прославило Попоффа столкновение с Джеймсом Рэнди и его ассистентом Стивом Шоу (Randi, 1989). Целители силой веры часто пользуются техниками холодного чтения и обращают к Богу молитвы, которые только кажутся конкретными. Однако публичные молитвы Попоффа были необычайно точными и содержали в себе имена, медицинские диагнозы и другую личную информацию — все это он получал от Бога. В 1986 г. Рэнди и Шоу провели простой эксперимент, который показал, что источник информации у Попоффа далек от божественности. Рэнди воспользовался скрытым радиоприемником и выяснил, что жена Попоффа перед началом и во время сеанса ходила по аудитории и непринужденно заговаривала с разными людьми, в том числе с пациентами и их родственниками. Затем при помощи портативного передатчика она передавала мужу (на голове у него были надеты миниатюрные наушники), что надо говорить. В результате Попофф объявлял тысячам пораженных почитателей точное имя, болезнь и адрес конкретного участника. Все мероприятие, включая передачи жены и следующие за ними чудесные молитвы Попоффа, были записаны и хранятся для по томков. Разоблачительные клипы с сеанса Попоффа впервые были показаны в Tonight Show Джонни Карсона и по сей день популярны в Интернете. Проповеди Попоффа в тот год прекратились, а сам Попофф объявил о своем банкротстве. Поначалу целитель пытался отвергать обвинения Рэнди, затем заявил, что записи Рэнди — подделка, а в конце концов объявил, что действительно пользовался иногда радиопередатчиком дополнительно к силе Духа Святого.
Рис. 14.3. Альбрехт Дюрер. Руки молящегося (1508)
Вы можете подумать, что разоблачение стало концом Питера Попоффа? Ничего подобного. Пути Господни неисповедимы. Рэнди представил свои данные в прокуратуру США, но там решили не расследовать это мошенничество. С 2005 г. Попофф читает на телевидении ночные проповеди и предлагает покупать маленькие пластиковые пакетики с «водой из чудодейственного источника». В настоящий момент проповеди приносят Попоффу 23 млн долларов в год (Charity Navigator, 2007).
У исцеления верой есть темная и жестокая сторона. Пациенты, страдающие артритом, отбрасывают костыли только для того, чтобы чуть позже, когда содержание адреналина (и эндорфинов) в крови упадет до нормального уровня, обнаружить, что боль вернулась. Серьезно больные пациенты умирают, доверившись молитве и отказавшись от медицинской помощи. Были случаи, когда родители теряли детей, лишая их необходимых лекарств и доверяя Богу. Есть по крайней мере один документально подтвержденный случай, когда пациент умер от компрессионного перелома позвоночника, причем, скорее всего, непосредственным поводом к трагедии послужило выполнение команды целителя, который приказал ему бегать взад и вперед по сцене (Hines, 2003; Randi, 1989).
Вообще, работает ли исцеление верой? Рэнди (Randi, 1989) и Хайнс (Hines, 2003) проанализировали полдюжины научных обзоров, где исследовали заявления о чудесном исцелении, и не нашли ни одного случая, который бы не рухнул при внимательном рассмотрении. Конечно, верующим нет до этого никакого дела. Даже христиане, отношение которых к исцелениям верой остается критическим, иногда проявляют терпимость и смотрят на все сквозь пальцы.
Однако известный врач и ученый Стивен Барретт, основатель антишарлатанского сайта quackwatch.com, видит здесь проблему (Barrett, 2003) и считает, что:
• необходимо принять законы, которые защитили бы детей от медицинского небрежения под видом целительства, и обеспечить их исполнение. В тех штатах, где религиозные взгляды позволяют уйти от обвинений в медицинском небрежении, подобные исключения должны быть отменены. Возможно, следует запретить применение целительства верой к несовершеннолетним;
• расходы на целительство верой не должны быть основанием для налоговых вычетов;
• репортерам следует чаще отслеживать дальнейшую судьбу «исцелившихся» людей;
• «целителей», получающих большие деньги за счет трюков и обмана, следует преследовать за воровство в крупных
Традиционное христианство
Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего.
Иак., 5:14-15
Важно понять: если отбросить намеренное мошенничество и театральный драматизм, окажется, что представление о паранормальном у шаманов и целителей верой одно и то же. Заключается оно в том, что человек может попросить сверхъестественное существо изменить для него что-то в физической Вселенной. Вообще, возможность такого изменения прямо заявлена или подразумевается в учении практически любой церкви в Америке. И 83 % американцев верят в это (Rice, 2003). Либеральные церкви часто проводят различие между «излечением» (восстановлением телесного здоровья) и «исцелением» (восстановлением психологического благополучия). Однако даже такое разделение вызывает вопросы. Большинство известных мне либеральных церквей не стесняются молиться о «мудрости», «силе» и «надежде» для людей, стоящих вне церкви; хотя эти люди могут не иметь никакого понятия о том, что за них молятся. Если бы подобное вмешательство работало, это было бы не меньшим чудом, чем удаление хилером опухоли или отброшенные костыли после сеанса исцеления верой. В конце концов «мудрость», так же как и «сила» и «надежда», сводится к нейрофизиологическим событиям. Чтобы далекая молитва возымела такой эффект, она должна оказать на мозг вполне физическое действие. Однако учитывая, что большинство американцев верит в физическую действенность молитвы, различия, проводимые либеральными теологами, вероятно, лишены смысла (глава 2).
Доказательства
Большинство американцев верят, что молитвы об исцелении работают. А на самом деле? Это честный вопрос, и верующие не должны стесняться задавать его. И в Ветхом, и в Новом Завете немало рассказов об объективной проверке чудес, причем проверке, санкционированной Богом.
В Ветхом Завете рассказывается по крайней мере об одном чуде, которое представляет собой попытку провести эксперимент с участием контрольной группы. В Третьей книге царств (3 Цар. 18:20–40) Илия предложил пророкам Ваала (местного ложного божества) испытание. По традиции принесли в жертву двух тельцов: одного Ваалу, другого Господу. По традиции под жертвенным тельцом полагалось разжечь огонь; однако в этом испытании огня не разжигали. Вместо этого пророки обратились к Ваалу и к Господу с просьбой об огне. Чтобы сделать испытание еще более строгим, Илия отошел в сторону и дал поклонникам Ваала возможность добиваться божественного вмешательства сколько угодно. У них ничего не вышло. Илия даже велел вылить на своего тельца двенадцать ведер воды (уменьшив таким образом возможность случайного возгорания или мошенничества). Затем на виду у всех — и скептиков, и верующих той и другой стороны — Господь послал с небес огонь и поджег тельца. (В другом эксперименте (Дан. 1:1-16) вегетарианская диета оказалась лучше и питательнее яств с царского стола. Однако волей ли Господа это произошло, неясно.)
Традиция продолжается и в Новом Завете. Когда Фома захотел пощупать раны Иисуса в доказательство его воскресения, Иисус не возражал (Ин. 20:24–29). В самом деле, Иисус не требовал, чтобы ученики его удовлетворялись догадками и слухами, он предложил им множество доказательств своего присутствия после воскресения (Ин. 20:31). Многие чудеса совершались в присутствии враждебно настроенных скептиков (даже ученых священников), при многочисленных свидетелях и с последующей проверкой для подтверждения аутентичности.
И сегодня распознать и восславить дело Господне — важная часть поклонения Богу. Верующие молитвой славят и благодарят Господа, когда видят объективные доказательства того, что молитвы услышаны. (Мне пока не приходилось встречать христианина, который стал бы благодарить Господа за убедительный обман.) Однако значительная часть эмпирических доказательств исцеления верой представляет собой свидетельства разных людей. Вообще, многие христиане движимы глубоким желанием «сви детельствовать», т. е. показывать словом и делом силу и правду Иисусову. Во время церемонии исцеления верой это желание может заставить человека выйти вперед и публично рассказать о своих переживаниях. Это же желание может подвигнуть человека на помощь бедным.
Мы уже убедились, что свидетельства людей — не лучший вид доказательства. Так же как Фома нуждался в проверяемом эмипирическом испытании, многие люди, как верующие, так и скептики, пытались сами, помимо чужих рассказов, убедиться в эффективности молитвы. Результаты некоторых исследований были опубликованы в серьезных научных журналах. В самом деле, в число журналов, посвящающих специальные выпуски духовности и здоровью, входят American Psychologist, Annals of Behavioral Medicine, Health Education Behavior, Journal of Health Psychology, Psychological Inquiry и Research on Aging. Во многих профессиональных организациях имеются специальные подразделения, посвященные теме духовности и здоровья. Удивительное число профессионалов в области здравоохранения используют в своей деятельности молитву. Исследования показывают, что больше половины социальных работников пользуются заступнической молитвой как инструментом в своей профессиональной деятельности (Hodge, 2007) — это даже больше числа сиделок, использующих в своей работе волшебное целительное прикосновение (глава 13). Я не устаю поражаться числу лицензированных специалистов здравоохранения, уверенных в том, что эффективность заступнической молитвы доказана исследованиями.
А теперь о сверке с реальностью. Что говорят исследования? Во-первых, мы не будем рассматривать те из них, где проверялось действие молитвы на молящегося. Сам акт молитвы вполне может помочь человеку расслабиться, снять стресс, наладить отношения с людьми и что-то для себя понять — это никак не противоречит законам физики. Нас же, напротив, интересует удаленная заступническая молитва (ЗМ), когда один человек молится за другого. Человек, за которого молятся, часто находится совершенно в другом месте и даже не знает, что является объектом молитвы. Такая ситуация — законный повод для исследований, особенно с учетом того, что практика удаленной заступнической молитвы поощряется и практикуется в церквах, а во многих конфессиях даже входит в богослужебный чин. Вообще, это самая широко распространенная форма альтернативной медицины (Barnes, Powell-Griner, McFann & Nahin, 2002).
Существует по крайней мере 16 опубликованных исследований по влиянию заступнической молитвы. Исследователей интересовало действие заступнической молитвы на ревматоидный артрит, лейкемию, сердечные заболевания, наркоманию, почечные болезни, бесплодие и психологическое благополучие (Masters, 2005). Мастерс, Спилманс и Гудсон (Masters, Spielmans & Goodson, 2006) в самом полном на сегодня метаисследовании проанализировали 15 таких работ. (Они решили исключить из рассмотрения Leibovici, 2001. См. с. 439.) В двух словах, эмпирические доказательства не подтверждают эффективности заступнической молитвы.
Однако популярная пресса (а иногда и ученые, которым следовало бы знать лучше) временами путается и объявляет негативные результаты позитивными (см.: Gerhardt, 2000; Pollack, 2001; Posner, 1998; Wallace, 1996; Chopra, 2008). Репортеры часто обращают внимание на сомнительные исследования и игнорируют другие, более качественные. Еще чаще пресса принимает на веру выводы авторов исследования, не принимая во внимание последующую критику, а то и просто не зная о ее существовании. Возможно, такие искажения объяснимы: ведь эту тему многие воспринимают очень эмоционально, и большинство американцев верит в эффективность молитвы. Однако с учетом давней истории ошибок и искажений я считаю, что человеку, который серьезно интересуется заступнической молитвы, важно познакомиться с шестью лучшими исследованиями по эффективности молитвы и с тем, что они реально обнаружили.
СВЕРИМСЯ С РЕАЛЬНОСТЬЮ
Почему журналисты и ученые склонны неверно передавать результаты исследований молитвы? Обсудите это с использованием инструментария здравомыслящего критика.
Эксперимент Галтона
Первый, вероятно, эмпирический эксперимент по проверке эффективности молитвы провел Фрэнсис Галтон (Francis Galton, 1872), отец современной статистики и кузен Чарлза Дарвина. Он рассудил, что короли, духовенство и миссионеры должны жить долго, поскольку являются наиболее вероятным объектом множества молитв. Проверив по документам, он не обнаружил никакой разницы. Даже законники (а Галтон рассудил, что они вряд ли являются реципиентами большого количества молитв, по крайней мере молитв о здравии и долголетии) жили в среднем столько же, сколько представители духовенства. Галтон не особенно удивился результату, рассудив, что страховщики давно обнаружили бы связь между благочестием рода занятий человека и его долголетием, если бы такая связь существовала.