Диагностика состояния произносительной стороны речи

Особенности дыхательной функции

Начинать следует с обследования «энергетической базы голоса» — дыхания. Функция дыхательной системы изучается в состоянии покоя. Отмечается глубина и скорость вдоха, ровность и длительность выдоха, определяется преимущественный тип дыхания. Дыхательные движения грудной клетки, брюшного пресса и верхнего плечевого пояса оцениваются визуально.

В зависимости от того, какие отделы легких принимают наиболее активное участие в акте дыхания, различают ключичное, грудное и реберно-брюшное (косто-абдоминальное) дыхание. При всех типах в дыхании участвует диафрагма. Степень ее участия максимальна при реберно-брюшном дыхании и минимальна при ключичном дыхании. При ключичном дыхании экскурсии грудной клетки совершаются за счет расширения и приподнимания ее верхней части, брюшная стенка во время вдоха втягивается. Вдох напряжен, нагрузка приходится на мышцы плечевого пояса и верхней части груди, при этом вокруг глотки возникает напряжение, которое неблагоприятно влияет на речь. При таком типе дыхания нарушается дыхательное обеспечение речи. Грудное дыхание осуществляется преимущественно за счет сокращения наружных и внутренних межреберных мышц. Реберно-брюшной тип дыхания отличается активной работой всей дыхательной мускулатуры. Во время вдоха, если ребенок лежит, брюшная стенка должна подниматься вверх, а если он сидит или стоит — выдвигаться вперед. На выдохе живот втягивается. Этот тип дыхания является наиболее правильным, физиологичным, менее утомительным, а поэтому создает наиболее благоприятные условия для работы голосового аппарата.

Для изучения особенностей ротового выдоха можно проводить игры «Футбол», «Полетели-полетели» и «Свеча». Их суть в том, чтобы ребенок целенаправленно дул на предмет, приводя его в движение. В футболе это — комочек цветной ваты, а в игре «Полетели-полетели» — бабочки и самолетики на цветных нитях. В игре «Свеча» возможно наглядно следить за плавностью выдыхаемой струи: выдох прерывистый — бумажка поднимается, опускается, дрожит; выдох ровный — бумажка плавно отклоняется.

Особое значение процесс дыхания имеет в связи с фонацией. Дыхание, которое обеспечивает образование голоса и звуков речи, называется фонационным.

Оценка сформированности фонационного дыхания складывается из следующих показателей:

— соотношение между вдохом и выдохом в процессе речи;

— определение фазы дыхания, в которой производилось;

— проговаривание слов (в фазе вдоха, в фазе выдоха, в момент полного выдоха);

— характер, глубина, речевого дыхания;

— возможность дифференциации носового и ротового дыхания;

— эффективность использования речевого дыхания при произнесении логически завершенного отрезка высказывания.

Изучение данных показателей проводится при выполнении следующих упражнений.

Упражнение 1. Сделать неглубокий вдох через нос (понюхать цветочек), а во время выдоха протяжно произносить:

А-А — А-А (покачать куклу); У-У-У-У (гудит пароход).

Упражнение 2. Сделать неглубокий вдох через нос, а на выдохе тянуть звук [В] — дует ветер.

Упражнение 3. Произносить слоги на длительном выдохе:

КО-КО-КО — курочка зовет цыплят; АФ-АФ-АФ — щенок лает;

ПИ-ПИ-ПИ — мышонок пищит; КУ-КУ-КУ-КУ — кукушка кукует;

МЯУ-МЯУ-МЯУ — котенок мяукает;

Упражнение 4. Каждое предложение произнести на одном выдохе:

Это Оля. У Оли ляля. У Оли ляля Поля.

Это Валя. У Вали панама. У Вали синяя панама.

Состояние тембра голоса

При изучении баланса резонирования выделяют два типа нарушений: гиперназализация (открытый носовой оттенок голоса) и гипоназализация (закрытый носовой оттенок голоса). Назализация звуков [М-М'], [Н-Н'] в русском языке считается нормой. Атипичное использование полости носа в качестве парного резонатора ротовой полости при произнесении гласных и ряда согласных звуков рассматривается как гиперназализация. Гиперназализация чаще всего сопровождается носовой эмиссией (слышимой утечкой воздуха через носовые ходы при произношении звуков, требующих давления в полости рта).

Обязательно обращается внимание на наличие компенсаторных движений мимической мускулатуры (крыльев носа, лба, щек) во время фонации.

Для выявления гиперназализации используются следующие задания:

Упражнение 1. Произнести гласные в последовательности от наименее назальных к наиболее назальным:

А (ляля плачет), Э (мишка идет), О (зубик болит), У (пароход гудит), И (мышка бежит).

Оценка произношения звуков [П, Б] дает наиболее полное представление о небно-глоточной функции у детей, поэтому им предлагается:

Упражнение 2. Назвать 20 картинок с изображением 20 слов, содержащих звуки [П-П', Б-Б']. По количеству слов, произнесенных с носовым оттенком, можно предполагать степень небно-глоточной недостаточности.

Для составления дидактического материала важно использовать звуки, наиболее рано появляющиеся в речи ребенка, для образования которых необходимо определенное давление в ротовой полости: щелевые [Ф, В, X, их мягкие пары]; взрывные [П, Б, Т, Д, К, Г, их мягкие пары]: папа, попугай, паук, пальто, пони; пень, пила, петух, Петя, пи-пи-пи (пищит мышонок); баба, бык, бублик, Айболит, баю-бай.

Упражнение 3. Произнести одно и то же предложение, не содержащее носовые звуки, например: [у папы пальто; у Оли туфли] — дважды: с открытыми и закрытыми ноздрями. Если гиперназализация имеет место, звучание фразы изменяется. При нормальной функции небно-глоточного затвора предложения звучат одинаково.

Гиперназализация может иметь разную степень выраженности:

- легкую;

- среднюю;

- выраженную.

Носовая эмиссия выявляется с помощью медицинского стетоскопа (фото №17). Мембрана подносится к носовым ходам, и во время произношения хорошо слышно, какие звуки сопровождаются носовой эмиссией, а какие нет. Можно использовать также маленькое стоматологическое зеркальце (фото №18) или медицинский металлический шпатель (фото №19), который фиксируется под носовыми ходами, и в случае, если носовая эмиссия имеет место, запотевают.

 
  Диагностика состояния произносительной стороны речи - student2.ru

Выявление носовой эмиссии проводится при выполнении следующих упражнений.

Упражнение 1. Произносить слог [ПИ] (как пищит мышонок) 10 раз.

Упражнение 2. Повторить за логопедом 10 двусложных слов, каждое из которых содержит два глухих или два звонких губно-губных звука [П, Б]:

папа, пи-пи, попугай, пупок, пупсик, бабуля, бубен, бублик, би-би (машина), баю-бай (положи лялю спать).

Носовая эмиссия может быть:

— неслышимой, легкой;

— слышимой, умеренной;

— выраженной.

Недостаток носового резонирования (закрытый носовой оттенок голоса) проявляется при произнесении слов, содержащих звуки [М, Н]. При резко выраженной форме гипоназализации [М] произносится как [Б], а [Н] как [Д]. При закрытии носовых ходов гипоназализация не меняется.

Упражнения для выявления гипоназализации представлены в параграфе

В процессе обследования тембра голоса также необходимо учитывать такие его характеристики, как звонкость, полетность, звучность.

Наши рекомендации